Ю. А. Безруких (к э. н., ст преподаватель), С. О. Медведев (ассистент, аспирант)





Скачать 123.05 Kb.
НазваниеЮ. А. Безруких (к э. н., ст преподаватель), С. О. Медведев (ассистент, аспирант)
Дата публикации24.11.2017
Размер123.05 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы


Ю.А. Безруких (к.э.н., ст. преподаватель), С.О. Медведев (ассистент, аспирант)

СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ЛЕСНОГО ВУЗА

г. Лесосибирск, ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет» Лесосибирский филиал
Применение современных информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе является неотъемлемой характеристикой современности. С другой стороны, важнейшей задачей является сохранение качества классического преподавания как специальных, так и общих дисциплин, которое зачастую снижается в «погоне» за максимальным внедрением технических и технологических веяний в образовательный процесс. Оптимальным вариантом видится максимально полное сочетание различных форм обучения, преподнесения информации и использования технологий обучения. Речь в данном случае идет о сочетании лекционного, практического и лабораторного курсов, курсового проектирования и дистанционного обучения. Именно максимально полный и всесторонний охват преподаваемой дисциплины позволяет говорить не только о качестве применяемых информационных, коммуникационных и образовательных технологий, но и о качестве усваивания материалов, непосредственного обучения студентов (обучающихся). Данные направления являются чрезвычайно актуальными в современном образовательном процессе и их эффективное использование позволяет говорить о статусе учебного заведения и его педагогического коллектива.

В то же время, несмотря на всю актуальность, успешное сочетание отмеченных выше образовательных форм в настоящее время встречается крайне редко, а научная новизна и практическая значимость признается большинством экспертов. Другими чрезвычайно важными элементами исследования выделяются актуальность и научная новизна разработок в образовательном процессе для образовательного процесса в областях глубокой переработки древесины, являющейся одним из приоритетов развития государства, и проектного менеджмента.

Полученные в исследовании научно-методические разработки могут и должны использоваться в образовательном процессе как для специалистов (бакалавров, магистров) в рамках обучения специальным дисциплинам и в узких специальностях (лесной комплекс), так и при незначительных модификациях, касающихся, прежде всего, лекционного курса и лабораторных работ, в других направлениях подготовки специалистов.

При проведении исследования на основании разработанного методического комплекса проводилась подготовка специалистов нескольких специальностей и форм обучения. Полученные результаты итоговых испытаний в форме традиционных экзаменов (устный, письменный) и тестирования свидетельствуют о качественном повышении уровня усваивания теоретического и практического материала, но что более важно, о повышении глубины понимания процессов, протекающих в исследуемых научно-практических направлениях (глубокая переработка, проектный менеджмент). Факт последнего сказывается на необходимости преподавания разработанного комплекса дисциплин на заключительных курсах подготовки специалистов, так как является наиболее комплексным и синтезирующим в себе совокупность знаний, получаемых студентами (обучающимися) на всем протяжении обучения.

Электронное обучение сегодня - актуальная тема как для стран, вступивших на путь построения информационного общества, основанного на знаниях, так и для стран, которым еще предстоит это сделать.

Международный опыт показывает, что в США приняли стратегию развития системы образования - переход от обучения в классных комнатах и библиотеках к обучению через Интернет с использованием электронных библиотек. 81% всех высших заведений США предлагают как минимум один курс дистанционного обучения. 67% учебных заведений США считают дистанционное обучение стратегически важным направлением своего развития. Во Франции с большим успехом реализуются национальные проекты: «Ноутбук для каждого студента», «Создание электронного контента», «Сопровождаемый Интернет». • В Турецком Дистанционном Университете обучается более половины зарегистрированных студентов страны. На сегодня мы имеем более 100 млн. слушателей e-Learning программ в мире. Более 60% приходится на Европу. В России только 27% вузов используют Интернет в учебном процессе [1]. 25 мая 2008 г. министерство образования Франции выступило с докладом «Университеты должны перейти в электронную эру». Полностью все лекции переведены в электронную форму и заменяют традиционные курсы лекций. Задача, которую ставит министр образования Франции, – 100% учебных материалов в электронном виде для 100% студентов.Выдвинута инициатива электронной Европы, которая предполагает получение всеми компьютерных прав, реализацию он-лайн образования, а также электронного обучения для нетрудоспособных граждан. В Европе реализована стратегия «Электронная Болонья», суть которой – создание виртуального образовательного пространство для обучения студентов из Европы и других стран. В развитии электронного обучения выделяется общая тенденция – ежедневное обновление учебных материалов с помощью Интернета, e-learning и стандартов в области e-learning. Последнее на Западе – это генерация новых знаний в режиме реального времени. Там, где не используются технологии e-learning, в студенческие аудитории приносятся знания в среднем 11-летней давности, а по инженерным специальностям – 20–25-летней. Великобритания вышла на первое место в Европе по обеспечению доступа преподавателей к информационным и коммуникационным технологиям. Электронное обучение в Финляндии, Ирландии, Южной Корее стало основным инструментом модернизации образования, что позволило этим странам добиться значительного экономического роста.

Ежегодную переподготовку в нашей стране проходят всего 2,5% взрослого населения. Для сравнения: в Японии этот показатель равен 80%, в США - 70%, в Европе – 60%. Это притом, что удвоение знаний сейчас идет за период меньше года, и эти знания люди должны осваивать. У нас примерно 70 млн. работающего населения в России. Единственно возможное решение – применение e-learning, доставка знаний на рабочие места, на мобильные устройства, домой. E-learning сегодня становится главным инновационным инструментом в жизни людей, в образовании, в экономике. Индустрия e-learning является инициатором инновационного развития экономики любой страны. E-learning прошел в своем развитии не одно поколение: заочное обучение и телерадиоуниверситеты, им на смену пришел Интернет, открывший широкие возможности для общения преподавателя и студента. С появлением огромного количества мобильных устройств появился m-learning, а после него – вездесущий, всепроникающий, по выражению корейских коллег, е-learning. На основе этого формируется новое направление – e-learning индустрия как новая отрасль хозяйства страны. Ни одну из этих ступеней перепрыгнуть невозможно, только в этой последовательности формируется система Long-Life-Learning, а сейчас уже e-Long-Life-Learning. Сегодня развивающиеся страны уже осваивают Web 2.0. Россия же законодательно и технологически находится на первых ступенях развития. E-learning – это магистральное направление развития, это нить, потянув за которую, можно вытащить всю систему образования на качественно новый уровень [2].

В настоящее время развитие открытых форм дистанционного обучения и возникновение сетевых образовательных структур является общемировой тенденцией. Это связано с появлением новых парадигм в системе образования. Примерами таких российских инновационных образовательных учреждений является достаточно большая группа вузов, хорошо известная академической общественности: МЭСИ, СГА, МГИУ, МИМ «ЛИНК», РосНОУ, ВЗФЭИ, МПФА и ряд других [3]. 14 сентября 2010 года в Красноярске на базе Сибирского государственного технологического университета (СибГТУ) открылся межрегиональный инновационный учебно-научно-технологический центр глубокой переработки древесины. В центре есть возможность обучения, повышения квалификации, переподготовки, переоснащения и проектирования предприятий. Предприятия, занимающиеся глубокой переработкой древесины и стремящиеся к внедрению современных инновационных технологий, сегодня остро нуждаются в специалистах, способных работать на высокотехнологичном оборудовании. Открытие этого центра в крае даст толчок для развития инновационных производств в лесной промышленности не только края, но и всей Сибири - это одна из главных задач для руководства при запуске любого лесоперерабатывающего предприятия.

Россия – крупнейшая лесная держава мира. Основой деятельности лесопромышленного комплекса (ЛПК) являются крупнейшие запасы древесины, составляющие свыше 81 млрд. м3. Примерно 85 % этого богатства представлено хвойными породами, наиболее ценными по потребительским свойствам. Общий среднегодовой прирост основных лесообразующих пород в год составляет 970,4 млн. м3.

Несмотря на лидерство в обладании запасов древесины, Россия в мировом лесопромышленном производстве занимает всего 2,3 %, в лесной торговле – 2,8 %. Потенциал суммарной лесосеки составляет 551 млн. м3/год, а промышленность заготавливает не более 140 млн. м3 деловой древесины [4]. Очевиден низкий уровень использования лесных ресурсов и производительности труда в их переработке на фоне передового опыта за рубежом (рисунок 1).



Рис. 1. Доля России в мире по отдельным показателям лесопромышленного комплекса, %
Начавшийся структурный сдвиг в российском ЛПК и наличие значительных запасов вторичного сырья делает проблему их комплексного использования при управлении промышленным развитием отрасли чрезвычайно актуальной. Крайне важно модернизировать существующее производство, организовать глубокую переработку вторичного сырья с получением первоклассной дорогостоящей продукции, перерабатывать низкокачественное сырье на местах, без добавления в себестоимость высоких транспортных расходов [2].

Применение информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе на всех ступенях образования должно и может быть использовано для общего анализа, более узких исследований, разработки детальных планов модернизации отдельных предприятий и всей отрасли, а также общего преподавания дисциплин, направленных на изучение тех или иных аспектов лесной отрасли России. Высококвалифицированные кадры в штате – это залог успеха и перспективного развития любой современной компании. На сегодняшний день организации, стремящиеся к процветанию, все чаще обращаются к системам дистанционного электронного обучения персонала – так называемым системам e-learning [6].

Дистанционное обучение имеет огромное значение для России, обладающей колоссальным интеллектуальным потенциалом и гигантской территорией. В мировой практике дистанционного обучения для достижения этих целей применяются следующие информационные технологии: предоставление учебников и другого печатного материала; пересылка изучаемых материалов по компьютерным телекоммуникациям; дискуссии и семинары, проводимые через компьютерные телекоммуникации; видеопленки; трансляция учебных программ по национальной и региональным телевизионным и радиостанциям; кабельное телевидение; голосовая почта; двусторонние видеотелеконференции; односторонняя видеотрансляция с обратной связью по телефону. При этом также используются компьютерные электронные учебники или электронные учебники на лазерных дисках [5].

В разработке данных систем применяются новейшие информационные технологии, позволяющие эффективно решать вопросы образования в компании с наименьшими материальными затратами. Дистанционное корпоративное обучение персонала имеет массу неоспоримых преимуществ перед традиционными тренингами: повышение квалификации сотрудников с помощью e-learning может проходить без остановки рабочего процесса. Электронное корпоративное бизнес обучение не подразумевает командировок для получения новых знаний и навыков, сотрудникам компании не нужно посещать очные семинары и лекции; современные системы e-learning позволяют оптимизировать затраты на повышение квалификации сотрудников. Использование систем электронного дистанционного обучения не требует аренды специальных помещений и постоянного присутствия педагога на тренингах. Это позволяет сократить бюджет компании на развитие персонала и приступить к проведению корпоративных тренингов в любой удобный момент; дистанционное электронное обучение (e-learning) затрагивает различные направления бизнес-деятельности: менеджмент, логистика, финансы, торговля, лингвистика и т. д.; несмотря на то, что занятия проходят индивидуально, участники образовательного процесса имеют возможность общаться, а также консультироваться в режиме онлайн с педагогами и специалистами службы технической поддержки; системы электронного дистанционного обучения (e-learning) обеспечивают доступ к методическим материалам и результатам, полученным сотрудниками по завершении образовательного процесса [6].

Важной задачей образовательного процесса для подготовки специалистов в области глубокой переработки древесины является создание курса, направленного на изучение логики и структуры процессов, протекающих на предприятии или в отрасли. Таким специализированным курсом может являться дисциплина «Управление проектами», позволяющая обучать и развивать способности студентов приемам проектного менеджмента проектированию и реализовывать полученные знания в области глубокой переработки древесины ЛПК в рамках создания и коммерциализации различных инновационных проектов в этой сфере. Комплекс таких задач может быть эффективно разрешен в использовании программных продуктов в области проектного менеджмента. Наиболее известный и распространенный из них – Microsoft Project – гибкая и мощная система управления проектами, которую можно использовать для эффективного управления проектами любой сложности. Использование MS Project для изучения различных аспектов деятельности предприятий ЛПК, как показывает исследование, актуально проводить параллельно с обучением работе в самом программном продукте. При этом работа должна строиться на основе совмещения форм обучения:

  1. Лекционный курс, состоящий из основ управления проектами, с углубленным изучением лесной отрасли или жилищно-коммунального хозяйства. Основная цель – обучение современным информационным технологиям и предоставление комплекса знаний по рассматриваемой отрасли.

  2. Практические занятия, ставящие своей целью развитие коммуникативных способностей студентов и разбор практических ситуаций, складывающихся в ходе жизнедеятельности предприятий ЛПК.

  3. Лабораторные работы, в рамках которых происходит обучение работе с программой MS Project, на основе создания проекта из лесной отрасли.

  4. Курсовое проектирование. Основные условия осуществления проектирования: использование MS Project; создание и представление в курсовом проекте (КП) различных отчетов, графиков, диаграмм, созданных при помощи рассматриваемого программного продукта; использование в качестве отчетных данных предприятий, размещенных ими или различными государственными или частными организациями в сети Internet. При всем этом, важнейшая роль отводится каждой из форм обучения, выполняющие отдельные, тесно связанные и взаимодополняющие функции. В России каждая обучающая организация и каждый преподаватель работает, как правило, со своим собственным курсом, который основывается на обычных учебниках, причем не обязательно на каком-то одном учебнике. Обычно такие курсы имеют уклон, характерный для данного института. Поэтому необходимо в дополнение к базовым универсальным учебникам иметь печатные пособия, содержащие информацию, отражающую специализацию данного учебного заведения. Очень важно иметь и печатные методические материалы к каждому учебному курсу.

Дисциплина «Управление проектами» для дистанционного обучения включают не только теоретические материалы, но и комплексы упражнений, фото- и видеоматериалы, графики, таблицы, диаграммы. Доставку основного материала в виде текста или графики можно осуществлять через компьютерные сети (типа Internet, Bitnet, EUNet). Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого материала, являются электронные учебники и справочники, как обычные, так и записанные на лазерных дисках CD-ROM. Индивидуальная работа с ними дает глубокое усвоение и понимание материала. Эти технологии позволяют, при соответствующей доработке, приспособить существующие курсы к индивидуальному пользованию, предоставляют возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний. В отличие от книги, эта технология позволяет подавать материал в динамичной графической форме. Нами предлагается также организовать местную электронную доску объявлений (BBS) на основе своего компьютера-сервера. Подсоединиться к BBS очень просто: достаточно позвонить по местному телефону на этот сервер и соединить с ним при помощи модема свой компьютер. При этом пользователи должны платить только за пользование сервером, компьютером и местной телефонной линией, что вполне приемлемо. Таким образом, вполне возможно использование BBS для общения преподавателей и студентов в пределах города. Еще одна очень эффективная форма электронного обучения студентов - самообучение. В процессе самообучения студент может изучать материал, пользуясь печатными изданиями, видеопленками, электронными учебниками и CD-ROM- учебниками и справочниками. К тому же студент должен иметь доступ к электронным библиотекам и базам данных, содержащим огромное количество разнообразной информации. На сайте Сибирского государственного технологического университета создана электронная библиотека, которая содержит в своей базе огромное количество электронных учебников и баз данных по различным аспектам глубокой переработки древесины ЛПК. Интерактивные задания и ролевые игры способствуют лучшему усвоению материала и закреплению приобретенных знаний [7]. Дистанционное обучение подразумевает проведение итогового тестирования с последующей проверкой результатов и возможностью их совершенствования в форме известного нам школьного ЕГЭ, используя тот же принцип. Также возможно сдача экзамена через голосовую почту и видео обращений в Интернете. Выполнение курсовых работ, написание докладов и рефератов по курсу, выполняемых при интенсивном обмене информацией между преподавателем и студентами по электронной почте, также позволяют проводить контроль усвоения материала. Тем не менее, очень важно отметить, что дистанционное электронное обучение должно совмещается с очными занятиями и встречами студентов и преподавателей, это позволяет повысить качество и эффективность профессиональной подготовки специалистов в области глубокой переработки древесины ЛПК.

Таким образом, активное внедрение и развитие корпоративных информационных систем неизбежно ведет к динамичному развитию систем e-learning в России для подготовки специалистов для различных областей экономики, в том числе и глубокой переработки в ЛПК.
Список литературы.

  1. Гаркуша, В.З. Электронное обучение и национальная образовательная реформа [Электронный ресурс] / В.З. Гаркуша // Режим доступа http://www.ideg.ru/podr/obr14.php.

  2. Гордеенкова, Е. Экономика, образование сегодня. Образование электронной эры [Электронный ресурс] / Е. Гордеенкова // Режим доступа http://www.eed.ru/opinions/o16-13.html.

  3. Бочков, В.Е. Электронное обучение и национальная образовательная реформа [Электронный ресурс] / В.Е. Бочков // Режим доступа http://www.ideg.ru/podr/obr14.php.

  4. Медведев, С.О. Возможности рационального использования древесных отходов в Лесосибирском лесопромышленном комплексе: монография / С.О. Медведев, С.В. Соболев, Р.А. Степень. – Красноярск: СибГТУ, 2010. – 85 с.

  1. Тихонов, А.Н. Технологии дистанционного обучения в России [Электронный ресурс] / Тихонов А.Н. // Режим доступа http://sng.unicor.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=30&Itemid=69.

  2. Новые решения для корпоративного обучения [Электронный ресурс] // Режим доступа http://www.e-learning.nd.ru/

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ю. А. Безруких (к э. н., ст преподаватель), С. О. Медведев (ассистент, аспирант) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 03 «География...
Аспирант заочной формы обучения, ассистент кафедры социально-экономической географии
Ю. А. Безруких (к э. н., ст преподаватель), С. О. Медведев (ассистент, аспирант) iconУрок составлен к прописи №3 М. М. Безруких к учебнику Л. Е. Журова «Букварь»
Урок составлен к прописи №3 М. М. Безруких (к учебнику Л. Е. Журова «Букварь» ч. I) к умк «Начальная школа XXI век»
Ю. А. Безруких (к э. н., ст преподаватель), С. О. Медведев (ассистент, аспирант) iconВлияние выбросов автотранспорта на загрязнение серых лесных почв тяжелыми металлами
Е. А. Парфенова, (аспирант), Е. А. полянскова (аспирант), С. Ю. Шаркова (д б н., доцент)
Ю. А. Безруких (к э. н., ст преподаватель), С. О. Медведев (ассистент, аспирант) iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Паламарчук Максим Леонидович — аспирант мгпу; кандидат филологических наук, доцент; Поликарпов Р. В., старший преподаватель кафедры...
Ю. А. Безруких (к э. н., ст преподаватель), С. О. Медведев (ассистент, аспирант) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мольков А. С., старший преподаватель кафедры педагогики и андрагогики, аспирант гоу впо нгпу
Ю. А. Безруких (к э. н., ст преподаватель), С. О. Медведев (ассистент, аспирант) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Научный консультант: Гилева Елена Анатольевна, аспирант мпгу, старший преподаватель кафедры мпо и то
Ю. А. Безруких (к э. н., ст преподаватель), С. О. Медведев (ассистент, аспирант) iconА. Г. Галстян д т. н., М. Н. Гощанская к т. н., А. Е. Кузнецова аспирант,...
Разработка фито-лактатной белково-липидной композиции продукта с промежуточной влажностью на молочной основе для геродиетического...
Ю. А. Безруких (к э. н., ст преподаватель), С. О. Медведев (ассистент, аспирант) icon3. Литература в Шумере: эпос о Гильгамеше и его историческое значение и другие памятники
Доклады на семинарские занятия по предмету «Введение в историю мировых цивилизаций», преподаватель магистр истории, ассистент Смахтина...
Ю. А. Безруких (к э. н., ст преподаватель), С. О. Медведев (ассистент, аспирант) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Место работы: фгбоу впо «Волгоградский государственный университет», г. Волгоград, преподаватель иностранных языков, аспирант, специалист...
Ю. А. Безруких (к э. н., ст преподаватель), С. О. Медведев (ассистент, аспирант) iconУчебно-методический комплекс для студентов экономического факультета...
Авторы-составители: доктор экономических наук, профессор Прудский В. Г., старший преподаватель Полякова А. А., ассистент Дюльберова...
Ю. А. Безруких (к э. н., ст преподаватель), С. О. Медведев (ассистент, аспирант) icon"Поддерживаю предложения образовательного сообщества об объявлении...
Президент России Дмитрий Медведев заявил, что 2010 год будет объявлен Годом учителя
Ю. А. Безруких (к э. н., ст преподаватель), С. О. Медведев (ассистент, аспирант) iconРабочая программа учебной дисциплины трофейное дело для подготовки...
Составители: Дроздова Людмила Сергеевна, ассистент, магистр с/х, Пыхов Сергей Геннадьевич, ассистент, магистр биологии
Ю. А. Безруких (к э. н., ст преподаватель), С. О. Медведев (ассистент, аспирант) iconМедведев выступил с новыми предложениями в системе школьного образования
Петербурге состоялось совещание по вопросам образования, в котором приняли участие президент РФ дмитрий Медведев, министр образования...
Ю. А. Безруких (к э. н., ст преподаватель), С. О. Медведев (ассистент, аспирант) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мурыгина Елена Анатольевна – аспирант кафедры отечественной истории Благовещенского государственного педагогического университета...
Ю. А. Безруких (к э. н., ст преподаватель), С. О. Медведев (ассистент, аспирант) iconУрок – игра «Кто хочет быть отличником?»
«Пятьдесят на пятьдесят», которые прикреплены к доске. При использовании подсказки ассистент убирает соответствующую табличку. Также...
Ю. А. Безруких (к э. н., ст преподаватель), С. О. Медведев (ассистент, аспирант) iconАссистент каф. Ммт, Елишева Валентина Яковлевна
Ассистент каф. Ммт, Елишева Валентина Яковлевна (степень, звание, фамилия, имя, отчество составителей)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск