Скачать 1.03 Mb.
|
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГБОУ СПО ЮРГИНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ отделение Дизайна и Технологии методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся
2014г. Методические рекомендации составлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 43.02.02 Парикмахерское искусство утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ № 466 от 7 мая 2014г. и специальности 43.02.04 Прикладная эстетика, утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ № 468 от 7 мая 2014г. СОСТАВИТЕЛЬ Преподаватель специальных дисциплин ГБОУ СПО ЮТК _________ О.В. Горохова РАССМОТРЕНО на заседании ЦМК ТиМД Протокол № ____ от _________20___ г. Председатель ЦМК ТиМД ___________ М. А. Итигечева Заведующий отделением Дизайн и технологии ___________ 20__ г. _______ Ж. С. Чернова Заведующий лабораторией стандартизации _______ Е.Н. Соловьева ___________ 20__ г. Заместитель директора по НМР _______ Л. А. Шарова _____ 20__ г. СОДЕРЖАНИЕ
пояснительная записка Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся специальности 100116 Парикмахерское искусство и 100122 Прикладная эстетика составлены на основании программы учебной дисциплины ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ в профессиональной деятельности, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования, утвержденным 22.04.2010г. приказом Министерства образования и науки РФ № 675. Внеаудиторная самостоятельная работа – это планируемая в рамках учебного плана деятельность студентов по освоению содержания основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования, выполняемая во внеаудиторное время по заданию, при методическом руководстве и контроле преподавателя, но без его непосредственного участия. Задачами внеаудиторной самостоятельной работы студентов являются:
Основными видами самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине Информационные технологии в профессиональной деятельности являются:
3. Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы обучающимися 3.1. Подготовка докладов и устных сообщений Заранее продумайте свое сообщение, составьте примерный план своего выступления. Материалом для подготовки устного сообщения служат энциклопедии, справочники, учебники, учебные пособия, статьи в профильных журналах и газетах, представленные как в традиционном (бумажном), так и цифровом виде. Сообщения желательно составлять из нескольких источников – так больше шанс избежать ошибки и донести до слушателей объективную информацию. План публичного выступления:
Примерные темы сообщений:
Критерии оценки выступления ( по 1 баллу): Актуальность темы и ее раскрытие. Наличие четко сформулированного вывода. Умение четко рассказать о представленной теме. Четкое, ясное, эмоциональное и понятное для слушателей выступление. Свободное владение материалом и компетентные ответы на вопросы слушателей по теме сообщения. 3.2. Оформление реферата Реферат – это самостоятельное произведение, свидетельствующее о знании источников по предложенной теме, ее основной проблематики, отражающее точку зрения автора на данную проблему, умение осмысливать явления жизни на основе теоретических знаний. Таблица 1 План-график работы над рефератом
Структура реферата включает в себя следующие элементы: титульный лист;
Формулирование цели и задач реферата Выбрав тему реферата и изучив литературу, необходимо сформулировать цель работы и составить план реферата. Цель – это осознаваемый образ предвосхищаемого результата. Целеполагание характерно только для человеческой деятельности. Возможно, формулировка цели в ходе работы будет меняться, но изначально следует ее обозначить, чтобы ориентироваться на нее в ходе исследования. Определяясь с целью дальнейшей работы, параллельно надо думать над составлением плана: необходимо четко соотносить цель и план работы. Можно предложить два варианта формулирования цели: 1. Формулирование цели при помощи глаголов: исследовать, изучить, проанализировать, систематизировать, осветить, изложить (представления, сведения), создать, рассмотреть, обобщить и т.д. 2. Формулирование цели с помощью вопросов. Цель разбивается на задачи – ступеньки в достижении цели. Задача – то, что требует исполнения, разрешения. Работа над планом Работу над планом реферата необходимо начать еще на этапе изучения литературы. План – это точный и краткий перечень положений в том порядке, как они будут расположены в реферате, этапы раскрытия темы. Черновой набросок плана будет в ходе работы дополняться и изменяться. Существует два основных типа плана: простой и сложный (развернутый). В простом плане содержание реферата делится на параграфы, а в сложном на главы и параграфы. Но как построить грамотно план реферата? Конкретного рецепта здесь не существует, большую роль играет то, как предполагается расставить акценты, как сформулирована тема и цель работы. При описании, например, исторического события можно остановиться на стандартной схеме: причины события, этапы и ход события, итоги и значения исторического события. При работе над планом реферата необходимо помнить, что формулировка пунктов плана не должна повторять формулировку темы (часть не может равняться целому). Работа над введением Введение – одна из составных и важных частей реферата. При работе над введением необходимо опираться на навыки, приобретенные при написании изложений и сочинений. В объеме реферата введение, как правило, составляет 1-2 машинописные страницы. Введение обычно содержит вступление, обоснование актуальности выбранной темы, формулировку цели и задач реферата, краткий обзор литературы и источников по проблеме, историю вопроса и вывод. Вступление – это 1-2 абзаца, необходимые для начала. Желательно, чтобы вступление было ярким, интригующим, проблемным, а, возможно, тема реферата потребует того, чтобы начать, например, с изложения какого-то определения, типа «Архитектура ПК – это…». Обоснование актуальности выбранной темы – это, прежде всего, ответ на вопрос: «почему я выбрал(а) эту тему реферата, чем она меня заинтересовала?». Можно и нужно связать тему реферата с современностью. Краткий обзор литературы и источников по проблеме – в этой части работы над введением необходимо охарактеризовать основные источники и литературу, с которой автор работал, оценить ее полезность, доступность, высказать отношение к этим источникам. История вопроса – это краткое освещение того круга представлений, которые сложились в науке по данной проблеме и стали автору известны. Вывод – это обобщение, которое необходимо делать при завершении работы над введением. Требования к содержанию реферата Содержание реферата должно соответствовать теме, полно ее раскрывать. Все рассуждения нужно аргументировать. Реферат показывает личное отношение автора к излагаемому. Следует стремиться к тому, чтобы изложение было ясным, простым, точным и при этом выразительным. При изложении материала необходимо соблюдать общепринятые правила: не рекомендуется вести повествование от первого лица единственного числа (такие утверждения лучше выражать в безличной форме); при упоминании в тексте фамилий обязательно ставить инициалы перед фамилией; каждая глава (параграф) начинается с новой страницы; при изложении различных точек зрения и научных положений, цитат, выдержек из литературы, необходимо указывать источники, т.е. приводить ссылки. Работа над заключением Заключение – самостоятельная часть реферата. Оно не должно быть переложением содержания работы. Заключение должно содержать: основные выводы в сжатой форме; оценку полноты и глубины решения тех вопросов, которые вставали в процессе изучения темы. Объем заключения 1–2 компьютерных листа формата А4. Правила оформления ссылок В реферате сведения об использованной литературе приводятся чаще всего в скобках после слов, к которым относятся. В скобках сначала указывается номер источника в списке литературы, а затем через запятую страница. Если ссылка оформляется на цитату из многотомного сочинения, то после номера книги римской цифрой указывается номер тома, а потом номер страницы. Примеры: [1, с. 145]; [4, II, с. 38]. Правила оформления таблиц Таблицы позволяют систематизировать текст, обеспечивать наглядность информации. Каждая таблица должна иметь наименование, точно и кратко отражающее ее содержание. Таблицы располагаются после текста, в котором они упоминаются впервые или на следующей странице, а при необходимости в приложении: номер таблицы, например: «Таблица 1», помещается над таблицей, выравнивается по левому краю; нумерация таблиц сквозная по всему тексту работы; наименование таблицы, например: «Сравнительные характеристики…», без точки в конце, помещается под номером таблицы и выравнивается по левому краю; при продолжении части таблицы на следующей странице, размещать надпись о продолжении, например: «Продолжение таблицы 1» и шапку таблицы, нумерация в таблице продолжается; шапка таблицы не выделяется, а также в таблице не используются какие-либо выделения; таблицы выравниваются по центру; текст шапки таблицы в ячейках выравнивается по центру; текст в таблице выравнивается по ширине; числовые значения в таблице выравниваются по правому краю; при ссылках на таблицу в тексте следует писать «… показано в Таблице 2», «… согласно расчетам приведенных в Таблице 3» либо указывается в конце параграфа «… (Приложение А, таблица А.5)». Правила оформления иллюстраций Количество иллюстраций должно быть достаточным для пояснения излагаемого текста. Иллюстрации могут быть расположены как по тексту документа (как можно ближе к соответствующим частям текста), так и в конце работы оформлены в Приложения. Рисунки выравниваются по центру. Номер и наименование рисунка помещается под рисунком, выравнивается по центру без точки в конце. Иллюстрации, расположенные по тексту, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией по всему тексту, например: Рисунок 1. Допускается нумерация иллюстраций в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации этого раздела, разделенных точкой, например: Рисунок 1.1. Иллюстрации, расположенные в приложениях нумеруются в пределах данного приложения. При ссылках на иллюстрации следует писать «… в соответствии с рисунком 1» при сквозной нумерации, «… показано на рисунке 1.2» при нумерации в пределах раздела, а также возможны ссылки на иллюстрации расположенные в Приложениях, например: (Приложение А, рисунок А.3). Правила оформления уравнений и формул Формулы выделяются из текста в отдельную строку. Нумерация уравнений и формул должна быть сквозной по всему тексту работы. Формулы или уравнения выделяются в тексте отбивкой (дополнительным межстрочным интервалом). Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (–), умножения (x), деления (:), или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножения применяют знак (х). Формулы и уравнения, помещаемые в приложениях, нумеруются отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения, например: (А.1). Ссылки в тексте на порядковые номера формул даются в круглых скобках, например: в формуле (1). Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Правила оформления приложений Приложение помещается после заключения и включает материалы, дополняющие основной текст реферата. Это могут быть таблицы, схемы, фрагменты источников, иллюстрации, фотоматериалы, словарь терминов, афоризмы, изречения, рисунки и т.д. Приложение является желательным, но не обязательным элементом реферата. Примеры оформления: Приложение А Терминологический словарь «Информатика» (справочное) Приложение Б Схема структуры памяти (обязательное) В тексте реферата необходимо делать примечания. Пример: (см. приложение А, с. 21). Правила оформления библиографических списков Согласно ГОСТу 7.1-2003 «БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ЗАПИСЬ. БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ. Общие требования и правила составления» список литературы помещается в конце реферата и пронумеровывается. Сведения о книгах в списке литературы излагаются в алфавитном порядке. Сведения о книге даются в следующем порядке: автор (фамилия, инициалы); название, подзаголовок; выходные данные (место издания, издательство и год издания). В библиографическом описании не разрешается сокращать фамилии авторов, а также заглавия книг и статей. Сокращаются только названия городов: Москва (М.), Санкт-Петербург (СПб.). Названия остальных городов пишутся без сокращений. Если книга издавалась параллельно в двух городах, названия их приводятся через точку с запятой. Пример оформления списка использованных источников: Азбука КОМПАС-График V14. Строительная конфигурация [Электронный ресурс]. – http://kompas.ru. Режим доступа: http://kompas.ru/source/info_materials/kompas_v14/Tut_2D_AEC.pdf, свободный. Михеева, Е.В. Информатика [Текст]: учебник для сред. проф. образования / Е.В. Михеева, О. И. Титова. 9-е изд. – М.: Издательский центр Академия, 2013. – 352 с. Требования к оформлению реферата Текст работы пишется разборчиво на одной стороне листа (формата А4) с широкими полями слева, страницы пронумеровываются. При изложении материала нужно четко выделять отдельные части (абзацы) и избегать сокращения слов. Если работа набирается на компьютере, следует придерживаться следующих правил (в дополнение к вышеуказанным): набор текста реферата необходимо осуществлять шрифтом Times New Roman, кегль – 14 пт; заголовки: кегль – 14 пт, начертание – полужирный; интерлиньяж основного текста – полуторный; заголовки разделов следует отделять от подзаголовков (подразделов) и текста 2 межстрочными интервалами; подзаголовки (подразделы) следует отделять от текста одним межстрочным интервалом; абзацный отступ – 15 мм; поля: левое – 25 мм, правое – 10 мм, верхнее – 10 мм, нижнее – 20 мм; страницы считаются с титульного листа, но порядковый номер ставят со второй страницы, на которой помещают содержание; номер страницы ставится в середины нижнего поля; с новой страницы начинается каждый раздел реферата; приложения имеют сквозную нумерацию страниц (например: текст реферата заканчивается 10 страницей, приложение начинается с 11); объем реферата 8–12 страниц. Правила набора компьютерного текста знаки препинания не отделяются пробелом от предшествующего текста; знаки «процент», «градус», «минута», «секунда» от цифр не отделяются пробелом; цифры отделяются от № и § одним неразрывным пробелом. Сдвоенные знаки набираются вплотную друг к другу. Если к знаку относится несколько чисел, то между собой они отделяются пробелами. Нельзя в разных строках набирать знаки и относящиеся к ним цифры; дефис не отделяется пробелом от предшествующего и последующего текста; тире (Ctrl + минус на числовой клавиатуре) отделяется пробелом от предшествующего и последующего текста; слова, заключенные в кавычки или скобки, не должны отделяться от них пробелами; точки в конце заголовков не ставятся. Если заголовок состоит из нескольких предложений, то точка не ставится после последнего из них. Порядковый номер всех видов заголовков, набираемый в одной строке с текстом, должен быть отделен пробелом независимо от того, есть ли после номера точка; точка не ставится в конце подрисуночной подписи, в заголовке таблицы и внутри нее; при отделении десятичных долей от целых чисел лучше ставить запятую (0,158), а не точку (0.158); числительные порядковые и количественные выражаются в простом тексте словами (обычно, однозначные при наличии сокращенных наименований), цифрами (многозначные и при наличии сокращенных обозначений) и смешанным способом (после десятков тысяч часто применяются выражения типа 25 тыс.), числительные в косвенных падежах набирают с так называемыми наращениями (6-го); индексы и показатели между собой и от предшествующих и последующих элементов набора не должны быть разделены пробелом (Н2О, м3/с) после предлога, с которого начинается предложение, ставится неразрывный пробел; неразрывный пробел ставят при вводе дат (которые не принято располагать на двух строчках), фамилий с инициалами и т.п.; в конце общеупотребительных сокращений «кг», «т», «ц», «км» точка не ставится; сокращения типа «т.д.» и «с.г.» записываются без пробела; сокращения «и др.», «и т.д.», «и т.п.» могут применяться только в конце предложения, в середине предложения их нужно записывать полностью; там, где нужен пробел, но недопустим перенос на следующую строку, ставить неразрывный пробел; там, где нужен дефис и недопустим перенос на следующую строку, необходимо ставить неразрывный дефис; нажимать клавишу Enter только для начала нового абзаца; принудительное завершение строки получают комбинацией клавиш Shift + Enter; неразрывный пробел получают комбинацией клавиш Ctrl + Shift + Пробел; неразрывный дефис получают комбинацией клавиш Ctrl + Shift + -. Подготовка к защите и порядок защиты реферата Необходимо заранее подготовить тезисы выступления (план-конспект). Порядок защиты реферата: Краткое сообщение, характеризующее задачи работы, ее актуальность, полученные результаты, вывод и предложения. Ответы студента на вопросы преподавателя. Отзыв руководителя-консультанта о ходе выполнения работы. При ответе преподавателю постарайтесь соблюсти приведенные ниже рекомендации. Готовясь к ответу, Вы должны вспомнить материал максимально подробно, и это должно найти отражение в схеме Вашего ответа. При этом необходимо выделить главное, что наиболее важно для понимания материала в целом. Особенно строго следует отбирать примеры и иллюстрации. Вступление должно быть очень кратким – 1-2 фразы (если Вы хотите подчеркнуть при этом важность и сложность данного вопроса, то не говорите, что он сложен и важен, а покажите его сложность и важность). Полезно вначале показать свою схему раскрытия вопроса, а уже потом ее детализировать. Рассказывать будет легче, если Вы представите себе, что объясняете материал очень способному и хорошо подготовленному человеку, который не знает именно этого раздела, и что при этом Вам обязательно нужно доказать важность данного раздела и заинтересовать в его освоении. Строго следите за точностью своих выражений и правильностью употребления терминов. Не пытайтесь рассказать больше за счет ускорения темпа. Будьте особенно внимательны ко всем вопросам преподавателя, к малейшим его замечаниям. Он поможет Вам вспомнить новый, дополнительный материал. Воспользуйтесь его поддержкой и не перебивайте его! Не бойтесь дополнительных вопросов – чаще всего преподаватель использует их как один из способов помочь Вам или сэкономить время. Если Вас прервали, а при оценке ставят в вину пропуск важной части материала, не возмущайтесь, а покажите план своего ответа, где эта часть стоит несколько позже того, на чем Вы были прерваны. Прежде чем отвечать на дополнительный вопрос, необходимо сначала правильно его понять. Для этого нужно хотя бы немного подумать, иногда переспросить, уточнить: правильно ли Вы поняли поставленный вопрос. И при ответе следует соблюдать тот же принцип экономности мышления, а не высказывать без разбора все, что Вы можете сказать. Будьте доброжелательны и тактичны, даже если к ответу Вы не готовы. Критерии оценки реферата
3.3. Решение задач с помощью электронных таблиц Общие теоретические сведения Для представления данных в удобном виде используют таблицы. Компьютер позволяет представить их в электронном виде, что дает возможность их обрабатывать. Такие таблицы называются электронными. Одним из самых распространенных средств работы с документами, имеющими табличную структуру, является программа MS Excel. Она входит в пакет Microsoft Office и предназначена для подготовки и обработки электронных таблиц. Файл MS Excel 2007 имеет расширение *.xlsx. С помощью Excel можно легко управлять данными. После того, как данные организованы в форме рабочего листа Excel, можно производить поиск и извлечение данных, удовлетворяющих некоторую критерию. Кроме того, можно сортировать информацию на рабочем листе, чтобы поместить данные в определенном порядке, а также суммировать или сравнивать данные. Сортировка данных Чтобы отсортировать список:
установить сортировку слева направо. |
«Ковровский медицинский колледж» утверждаю директор гбоу спо во Настоящее Положение устанавливает порядок деятельности учебных кабинетов гбоу спо во «Ковровский медицинский колледж» (далее – Колледж)... | Положение п смк 4-03-2013 положение о текущем контроле успеваемости и Настоящее Положение определяет порядок планирования, организации и проведения текущего контроля и промежуточной аттестации студентов,... | ||
Комплексный план работы гбоу спо мо «коломенский медицинский колледж» Перечень мероприятий, по профилактике безнадзорности и правонарушений, проводимых в гбоу спо мо «Коломенский медицинский колледж»... | Об учебной и производственной практике студентов гбоу спо ао «Амурский... Гбоу спо ао «Амурский областной колледж искусств и культуры» (далее – колледж), осваивающих основные профессиональные образовательные... | ||
Методические рекомендации г. Великий Новгород., Оаоу спо «Технологический колледж» Выполнение выпускных квалификационных работ в технологическом колледже: Методические рекомендации – г. Великий Новгород., Оаоу спо... | Гбоу спо «Тольяттинский медицинский колледж» бгоу спо «Гуманитарный колледж» Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Анализ деятельности инженерно педагогического коллектива гбоу спо «Ардонский аграрно-технологический колледж» за 2012-2013 уч г | Учебно-методический комплекс по междисциплинарному курсу (далее мдк)... Составитель: Степанов Виктор Леонидович, преподаватель гбоу спо по «Опочецкий индустриально-педагогический колледж» | ||
Гбоу спо «Якутский педагогический колледж им. С. Ф. Гоголева» Аналитический отчет о результатах деятельности гбоу спо «Якутский педагогический колледж им. С. Ф. Гоголева» за 2012-13 уч год | Гбоу спо ро «Вешенский педагогический колледж им. М. А. Шолохова»... Зам директора по учебной работе гбоу спо ро «Вешенский педагогический колледж им. М. А. Шолохова» | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине (далее умкд) Основы безопасности... Составитель: Данильченко Юрий Натавьевич, преподаватель гбоу спо по «Опочецкий индустриально-педагогический колледж» | План индивидуальной методической работы педагогических работников... Преподаватель специальных дисциплин: Техническое черчение, дти, Рисунок и основы композиции; Основы стандартизации и технические... | ||
Боу спо во «Череповецкий химико-технологический колледж» утверждаю: Директор боу спо во «чхтк» Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос) по специальности... | Боу спо во «Череповецкий химико-технологический колледж» утверждаю: Директор боу спо во «чхтк» Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос) по специальности... | ||
Боу спо во «Череповецкий химико-технологический колледж» утверждаю: Директор боу спо во «чхтк» Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования | Боу спо во «Череповецкий химико-технологический колледж» утверждаю: Директор боу спо во «чхтк» Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос) по специальности... |