Скачать 82.39 Kb.
|
Компетентностно-ориентированный урокОПРЕДЕЛЕНИЕ И СВОЙСТВА АЛГОРИТМА9 классЮст Татьяна Николаевна, учитель информатики БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 110»
Целеполагание: усвоить основные понятия алгоритма, научиться применять их для решения информационных задач. Задачи урока: Образовательные:
Воспитательные:
Развивающие:
Формируемые компетенции:
Тип урока:
Средства обучения:
Методы обучения:
Приемы формирования компетенций:
Образовательные технологии:
Ожидаемые результаты:
Структура урока:
3.1 Мозговой штурм – 10 мин. 3.2. Ролевая игра – 5 мин.
Ход урока: 1. Организационный момент Приветствие обучающихся, фиксирование отсутствующих на уроке. 2. Мотивационные задания, завершающиеся постановкой темы и цели урока Выполнение интерактивных заданий. {Ученики по очереди у доски выполняют задания, остальные активно помогают советами - ЭОР, стр. 1-4} Вопрос: Можно ли переставить местами строки? Ответ: Нет. Вопрос: Почему? Ответ: Тогда мы не получим результат. Вопрос: Кто сможет сказать, что объединяет все этих задания? Ответ: Во всех заданиях надо было выстроить порядок Вопрос: Как можно назвать данный порядок? Ответ: 1. Последовательность. 2. Цепочка. 3. Алгоритм. Вопрос: Вы уже встречались с алгоритмами? Где? На каких уроках? Ответ: Да, на математике, русском языке. На математике мы по алгоритму выполняем арифметические действия над многозначными числами. Вопрос: Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Ответ: Вероятно, будем говорить об алгоритмах. Мы что, будем столбиком учиться считать? Наверное, будем составлять алгоритмы. Все верно. Мы будем сегодня разговаривать об алгоритмах, разберем свойства алгоритма. А также научимся правильно составлять алгоритмы. Откройте тетради и запишите тему «Определение и свойства алгоритма». 3. Объяснение нового материала Определение (записать в тетрадь). «Алгоритм — это конечная последовательность точно определенных действий, приводящих к результату». ЭОР, стр. 5 Вопрос: Ответьте, пожалуйста, а в жизни вы используете алгоритмы? Или, может быть, ваши родители пользуются алгоритмами? Вообще, как вы думаете, где могут пригодиться алгоритмы? Ответ: Нет. Да, моя мама учила открывать дверь младшую сестренку и рассказывала, как правильно это делать. А меня учили, как правильно обращаться с газовой плитой, если надо подогреть обед. Мне мама рассказывала, что все лекарства делают строго по рецепту. Она в аптеке работает и знает. Стиральная машина работает по программе, а это ведь тоже алгоритм. Вопрос: Замечательно. Прочитайте внимательно еще раз определение алгоритма и выделите ключевые слова. Ответ: 1. Последовательность; 2. Действия; 3. Результат. Все верно. Данные ключевые слова составляют основу понятия алгоритма и являются его свойствами. 3.1 Мозговой штурм Предлагаю вам разобраться, что означают термины: последовательность, действия, результат. А также: точно, конечная, определенных. Приведите примеры. {по окончании обсуждения свойств алгоритма подтвердить рассуждения обучающихся демонстрацией слайдов – ЭОР, стр. 6-10} Вопрос: Как вы думаете, кто исполняет алгоритм? Ответ: 1. Человек. 2. Компьютер. 3. Робот. 4. Животные. {записать в тетрадь понятие Исполнитель (ЭОР, стр. 12)} Вопрос: Представьте себе, что у нас есть исполнитель, который умеет ухаживать за цветами. Назовем его Цветовод. Как вы думаете, какие команды должен уметь выполнять исполнитель Цветовод? Ответ: 1. Поливать цветы. 2. Посадить цветы. 3. Прополоть. 4. Капать. {выслушать все предложенные учениками команды} Вопрос: Назовите среду обитания Цветовода. Ответ: Дома, если он занимается комнатными цветами. Сад или огород. Вопрос: А сможет ли Цветовод сходить в магазин за покупками? Ответ: Нет. Цветовод должен заниматься цветами. Он не знает, что такое сходить в магазин и что такое покупки. Вопрос: Представьте себе, что у нас есть исполнитель, который умеет убирать в квартире. Назовем его Чистюля. Как вы думаете, какие команды должен уметь выполнять Чистюля? Ответ: Протирать пыль. Мыть пол. Наливать воду в ведро и выливать. {выслушать все предложенные учениками команды} Вопрос: Назовите среду обитания Чистюли. Ответ: Квартира, кабинет, здание. Вопрос: А сможет ли Чистюля прополоть грядки? Ответ: Нет. Он не знает, что такое грядки и как их пропалывать. Вопрос: Все верно. Какой можно сделать вывод? Ответ: Каждый исполнитель должен выполнять только свои команды {записать в тетрадь понятие Исполнитель, СКИ, среда Исполнителя – ЭОР, стр. 12} 3.2 Ролевая игра А сейчас давайте вместе с вами проведем небольшой эксперимент. Мне нужен один человек. {Выходит один ученик} Представь себе, что ты Исполнитель. Ты умеешь делать N шагов, поворачиваться влево и вправо. Я буду говорить тебе команды, а ты должен их выполнить. Ребята, а вы все внимательно следите за тем, как … будет выполнять команды. {Порядок команд может быть любым. Главное, чтобы учащийся встретил некоторое препятствие перед собой. Важно, внимательно проследить, как он преодолеет это препятствие: «наткнется» на него или обойдет. Затем еще раз повторить этот эксперимент, но таким образом, чтобы второй ученик выполнил с противоположной точностью. Сравнить результаты, сделать вывод.} Вопрос: Сейчас два исполнителя выполняли одинаковые команды. Результат получился одинаковым или нет? Ответ: … выполнил команды четко, когда на пути встретилось препятствие, он (а) остановился (лась). А вот …, увидев препятствие, подумал и обошел его. Вопрос: Какой же можно сделать вывод? Ответ: Исполнитель может выполнять алгоритм точно или корректировать выполнения некоторых команд. {записать в тетрадь определение формальный и неформальный Исполнитель, сообщения Исполнителя – ЭОР, стр. 13-14} Вопрос: Приведите примеры формальных исполнителей. Ответ: Компьютер, станки с программным управлением, микроволновая печь, роботы создающие машины….. Верно. Вы уже знаете, что компьютер работает с помощью программ, которые пишут программисты. А для того, чтобы легче было написать программу, необходимо уметь составлять алгоритмы. Надеюсь, что кто-то из вас станет программистом. Сейчас это престижная и востребованная профессия. 4. Практикум с использованием учебного Исполнителя. Предлагаю решить простую (детскую) задачу «Волк, коза и капуста». {учебный исполнитель «Перевозчик» из методического пакета Роботландия} Задание. Проанализировать решение задачи, определить систему команд Исполнителя (СКИ) и построить, используя СКИ, алгоритм. Необходимую информацию для выполнения задания вы найдете в Справке (F1) данной программы. Заполнить бланк выполнения задания. (ЭОР, стр. 15) После выполнения задания, обменяйтесь тетрадями и выполните алгоритм как формальный исполнитель. Результат оцените, используя критерии оценивания. Критерии оценивания (ЭОР, стр. 16): Полная СКИ – 1 балл, не полная – 0,5 балла. Каждая команда определена точно – 1 балл, не точно – 0 баллов. Исполнение алгоритма приводит к результату – 1 балл, нет результата – 0 баллов. Алгоритм содержит минимальное количество шагов – 1 балл, иначе - 0,5 балла. На доске желающий показывает решение задачи. (ЭОР, стр. 17) Результат выполнения сравнивают с правильным решением на доске. (ЭОР, стр. 18) 5. Итог урока Итак, мы сегодня узнали, что такое алгоритм. Познакомились со свойствами алгоритма. Узнали, что Исполнители бывают формальные и неформальные. Сообщения Исполнителя: «Не могу!», «Не понимаю». Предлагаю оценить выполнение практической работы, используя таблицу перевода: Перевод в пятибалльную систему: 4 балла— отметка «5» 3 – 3,5балла — отметка «4» 2,5 балла — отметка «3» {Обучающиеся переводят в пятибалльную систему свои результаты и сообщают учителю. Учитель фиксирует оценки в журнал.} 6. Рефлексия Ребята, предлагаю вам по кругу высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
7. Домашнее задание. § 27. Решить задачи. Заполнить бланк выполнения задач. Для любознательных. Интерактивная логическая задача про лягушек, которую можно скачать по адресу http://nazva.net/games/play/62/ {записать д/з - ЭОР, стр. 18} Источники изображений:
|
Конспект урока определение и свойства алгоритма фио (полностью) Гайфулина... Цель урока: дать учащимся понятие алгоритма, изучить свойства алгоритмов, применение алгоритмов в жизнедеятельности человека | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели: Повторить определение алгоритма, вспомнить понятие модели и дать определение алгоритмической модели; научиться представлять... | ||
Рабочая программа по технологии Уровень образования (класс) Учителя Калиниченко Татьяна Николаевна, Кусочек Наталья Николаевна, Сердюк Елена Ивановна, Ковалевская Людмила Ивановна | Урок деловая игра по теме: "Площади плоских фигур". 8-й класс Учитель: Засимова Татьяна Николаевна, моу сош №5 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Климовск | ||
Урок по теме «Логарифмы и их свойства» Цели урока: 1 Ввести определение логарифма, основное логарифмическое тождество, свойства логарифмов, учиться применять свойства логарифмов... | Краткое содержание проекта Данный проект посвящен теме курса математики 6-го класса «Пропорции» Вакалова Наталья Николаевна, Ильяшенко Татьяна Алексеевна, Лепяка Елена Николаевна, Перепелица Наталья Васильевна, Чикунова Татьяна... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Планируемые результаты урока: развитие у обучающихся представления об алгоритме. Усвоение понятий: свойства алгоритма, исполнитель,... | ||
Тема: «Автоматическая обработка информации» Образовательная: способствовать ознакомлению учащихся с понятием «алгоритмические машины» в теории алгоритмов; определение и свойства... | Участник: Тимина Татьяна Учитель научный руководитель Орлова Татьяна... Целью моей работы является определение роли и значения образа Петра I в творчестве А. С. Пушкина, выявление неоднозначности и неординарности... | ||
Рабочая программа по русскому языку 4 класс 4 «А» класс учитель Богатырева... В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого( Москва, «Просвещение», 2007 г), в соответствии с требованиями федерального компонента государственного... | «Нам бы про душу не забыть » Урок внеклассного чтения по рассказам В. М. Шукшина Разработала и провела учитель русского языка и литературы Лукьяненко Татьяна Николаевна | ||
Урок алгебры и начал анализа 10 класс Тема : «Степенная функция, ее свойства и график» Учитель: Вам знакомы свойства и графики элементарных функций, написанных на доске | Реферат по теме Понятие алгоритма, его свойства. Описание алгоритмов... Понятие алгоритма, его свойства. Описание алгоритмов с помощью блок схем на языке Turbo Pascal | ||
Урок по теме: "Определение", 5 класс Познакомить ребят с понятием “определение”, со способами выражения определения в предложении, со способом согласования существительного... | Учебнику А. В. Горячева, К. И. Гориной, Н. И. Суворовой. Тема урока:... Урок по информатике, 3 класс, по учебнику А. В. Горячева, К. И. Гориной, Н. И. Суворовой. Тема урока: «схема алгоритма» |