«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель МО Заместитель Руководитель МБОУ
____/Хабибуллина А.М./ руководителя по УВР «Кубянской сош»
Протокол № 1 от МБОУ «Кубянской сош» ____/Хакимзянов Х.Г./
28 августа 2012 г. _____/Ганиева Л.Ф./ Приказ № 53 §4 от
28 августа 2012 г. 29 августа 2012 г.
Рабочая программа
МБОУ «Кубянская сош» Атнинского муниципального района РТ
Хакимзянова Нурания Идерисовна, учитель высшей кв. категории
Информатика и ИКТ, 9 класс
2012 – 2013 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Статус документа
Настоящая программа по информатике и ИКТ для основной общеобразовательной школы 9 класса составлена на основе:
-Законы РФ и РТ «Об образовании»,
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089),
-Примерной программы общеобразовательных учреждений по информатике 8-9 классы, к учебному комплексу для 8 - 9 классов (авторы И.Г.Семакин, Л.А.Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова, составитель М.Н. Бородин – Москва, Бином, Лаборатория знаний, 2007. – с. 212-217).
-Учебного плана МБОУ «Кубянская сош» Атнинского муниципального района Республики Татарстан на 2012-2013 учебный год (утвержденного решением педагогического совета (Протокол №1, от 29 августа 2012 года)
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Содержание обучения:
ВЫПИСКА ИЗ ПРОГРАММЫ 9 КЛАСС – 68 ЧАСОВ.
I, II, III, IV четверти – 2 часа в неделю.
Тема 1. «Передача информации в компьютерных сетях» - 10ч.
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.
Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и т.д. Интернет. Поисковые системы. Архивирование и разархивирование файлов.
Тема 2. «Информационное моделирование» - 5ч
Понятие модели. Модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.
Виды информационных моделей. Табличная организация информации. Области применения компьютерного моделирования.
Тема 3. «Хранение и обработка информации в базах данных» - 12ч.
Понятие базы данных. Информационные системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД. Просмотр и редактирование БД.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление, сортировка записей.
Тема 4. «Табличные вычисления на компьютере» - 10ч.
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции.
Построение графиков, диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Тема 5. «Управление и алгоритмы» - 10ч.
Кибернетика.
Понятие алгоритма и ее свойства. Исполнитель алгоритмов.
Языки для записи алгоритмов. Линейный, ветвление, циклический алгоритмы. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Тема 6. «Программное управление работой компьютера» - 12ч.
Алгоритмы работы с величинами.
Языки программирования. Структура языка Паскаль. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Способы описания и обработки массивов.
Этапы решения задач с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Тема 7. Информационные технологии и общество» - 4ч.
Предыстория информационных технологий. История чисел и систем счисления. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной среде.
Повторение – 5 часов.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен
знать/понимать
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
программный принцип работы компьютера;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Учебно – тематическое планирование
по информатике и ИКТ
Класс - 9
Учитель Хакимзянова Нурания Идерисовна
Количество часов - 68
Всего 68 часов, в неделю 2 часа.
Плановых контрольных тестов - 7
Планирование составлено на основе Программы для общеобразовательных учреждений по информатике, Бином, 2007г.
Учебник И.Г.Семакин «Информатика и ИКТ 9кл», Бином, 2008г.
Дополнительная литература Информатика Тесты А.Ф.Чернов, А.А.Чернов, Волгоград: Учитель. 2006г.
Задачи по информатике П.Н.Карасев, Волгоград: Учитель. 2006г.
Презентации к темам:
Тема 1. «Передача информации в компьютерных сетях»
Тема 2. «Информационное моделирование»
Тема 3. «Хранение и обработка информации в базах данных»
Тема 4. «Табличные вычисления на компьютере»
Тема 5. «Управление и алгоритмы»
Тема 6. «Программное управление работой компьютера»
Тема 7. Информационные технологии и общество»
Ресурсы сети Интернет: http://inf.1september.ru
http://www.problems.ru/inf/
http://www.klyaksa.net
Тема, цели
| №
| Содержание
| Дата
| Виды учебной деятельности
| Формы организации урока
| ОУУН
| к
| ф
| Тема 1. «Передача информации в компьютерных сетях» - 10ч.
цели. Дать представление о назначении и структуре локальных и глобальных сетей. Познакомить учащихся с основными информационными услугами сетей, с возможностями Интернета. Обучить способам обмена файлами в локальной сети компьютерного класса. Познакомить со способами поиска информации в Интернете.
| 1
| Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования. Аппаратное и программное обеспечение работы глобальных компьютерных сетей. Скорость передачи данных.
| 3.
09.
12
|
| Усвоение новых знаний
| Урок - лекция
| Учебно-организационные умения: организовать свое рабочее место; планировать текущую работу; нацеливать себя на выполнение поставленной задачи; осуществлять самоанализ и самоконтроль учебной деятельности; сотрудничать при решении учебных задач; вести познавательную деятельность в коллективе.
Учебно-информационные умения: пользоваться печатными и техническими средствами массовой информации, словарями, справочниками, оглавлениями, энциклопедиями. Составлять план, конспект.
Учебно- интеллектуальные умения: умение чисто и быстро писать; выделять главное, существенное; устанавливать причинно-следственные связи.
Учебно-коммуникативные умения: умение слушать; литературным языком выражать свои мысли, пользоваться специальным языком; задавать уточняющие вопросы; аргументировать; доказывать; выступать перед аудиторией; составлять план выступлений; умение слушать учителя и одновременно записывать содержание его рассказа.
| 2
| Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами.
| 8
|
| Усвоение новых знаний
| Практическая работа
| 3
| Электронная почта, телеконференции, обмен файлами.
| 10
|
| Усвоение новых знаний
| Урок - лекция
| 4
| Работа с электронной почтой.
| 15
|
| Усвоение новых знаний
| Практическая работа
| 5
| Интернет Служба World Wide Web. Способы поиска информации в Интернете
| 17
|
| Усвоение новых знаний
| Урок - лекция
| 6
| Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске.
| 22
|
| Усвоение новых знаний
| Практическая работа
| 7
| Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем.
| 24
|
| Усвоение новых знаний
| Практическая работа
| 8
| Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора.
| 29
|
| Усвоение новых знаний
| Практическая работа
| 9
| Итоговая практическая работа по теме «Интернет»
| 1.
10
|
| Итоговый контроль и учет знаний и навыков
| Практическая работа
|
| 10
| Итоговое тестирование по теме «Передача информации в компьютерных сетях»
| 6
|
| Итоговый контроль и учет знаний и навыков
| Семинар
Т№50,стр199
| Тема 2. «Информационное моделирование» - 5ч.
цели. Ввести понятие модели. Познакомить с основными типами информационных моделей. Рассмотреть различные варианты использования таблиц для представления информации.
| 11
| Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Графические информационные модели.
| 8
|
| Усвоение новых знаний
| Урок - лекция
| 12
| Табличные модели.
| 13
|
| Усвоение новых знаний
| Урок - лекция
| 13
| Информационное моделирование на компьютере.
| 15
|
| Усвоение новых знаний
| Урок - лекция
| 14
| Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью.
| 20
|
| Усвоение новых знаний
| Практическая работа
| 15
| Итоговое тестирование по теме «Информационное моделирование».
| 22
|
| Итоговый контроль и учет знаний и навыков
| Семинар
Т№24,стр99
| Тема 3. «Хранение и обработка информации в базах данных» - 12ч. цели. Дать представление о назначении информационных систем и баз данных. Познакомить с основами реляционных баз данных. Обучить основным приемам работы с одной из реляционных СУБД. Обучить организации поиска, сортировки, редактирования данных.
| 16
| Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные базы данных.
| 27
|
| Усвоение новых знаний
| Урок - лекция
| Учебно-организационные умения: организовать свое рабочее место; планировать текущую работу; нацеливать себя на выполнение поставленной задачи; осуществлять самоанализ и самоконтроль учебной деятельности; сотрудничать при решении учебных задач; вести познавательную деятельность в коллективе.
Учебно-информационные умения: пользоваться печатными и техническими средствами массовой информации, словарями, справочниками, оглавлениями, энциклопедиями. Составлять план, конспект.
Учебно- интеллектуальные умения: умение чисто и быстро писать; выделять главное, существенное; устанавливать причинно-следственные связи.
Учебно-коммуникативные умения: умение слушать; литературным языком выражать свои мысли, пользоваться специальным языком; задавать уточняющие вопросы; аргументировать; доказывать; выступать перед аудиторией; составлять план выступлений; умение слушать учителя и одновременно записывать содержание его рассказа.
| 17
| Назначение СУБД.
| 29
|
| Усвоение новых знаний
| Урок - лекция
| 18
| Проектирование однотабличной базы данных. Форматы полей.
| 3.11
|
| Усвоение новых знаний
| Практическая работа
| 19
| Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере.
| 12.
11
|
| Усвоение новых знаний
| Практическая работа
| 20
| Условия поиска информации, простые логические выражения.
| 17
|
| Усвоение новых знаний
| Урок - лекция
| 21
| Формирование простых запросов к готовой базе данных.
| 19
|
| Усвоение новых знаний
| Практическая работа
| 22
| Логические операции. Сложные условия поиска.
| 24
|
| Усвоение новых знаний
| Урок - лекция
| 23
| Формирование сложных запросов к готовой базе данных.
| 26
|
| Усвоение новых знаний
| Практическая работа
| 24
| Сортировка записей, простые и составные ключи сортировки.
| 1.12
|
| Усвоение новых знаний
| Практическая работа
| 25
| Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение.
| 3
|
| Усвоение новых знаний
| Практическая работа
| 26
| Итоговая работа по базам данных.
| 8
|
| Итоговый контроль и учет знаний и навыков
| Практическая работа
| 27
| Итоговый тест по теме «Хранение и обработка информации в базах данных».
| 10
|
| Итоговый контроль и учет знаний и навыков
| Семинар
стр53, №154-
160
| Тема 4. «Табличные вычисления на компьютере» - 10ч.
цели. Познакомить учащихся с двоичным представлением чисел в компьютере. Раскрыть назначение электронной таблицы, ее структуру и свойства. Научить организации простых табличных расчетов с помощью электронных таблиц. Познакомить с примерами математического и имитационного моделирования на электронных таблицах.
| 28
| Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
| 15
|
| Усвоение новых знаний
| Урок - лекция
| 29
| Представление чисел в памяти компьютера.
| 17
|
| Усвоение новых знаний
| Урок - лекция
| 30
| Табличные расчёты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы. Данные в электронной таблице: числа, тексты, формулы. Правила заполнения таблиц.
| 22
|
| Усвоение новых знаний
| Урок - лекция
| 31
| Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование.
| 24
|
| Усвоение новых знаний
| Практическая работа
| 32
| Абсолютная и относительная адресация. Понятие диапазона. Встроенные функции. Сортировка таблицы.
| 29
|
| Усвоение новых знаний
| Практическая работа
| 33
| Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц.
| 12.
01.
13
|
| Усвоение новых знаний
| Практическая работа
| 34
| Деловая графика. Логические операции и условная функция. Абсолютная адресация. Функция времени.
| 14
|
| Усвоение новых знаний
| Практическая работа
| 35
| Построение графиков и диаграмм. Использование логических функций и условной функции. Использование абсолютной адресации.
| 19
|
| Усвоение новых знаний
| Практическая работа
| 36
| Математическое моделирование с использованием электронных таблиц. Имитационные модели.
| 21
|
| Усвоение новых знаний
| Практическая работа
| 37
| Итоговый тест по теме «Табличные вычисления на компьютере».
| 26
|
| Итоговый контроль и учет знаний и навыков
| Семинар
стр47 №136-
153
| Тема 5. «Управление и алгоритмы» - 10ч. Цели: Познакомить учащихся с основами кибернетики, с кибернетической моделью процессов управления. Дать представление о применении ЭВМ для автоматизации процессов управления. Ввести понятие алгоритма управления, определить свойства алгоритма. Познакомить со способами описания алгоритмов; обучить составлению алгоритмов для управления учебным исполнителем.
| 38
| Кибернетическая модель управления. Управление без обратной связи. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда, система команд, режимы работы.
| 28
|
| Усвоение новых знаний
| Урок - лекция
| Учебно-организационные умения: организовать свое рабочее место; планировать текущую работу; нацеливать себя на выполнение поставленной задачи; осуществлять самоанализ и самоконтроль учебной деятельности; сотрудничать при решении учебных задач; вести познавательную деятельность в коллективе.
Учебно-информационные умения: пользоваться печатными и техническими средствами массовой информации, словарями, справочниками, оглавлениями, энциклопедиями. Составлять план, конспект.
Учебно- интеллектуальные умения: умение чисто и быстро писать; выделять главное, существенное; устанавливать причинно-следственные связи.
Учебно-коммуникативные умения: умение слушать; литературным языком выражать свои мысли, пользоваться специальным языком; задавать уточняющие вопросы; аргументировать; доказывать; выступать перед аудиторией; составлять план выступлений; умение слушать учителя и одновременно записывать содержание его рассказа.
Учебно-организационные умения: организовать свое рабочее место; планировать текущую работу; нацеливать себя на выполнение поставленной задачи; осуществлять самоанализ и самоконтроль учебной деятельности; сотрудничать при решении учебных задач; вести познавательную деятельность в коллективе.
Учебно-информационные умения: пользоваться печатными и техническими средствами массовой информации, словарями, справочниками, оглавлениями, энциклопедиями. Составлять план, конспект.
Учебно- интеллектуальные умения: умение чисто и быстро писать; выделять главное, существенное; устанавливать причинно-следственные связи.
Учебно-коммуникативные умения: умение слушать; литературным языком выражать свои мысли, пользоваться специальным языком; задавать уточняющие вопросы; аргументировать; доказывать; выступать перед аудиторией; составлять план выступлений; умение слушать учителя и одновременно записывать содержание его рассказа.
| 39
| Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов. Выполнение практического задания.
| 2.
02
|
| Усвоение новых знаний
| Практическая работа
| 40
| Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод.
| 4
|
| Усвоение новых знаний
| Урок - лекция
| 41
| Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов. Выполнение практического задания.
| 9
|
| Усвоение новых знаний
| Практическая работа
| 42
| Управление с обратной связью. Язык блок-схем. Использование циклов с предусловием.
| 11
|
| Усвоение новых знаний
| Урок - лекция
| 43
| Работа с циклами. Выполнение практического задания .
| 16
|
| Усвоение новых знаний
| Практическая работа
| 44
| Ветвления. Использование двухшаговой детализации.
| 18
|
| Усвоение новых знаний
| Урок - лекция
| 45
| Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений. Выполнение практического задания .
| 23
|
| Усвоение новых знаний
| Практическая работа
| 46
| Зачётное задание по алгоритмизации. Выполнение практического задания.
| 25
|
| Итоговый контроль и учет знаний и навыков
| Практическая работа
| 47
| Тест по теме «Управление и алгоритмы».
| 2.03
|
| Итоговый контроль и учет знаний и навыков
| Семинар
стр16 №43-54
| Тема 6. «Программное управление работой компьютера» - 12ч. Цели: Познакомить учащихся с разделом информатики «Программирование». Обучить приемам построения простых вычислительных алгоритмов и их программированию на языке высокого уровня (Паскале). Обучить начальным навыкам работы с системой программирования.
| 48
| Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, основные типы, присваивание, ввод и вывод данных.
| 4
|
| Усвоение новых знаний
| Урок - лекция
| 49
| Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания. Линейные вычислительные алгоритмы.
| 9
|
| Усвоение новых знаний
| Урок - лекция
| 50
| Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование. Разработка линейных алгоритмов. Выполнение практического задания.
| 11
|
| Усвоение новых знаний
| Практическая работа
| 51
| Оператор ветвления.
| 16
|
| Усвоение новых знаний
| Урок - лекция
| 52
| Разработка программы на языке Паскаль с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений. Выполнение практического задания.
| 18
|
| Усвоение новых знаний
| Практическая работа
| 53
| Логические операции на Паскале
| 23
|
| Усвоение новых знаний
| Урок - лекция
| 54
| Циклы на языке Паскаль.
| 6.04
|
| Усвоение новых знаний
| Урок - лекция
| 55
| Разработка программ c использованием цикла с предусловием. Выполнение практического задания.
| 8
|
| Усвоение новых знаний
| Практическая работа
| 56
| Одномерные массивы в Паскале.
| 13
|
| Усвоение новых знаний
| Урок - лекция
| 57
| Разработка программ обработки одномерных массивов. Выполнение практического задания.
| 15
|
| Усвоение новых знаний
| Практическая работа
| 58
| Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в Паскале. Поиск чисел в массиве.
| 20
|
| Усвоение новых знаний
| Урок - лекция
|
| 59
| Тестирование по теме «Программное управление работой компьютера».
| 22
|
| Итоговый контроль и учет знаний и навыков
| Семинар
стр20 №20-65
| Тема 7. Информационные технологии и общество» - 4ч. Цели: Познакомить учащихся с основными событиями, открытиями, изобретениями, связанными с развитием информатики как в период до появления компьютеров, так и в компьютерную эпоху. Дать начальные представления о вопросах социальной информатики: информационном обществе, информационных ресурсах, информационном праве, информационной безопасности.
| 60
| Предыстория информационных технологий. История чисел и систем счисления
| 27
|
| Усвоение новых знаний
| Урок - лекция
| 61
| История ЭВМ и ИКТ.
| 29
|
| Усвоение новых знаний
| Урок - лекция
| 62
| Основы социальной информатики
| 4.05
|
| Усвоение новых знаний
| Урок - лекция
| 63
| Тестирование по теме «Информационные технологии и общество».
| 6
|
| Итоговый контроль и учет знаний и навыков
| Семинар
стр44 №123-135
| Повторение – 5 ч.
1. Решение задач на тему «Информация»
2. Решение задач на тему «Модели»
3.Задачи на алгоритмы
4.Задачи на алгоритмы
5.Решение логических задач.
|
64 65
66
67
68
|
| 11,
13,
18,
20,
25
|
| Обобщение знаний
| Уроки практикумы
| Уметь решать задачи на моделирование, алгоритмы, на логику.
| |