Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТОВАРОВЕДЕНИЯ 1. Предмет, объекты и задачи товароведения. Значение товароведения в условиях современной экономики. Основные категории товароведения. Сущность терминов «товар», «потребительская стоимость товара», «качество товара», «информация о товаре».
2. Классификация товаров: цель, общие принципы и правила классификации, иерархический и фасетный методы классификации. Роль классификации в управлении качеством и ассортиментом товаров (на примере продовольственных или непродовольственных товаров).
3. Ассортимент товаров: виды, показатели рациональности ассортимента, управление ассортиментом товаров (на примере продовольственных или непродовольственных товаров).
4. Информация о товаре. Виды и средства информации. Требования к информации о товаре.
5. Измерительные методы и их использование при оценке качества, экспертизе и сертификации товаров.
6. Эвристические методы оценки качества товаров (органолептический, экспертный, социологический), особенности их использования в экспертизе продовольственных и непродовольственных товаров.
7. Номенклатура потребительских свойств и показателей качества товаров, их применяемость и весомость для товаров разных групп (на примере продовольственных и непродовольственных товаров).
8. Факторы, влияющие на формирование качества и конкурентоспособность (на примере продовольственных и непродовольственных товаров).
9. Роль стандартизации, технического регулирования и сертификации в обеспечении конкурентоспособности товаров (па примере продовольственных и непродовольственных товаров).
10. Идентификация и фальсификация товаров: виды, средства, способы. Особенности фальсификации отдельных групп и видов товаров. Последствия фальсификации. Раздел 2. ТОВАРОВЕДЕНИЕ ТОВАРОВ ОДНОРОДНЫХ ГРУПП 2.1 ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ 1. Крупа: классификация и ассортимент, факторы, формирующие и сохраняющие качество, требования к качеству, дефекты, экспертиза.
2. Мука: пищевая ценность, классификация и ассортимент, производство, экспертиза качества, дефекты, хранение.
3. Хлеб из пшеничной муки: пищевая ценность, ассортимент, производство, экспертиза качества, дефекты и болезни, хранение, черствение.
4. Макаронные изделия: пищевая ценность, классификация, экспертиза качества, упаковка, маркировка, хранение, дефекты.
5. Свежие овощи: классификация, химический состав отдельных видов, процессы, протекающие при их хранении, способы хранения свежих плодов и овощей, дефекты.
6. Свежие плоды: классификация, химический состав, пищевая ценность, процессы протекающие при хранении, дефекты.
7. Плодовые консервы (компоты, пюре, консервы для детского и диетического питания): пищевая ценность, классификация и ассортимент, факторы, формирующие и сохраняющие качество. Маркировка. Показатели качества. Дефекты.
8. Овощные консервы: пищевая ценность, классификация и ассортимент, факторы, формирующие и сохраняющие качество. Маркировка. Показатели качества. Дефекты.
9. Замороженные плоды и овощи: пищевая ценность, классификация и ассортимент, сырье, способы замораживания и их влияние на качество готовой продукции, требования к качеству, тара, хранение, дефекты.
10. Сахар: пищевая ценность, классификация и ассортимент, факторы, формирующие и сохраняющие качество, показатели качества, изменение качества при хранении, дефекты.
11. Мед: пищевая ценность, классификация и ассортимент, характеристика видов, показатели качества, упаковка, маркировка, хранение, виды фальсификации.
12. Карамельные изделия: пищевая ценность, классификация и ассортимент, характеристика начинок, факторы, формирующие качество, показатели качества, дефекты.
13. Шоколад: пищевая ценность, классификация и ассортимент, факторы, формирующие и сохраняющие качество, показатели качества, дефекты.
14. Конфеты: классификация и ассортимент, производство, экспертиза качества, хранение, дефекты.
15. Печенье, крекер, галеты: классификация и ассортимент, факторы, формирующие и сохраняющие качество, показатели качества, дефекты.
16. Пряничные изделия: пищевая ценность, классификация и ассортимент, факторы, формирующие и сохраняющие качество, показатели качества, дефекты.
17. Чай: химический состав, классификация, формирование потребительских свойств, показатели качества, упаковка, маркировка, хранение, дефекты.
18. Кофе натуральный (сырой, жареный, растворимый): пищевая ценность, классификация и ассортимент, факторы, формирующие и сохраняющие качество, процессы, происходящие при обжарке, требования, предъявляемые к качеству, возможные изменения качества при хранении, дефекты.
19. Безалкогольные напитки: значение в питании, классификация и ассортимент, особенности получения и состава отдельных групп, требование к качеству, хранение, дефекты.
20. Алкогольные напитки: классификация и ассортимент, особенности формирования потребительских свойств, показатели и оценка качества, показатели безопасности, факторы, сохраняющие качество, дефекты и болезни, фальсификация.
21. Пряности и приправы: пищевая ценность, использование, классификация и ассортимент, оценка качества, хранение, дефекты.
22. Молоко питьевое: химический состав, значение в питании, формирование потребительских свойств молока, классификация, экспертиза качества, упаковка, маркировка, хранение, дефекты.
23. Кисломолочные напитки: пищевая ценность, классификация и ассортимент, факторы, формирующие качество, сущность процессов, происходящих при получении, требования к качеству, упаковка, маркировка, условия и сроки хранения, дефекты.
24. Сыры: пищевая ценность, классификация и ассортимент, формирование потребительских свойств, требования к качеству, хранение, пороки.
25. Масло коровье: пищевая ценность, классификация и ассортимент, формирование потребительских свойств масла, требования к качеству, упаковка, маркировка, хранение, дефекты.
26. Растительные масла: пищевая ценность, классификация и ассортимент, формирование потребительских свойств масел, экспертиза качества, упаковка, маркировка, хранение, дефекты.
27. Маргарин: пищевая ценность, классификация, формирование потребительских свойств, экспертиза качества, упаковка, маркировка, хранение, дефекты.
28. Мясо убойных животных: пищевая ценность, классификация, маркировка, хранение.
29. Колбасные изделия: пищевая ценность, классификация и ассортимент, формирование потребительских свойств на примере одной из подгрупп, показатели качества, упаковка, маркировка, хранение, дефекты.
30. Рыба: пищевая ценность, классификация и ассортимент, способы разделки, показатели качества, хранение, дефекты. 2.2 НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ 31. Цветные и благородные металлы и сплавы, используемые для производства ювелирных изделий, их свойства, характеристики, достоинства и недостатки. Пробы.
32. Ювелирные, драгоценные и поделочные камни: определение, классификация, свойства, применение в ювелирных изделиях. Товарные свойства ювелирных камней: масса, твердость, прозрачность, цвет, чистота, редкость. Огранка ювелирных камней. Искусственные кристаллы. Способы закрепления камней в ювелирных изделиях.
33. Ювелирные изделия: потребительские свойства, классификация, ассортимент, оценка качества. Клеймение. Ювелирные украшения для рук, головы, шеи, платья. Основные этапы производства ювелирных изделий.
34. Парфюмерные товары: характеристика потребительских свойств, классификация и ассортимент; классификация семейств ароматов; запах и стойкость запаха; факторы, формирующие качество и конкурентоспособность, показатели качества парфюмерных товаров, экспертиза качества. Требования к маркировке, упаковке и хранению.
35. Косметические товары: потребительские свойства, классификация и ассортимент, факторы, формирующие качество, показатели качества и безопасности, экспертиза, требования к упаковке, маркировке, условиям и срокам хранения.
36. Ткани и трикотажные полотна: особенности производства, основные показатели строения трикотажа (форма и размер петли, плотность, показатели заполнения и др.), классификация текстильных волокон и нитей, дефекты волокон и нитей: виды, причины возникновения, основные показатели структуры тканей и трикотажных полотен, их влияние на потребительские свойства изделий, экспертиза текстильных материалов.
37. Ткани: потребительские свойства, классификация, характеристика ассортимента, сравнительная характеристика тканей разного назначения по структуре, отделке, свойствам, порядок сортировки тканей, пороки тканей, их виды, характеристика, влияние на качество.
38. Швейные и трикотажные товары: классификация и принципы построения ассортимента, характеристика потребительских свойств, факторы, формирующие качество и потребительские свойства одежды; показатели качества и оценка уровня качества.
39. Кожаная обувь: классификация и ассортимент, потребительские свойства, факторы, формирующие качество и потребительские свойства кожаной обуви, требования и контроль качества.
40. Детская обувь: потребительские свойства, классификация по применяемым материалам, конструкции, отделке, ассортимент, требования к качеству.
41. Пушно-меховые товары: пушно-меховое сырье и полуфабрикат, классификация и ассортимент, факторы, определяющие товарные и потребительские свойства, виды отделки, сортировка, показатели качества, условия хранения. Идентификация пушно-меховых полуфабрикатов.
42. Пушно-меховые товары: Готовые меховые изделия: характеристика ассортимента, экспертиза качества, хранение, способы фальсификации.
43. Средства моющие синтетические: особенности производства и применения, состав, характеристика потребительских свойств, классификация ассортимента, требования качества и безопасности.
44. Лакокрасочные материалы: состав, классификация и характеристика ассортимента. Свойства лакокрасочных составов и свойства покрытий. Основы пленкообразования. Оценка качества лакокрасочных материалов. Показатели качества покрытий.
45. Бытовая посуда из стекла: материалы и особенности производства и декорирования, классификация ассортимента, характеристика потребительских свойств, взаимозаменяемость, экспертиза качества.
46. Керамические изделия: потребительские свойства, классификация и ассортимент; особенности производства, требования к качеству, дефекты; свойства и отличительные признаки фарфора, фаянса и майолики.
47. Экспертиза качества фарфоровых и фаянсовых изделий. Оценка уровня качества фарфоровых и фаянсовых изделий. Дефекты конструкции (формы) изделия, черепка, глазури и разделки. Влияние дефектов на сортность. Сортировка изделий. Требования нормативных документов на фарфоровые и фаянсовые изделия.
48. Полимеры и пластические массы: определение, классификация, характеристика основных видов пластмасс, их свойства и применение. Методы переработки пластмасс. Влияние условий переработки пластмасс на качество изделий, изготовленных из них. Идентификация полимеров. Распознание методов переработки.
49. Изделия из пластмасс: группировка и характеристика потребительских свойств, классификация и ассортимент. Контроль качества и экспертиза изделий из полимерных материалов. Виды дефектов в полимерных изделиях, допустимые и недопустимые дефекты. Маркировка.
50. Характеристика ассортимента металлической посуды. Потребительские свойства посуды в зависимости от вида металла. Классификация металлической посуды по виду применяемого металла (сплава), методу изготовления, виду защитного (или защитно-декоративного) покрытия, характеру отделки поверхности. Контроль качества и экспертиза изделий из металлов, маркировка.
51. Мебельные товары: потребительские свойства, классификация и ассортимент; особенности производства; классификация основных материалов, применяемых в производстве мебели, фурнитура; категории мягкости и отделки мебели; требования к качеству, дефекты. Требования к маркировке и упаковке мебельных изделий.
52. Фототовары: потребительские свойства, классификация, требования к качеству. Современный ассортимент фотоаппаратов, их потребительские свойства и перспективы развития ассортимента. Особенности проведения экспертизы качества фотоаппаратов.
53. Бытовые холодильные приборы: потребительские свойства, классификация и ассортимент, особенности конструкции, требования к качеству и безопасности, дефекты. Требования к маркировке и упаковке холодильных приборов.
54. Бытовые уборочные машины: определение технически сложного товара, потребительские свойства, классификация и ассортимент, особенности конструкции, требования к качеству и безопасности, дефекты. Требования к маркировке и упаковке.
55. Бытовые стиральные машины: потребительские свойства, классификация и ассортимент, особенности конструкции, требования к качеству и безопасности, дефекты. Требования к маркировке и упаковке.
56. Телевизоры: потребительские свойства, классификация и характеристика современного ассортимента, устройство, принципы работы, основы передачи телевизионного сигнала, требования к качеству.
57. Классификация и конструктивные особенности средств оргтехники. Общая классификация средств оргтехники, краткая характеристика каждого из видов средств оргтехники (назначение, классификация и потребительская характеристика), принцип работы, функциональные возможности, требования к качеству. Тенденции развития ассортимента средств оргтехники.
58. Строительные материалы для облицовки и отделки: определение, классификация и характеристика ассортимента, потребительские свойства, экспертиза качества. Способы фальсификации.
59. Характеристика ассортимента косметических кремов. Классификационные признаки, характеристика современного ассортимента. Требования к качеству и потребительские свойства, методы оценки показателей качества и исследования потребительских свойств косметических кремов.
60. Классификация видов безопасности непродовольственных товаров. Факторы опасности, основные виды и источники потенциальной опасности товаров; соотношение уровней значимости их для продовольственных и непродовольственных товаров. Нормативная баз Раздел 3. МАРКЕТИНГ
Основные идеи маркетинга: нужда, потребность, спрос, предложение, рынок, конъюнктура.
Классификация маркетинга в зависимости от вида продуктов и направления деятельности.
Факторы конкурентоспособности и конкурентные преимущества товаров и торговых предприятий.
Маркетинговая классификация товаров и требования к ним.
Формирование товарной политики на торговых предприятиях.
Ценовая политика: сущность, факторы, определяющие уровень цен, стратегии ценообразования.
Маркетинговые коммуникации: понятие, характеристика, назначение.
Стратегия целевого маркетинга.
Стратегическое планирование в маркетинге.
Сегментация рынка: понятие, признаки и критерии.
Раздел 4. ОРГАНИЗАЦИЯ, ТЕХНОЛОГИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ
Современная система товароснабжения как основа осуществления торгово-технологического процесса предприятия.
Формы и методы продажи потребительских товаров, их эффективность и перспективы в современных условиях.
Управление закупками товаров: тип управления, оценка и выбор поставщиков, информация по закупкам и контроль закупленной продукции.
Выбор места размещения предприятия розничной торговли в зоне обслуживания и анализ его эффективности.
Розничные торговые сети: классификация, показатели структуризации, стратегии выхода на региональные рынки.
Управление ассортиментом товаров на предприятиях розничной торговли.
Стратегия развития коммерческой деятельности предприятий региональной розничной торговли. Франчайзинг в торговле потребительскими товарами.
Приемы и способы осуществления розничной продажи потребительских товаров, её совершенствование на основе инноваций.
Торговое обслуживание покупателей: формы, основные критерии и показатели оценки его эффективности. Мониторинг услуг.
Классификация предприятий розничной торговли. |