Скачать 1.08 Mb.
|
Методические рекомендации по изучению дисциплины «ЭКОНОМИКА И МЕНЕДЖМЕНТ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ» для студентов, обучающихся по направлению магистратуры «Биология (профиль «Общая биология») Курс «Экономика и менеджмент высоких технологий» является прикладной учебной дисциплиной подготовки магистров по направлению 020400.68 «Биология (магистратура)» профиль «Общая биология», и в тоже время, является базисом для освоения других специальных дисциплин, поскольку позволяет более широко взглянуть на задачи, поставленные перед специалистами в области проектного управления и эксплуатации высоких технологий в сфере производственного менеджмента по специальным направлениям, базирующихся на комплексном системном подходе. Данный учебно-практический курс рассматривает концептуальные основы, принципы и задачи реализации информационного и высокотехнологичного обеспечения профессиональной деятельности; методологические основы моделирования и проектирования информационных систем управления, а также построения информационной и высокотехнологичной инфраструктуры предприятия; аспекты и технологии формализации проектных решений; структуризацию, поиск и формализованное описание проблем предметной области связанных с вопросами высокотехнологичного развития и информатизации объектов управления; систематизацию путей достижения целей предметной области; практические основы реализации методов и технологий обеспечения профессиональной деятельности; базовые и специфические (перспективные) методы реализации проектирования высокотехнологичных систем; основы автоматизации функций рассматриваемой предметной области; функциональные и оценочные аспекты применения методологий и технологий инновационного развития; направления использования информационных ресурсов и технологий; процессы и типовые схемы организации проектирования и контроля за качеством его реализации; обеспечение адекватности полученных проектных решений в соответствии со спецификой рассматриваемой предметной области в рамках реализации проектного управления высокотехнологичным развитием. Изучение технологических основ и практических методов реализации высокотехнологичного развития объектов управления, повышение их надежности и эффективности, в том числе за счет формирования и использования современных информационных технологий и ресурсов, системного анализа структур, процессов и факторов, определяющих текущее и перспективное состояние и направление инновационного развития в условиях применения (или возможности применения) высоких технологий, а также формализованное представление перспективных проектных решений в данной сфере, является актуальным, и имеет большое практическое значение. Базисом для данного учебно-практического курса является анализ исходных методологических подходов и технологий обеспечения высокотехнологичного развития объектов управления, международных и национальных стандартов в данной сфере, которые в том числе излагают основы подготовки высококачественных проектных решений в рамках обеспечения реализации функций управления в рамках рассматриваемой предметной области. На данном этапе вырабатываются критерии, которые могут быть использованы в качестве основы для выработки оценок эффективности реализации высокотехнологичного развития, а также методов и средств его обеспечения. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «Экономика и менеджмент высоких технологий»:
Учебная задача курса выражена в необходимости — научить студентов применять полученные знания и навыки в рамках реализации системного подхода в области управления высокотехнологичной инфраструктурой производственных и экономических систем, в рамках оптимизации и совершенствования структур и аспектов функционирования объектов автоматизации, не зависимо от специфики рассматриваемой предметной области. Причем, изучение технологий и методологических основ проектного управления, в том числе информационных технологий, составляет базис обеспечения адекватности подготовки решений, выработки комплекса мер направленных на повышение качества и эффективности функционирования объектов высокотехнологичного развития, а также полного соответствия выбираемых, разрабатываемых и внедряемых информационных технологий специфики и условиям функционирования социально-экономических систем. В процессе изучения студентам предлагаются теоретические знания по особенностям реализации управления высокотехнологичной инфраструктурой с использованием современных методологий, программных средств и технологий, а также требованиям, предъявляемым к выбору средств и методов реализации проектных работ по информатизации деятельности объектов управления в соответствии со спецификой рассматриваемой проблемной области. Изучение программного материала должно способствовать формированию у студентов устойчивых знаний и практических навыков в области реализации проектных работ по высокотехнологичному обеспечению деятельности предприятий и организаций, и принятии решений относительно выбора конкретных методов, инструментария (инструментальных средств), технологий и типовых аналитических процедур, в соответствии со спецификой решаемых задач.
Дисциплина «Экономика и менеджмент высоких технологий» является базовой часть профессионального цикла дисциплин, формирующей основные знания и навыки магистра, и одним из обязательных курсов по направлению подготовки 020400.68 «Биология (магистратура)» профиль «Общая биология». Методологические подходы и технологии в рамках реализации информационного обеспечения и высокотехнологичного развития в профессиональной деятельности определяют основы устойчивого функционирования объектов управления в условиях изменений внутренней и внешней среды. Задачи изложения и изучения дисциплины – дать необходимые знания по основам применения современных технологий и методологий в рамках управления высокотехнологичной инфраструктурой и развитием организационно-экономических систем и их последующего анализа с точки зрения обеспечения высокого качества управленческой деятельности, посредством применения адекватной системы инструментальных средств.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен быть:
В результате изучения дисциплины «Экономика и менеджмент высоких технологий» студенты экономического факультета должны знать:
уметь:
владеть:
иметь представление:
обладать навыками:
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ (для всех направлений подготовки, на которых читается дисциплина (модуль): «Экономика и менеджмент высоких технологий» Общая трудоемкость дисциплины (модуля) составляет 1 зачетную единицу (из расчета 1 ЗЕТ = 36 часам): 36 часов.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ):
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ МОДУЛЬ 1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОМ РАЗВИТИИ Тема 1. Стратегия и тактика удовлетворения информационных и высокотехнологичных потребностей Введение в дисциплину «Экономика и менеджмент высоких технологий». Роль информационных технологий (ИТ) в деловом пространстве и высокотехнологичном развитии. Человек в информационном пространстве. Понятие «информационная потребность». Основополагающие сведения об информационной потребности. Стратегия и тактика информационной потребности, выбор стратегии удовлетворения информационной потребности, методы изучения информационных потребностей. Классификация информационных потребностей в высокотехнологичном развитии. Основные понятия и термины: Машинный интеллект. Средства массовой информации. Информационные ситуации. Информационная потребность. Стратегия. Проблематика информационного обеспечения менеджмента. Тема 2. Проблематика информационного обеспечения менеджмента Проблемы информационного обеспечения управления. Примеры информационных систем управления. Проблемные области информационных систем и технологий управления. Экономическая информация как часть информационного ресурса. Определение экономической информации, ее свойства. Классификация информационных ресурсов. Понятие информационных потоков. Виды информационного обеспечения менеджмента. Классификация информационных технологий в зависимости от различных критериев. Основные понятия и термины: Управленческая информация. Система информационного обеспечения. Проблемная область. Информация. Экономическая информация. Реквизит. Факт. Оценки. Персональные компьютеры. Корпоративные. Интеллектуальные обучающие системы. Технологии мультимедиа. Виртуальная реальность. Специфика технологий Интернет. Тема 3. Определение и основные функции системы обработки информации в высокотехнологичном развитии Необходимость получения данных для принятия управленческих решений в производстве. Автоматизированная информационная система как совокупность системы сбора и передачи данных и система обработки данных. Функции системы обработки данных. Кибернетическая модель предприятия с обратной связью. Основные возможности современных информационных систем. Основные понятия и термины: Управленческое решение. Автоматизированная информационная система (АИС). База данных. СУБД (систем управления базами данных). Банк данных. Функции управления. Обработка данных. МОДУЛЬ 2. МЕНЕДЖМЕНТ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОГО РАЗВИТИЯ Тема 4. Технологии обеспечения управленческой деятельности Предприятие как объект управления. Краткая характеристика базовых технологий управления предприятием на основе ИТ: планирование потребности в материалах MRP I, планирование потребности в производственных мощностях CRP, замкнутый цикл планирования потребностей материальных ресурсов CLMRP, планирование ресурсов производства MRP II, производство на мировом уровне WCM, планирование ресурсов предприятия ERP, оптимизации управления ресурсами предприятий ERPII, менеджмент как сотрудничество МВС. Основные понятия и термины: Равновесие. Устойчивость. Цель. Информация. Информационная деятельность. Информационное обслуживание (сервис). Тема 5. Технологии и экономика организационного развития и стратегического управления Управление эффективностью бизнеса ВРМ, стандарты стратегического управления, направленные на непрерывное улучшение бизнес-процессов BPI, система сбалансированных показателей эффективности BSC. Основы оценки экономической эффективности разработки и внедрения информационных технологий в менеджменте. Применяемые системы оценки проектов. Понятие «цепочка ценности» при оценке ИКТ проектов. Основные подходы и методы оценки проектов. Жесткий, мягкий и иерархический подходы (Гупта и Йана). Методика измерения ценности (МИЦ). Этапы проведения оценки проектов по МакКолламу и Уайту. Схема «информационной экономики». Использование сбалансированной системы показателей (ССП). Двухзвенная модель оценки. Критерии выбора подхода к оцениванию ИКТ проектов. Подход к оценке ИКТ проектов на основе функционально-стоимостного анализа. История создания и общее описание принципов анализа. Содержание ABC-анализа. Функциональная модель деятельности предприятия. Методика ABC-анализа. Основные понятия и термины: Стратегия. Главные финансовые задачи. Основная функция систем обработки данных. Информационное обеспечение. Программное обеспечение. Обратная связь. Прямая командная связь. Корпоративная информационная система. Сбалансированная система показателей. Тема 6. Методологические основы создания высокотехнологичных систем в управлении предприятием Основы создания ИТ на основе системного, информационного, стратегического и объектно-ориентированного подходов. Методические принципы совершенствования управления предприятием на основе ИТ. Разработка информационного обеспечения систем управления предприятием. Анализ процессного подхода к управлению экономическими системами. Методы и средства формирования информационной инфраструктуры организации. Особенности использования автоматизированных и неавтоматизированных информационных систем. Стратегические информационные системы. Основные понятия и термины: Системный подход. Социальная практика. Система. Элемент. Структура. Тема 7. Проблемы выбора подходов и методов моделирования информационных систем Классификация методологий и технологий разработки информационных систем управления. Новейшие методы: TQM - системное управление качеством, Flowchart - моделирование бизнес-процессов, методология RAD, SADT - структурно-функциональный анализ. Объектно-ориентированные методологии моделирования UML, ARIS. Основные понятия и термины: Связь. Состояние. Поведение. Внешняя среда. Модель. Стратегическая информационная система. ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
Образовательные технологии Образовательные технологии: Решение многоэтапного ситуационного кейс-задания в соответствии с тематическим планом и рассматриваемыми вопросами. Коллективное обсуждение стратегии высокотехнологичного развития в соответствии с выполненными этапами кейс-задания. Обсуждение практических вопросов применения средств и систем высокотехнологичного развития в профессиональной деятельности (рефератов и докладов). В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 020400.68 – «Биология» реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 25% аудиторных занятий (определяется требованиями ФГОС с учетом специфики ООП). Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40 % аудиторных занятий (определяется соответствующим ФГОС)). Интерактивные формы занятий:
12. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ) по предлагаемой схеме: ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ (ПР) СЕМИНАР № 1-2 |
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» | Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности «Биология» | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины Рекомендовано объединенной... Методические рекомендации предназначены для студентов ннгу, обучающихся по направлению «Менеджмент» | Гермогентова М. Н. Программа дисциплины. Риск-менеджмент: для студентов... Рабочая программа предназначена для студентов магистратуры, обучающихся по направлению 080100. 68 “Экономика” | ||
Методические указания по подготовке контрольных работ Методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080200. 62 «Менеджмент» профиль: «Экономика... | Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 9 Трудные... Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 9 Трудные вопросы синтаксического анализа для студентов, обучающихся по... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 11 Деловые коммуникации... Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 11 Деловые коммуникации для студентов, обучающихся по направлению подготовки... | Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой... Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой литературы: 1 часть для студентов, обучающихся по направлению... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 3 Региональная... Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 3 Региональная реклама и рекламные агентства для студентов, обучающихся по направлению... | Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 15 История русской... Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 15 История русской литературы: часть 2 для студентов, обучающихся по направлению... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой... Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой литературы: 1 часть для студентов, обучающихся по направлению... | Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой... Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой литературы: 1 часть для студентов, обучающихся по направлению... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 10 Выразительное... Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 10 Выразительное чтение для студентов, обучающихся по направлению подготовки... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 4 Теория и методика... Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 4 Теория и методика обучения русскому языку и литературе для студентов, обучающихся... | Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 14 Филологический... Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 14 Филологический анализ текста для студентов, обучающихся по направлению... |