Система работы учителя по формированию читательской грамотности в начальной школе





Скачать 63.78 Kb.
НазваниеСистема работы учителя по формированию читательской грамотности в начальной школе
Дата публикации06.07.2015
Размер63.78 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
О.Ю. Кайгородова,

учитель начальных классов МБОУ "СОШ № 2"

г.Верещагино, Пермский край

Система работы учителя по формированию читательской грамотности в начальной школе

В динамично изменяющемся мире человеку постоянно приходится иметь дело с огромными потоками информации. Чтобы ориентироваться в этом потоке необходимо уметь анализировать, интерпретировать и оценивать информацию. Поэтому основы умений работать с информацией должны быть заложены в начальной школе. Эта позиция отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. Актуальность данной проблемы обусловлена и тем, что читательская грамотность лежит в основе умения учиться.

"Читательская грамотность - это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни." [2]. Эти слова положены в основу моей системы работы по формированию читательской грамотности у младших школьников, основанной на соблюдении следующих принципов: постепенность; последовательность, от простого к сложному; систематичность. Система работы включает следующие направления:1) формирование навыков чтения, 2) начитанность учащихся, 3) умение работать с книгой, 4)формирование навыков читательской деятельности, 5) внеурочная деятельность, повышающая у детей интерес к чтению, 6) проектно-исследовательская деятельность, 7) работа с родителями.

В период обучения грамоте работаем над формированием навыка чтения, т.к. у детей, испытывающих трудности в чтении возникают проблемы с пониманием прочитанного. В этот период эффективны следующие приёмы: чтение строчек наоборот по словам, восполнение пропусков букв в словах, чтение перевёрнутого текста, чтение строчек с закрытой нижней половиной, поиск в тексте заданных слов и т.д. Эти приёмы помогают формировать у учащихся навыки чтения, позволяющие воспринимать текст, а затем анализировать его. В период обучения грамоте начинаем работать и над формированием начитанности учащихся, предусматривающей знание детьми авторов и книг, соответствующих их возрасту и входящих в круг чтения, определённый программой. Для этого на уроках проводим пятиминутки чтения, используем прием "реклама книги", когда дети стараются увлечь своей книгой, ведем читательские дневники, организуем конкурсы на лучшего читателя.

Важно также научить учащихся работать с книгой, т.к. это необходимо им не только в учебной деятельности, но и в жизни. Для этого знакомим детей с элементами книги (обложка, форзац, содержание и т. д.), учим их ориентироваться в книге. На уроках учащиеся учатся работать с разными словарями: орфографическим, толковым, словообразовательным, фразеологическим и др. для получения дополнительной информации.

Особое внимание уделяем формированию навыков читательской деятельности. Это смысловое понимание прочитанного, умение составлять план к рассказу, выделять главную мысль текста, находить информацию, данную в скрытом, неявном виде, выбирать из текста предложения по заданию, уметь доказательно выразить свое мнение. Для этого используем приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо, позволяющие формировать ученика, мыслящего критически, т.е. способного к активной самостоятельной деятельности, выполняющего разные мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, классификация.

На разных этапах урока используем следующие приёмы: на стадии вызова - 1)"Верные и неверные утверждения". Учащимся предлагаются несколько утверждений по изучаемой теме, из которых дети, опираясь на собственный опыт, выбирают верные. Таким образом, дети настраиваются на изучение темы, выделяются основные моменты. Так, например, по теме: "Земля - планета Солнечной системы" предлагаем следующие утверждения: а) Земля - самая близкая к Солнцу планета. б) Луна - спутник Земли. в) Земля по размерам больше Солнца. и т.д.

2)"Мозговой штурм" организуем с целью выяснения того, что дети уже знают по теме, выдвижения предположений по теме.

На этом этапе важно, чтобы учащиеся с помощью вопросов и предположений сами сформулировали значимые для себя конкретные цели изучения нового материала, и это вызывает у них естественное желание узнать новое.

На этапе осмысления содержания используем следующие приёмы:

1) "Инсерт" - маркировка текста значками по мере его чтения, "V" - уже знал, "+" - новое, "?" - не понял, "-" - думал иначе.

2) "Перепутанные логические цепочки", когда отрывки из текста, цитаты, события необходимо расположить в хронологическом порядке, составить логическую цепочку;

3) «Кластер» - это графическая организация материала, когда в центре записывается ключевое понятие, а от него рисуем стрелки, соединяющие это слово с другими. Например, на уроках русского языка можно составить кластер, изучая части речи (кластер по теме "Имя существительное").При этом материал по теме систематизирован, представлен наглядно и лучше усваивается детьми.

4) Особым интересом у учащихся пользуется приём "Толстые» и "Тонкие" вопросы, а для учителя это показатель того, что учащиеся по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Таблица "толстых" и "тонких" вопросов может быть использована на любой из стадий урока. По ходу работы с таблицей в одну колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа (фактический ответ), в другую вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа (обстоятельный ответ). Например, по теме "Звезда по имени Солнце." примером "тонкого" вопроса будет следующий: "Сколько планет входит в Солнечную систему?", а "толстый" вопрос - "В какое время суток, по вашему личному опыту, солнечные лучи несут больше тепла на Землю?"

5) "Чтение с остановками" - учащимся предлагается ответить на вопросы, задаваемые учителем или самими учащимися по ходу чтения. Это могут быть простые, уточняющие, объясняющие, творческие, практические вопросы. Таким образом, на стадии осмысления содержания учащиеся непосредственно сталкиваются с новой информацией.

6) «ЗХУ» (знаю, хочу узнать, узнал) - использую на стадии рефлексии, если прием введен на первом этапе, учащиеся сопоставляют новый материал с тем, что знали, делают выводы по изучаемой теме, также у них могут возникнуть и новые вопросы.

На уроках литературного чтения эффективны разные приёмы работы с текстом, способствующие формированию читательской грамотности: выделение главной мысли текста, нахождение в тексте или составление предложений, наиболее полно отражающих главную мысль произведения, составление плана произведения, подбор пословиц к произведению, нахождение в тексте слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет героев произведения и т.д. Все эти упражнения способствуют пониманию учащимися изучаемого произведения, а, значит, способствуют формированию читательской грамотности. Большой интерес у учащихся вызывает работа по комплексному анализу текстов на уроках литературного чтения. Для этого используем небольшие по объёму художественные или научно-познавательные тексты . Предлагаемые задания (подбор заголовка к тексту, продолжи предложение, определи последовательность событий и др.) помогают детям лучше понять содержание текста и способствуют обучению учащихся извлекать из текста требуемую информацию и обрабатывать её. А сами тексты познавательного характера способствуют расширению кругозора учащихся.

Следующее направление по формированию читательской грамотности - это внеурочная деятельность. Формы организации её разнообразны: поэтические конкурсы, читательские конференции, литературные игры (например, "Поле чудес", викторины), инсценировки литературных произведений, библиотечные часы, "передвижной абонемент", кружок "Чтение с увлечением", на котором работаем с "Первоклассной газетой", разработанной ЦРМ (г. Екатеринбург) в качестве инструмента формирования читательской грамотности. А участие в конкурсах "ЭМУ - Эрудит" помогает отследить формирование у каждого обучающегося умений работать с информацией, через личный кабинет познакомить детей и их родителей с рейтингом класса, параллели. Такая работа способствует повышению интереса к чтению, формирует самооценку.

Формированию читательской грамотности также способствует и проектно-исследовательская деятельность, в процессе которой требуется найти необходимую информацию по теме, обработать её и представить результаты работы перед аудиторией. В течение учебного года мы с детьми учимся поэтапно работать над проектами на кружке "Проектная деятельность". Учащиеся увлечены этой работой, т. к. темы для своих работ дети выбирают сами. Например, "Мой друг - декоративная крыса", "Моя семья", "Мифологические герои в литературе" и др. Первыми помощниками нам в этой работе являются родители. С родителями мы проводим собрание на тему "Проектная деятельность младших школьников", где разбираем основные этапы работы над проектом, и какую помощь могут оказать родители на каждом из этапов. Проекты ежегодно представляем на конференции, которая проходит в классе, где присутствуют и родители учащихся, а лучшие проекты представляем на школьной конференции.

Родители являются не только первыми помощниками для своих детей, но и примером для них. "Если родители сами не вовлечены в чтение, то не читающие взрослые читать детей не приучат" [1]. Поэтому проводим собрания для родителей на следующие темы "Семейное чтение", "Роль книги в интеллектуальном развитии ребёнка" и т.д.

Сложившая система работы от обучения чтению к овладению навыками чтения для обучения [3] способствует достижению необходимого для продолжения образования уровня читательской грамотности выпускника начальной школы на второй ступени обучения.

Библиографический список:

1. Кузьмин Е.И. Поддержка и развитие чтения - общенациональная задача/ Поддержка и развитие чтения в библиотечном пространстве России: Сборник научно-практических работ/Составитель В.Я. Аскарова - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2007

2. Цукерман Г.А. Оценка читательской грамотности., -Москва, 2010

3.Материалы практических семинаров ЦРМ (г.Екатеринбург), 2013-2014 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Система работы учителя по формированию читательской грамотности в начальной школе iconПовышение квалификации учителей по курсу «методика формирования информационной...
В статье представлен опыт проведения занятий по дополнительной профессиональной образовательной программе повышения квалификации...
Система работы учителя по формированию читательской грамотности в начальной школе icon«Внутренняя система оценки качества образования в начальной школе»
Еропова Марина Акимовна, учитель мбоу «сош №8 им. А. С. Пушкина», первая квалификационная категория руководитель временной творческой...
Система работы учителя по формированию читательской грамотности в начальной школе iconСистема оценки достижения планируемых результатов освоения основной...
Программа написана на основе пособия «Критериальное оценивание в начальной школе: Пособие для учителя/ (Из опыта работы)// Е. И....
Система работы учителя по формированию читательской грамотности в начальной школе iconПлан работы заместителя директора по учебной работе по начальной...
Тема работы: «Формирование системы обучения в начальной школе, позволяющей повысить качество образования и воспитания учащихся в...
Система работы учителя по формированию читательской грамотности в начальной школе iconФормирование читательской грамотности младших школьников, по умк...

Система работы учителя по формированию читательской грамотности в начальной школе iconДиагностика читательской грамотности в 7 классах общеобразовательных...
Диагностика грамотности чтения учащихся 7 классов проводилась 22 января 2014 года по заявкам образовательных организаций в соответствии...
Система работы учителя по формированию читательской грамотности в начальной школе iconМуниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России 2013»...
I. Особенности формирования субъектной позиции школьников на уроках литературного чтения
Система работы учителя по формированию читательской грамотности в начальной школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проведение предметной недели в начальных классах стало традицией в нашей школе. Впервые в этом учебном году проводилась «Неделя по...
Система работы учителя по формированию читательской грамотности в начальной школе iconТема: Повышение качества образования в начальной школе
План – проект работы по повышению качества образования в начальной школе на 2013-14 уч год
Система работы учителя по формированию читательской грамотности в начальной школе iconИспользование информационных технологий в начальной школе
Интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (по В. Ф. Шаталову). Опыт работы учителя биологии...
Система работы учителя по формированию читательской грамотности в начальной школе iconСправка по итогам методической недели в начальной школе
В школе работает методическое объединение учителей начальных классов. Руководитель Никитина Л. П. Согласно плана работы Марковской...
Система работы учителя по формированию читательской грамотности в начальной школе iconРазвитие смыслового чтения в начальной школе как важнейшего ресурса...
Так, согласно данным вциома 34% взрослых россиян практически не читает. Идет процесс падения уровня читательской культуры практически...
Система работы учителя по формированию читательской грамотности в начальной школе iconЗадачи совместной работы учителя и библиотекаря по формированию библиотечно-библиографической...
Фаттахова Зоя Ивановна, заведующая Детской библиотекой поселка Калья, Североуральского округа
Система работы учителя по формированию читательской грамотности в начальной школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Одна из главных из проблем заключается в том, что многие учителя начальной школы работают по прогрессивным развивающим системам обучения...
Система работы учителя по формированию читательской грамотности в начальной школе iconМетодическая разработка "День здоровья в начальной школе" учителя...
Система гражданско-патриотического воспитания в мбоу гимназия №86, г. Нижний Тагил (базовая площадка гбоу дпо со «иро») + Диск
Система работы учителя по формированию читательской грамотности в начальной школе iconПояснительная записка к программе «введение в проектно- исследовательскую...
Программа предназначена для работы с детьми 1-4 классов во внеурочной деятельности учителей начальной


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск