«Лесная служба спасения»





Скачать 173.66 Kb.
Название«Лесная служба спасения»
Дата публикации05.07.2015
Размер173.66 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Частное учреждение

средняя общеобразовательная школа «Петровская школа»

«Лесная служба спасения»

Автор проекта:

Рыбина Ульяна Александровна,

5 «А» класс

Научный руководитель проекта:

Суслова Наталья Анатольевна,

учитель биологии

Москва, 2015 г.

Оглавление




Введение 2

Глава 1. История лечения лечебными травами в России. 4

Глава 2. Способы заготовки лекарственных растений. Применение лекарственных растений. 6

Глава 3. Практическая часть. Проведение опроса учащихся по теме исследования. Познавательные встречи. 7

Глава 4. Создание и оформление руководства по выживанию в лесу для детей и подростков «Лесная служба спасения». 9

Заключение 12

Список литературы и используемых интернет-источников 13

Приложение 1. Анкета-опросник по теме «Лесная служба спасения». 14

Приложение 2. Отзывы учащихся о проекте. 20

Приложение 3. Свидетельство Центра компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ им. Н.Э.Баумана № 1473-2013, выданное Рыбиной Ульяне Александровне 21


Введение


Тема проекта – «Лесная служба спасения».

Актуальность проекта. Целительные свойства растений тысячелетиями использовались всеми народами мира. С тех пор на смену травкам, листикам и корешкам пришли таблетки, пилюли, порошки. Люди стали проходить мимо тех естественных лекарств, которые растут у них под ногами и в которых они нуждаются.

Мною была сформулирована гипотеза - если бы человек разбирался в растениях, знал, как они выглядят в природе, и знал об их лечебных свойствах, то он без особых усилий смог бы помочь себе и своим спутникам, оказавшись в экстремальных ситуациях.

При сборе материала к исследованию, мною было отмечено, что все книги о лекарственных растениях написаны для взрослых: либо для врачей и специалистов по чрезвычайным ситуациям, либо для тех, кто увлекается садоводством. Мне не встретилось ни одной книги, рассчитанной на детей и подростков. И я поставила себе цель – сделать доступными для детей и подростков знания о лекарственных свойствах окружающих растений и о том, как с их помощью выжить в лесу.

Таким образом, лекарственные свойства растений лесов средней полосы России и эффективные правила поведения в лесу в экстримальных ситуациях стали объектом моего исследования.

Для достижения цели мною решались несколько взаимосвязанных задач:

  • Во-первых, была рассмотрена богатая история лечения лекарственными растениями в России;

  • Во-вторых, изучены способы заготовки лекарственных растений и их применение;

  • В-третьих, изучены наиболее распространенные лекарственные растения, произрастающие в лесах средней полосы России (свойства, лечебные формы, сырье и где их найти);

  • В-четвертых, изучены правила, соблюдение которых поможет выжить в лесу, если вы заблудились;

  • В-пятых, написан познавательный рассказ и оформлено Руководство по выживанию в лесу для детей и подростков «Лесная служба спасения».

Структура моего исследования определяется целью и задачами исследования и, в соответствии с этим, состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и использованных интернет-источников и трех приложений.

Моя работа получилась очень комплексной. Начав работать над темой по биологии, я практически сразу поняла, что без знаний по русскому языку и литературе, а также знаний по основам медицины реализовать замысел у меня не получится.

Мое увлечение рисованием и графическим дизайном помогло мне оформить продукт проекта - Руководство по выживанию в лесу для детей и подростков «Лесная служба спасения», включающее справочник лекарственных растений «Врачи в зеленых халатах».

Этапы проекта:

  1. Сбор материалов по теме исследования (01.10.2014-31.10.2014).

  2. Отбор интересной информации по теме исследования, ее анализ (01.10.2014-31.10.2014).

  3. Анкетирование учащихся, написание реферата и рассказа для книги и ее оформление (01.11.2014-20.11.2014).

  4. Доработка реферата с научным руководителем и учителями-экспертами (20.11.2014 – 25.11.2014).

  5. Подготовка к презентации проекта (25.11.2014 – 30.11.2014).

  6. Изготовление Руководства по выживанию в лесу для детей и подростков «Лесная служба спасения» (25.11.2014-30.11.2014).

  7. Открытые уроки по теме исследования для учеников начальной и средней школы (в соответствии со школьным планом-графиком).

  8. Передача книги в школьную библиотеку, в редакцию журнала ГЕОленок и на портал детской безопасности МЧС России «СПАС Экстрим» (декабрь 2015-январь 2015).

  9. Участие в конкурсе проектов (в соответствии со школьным планом-графиком).



Глава 1. История лечения лечебными травами в России.


Сведения об использовании лечебных свойств растений можно найти в памятниках древнейшей культуры — санскритской, европейской, китайской, греческой, латинской и т.д.

В Древней Руси использованию лекарственных растений уделялось большое внимание.

Древнейшей формой лекарственного растениеводства в России были монастырские сады, в некоторых из которых уже в XI веке в определенном порядке высаживали грядки «зелийных трав».

Сборщиков лекарственных растений называли травниками. Так же стали называть сборники описаний растений, которые они составляли.

С развитием торговли и ремесла на Руси появилась новая профессия — «лечцы». Они систематизировали разрозненные народные средства лечения. Для лечения наружных и внутренних заболеваний «лечцы» рекомендовали прикладывать свежие растения к пораженному участку или употреблять их внутрь.

Особенно много рукописных лечебников в России появилось в середине XVII века, когда был создан специальный Аптекарский приказ, ведавший снабжением лекарственными травами царского двора и армии.

Во второй половине XVII века в Москве и ее окрестностях были учреждены 3 аптекарских огорода - у Каменного моста, у Мясницких Ворот и в Немецкой слободе, культивировавших до 20 разных растений.

Большой интерес к изучению отечественных лекарственных ресурсов был проявлен в России после реформ Петра I. Основными наставниками по выращиванию лекарственных трав и приготовлению из них лекарств были иноземные ученые из Голландии и Германии.

Аптекарские сады находились всегда в тесной связи с врачебными учебными заведениями.

Конец XIX и начало XX века ознаменовались значительными успехами в области создания новых химических препаратов, в связи с чем применение растительных лекарственных препаратов сократилось. Крупные аптекарские огороды, накопившие многие тысячи видов растений, были преобразованы в ботанические сады.

В 30-е годы XX века были начаты работы по систематизации заготовок лекарственных растений, зародились науки фитотерапия и гомеопатия.

Глава 2. Способы заготовки лекарственных растений. Применение лекарственных растений.


Сегодня в мире насчитывается около 12000 лекарственных растений, которые обладают целительными свойствами. На территории нашей страны более 200 растений признаны лекарственными.

Лекарственные растения - растения, содержащие полезные вещества, используемые для лечения.

Лечение с помощью трав называют фитотерапией. Надо всегда помнить, что травы — это лекарства и их следует применять только по назначению.

В последнее время развивается гербология– наука, изучающая лекарственные травы, их свойства и особенности, а также правила составления сборов лекарственных трав.

Лекарственные растения являются источником получения лекарственного сырья. В этом качестве используют высушенные, реже свежесобранные части лекарственных растений: листья, траву, цветки, плоды, семена, кору, корневище и корни. Заготовки проходят в очень сжатые сроки.

Основные правила заготовки и сушки лекарственного сырья вырабатывались в течение многих столетий и сводятся к следующему:

  1. установить чередование сборов с таким расчетом, чтобы заросли не уменьшались;

  2. в местах сбора оставлять по два - три растения на 1 м кв.;

  3. после сбора корневищ и корней весь участок тщательно выравнивать.

Лекарственные растения используются как в отдельности, так и в сборах. По своим лечебным свойствам сборы оказываются более эффективными, т. к. травы усиливают действие друг друга и лечат сопутствующие заболевания.

Лекарственные растения хранят в стеклянной таре с плотно закрытой крышкой. Оптимальная температура хранения сырья 10—12°.

Из лекарственных растений изготавливают настои, отвары, настойки, порошки, мази, экстракты, сиропы.

Глава 3. Практическая часть. Проведение опроса учащихся по теме исследования. Познавательные встречи.


Для подтверждения актуальности выбранной темы исследования мною было проведено анкетирование учащихся начальной и средней школы.

В анкетировании приняли участие учащиеся 3-7 классов, всего 60 человек. Ребятам было предложено ответить на вопросы Анкеты-опросника по теме «Лесная служба спасения» (приложение 1).

Анкета включает 23 вопроса. Для каждого вопроса предлагалось выбрать из трех возможных ответов один правильный.

Результаты анкетирования представлены на диаграмме.

Результат участников анкетирования от 21 до 23 баллов оценивался как превосходный; от 18 до 20 баллов как отличный; от 15 до 17 баллов как хороший и менее 15 баллов как удовлетворительный.

14 человек (24% опрошенных) ответили правильно на 18 вопросов и более. Предполагаю, что эти ребята не только смогут выжить в лесу, но и помогут своим спутникам в трудной ситуации.

26 человек (43% опрошенных) дали правильные ответы на 15-17 вопросов. Эти ребята многое знают о том, как помочь себе в лесу, если они заблудятся. Тем не менее им необходимо углублять свои знания в области исследования.

Наконец, 20 человек (33% опрошенных) правильно ответили менее чем на 15 вопросов. Этим ребятам необходимо внимательно изучить информацию по теме.

Наибольшее затруднение у участников опроса вызвали вопросы, направленные на проверку знаний о поведении в лесу в экстримальных ситуациях. Однако и о лекарственных свойствах растений ребята в большинстве своем затруднялись дать правильный ответ.

Полученные результаты наглядно демонстрируют правильность моего предположения – для детей и подростков необходимо создать книгу, которая бы стала для них руководством по выживанию в лесу и содержала бы информацию о наиболее распространенных лекарственных растениях лесов средней полосы России.

c:\users\samsung\desktop\school works\dsc09485.jpg

В ходе познавательных встреч (уроки по «Окружающему миру» и «Биологии») ребята прослушали познавательный рассказ о поведении в лесу в экстримальных ситуациях; узнали правила, которые необходимо соблюдать, чтобы выжить в лесу; узнали, как можно использовать разработанный мною справочник лекарственных растений.

Информацию о встречах можно посмотреть на сайте школы, пройдя по ссылке http://petrovskaja-school.ru/about/news/151-uchenitsa-5-a-klassa-rybina-ulyana-provela-poznavatelnye-vstrechi-dlya-uchenikov-5-7-klassov.html.

По результатам встреч ребята написали много отзывов, в которых они поделились впечатлениями и говорили о полученных новых знаниях. Отзывы приведены в приложении 2.

Глава 4. Создание и оформление руководства по выживанию в лесу для детей и подростков «Лесная служба спасения».


Как было сказано ранее, мною было принято решение создать компактную и удобную в использовании книгу-руководство по выживанию в лесу.

В связи с этим мне предстояло изучить, какие действия необходимо сделать, чтобы книга увидела свет.

На первом этапе необходимо было создать рукопись.

В рукопись были включены 3 части:

  1. Познавательный рассказ. В главных героях моего рассказа – московских школьниках Саше и Василисе каждый современный ребенок или подросток может узнать себя. Согласно сюжету, во время школьных каникул, отдыхая у бабушки, ребята заблудились в лесу. Интерес Саши к ботанике позволил им справиться с трудностями и вернуться здоровыми и невредимыми домой.

  2. Правила, которые необходимо соблюдать, чтобы выжить в лесу. Они были мною сформулированы после прочтения и обобщения информации с интернет-сайтов для путешественников.

  3. Справочник диких лекарственных растений, которые произрастают в средней полосе России «Врачи в зеленых халатах». Для справочника мною была придумана система графических обозначений, которая помогает быстро понять от чего помогает растение, из какой его части и как приготовить лекарство, а также где его найти.

Рукопись была набрала на компьютере и сохранена в виде отдельного файла в doc.формате.

На втором этапе было проведено редактирование рукописи, или, как это называется, допечатная подготовка книги.

На этом этапе над книгой работают люди разных профессий - редактор, корректировщик, дизайнер, верстальщик и многие другие. Без их участия из рукописи вряд ли выйдет хорошая книга, которая будет радовать читателей. На этом этапе мне понадобилось найти помощников.

Экспертами по содержанию выступили мой научный руководитель – учитель биологии и мой дядя Алексей Комиссаров.

Работу дизайнера я полностью выполнила сама. Для этого в компьютерной программе ArtStudio for IPad при помощи стилуса мною были созданы иллюстрации к книге, оформлены названия и декоративные элементы страниц в виде листьев.c:\users\samsung\desktop\school works\2014-2015\zelenaya sluzhba spaseniya_2015\materiali k knige\фотография.png

Затем разработана система графических обозначений для справочника так, чтобы их смысл был максимально узнаваем. Отобраны фотографии растений.

Для корректировки текста рассказа я обратилась за помощью к учителю литературы. После этого совместно с учителем информатики я сделала макет книги.

На третьем этапе оформления макета книги необходимо помнить, что вся графика должна быть выдержана в одном стиле.c:\users\samsung\desktop\school works\2014-2015\zelenaya sluzhba spaseniya_2015\materiali k knige\kbspages2-22.jpg

c:\users\samsung\desktop\school works\2014-2015\zelenaya sluzhba spaseniya_2015\materiali k knige\screen shot 2014-12-07 at 11.07.14 pm.pngc:\users\samsung\desktop\school works\2014-2015\zelenaya sluzhba spaseniya_2015\materiali k knige\screen shot 2014-12-07 at 11.07.55 pm.png

Стиль моей книги задан смешными вытянутыми персонажами.

По моей задумке, обложка книги предлагает читателям расположиться у теплого костра. Буквы на обложке имеют яркий радужный цвет, как бы отражаясь в языках пламени.c:\users\samsung\desktop\school works\2014-2015\zelenaya sluzhba spaseniya_2015\materiali k knige\image.jpg

Таким образом, у меня получилось карманное издание, которое удобно брать в поход. Широкие поля в книге необходимы не только для красоты, но и еще позволят держать книгу в руках крепко, при этом не закрывать пальцами текст.

На четвертом этапе книга была передана в печать. Это уже чисто производственный процесс, который осуществляется в типографии. Напечатать книгу можно разными способами. Для книг с малым тиражом лучше всего подходит цифровая печать. Книгу напечатали на мелованной бумаге, обложку ламинировали.c:\users\samsung\desktop\school works\2014-2015\zelenaya sluzhba spaseniya_2015\materiali k knige\screen%20shot%202014-12-04%20at%209_12_00%20pm.png

Наконец, была подготовлена электронная книга в PDF-формате.

Заключение


Сейчас практически каждый человек может побывать в любом месте планеты. По воле случая, по своей неопытности, а иногда и сознательно можно попасть в сложную ситуацию и остаться один на один с природой.

Люди гибнут от зноя и жажды, не подозревая, что в трёх шагах находится спасительный источник воды; замерзают, не сумев построить укрытие из снега; погибают от голода в лесу, где много дичи; становятся жертвами ядовитых животных, не зная, как оказать первую медицинскую помощь при укусе.

Я много путешествую. И не хотела бы оказаться в такой ситуации. Поэтому занялась исследованием лекарственных растений и их полезных свойств, а также правил поведения в лесу в экстримальных ситуациях.

После проведенного исследования я могу с уверенностью сказать, что человек на природе постоянно находятся в «зеленой аптеке» без стен и крыш, но с полками, полными чудодейственных эликсиров.

Многие из лекарственных растений применимы в экстримальных ситуациях, нужно только знать, где их найти, и как превратить в лекарственное средство.

Я думаю, что после изучения написанной и оформленной мною книги - руководства по выживанию в лесу «Лесная служба спасения», включающего справочник лекарственных растений «Врачи в зеленых халатах», это задача не будет сложной для детей и подростков, и они смогут выжить в лесу, если окажутся в экстремальных условиях.

В перспективе мне представляется познавательным и интересным продолжить исследование тем, связанных с взаимодействием детей и подростков с окружающим миром, и пополнить библиотеку личных изданий новыми книгами.

Список литературы и используемых интернет-источников


  1. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/16359/

  2. http://discovertheworld.narod.ru

  3. http://herb.baluev.com

  4. http://jizn-v-lesu.ru

  5. http://lekarstvennie-rasteniya.narod.ru

  6. http://lestrava.ru

  7. http://medicinalplants.ru

  8. http://survinat.ru

  9. http://vyzhiv.narod.ru

  10. http://www.nkj.ru/archive/articles/6369/ (Наука и жизнь, "АПТЕКАРСКИЙ ОГОРОД" В ЦЕНТРЕ МОСКВЫ)

  11. Ильина Т.А. Лекарственные растения. Большая иллюстрированная энциклопедия / Т.А.Ильяна.-М.:Эксмо, 2014. – 304 с.: ил. – (Подарочные издания. Красота и здоровье).

  12. Лекарственные растения (каталог), М., 1985.

  13. Правила сбора и сушки лекарственных растений, под ред. А.И. Шретера, М., 1985.

  14. Растительные лекарственные средства, под ред. Н.П. Максютиной, Киев, 1985.


Приложение 1. Анкета-опросник по теме «Лесная служба спасения».


Инструкция: Прочитайте внимательно вопрос и выберете один правильный ответ из трех возможных. За каждый правильный ответ поставьте себе 1 балл. Просуммируйте баллы.

Вопрос 1. Какими должны быть первые действия в лесу, если вы заблудились?

  1. обязательно начать паниковать

  2. разбить лагерь на том месте, где вы потерялись, и ни в коем случае никуда не идти

  3. преодолеть страх и сохранить самообладание, обдумать план дальнейших действий

Вопрос 2. О каком растении в древности говорили, что «тот, кто при себе будет иметь его лист, сможет отправляться в самое далекое путешествие и пройдет этот путь без усталости»?

  1. черемухе

  2. полыни

  3. чернике

Вопрос 3. Какое растение похоже на отпечаток ноги человека?

  1. подорожник

  2. малина

  3. лопух

Вопрос 4. Где прорастает мох-сфагнум?

  1. в лесу

  2. по берегам рек

  3. на окраинах болот и в запрудах

Вопрос 5. Какие вещи надо обязательно взять с собой в лес?

  1. фонарик, соль, ложка, зарядка для телефона, котелок, ластик, компас

  2. фонарик, продукты, бинт, йод, пластырь, компас, мыло

  3. чипсы, фонарик, котелок, бантик, соль

Вопрос 6. В какую одежду надо одеться, когда идешь в лес?

  1. платье, кроссовки и легкую кофту

  2. кроссовки, панаму, джинсы, рубашку с длинным рукавом

  3. топик, смокинг, джинсы, ветровку

Вопрос 7. Как можно обозначить направление дальнейшего движение в лесу?

  1. надо вешать ленточки ткани на деревья, обозначая места, которые вы прошли

  2. рисовать что-то на тропинке

  3. надламывать ветки и бросать их на землю по ходу движения

Вопрос 8. Что можно использовать как перевязочный жгут для остановки кровотечения?

  1. венок из одуванчиков

  2. ремень, косынку или шарф

  3. травинку

Вопрос 9. Какое растение не только обладает лекарственными свойствами, но и пригодно для варки супа?

  1. крапива

  2. сосна

  3. калина

Вопрос 10. Какие растения заменят в лесу вату?

  1. мох-сфагнум и лишайники, белый пух камыша

  2. липа и земляника

  3. лещина и береза

Вопрос 11. Сколько костров рекомендуют разводить спасатели?

  1. один

  2. два

  3. чем больше, тем лучше

Вопрос 12. Какое растение на Руси назвали «кровавик»?

  1. тысячелистник

  2. землянику

  3. крапиву

Вопрос 13. Примочка из какой лекарственной травы поможет от нарыва?

  1. ромашки

  2. одуванчика

  3. василька

Вопрос 14. Соком какого растения можно смазывать мозоли, чтобы они прошли?

  1. полыни

  2. подорожника

  3. одуванчика

Вопрос 15. Про какое лекарственное растение придумана пословица «как без муки нельзя испечь хлеба, так и без него нельзя вылечить многие болезни»?

  1. зверобой

  2. аир обыкновенный

  3. василек

Вопрос 16. Какое растение поможет при укусах насекомых?

  1. лопух

  2. липа

  3. лещина

Вопрос 17. Какое растение очищает водоемы?

  1. аир обыкновенный

  2. ель

  3. дуб

Вопрос 18. Какое растение поможет при боли в глазах?

  1. василек

  2. валериана

  3. брусника

Вопрос 19. Какие растения помогут при простуде?

  1. липа и малина

  2. крапива и дуб

  3. мох-сфагнум и черемуха

Вопрос 20. Каким растением в лесу можно почистить зубы?

  1. зверобоем

  2. елью

  3. васильком

Вопрос 21. Где лучше всего создавать временное пристанище?

  1. на сухом открытом пространстве, поближе к ручью, реке

  2. около болот

  3. на дереве

Вопрос 22. Какое растение поможет найти воду в лесу?

  1. зверобой

  2. брусника

  3. любое растение-гигрофит, например, камыш.

Вопрос 23. Зачем надо пить подсоленную воду?

  1. соль задерживает воду в организме и организм меньше теряет влагу

  2. вода менее вкусная и ты не хочешь ее из-за этого пить

  3. тогда воды будет больше



Правильные ответы

Вопрос 1. В Вопрос 13. А

Вопрос 2. Б Вопрос 14. В

Вопрос 3. А Вопрос 15. А

Вопрос 4. В Вопрос 16. А

Вопрос 5. Б Вопрос 17. А

Вопрос 6. Б Вопрос 18. А

Вопрос 7. А Вопрос 19. А

Вопрос 8. Б Вопрос 20. Б

Вопрос 9. А Вопрос 21. А

Вопрос 10. А Вопрос 22. В

Вопрос 11. Б Вопрос 23. А

Вопрос 12. А

Если вы набрали:

от 21 до 23 баллов – Превосходный результат! Лес – один из ваших лучших друзей! Вы не только сможете выжить в лесу при любых условиях, но и сможете помочь своим спутникам в трудной ситуации. Руководство по выживанию в лесу «Лесная служба спасения» и справочник «Врачи в зеленых халатах» - твои постоянные спутники в путешествиях.

от 18 до 20 баллов – Отличный результат! Лес – ваш надежный друг. Если вы будете спокойны и у вас будет план действий, то лес поможет вам найти дорогу домой и вернуться здоровым и невредимым. Руководство по выживанию в лесу «Лесная служба спасения» и справочник «Врачи в зеленых халатах» - твои постоянные спутники в путешествиях.

от 15 до 17 баллов – Хороший результат! Ты уже многое знаешь о том, как помочь себе в лесу, если ты заблудился. Внимательно смотри по сторонам – помощники повсюду. Внимательно изучи руководство по выживанию в лесу «Лесная служба спасения» и справочник «Врачи в зеленых халатах», чтобы знать все о правильном поведении в лесу и твоих лесных помощниках.

менее 15 баллов – Удовлетворительный результат! Чтобы лес стал твоим лучшим другом, тебе необходимо внимательно изучить руководство по выживанию в лесу «Лесная служба спасения» и справочник «Врачи в зеленых халатах». В них ты найдешь массу полезных правил о поведении в лесу, если ты потерялся, и все о полезных свойствах лесных растений.

Приложение 2. Отзывы учащихся о проекте.


«Я никогда не была в лесу, но теперь я знаю, что мне делать, если какая-то экстримальная ситуация» Наталия, 6 класс

«Узнала много интересного» Лера, 6 класс

«Я узнала, что спасатели рекомендуют разводить два костра, а василек помогает при боли в глазах» Катя, 4 класс

«Мне понравилось, очень полезно, интересно. Я много узнала! Например, как надо одеваться в лес или что брать с собой» Арина, 4 класс

«Я узнала очень много. К примеру, новые растения и много новых слов» Настя, 4 класс

«Я узнал о том, что много спасений можно сделать и спастись» Богдан, 4 класс

«Я узнал то, что защищает водоемы, про аир, и про то, как действовать, когда человек ранен» Сережа, 4 класс

«Мне понравилось выступление тем, что я узнал много лекарственных растений» Пономарев М., 3 класс

«Мне понравился рассказ о лесной службе спасения. Я узнала много нового о лесе и о растениях» Арина, 3 класс

«Я узнал больше о растениях, которые помогают здоровью и лечению» Хорин М., 3 класс

«Я узнал много новых растений, которые применяют при ранениях и для здоровья» Игорь, 7 класс

«Уля, круто! Очень интересно и познавательно! Спасибо!» Ксения, 7 класс

«Мне понравилось! Хороший проект, актуальная проблема…Я много нового узнала про растения, которые можно встретить в лесу» Ольга, 7 класс

«Это очень полезный материал. Он понадобится в жизни» Полянский, 7 класс

Приложение 3. Свидетельство Центра компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ им. Н.Э.Баумана № 1473-2013, выданное Рыбиной Ульяне Александровне


c:\users\samsung\documents\scanned documents\рисунок (13).jpg


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Лесная служба спасения» iconПравила ссв служба спасения на водах мчс
Соревнования (испытания) представляют собой проверку готовности кинологических расчетов к проведению спасательных работ на акваториях...
«Лесная служба спасения» iconПлан. Введение. Таможенное право и его место в таможенном деле. Таможенная служба в рк
Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный...
«Лесная служба спасения» iconЛекция 4 Служба Telnet. Протокол Telnet. Служба ssh. Протокол ssh
Администрирование сети и сервисов InterNet. Учебное пособие, П. Б. Храмцов, 1997
«Лесная служба спасения» iconРабочая программа по учебной дисциплине Современная пресс-служба
...
«Лесная служба спасения» iconЛесная промышленность в России url

«Лесная служба спасения» iconЛитература Ашкенази Е. К. Анизотропия древесины и древесных материалов....
Ашкенази Е. К. Анизотропия древесины и древесных материалов. М., Лесная промышленность, 1978, 224 с
«Лесная служба спасения» iconТриада лесоуправление, лесоустройство и лесная экономика в трудах проф. М. М. Орлова

«Лесная служба спасения» iconЛесная академия
Муниципальное образовательное учреждение «заинская средняя общеобразовательная школа №3»
«Лесная служба спасения» iconГосударственная служба за рубежом управление культурой реферативный бюллетень №5'(55)2004
Реферативный бюллетень “Государственная служба за рубежом. Управление культурой” подготовлен сотрудниками отдела реферативной литературы...
«Лесная служба спасения» iconМ. Ю. Зенков зарубежный опыт управления Государственная служба
З зенков М. Ю. Зарубежный опыт управления: Государственная служба: Учебное пособие. — Новосибирск: нгау, 2004.— 130 с
«Лесная служба спасения» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «Психологическая служба в системе образования»
Учебное пособие по дисциплине «Психологическая служба в системе образования» для специальностей 020400 «Психология» и 310100 «Психология...
«Лесная служба спасения» iconКонкурс для старшеклассников «человек в истории. Россия ХХ век»
Международного благотворительного фонда спасения Петербурга-Ленинграда, Санкт-Петербург
«Лесная служба спасения» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Современная пресс-служба...
«Современная пресс-служба» для специальности 350400 «Связи с общественностью», разработанную к и н., доцентом кафедры «Коммуникационный...
«Лесная служба спасения» iconРабочая программа по геометрии 8 класса составл
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение санаторно-лесная школа №11
«Лесная служба спасения» iconЕдиная служба поддержки у нас в школе много вопросов, связанных с...
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Республики Татарстан учреждает государственные награды Республики Татарстан, устанавливает...
«Лесная служба спасения» iconПодходит к концу учебный год, и совсем скоро наши выпускники будут...
Единый Государственный Экзамен. Школьная психологическая служба предлагает Вашему вниманию ознакомиться с материалами, которые могут...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск