Урок определение и свойства алгоритма 9 класс Юст Татьяна Николаевна





Скачать 82.39 Kb.
НазваниеУрок определение и свойства алгоритма 9 класс Юст Татьяна Николаевна
Дата публикации17.09.2013
Размер82.39 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок

Компетентностно-ориентированный урок

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СВОЙСТВА АЛГОРИТМА

9 класс


Юст Татьяна Николаевна,

учитель информатики

БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная

школа № 110»


  1. Урок рассчитан на формирование учебно-познавательной и коммуникативной компетенций с применением ролевой игры, обмена мнениями, обобщением информации. Для урока разработаны ЭОР использования интерактивной доски InterWriter и компетентностно-ориентированное задание.

  2. Программное обеспечение интерактивной доски InterWriter. Методический комплект «Роботландия»: Исполнитель «Перевозчик».

  3. Алгоритм, свойства алгоритма, исполнитель, система команд исполнителя.


Целеполагание: усвоить основные понятия алгоритма, научиться применять их для решения информационных задач.
Задачи урока:

Образовательные:

  • обеспечить усвоение понятия алгоритм и его свойств;

  • учить определять систему команд Исполнителя алгоритма;

  • учить составлять алгоритмы при решении задач.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к обучению;

  • воспитывать интерес к будущей профессии;

  • воспитывать самостоятельность;

  • формировать положительное отношение к изучаемому предмету;

  • формировать необходимые коммуникативные и учебно-познавательные компетенции.

Развивающие:

  • развивать умение анализировать ситуацию, находить пути решения проблемы;

  • умение анализировать результаты своей деятельности, находить рациональные пути;

  • умение применять свои знания в различных ситуациях;

  • коммуникативные способности, навыки взаимодействия;

  • развивать мышление.

Формируемые компетенции:

  • учебно-познавательная;

  • коммуникативная.

Тип урока:

  • изучение нового материала.

Средства обучения:

  • ролевая игра;

  • практикум с использованием учебного Исполнителя;

  • индивидуальная работа.

Методы обучения:

  • ролевая игра;

  • обмен мнениями;

  • обобщение информации;

  • метод конструирование правил.

Приемы формирования компетенций:

  • мозговой штурм;

  • обсуждение новых понятий.

Образовательные технологии:

  • развитие критического мышления;

  • игровой метод обучения.

Ожидаемые результаты:

  • знать определение алгоритма;

  • понимать свойства алгоритма;

  • определять систему команд исполнителя;

  • уметь применять свойства алгоритма для решения информационных задач.


Структура урока:

  1. Организационный момент - 1 мин.

  2. Мотивационные задания, завершающиеся постановкой темы и цели урока - 8 мин.

  3. Введение нового материала:

3.1 Мозговой штурм – 10 мин.

3.2. Ролевая игра – 5 мин.

  1. Практикум с использованием учебного Исполнителя – 10 мин.

  2. Итог урока – 1 мин.

  3. Рефлексия – 2 мин.

  4. Домашнее задание – 3 мин.


Ход урока:
1. Организационный момент

Приветствие обучающихся, фиксирование отсутствующих на уроке.
2. Мотивационные задания, завершающиеся постановкой темы и цели урока

Выполнение интерактивных заданий.

{Ученики по очереди у доски выполняют задания, остальные активно помогают советами - ЭОР, стр. 1-4}

Вопрос: Можно ли переставить местами строки?

Ответ: Нет.

Вопрос: Почему?

Ответ: Тогда мы не получим результат.

Вопрос: Кто сможет сказать, что объединяет все этих задания?

Ответ: Во всех заданиях надо было выстроить порядок

Вопрос: Как можно назвать данный порядок?

Ответ: 1. Последовательность.

2. Цепочка.

3. Алгоритм.

Вопрос: Вы уже встречались с алгоритмами? Где? На каких уроках?

Ответ: Да, на математике, русском языке.

На математике мы по алгоритму выполняем арифметические действия над многозначными числами.

Вопрос: Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Ответ: Вероятно, будем говорить об алгоритмах.

Мы что, будем столбиком учиться считать?

Наверное, будем составлять алгоритмы.

Все верно. Мы будем сегодня разговаривать об алгоритмах, разберем свойства алгоритма. А также научимся правильно составлять алгоритмы.

Откройте тетради и запишите тему «Определение и свойства алгоритма».
3. Объяснение нового материала

Определение (записать в тетрадь). «Алгоритм — это конечная последовательность точно определенных действий, приводящих к результату». ЭОР, стр. 5

Вопрос: Ответьте, пожалуйста, а в жизни вы используете алгоритмы? Или, может быть, ваши родители пользуются алгоритмами? Вообще, как вы думаете, где могут пригодиться алгоритмы?

Ответ: Нет.

Да, моя мама учила открывать дверь младшую сестренку и рассказывала, как правильно это делать.

А меня учили, как правильно обращаться с газовой плитой, если надо подогреть обед.

Мне мама рассказывала, что все лекарства делают строго по рецепту. Она в аптеке работает и знает.

Стиральная машина работает по программе, а это ведь тоже алгоритм.

Вопрос: Замечательно. Прочитайте внимательно еще раз определение алгоритма и выделите ключевые слова.

Ответ: 1. Последовательность; 2. Действия; 3. Результат.

Все верно. Данные ключевые слова составляют основу понятия алгоритма и являются его свойствами.
3.1 Мозговой штурм

Предлагаю вам разобраться, что означают термины: последовательность, действия, результат. А также: точно, конечная, определенных. Приведите примеры.

{по окончании обсуждения свойств алгоритма подтвердить рассуждения обучающихся демонстрацией слайдов – ЭОР, стр. 6-10}

Вопрос: Как вы думаете, кто исполняет алгоритм?

Ответ: 1. Человек. 2. Компьютер. 3. Робот. 4. Животные.

{записать в тетрадь понятие Исполнитель (ЭОР, стр. 12)}

Вопрос: Представьте себе, что у нас есть исполнитель, который умеет ухаживать за цветами. Назовем его Цветовод. Как вы думаете, какие команды должен уметь выполнять исполнитель Цветовод?

Ответ: 1. Поливать цветы. 2. Посадить цветы. 3. Прополоть. 4. Капать.

{выслушать все предложенные учениками команды}

Вопрос: Назовите среду обитания Цветовода.

Ответ: Дома, если он занимается комнатными цветами. Сад или огород.

Вопрос: А сможет ли Цветовод сходить в магазин за покупками?

Ответ: Нет. Цветовод должен заниматься цветами. Он не знает, что такое сходить в магазин и что такое покупки.

Вопрос: Представьте себе, что у нас есть исполнитель, который умеет убирать в квартире. Назовем его Чистюля. Как вы думаете, какие команды должен уметь выполнять Чистюля?

Ответ: Протирать пыль. Мыть пол. Наливать воду в ведро и выливать.

{выслушать все предложенные учениками команды}

Вопрос: Назовите среду обитания Чистюли.

Ответ: Квартира, кабинет, здание.

Вопрос: А сможет ли Чистюля прополоть грядки?

Ответ: Нет. Он не знает, что такое грядки и как их пропалывать.

Вопрос: Все верно. Какой можно сделать вывод?

Ответ: Каждый исполнитель должен выполнять только свои команды

{записать в тетрадь понятие Исполнитель, СКИ, среда Исполнителя – ЭОР, стр. 12}
3.2 Ролевая игра

А сейчас давайте вместе с вами проведем небольшой эксперимент. Мне нужен один человек. {Выходит один ученик}

Представь себе, что ты Исполнитель. Ты умеешь делать N шагов, поворачиваться влево и вправо. Я буду говорить тебе команды, а ты должен их выполнить. Ребята, а вы все внимательно следите за тем, как … будет выполнять команды.

{Порядок команд может быть любым. Главное, чтобы учащийся встретил некоторое препятствие перед собой. Важно, внимательно проследить, как он преодолеет это препятствие: «наткнется» на него или обойдет.

Затем еще раз повторить этот эксперимент, но таким образом, чтобы второй ученик выполнил с противоположной точностью. Сравнить результаты, сделать вывод.}

Вопрос: Сейчас два исполнителя выполняли одинаковые команды. Результат получился одинаковым или нет?

Ответ: … выполнил команды четко, когда на пути встретилось препятствие, он (а) остановился (лась). А вот …, увидев препятствие, подумал и обошел его.

Вопрос: Какой же можно сделать вывод?

Ответ: Исполнитель может выполнять алгоритм точно или корректировать выполнения некоторых команд.

{записать в тетрадь определение формальный и неформальный Исполнитель, сообщения Исполнителя – ЭОР, стр. 13-14}

Вопрос: Приведите примеры формальных исполнителей.

Ответ: Компьютер, станки с программным управлением, микроволновая печь, роботы создающие машины…..

Верно. Вы уже знаете, что компьютер работает с помощью программ, которые пишут программисты. А для того, чтобы легче было написать программу, необходимо уметь составлять алгоритмы. Надеюсь, что кто-то из вас станет программистом. Сейчас это престижная и востребованная профессия.
4. Практикум с использованием учебного Исполнителя.

Предлагаю решить простую (детскую) задачу «Волк, коза и капуста». {учебный исполнитель «Перевозчик» из методического пакета Роботландия}
Задание. Проанализировать решение задачи, определить систему команд Исполнителя (СКИ) и построить, используя СКИ, алгоритм.

Необходимую информацию для выполнения задания вы найдете в Справке (F1) данной программы.

Заполнить бланк выполнения задания. (ЭОР, стр. 15)

После выполнения задания, обменяйтесь тетрадями и выполните алгоритм как формальный исполнитель. Результат оцените, используя критерии оценивания.

Критерии оценивания (ЭОР, стр. 16):

Полная СКИ – 1 балл, не полная – 0,5 балла.

Каждая команда определена точно – 1 балл, не точно – 0 баллов.

Исполнение алгоритма приводит к результату – 1 балл, нет результата – 0 баллов.

Алгоритм содержит минимальное количество шагов – 1 балл, иначе - 0,5 балла.

На доске желающий показывает решение задачи. (ЭОР, стр. 17)

Результат выполнения сравнивают с правильным решением на доске. (ЭОР, стр. 18)
5. Итог урока

Итак, мы сегодня узнали, что такое алгоритм. Познакомились со свойствами алгоритма.

Узнали, что Исполнители бывают формальные и неформальные. Сообщения Исполнителя: «Не могу!», «Не понимаю».

Предлагаю оценить выполнение практической работы, используя таблицу перевода:

Перевод в пятибалльную систему:

4 балла— отметка «5»

3 – 3,5балла — отметка «4»

2,5 балла — отметка «3»

{Обучающиеся переводят в пятибалльную систему свои результаты и сообщают учителю. Учитель фиксирует оценки в журнал.}
6. Рефлексия

Ребята, предлагаю вам по кругу высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я выполнял задания…

  5. я понял, что…

  6. теперь я могу…

  7. я почувствовал, что…

  8. я приобрел…

  9. я научился…

  10. у меня получилось …

  11. я смог…

  12. я попробую…

  13. меня удивило…

  14. урок дал мне для жизни…

  15. мне захотелось…


7. Домашнее задание. § 27. Решить задачи. Заполнить бланк выполнения задач.

Для любознательных. Интерактивная логическая задача про лягушек, которую можно скачать по адресу http://nazva.net/games/play/62/

{записать д/з - ЭОР, стр. 18}
Источники изображений:

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок определение и свойства алгоритма 9 класс Юст Татьяна Николаевна iconКонспект урока определение и свойства алгоритма фио (полностью) Гайфулина...
Цель урока: дать учащимся понятие алгоритма, изучить свойства алгоритмов, применение алгоритмов в жизнедеятельности человека
Урок определение и свойства алгоритма 9 класс Юст Татьяна Николаевна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: Повторить определение алгоритма, вспомнить понятие модели и дать определение алгоритмической модели; научиться представлять...
Урок определение и свойства алгоритма 9 класс Юст Татьяна Николаевна iconРабочая программа по технологии Уровень образования (класс)
Учителя Калиниченко Татьяна Николаевна, Кусочек Наталья Николаевна, Сердюк Елена Ивановна, Ковалевская Людмила Ивановна
Урок определение и свойства алгоритма 9 класс Юст Татьяна Николаевна iconУрок деловая игра по теме: "Площади плоских фигур". 8-й класс
Учитель: Засимова Татьяна Николаевна, моу сош №5 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Климовск
Урок определение и свойства алгоритма 9 класс Юст Татьяна Николаевна iconУрок по теме «Логарифмы и их свойства»
Цели урока: 1 Ввести определение логарифма, основное логарифмическое тождество, свойства логарифмов, учиться применять свойства логарифмов...
Урок определение и свойства алгоритма 9 класс Юст Татьяна Николаевна iconКраткое содержание проекта Данный проект посвящен теме курса математики 6-го класса «Пропорции»
Вакалова Наталья Николаевна, Ильяшенко Татьяна Алексеевна, Лепяка Елена Николаевна, Перепелица Наталья Васильевна, Чикунова Татьяна...
Урок определение и свойства алгоритма 9 класс Юст Татьяна Николаевна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Урок определение и свойства алгоритма 9 класс Юст Татьяна Николаевна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Планируемые результаты урока: развитие у обучающихся представления об алгоритме. Усвоение понятий: свойства алгоритма, исполнитель,...
Урок определение и свойства алгоритма 9 класс Юст Татьяна Николаевна iconТема: «Автоматическая обработка информации»
Образовательная: способствовать ознакомлению учащихся с понятием «алгоритмические машины» в теории алгоритмов; определение и свойства...
Урок определение и свойства алгоритма 9 класс Юст Татьяна Николаевна iconУчастник: Тимина Татьяна Учитель научный руководитель Орлова Татьяна...
Целью моей работы является определение роли и значения образа Петра I в творчестве А. С. Пушкина, выявление неоднозначности и неординарности...
Урок определение и свойства алгоритма 9 класс Юст Татьяна Николаевна iconРабочая программа по русскому языку 4 класс 4 «А» класс учитель Богатырева...
В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого( Москва, «Просвещение», 2007 г), в соответствии с требованиями федерального компонента государственного...
Урок определение и свойства алгоритма 9 класс Юст Татьяна Николаевна icon«Нам бы про душу не забыть » Урок внеклассного чтения по рассказам В. М. Шукшина
Разработала и провела учитель русского языка и литературы Лукьяненко Татьяна Николаевна
Урок определение и свойства алгоритма 9 класс Юст Татьяна Николаевна iconУрок алгебры и начал анализа 10 класс Тема : «Степенная функция, ее свойства и график»
Учитель: Вам знакомы свойства и графики элементарных функций, написанных на доске
Урок определение и свойства алгоритма 9 класс Юст Татьяна Николаевна iconРеферат по теме Понятие алгоритма, его свойства. Описание алгоритмов...
Понятие алгоритма, его свойства. Описание алгоритмов с помощью блок схем на языке Turbo Pascal
Урок определение и свойства алгоритма 9 класс Юст Татьяна Николаевна iconУрок по теме: "Определение", 5 класс
Познакомить ребят с понятием “определение”, со способами выражения определения в предложении, со способом согласования существительного...
Урок определение и свойства алгоритма 9 класс Юст Татьяна Николаевна iconУчебнику А. В. Горячева, К. И. Гориной, Н. И. Суворовой. Тема урока:...
Урок по информатике, 3 класс, по учебнику А. В. Горячева, К. И. Гориной, Н. И. Суворовой. Тема урока: «схема алгоритма»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск