| Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Технологические основы разработки и управления интернет-проектами» для направления 080500.68 «Бизнес-информатика» подготовки магистра
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет бизнес-информатики
Программа дисциплины Технологические основы разработки и управления интернет-проектами для направления 080500.68 «Бизнес-информатика» подготовки магистра
для магистерской программы «Бизнес-информатика»
Автор программы:
Малов Д.Н., к.т.н., доцент, dmalov@gmail.com
Одобрена на заседании кафедры инновации и бизнес в сфере ИТ « » 20__ г Зав. кафедрой Мальцева С.В. ________________________
Рекомендована секцией УМС «___»____________ 20__ г Председатель ________________________
Утверждена УС факультета бизнес-информатики «___»_____________20__ г. Ученый секретарь ________________________ Москва, 2014
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
1Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 38.04.05 «Бизнес-информатика» подготовки магистра, обучающихся по магистерской программе «Электронный бизнес».
Программа разработана в соответствии:
с образовательным стандартом Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», уровень подготовки: магистр;
рабочим учебным планом университета по направлению 080500.68 бизнес-информатика подготовки магистра для магистерской программы «Электронный бизнес» .
2Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины является приобретение комплекса теоретических знаний и методологических основ в области ИТ-консалтинга, а также практических навыков необходимых для квалифицированного выполнения консалтинговых проектов.
3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен:
знать характеристики состояния рынка ИТ-услуг и тенденции его развития, основные виды и содержание консалтинговых услуг в сфере ИТ, типовые этапы консалтинговых проектов и их документацию, выполняемые ИТ-консультантами работы и применяемые методики в проектах создания /модификации ИС предприятий и организации их сопровождения, организации перехода к ИТ-аутсорсингу;
уметь определять цели и задачи консалтинговых проектов в сфере ИТ, разрабатывать коммерческое предложение на выполнение проекта, выбирать и применять методы работы под конкретную задачу проекта; планировать и документировать этапы проекта, анализировать полученные результаты, разрабатывать рекомендации по управлению соответствующим проектом;
иметь навыки (приобрести опыт) подготовки предложений по улучшению деятельности предприятия на основе использования ИТ/ применения ИТ-аутсорсинга; применения полученных знаний для анализа хода выполнения ИТ-проектов в области создания/модификации и организации сопровождения ИС предприятия/организации перехода к ИТ-аутсорсингу.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
| Код по ОС НИУ
| Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
| Консультирование по вопросам развития ИТ-инфраструктуры предприятия
| ПК-17
| Владеет и использует
| Лекции, практические занятия, выполнение текущих и домашних заданий
| Принятие организационо-управленческих решений и готовность нести за них ответственность, в т.ч., в нестандартных ситуациях
| ОК-3
| Владеет и применяет
| Лекции, практические занятия, выполнение текущих и домашних заданий
| Планирование процессов управления жизненным циклом ИТ-инфраструктуры предприятия и организация их исполнения
| ПК-5
| Владеет и применяет
| Лекции, практические занятия, выполнение текущих и домашних заданий
| Разрабатывать и внедрять компоненты архитектуры предприятия
| ПК-10
| Владеет и применяет
| Лекции, практические занятия, выполнение текущих и домашних заданий
| Подготовка аналитических материалов для оценки мероприятий и выработки стратегических решений в области ИКТ
| ПК-1
| Владеет и применяет
| Лекции, практические занятия, выполнение текущих и домашних заданий
| Проведение научных исследований для выработки стратегических решений в области ИКТ
| ПК-14
| Демонстрирует
| Лекции, практические занятия, выполнение текущих и домашних заданий
| 4Место дисциплины в структуре образовательной программы Для студентов специализации «Электронный бизнес» в рамках магистерской программы «Бизнес-информатика» настоящая дисциплина является дисциплиной по выбору.
При изучении дисциплины обучающийся студент получает знания об современных информационных технологиях, применяемых в бизнесе и производстве. Осуществляет моделирование и разработку самостоятельных информационных систем, пользуясь полученными знаниями. Место дисциплины в удовлетворении требований заказчиков выпускников университета. Знание студентами механизмов моделирования позволяет им решать сложные инженерные задания, работая в команде, осуществлять анализ предметной области и выполнять постановку задачи для ее оптимальной реализации.
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны знать концептуальные основы архитектуры предприятия, методологию моделирования бизнес-процессов, основные классы ИС управления бизнесом, лучшие практики и современные стандарты в сфере ИТ; владеть методами проектирования ИС и инструментарием моделирования бизнес-процессов, уметь систематизировать и обобщать информацию, разрабатывать конкретные предложения по результатам исследований, готовить справочно-аналитические материалы для принятия управленческих решений в сфере ИТ.
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при написании курсовой и выпускной квалификационной работ, подготовке научных статей, докладов, презентаций исследовательских работ, в практической и исследовательской деятельности.
5Тематический план учебной дисциплины
№
| Название раздела
| Всего часов
| Аудиторные часы
| Самостоятельная работа
| Лекции
| Семинары
| Практические занятия
|
| Управление проектами в методологии RUP
| 216
| 38
| 38
| 0
| 140
|
| Итого часов
| 216
| 38
| 38
| 0
| 140
| 6Формы контроля знаний студентов Тип контроля
| Форма контроля
| 1 год
| Параметры
| 2
| 3
| 4
| Текущий
(неделя)
| Контрольная работа
|
| 10
|
| Письменная работа 60 минут, оценка результатов -1 неделя
| Реферат
|
| 9
|
| Объем 20-25 стр.,
оценка результатов 2 недели
| Домашнее задание
|
|
| 10
| Пояснительная записка до 15 стр., защита в виде презентации -7-10 слайдов, оценка результатов 2 недели
| Итоговый
(неделя)
| Экзамен
|
|
| 12
| Устный экзамен, 20 минут на студента
|
6.1Критерии оценки знаний, навыков Студент должен продемонстрировать знание разделов дисциплины и способность представить результаты выполнения домашних заданий и качественный реферат на заданную тему в соответствии с требуемыми компетенциями.
Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
7Содержание дисциплины Раздел 1. Управление проектами в методологии RUP
Менеджмент в разработке программных изделий.
Функциональные роли в коллективе разработчиков.
Ключевые роли коллектива разработчиков и задача определения кадровых ресурсов проекта.
Принципы построения системы деятельностей программного проекта.
Методологические стратегии.
Жизненный цикл программного изделия и его модели.
Модели традиционного представления о жизненном цикле.
Производственные функции в моделировании жизненного цикла: модель фазы-функции.
Моделирование объектно-ориентированного жизненного цикла программных проектов.
Технологические аспекты развития программных систем в моделях жизненного цикла.
RUP содержание дисциплин
Практические методики: использование технического задания как инструмента управления проектной деятельностью.
Практические методики: WBS - возможности и границы применимости.
Азбука шаблонов для нотации модели фазы - функции.
Итоги изучения деятельности менеджмента программных проектов.
Базовые учебники
Брукс Ф.П. Мифический человеко-месяц, или как создаются программные системы. - СПб: Символ-Плюс, 1999.
Крачтен Ф. Введение в Rational Unified Process.: Пер. с англ. – М.: Вильямс, 2002.
Основная литература
Кролл П., Крачтен Ф. Rational Unified Process – это легко. Руководство по RUP для практиков: Пер. с англ. – М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2004
Бек К. Экстремальное программирование: разработка через тестирование // Библиотека программиста. - СПб.: Питер, 2003.
Скопин И.Н. Основы менеджмента программных проектов. - Учебное пособие / М: ИНТУИТ.РУ "Интернет-Университет Информационных Технологий", 2004 г.
Леффингуэлл Д., Уидриг Д. Принципы работы с требованиями к программному обеспечению. Унифицированный подход.: Пер. с англ.: – М.: Вильямс, 2002.
Дополнительная литература:
Скопин И.Н. Понятия и модели жизненного цикла программного обеспечения: Учебное пособие/ НГУ. - Новосибирск, 2003.
Фаулер М. Новые методологии программирования, http://www.maxkir.com/sd/newmethRUS.
Шафер Д.Ф. Фатрелл Р.Т., Шафер Л.И. Управление программными проектами: достижение оптимального качества при минимуме затрат.: Пер. с англ. - М.: Издательский дом "Вильямс", 2003.
Соммервилл И. Инженерия программного обеспечения, 6-е издание.: Пер. с англ. - М.: Издательский дом "Вильямс", 2002.
Количество часов аудиторной работы – 84 часов.
Общий объем самостоятельной работы – 96 часов.
Формы и методы проведения практических занятий по разделу, применяемые учебные технологии: доклады, обсуждения, решение задач, рассмотрение кейсов.
8Образовательные технологии Образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы: доклады, обсуждения, решение задач, рассмотрение кейсов.
9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента 9.1Тематика заданий текущего контроля Тематика домашнего задания Выделение бизнес-процессов: объектов хозяйственной деятельности и зависимостей между ними и построения диаграмм в нотации RUP. Примеры заданий для студентов: Выделение бизнес процессов из словесного описания хозяйственной деятельности предприятия, выявление требований к ИС, составление первичной структуры функционирования ИС. Используя среду Rational Rose необходимо составить диаграммы функционирования предлагаемого предприятия.
Подготовка коммерческого предложения на выполнение проекта автоматизации (на примере заданного бизнес-процесса) для предприятия (на примере условного предприятия)
Подготовка предложений по организации перехода к ИТ-аутсорсингу (на примере кейса / условного предприятия).
Примерная тематика рефератов Технологические аспекты развития программных систем в моделях жизненного цикла.
Самостоятельно проанализировать конкретный подход к организации разработки программного проекта (для разных методологий).
Предложить план развития конкретного проекта и обосновать его.
Дать варианты развития конкретного проекта, обусловленные различным соотношением загруженности работников.
Принципы построения системы деятельностей программного проекта.
Свободная тема по согласованию с преподавателем.
Примерные вопросы для текущего контроля, проводимого в форме контрольной работы Легкие и тяжелые методологии, их применимость и различия
Описание водопадной модели. Ее плюсы и минусы, риски и применимость.
Описание итеративной модели. Ее плюсы и минусы, риски и применимость.
Описание водопадной модели. Ее плюсы и минусы, риски и применимость.
Описание RUP. Плюсы и минусы, риски и применимость.
Взаимосвязь фаз, итераций, работ в RUP.
Объяснить практику разработки по требованиям, ее плюсы и минусы.
Объяснить практику простейшей архитектуры, ее плюсы и минусы.
Объяснить практику постоянной интеграции, ее плюсы и минусы.
Объяснить практику приемочного тестирования заказчиком, ее плюсы и минусы.
Объяснить практику приблизительного и точного планирования, ее плюсы и минусы.
9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины Примерный перечень вопросов к экзамену Итерации, фазы, стадии – что это и зачем нужно
Порядок работ на фазе планирования
Порядок работ на фазе проектирования
Порядок работ на фазе конструирования
Порядок работ на фазе внедрения
Порядок внедрения RUP в организации
Видение проекта – что там должно быть и зачем
Управление рисками на проекте
Двухуровневое планирование
Бизнес кейсы и бизнес план
Варианты использования – текстовая форма
Диаграмма вариантов использования
Общий план развития проекта, план релизов, план управления рисками и план управления качеством
Что строится с помощью метода WBS? Когда метод построения WBS сталкивается с непреодолимыми препятствиями? Укажите и прокомментируйте приемы, с помощью которых можно скорректировать планы, когда становится ясным, что в отведенные сроки не удается выполнить планы итерации.
Локальные взаимодействия в коллективе и принятие решений. Схема возможных изменений ситуаций при принятии проектных решений. Мозговой штурм и другие организационные мероприятия, связанные с контактами разработчиков.
Мотивация особого подхода к выполнению первой итерации и метод "Сначала в глубину". Особенности организации коллективной работы при выполнении первой итерации. Особенности планирования и управления на первой итерации. Этапы метода "Сначала в глубину" и их отличие от развития проекта после первой итерации.
10Порядок формирования оценок по дисциплине Дисциплина читается во третьем и четвертом модулях. Промежуточный контроль не запланирован. В четвертом модуле предусмотрен итоговый контроль – экзамен.
Формирование оценки по дисциплине, проводится следующим образом. Формирование накопленной оценки за 3 модуль На аудиторных занятиях оценивается активность студентов при работе на лекциях и практических занятиях, участие в дискуссиях и обсуждениях заданий, правильность решения поставленных задач.
Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на практических занятиях - Оаудиторная.
Оценивается самостоятельная работа студентов: правильность выполнения домашних работ, задания для которых выдаются на практических занятиях; полнота освещения темы докладов.
Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу– Осам. работа.
Накопленная оценка за текущий контроль учитывает правильность выполнения контрольной работы и подготовку реферата следующим образом:
Отекущий = 0,5·Ок/р +0,5·Ореф ;
Используется арифметический способ округления накопленной оценки текущего контроля.
В случае получения неудовлетворительной оценки за задание текущего контроля предусматривается его пересдача.
Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за 3 модуль рассчитывается следующим образом: Онакопленная за 3 модуль = 0,6·Отекущий + 0,2·Осам. работа +0,2·Оаудиторная
Используется арифметический способ округления накопленной оценки. Формирование накопленной оценки за 4 модуль На аудиторных занятиях оценивается активность студентов при работе на лекциях и практических занятиях, участие в дискуссиях и обсуждениях заданий, правильность решения поставленных задач.
Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на практических занятиях - Оаудиторная.
Оценивается самостоятельная работа студентов: правильность выполнения домашних работ, задания для которых выдаются на практических занятиях; полнота освещения темы докладов.
Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу– Осам. работа.
Накопленная оценка за текущий контроль учитывает правильность выполнения студентом домашнего задания, предусмотренного РУП:
Отекущий = Одз .
В случае получения неудовлетворительной оценки за задание текущего контроля предусматривается его пересдача.
Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за 4 модуль рассчитывается следующим образом: Онакопленная за 4 модуль = 0,5·Отекущий + 0,2·Осам. работа +0,3·Оаудиторная
Используется арифметический способ округления накопленной оценки. Формирование результирующей оценки за дисциплину Итоговая накопленная оценка за дисциплину формируется следующим образом:
Оитоговая накопленная = (Онакопленная за 3 модуль +Онакопленная за 4 модуль ):2.
Используется арифметический способ округления итоговой накопленной оценки. Результирующая оценка за дисциплину выставляется по следующей формуле: Орезультирующая итоговая = 0,3·Оэкзамен + 0,7·Оитоговая накопленная, где Оэкзамен – оценка за итоговый контроль (ответ непосредственно на экзамене).
Оценка за итоговый контроль (ответ на экзамене) Оэкзамен блокирующая, при неудовлетворительной оценке она равна результирующей.
Используется арифметический способ округления результирующей итоговой оценки. В диплом ставится результирующая итоговая оценка.
На экзамене студент может получить дополнительный вопрос (дополнительную практическую задачу), ответ на который оценивается в 1 балл.
11Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 11.1Базовые учебники Брукс Ф.П. Мифический человеко-месяц, или как создаются программные системы. - СПб: Символ-Плюс, 1999.
Крачтен Ф. Введение в Rational Unified Process.: Пер. с англ. – М.: Вильямс, 2002.
11.2Основная литература Кролл П., Крачтен Ф. Rational Unified Process – это легко. Руководство по RUP для практиков: Пер. с англ. – М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2004
Бек К. Экстремальное программирование: разработка через тестирование // Библиотека программиста. - СПб.: Питер, 2003.
Скопин И.Н. Основы менеджмента программных проектов. - Учебное пособие / М: ИНТУИТ.РУ "Интернет-Университет Информационных Технологий", 2004 г.
Леффингуэлл Д., Уидриг Д. Принципы работы с требованиями к программному обеспечению. Унифицированный подход.: Пер. с англ.: – М.: Вильямс, 2002.
11.3Дополнительная литература Скопин И.Н. Понятия и модели жизненного цикла программного обеспечения: Учебное пособие/ НГУ. - Новосибирск, 2003.
Фаулер М. Новые методологии программирования, http://www.maxkir.com/sd/newmethRUS.
Шафер Д.Ф. Фатрелл Р.Т., Шафер Л.И. Управление программными проектами: достижение оптимального качества при минимуме затрат.: Пер. с англ. - М.: Издательский дом "Вильямс", 2003.
Соммервилл И. Инженерия программного обеспечения, 6-е издание.: Пер. с англ. - М.: Издательский дом "Вильямс", 2002.
11.4Справочники, словари, энциклопедии Gartner : IT Definitions and Glossary/ http://www.gartner.com/technology/it-glossary/
11.5Программные средства Для подготовки практических задач, докладов и выступлений студентами используется современная учебно-лабораторная база, в том числе:
стандартные пакеты прикладных программ офисного назначения, в том числе:
информационные системы подготовки текстов (Microsoft Word);
системы электронных таблиц (Microsoft Excel);
системы подготовки презентаций (Microsoft PowerPoint);
11.6Дистанционная поддержка дисциплины Не используется. В качестве дальнейшего развития и повышения степени интерактивности взаимодействия преподаватель-студент планируется работа по переносу материалов дисциплины в систему LMS.
12Материально-техническое обеспечение дисциплины Используются ПК/ноутбук и проектор для проведения лекций и практических занятий, техническое оснащение компьютерных классов Автор программы:
_____________________________________ Д.Н. Малов
|