Тема: «Автоматическая обработка информации» (раздел «Информационные процессы в системах») Вид урока: урок формирования новых знаний. Цели:
Образовательная: способствовать ознакомлению учащихся с понятием «алгоритмические машины» в теории алгоритмов; определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной; устройств и систем команд алгоритмической машины Поста;
Развивающая: способствовать развитию познавательных интересов, навыков работы с мышью и клавиатурой, умения конспектировать, самостоятельности при выполнении заданий и в ответах на вопросы;
Воспитательная: прививать интерес к изучаемому предмету.
Ход урока:
Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| 1. Организационный момент.
- Здравствуйте! Все готовы к уроку?
- Садитесь. Кто сегодня дежурный? Кто отсутствует на уроке?
2. Актуализация знаний. Из таксономии опрос подходит под пункт «Знание». Т.к. ученики воспроизводят термины, основные понятия.
- Что такое алгоритм?
- Назовите 4 вида обработки информации.
- Алгоритм управления алгоритмической машиной обладает несколькими свойствами. Назовите их.
Задача походит так же на «Знание» - запоминание и воспроизведение изученного материала; «Применение» - использование изученного материала.
- Молодцы. Сделали упражнения 3 на странице 49 и нашли НОД для чисел 114 и 66?
- Значит, у нас кто-то сделал, а кто-то нет. Ладно, и что у вас получилось?
- Да, верно НОД для этих чисел равно 6. Алина напиши коротко на доске только последовательность чисел - («Понимание» - преобразование словесного материала в математические выражения). А те, кто не сделал д\з посмотрите и подумайте над ним. Для вас это не новое. 3. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня мы с вами поговорим об автоматической обработки информации. Запишите число и тему урока:
4. Изучение нового материала.
- Рассмотрим машину Поста в качестве примера автомата, выполняющего обработку информации. Алгоритм, по которому работает машина Поста, будем называть программой. Давайте, разберем архитектуру машины Поста. Посмотрите на рис.2.6:
Модель машины Поста:
- Имеется бесконечная информационная лента, разделенная на позиции – к л е т к и. В каждой клетке может либо стоять метка (знак), либо отсутствовать (пусто). Вдоль ленты движется каретка - считывающее устройство. Как вы думаете, чем она обозначена на рисунке?
- Да верно стрелкой. Каретка может передвигаться шагами: один шаг – смещение на одну клетку вправо или влево. Клетку, под которой установлена каретка, будем называть текущей. Каретка яв-ся еще и процессором машины. Запишите:
- Назначение машины Поста – производить преобразования на информационной ленте.
- Теперь рассмотрим систему команд машины Поста. Перерисуйте себе табл 2.1. «Понимание»
|
- Да, готовы.
Встает дежурный и называет отсутствующих, если есть.
- Для обозначения формализованных правил, определяющих последовательность шагов обработки информации, в информатике используется понятие алгоритма.
- 1) получение новой информации, новых сведений;
2) изменение формы представления информации;
3) систематизация, структурирование данных;
4) поиск информации.
дискретностью (каждый шаг алгоритма выполняется отдельно от других);
понятностью (в алгоритме используются только команды и СКИ);
точностью (каждая команда определяет однозначное действие исполнителя);
конечностью (за конечное число шагов алгоритма получается искомый результат).
- Да, нет… - НОД для чисел 114 и 66 будет 6.
Запись на доске:
- 114, 66, 48, 18, 12, 6, 0
Ученики записывают число и тему урока.
- Стрелкой, может быть.
Запись в тетради:
- Каретка является процессором машины. С ее помощью машина может:
распознать, пустая клетка или помеченная знаком;
стереть знак в текущей клетке;
записать знак в пустую текущую клетку.
|
Команда
| Действие
| n ← m
| Сдвиг каретки на шаг влево и переход к выполнению команды с номером m
| n → m
| Сдвиг каретки на шаг вправо и переход к выполнению команды с номером m
| n v m
| Запись метки в текущую пустую клетку и переход к выполнению команды с номером m
| n ↕ m
| Стирание метки в текущей клетке и переход к выполнению команды с номером m
| n !
| Остановка выполнения программы
| n ? m, k
| Переход в зависимости от содержимого текущей клетки: если текущая клетка пустая, то следующий будет выполняться команда с номером m, если непустая – команда с номером k
| Система команд машины Поста
| - Запись всякой команды начинается с ее порядкового номера в программе – n. Затем следует код операции и после него – номер следующей выполняемой команды программы – m.
5. Практическая часть.
- А сейчас давайте, рассмотрим один пример, который представлен в учебнике. Сначала давайте разберем пример устно. Делайте у себя пометки. Посмотрим, что у вас получиться. А потом проверим правильность работы на компьютере. Здесь можно использовать «Визуальное ранжирование» для проверки правильности выполнения задания. Исходное состояние показано на рис.2.6. Машина должна стереть знак в текущей клетке и присоединить его слева к группе знаков, расположенных справа от каретки. Рассмотрим программу:
Команда
| 1 ↕ 2
| 2 → 3
| 3 ? 2, 4
| 4 ← 5
| 5 v 6
| 6 !
| Разбор примера можно отнести: «Знание» - запоминание и воспроизведение изученного материала, «Понимание» - объяснение фактов, правил, методов решения, «Применение» - использование изученного материала, «Синтез» - составление схемы задачи.
- И так, что означает у нас первая команда?
- Да, верно, после этого наша стрелка сдвинется вправо на один шаг.
- Третья команда: если клетка будет пустая, то переход к команде 2, иначе – к команде 4. А куда перейдет в нашем случае? - Правильно, четвертая команда: сдвиг влево на шаг. А что сделает пятая команда? - Верно, и последняя команда: остановка машины. Булат, что у тебя получилось. Покажи всем, выйди к доске и нарисуй: «Синтез» - предлагает решение задачи.
|
- Стирание метки; переход к следующей команде.
- В нашем случае будет пустая клетка и перейдет к команде 2, пока не дойдет до клетки с меткой. - Поставит метку в пустую клетку.
Запись на доске:
| Результат:
-
| - А сейчас, давайте сядем за компьютеры и проверим нашу работу. Правильно ли мы сделали. «Понимание», «Применение», «Знание».
- На рабочем столе есть папка 10 класс. В папке есть программа, которая называется ALGO 2000 – это интерпретатор машины Поста. Откройте ее. Давайте, запишем наш алгоритм и проверим. Всем понятно, куда и что записывать? Если есть вопросы, спрашивайте.
- Вот, получили результат. Сравните его с нашим. Ну как, все верно?
6. Подведение итогов.
- И так, сегодня мы познакомились с работой машины Поста. Познакомились, хоть и не совсем хорошо, с электронным вариантом машины Поста. На следующем уроке еще поработаем. За активное участие при решении примера ставлю «4» Валееву Булату. А остальных попрошу быть внимательнее.
7. Домашнее задание.
П10, Задание №1, стр53 письменно.
|
- Все верно.
| |