План – конспект
урока физики, проведенного в 7 классе по теме:
«Расчет массы и объёма тела по его плотности»
Подготовил: Товкациер Н.Д., учитель физики, I кв.к.
МКОУ «Колыбельская СОШ», Лискинский район
Цели урока:
Образовательные цели: • обобщить и систематизировать знания учащихся о плотности вещества; • выяснить способы измерения массы и объёма тел, опираясь на ранее имеющиеся знания; • сформировать умения объяснять причины в различии плотностей тел, производить расчет и измерение массы и объёма опытным путём; Развивающие цели: • развить интерес к изучению физики на основе межпредметных связей с математикой, информатикой; • развить творческие способности учащихся в ходе выполнения творческих заданий; • развить навыки использования информационных технологий и различных источников информации для решения познавательных задач; • расширить кругозор учащихся, показать применение теоретических знаний на практике; • развить способность к анализу и творческую активность, умение логически мыслить. Воспитательные цели: • формирование активной жизненной позиции, чувства коллективизма и взаимопомощи, ответственность каждого за конечные результаты; • воспитание самостоятельности, трудолюбия, настойчивости в достижении цели.
Тип урока: комплексный
Методы урока: постановка учебной проблемы, частично-поисковый, словесно-наглядный.
Форма организации занятия: беседа, экспериментальная работа.
ОБОРУДОВАНИЕ, МАТЕРИАЛЫ, ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Компьютер;
операционная система Windows XР ;
приложения к уроку: презентация «Расчет массы и объёма тела по его плотности», карточки
весы, разновесы, тела равного объёма из алюминия, железа, дерева.
Ход урока.
1. Организационный этап
2. Постановка учебной проблемы. Сегодня на уроке мы с вами обобщим наши знания о плотности тел, научимся рассчитывать массу и объем вещества по его плотности . Но сначала мы повторим ранее изученный материал.
3. Актуализация познавательной деятельности.
Вопросы.
Какой буквой обозначается плотность?
Какой буквой обозначается масса тела?
Какой буквой обозначается объём тела?
Как определить плотность вещества?
Как определить массу тела?
Как определить объем тела?
Масса измеряется в системе СИ в …
Объём измеряется в системе СИ в …
Плотность измеряется в системе СИ в
Учитель. Перейдем к следующей странице. Здесь вас ждет тест (ученики выполняют задания теста)
1. Какой буквой обозначается плотность?
а) m
в)
с)
| 1. Какой буквой обозначается масса?
а) m
в)
с)
| 2. В каких единицах измеряется масса в системе СИ?
а) кг
в) м3
с) кг/м3
| 2. В каких единицах измеряется плотность в системе СИ?
а) кг
в) м3
с) кг/м3
| 3. Как можно определить массу тела?
а) мензуркой
в) с помощью весов
с) на глазок
| 3. Как можно определить объём тела?
а) мензуркой
в) с помощью весов
с) на глазок
| 4. По какой формуле рассчитывается плотность тела?
а) S = V × t
в)
с) V =
| 4. По какой формуле рассчитывается плотность тела?
а) S = V × t
в)
с) V =
| 5. Определить плотность куска алюминия объёмом 10 см3 , если его масса 27 г.
а) 2,7 г
в) 2,7 см3
с) 2,7
| 5. определить плотность куска стали объёмом 10 см3 , если его масса 78 г.
а) 7,8 г
в) 7,8 см3
с) 7,8
| Учитель. А сейчас мы приступим к решению качественной задачи.
Сравните плотности шаров в каждом из предложенных здесь случаев.
А теперь переформулируйте задачу
Физкультминутка
Подпрыгивая на одной ножке, сказать:
Я знаю 5 физических величин:
Я знаю 5 единиц измерений в системе СИ:
Учитель. Чтобы перейти к следующей части нашего урока, ответьте на следующие вопрсы:
Как определить объём тела?
Как определить массу тела?
Учитель. Массу тела и его объём можно еще рассчитать по формулам. Вот это и есть тема нашего урока. Мы познакомимся с формулами для вычисления массы и объёма.
4. Проведение фронтального эксперимента.
Учитель. Таким образом, объем тела и его массу можно рассчитать и определить практическим путем. Сейчас мы с вами проверим, будут ли расчетные результаты совпадать с практическими.
Результаты нашей деятельности мы будем заносить в таблицу сравнения.
ребятам раздаются карточки с заданиями: 2 варианта
Вариант 1.
Определение массы тела двумя способами
V,
| Вещество
| ρ,
| mрасчетное
г
| mпрактическое
г
|
7,6
|
алюминий
|
2,7
|
|
|
m =
2) Взвесить тело на весах и найти mпрактическое
Вывод:
Для выполнения задания нужны набор тел, весы, разновесы, линейка.
Вариант 2.
Определение объема тела двумя способами
m, г
| Вещество
| ρ,
| Vрасчетное
| Vпрактическое
|
61,3
|
железо
|
7,8
|
|
|
Vпрактическое ab c
a = cм
b = см
c = см Вывод:
Для выполнения задания нужны набор тел, весы, разновесы, линейка.
5. Закрепление.
Учитель. Мы вместе прошли трудный путь от гипотез, догадок, к подлинно научной теории и «переоткрыли» уже известные истины. Все цели нашего исследования достигнуты. В организации нашего исследования мы использовали все этапы научного творчества, показали себя хорошими, наблюдательными экспериментаторами, способными не только подмечать вокруг себя новое и интересное, но и самостоятельно проводить научное исследование. А теперь попробуем ответить на вопросы:
Что нового мы с вами узнали?
Что мы повторили из старого на уроке?
Зачем нужно уметь рассчитывать массу тела и его объём по формулам?
6. Итог урока.
И так, урок подходит к завершению. Мне очень понравилось с вами работать.
А теперь давайте вместе оценим вашу работу на сегодняшнем уроке. У каждого из вас есть оценочный лист, в котором вы ставили себе оценки за работу. Подведем итог. (Выставление оценок за урок)
Дом. задание:
1 уровень - § 22 Упр.8 № 2
2 уровень - § 22 Упр.8 № 2 , № 4
3 уровень - § 22 Упр.8 № 2 , № 4, Задание 5, с.54
7. Рефлексия В той атмосфере и обстановке, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по-разному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке каждый из вас, и понравилось ли вам то дело, которым мы с вами сегодня занимались.
Вы видите рисунок, на котором изображен сосуд с водой. При выходе из кабинета нарисуйте в нем, пожалуйста, шарик на той глубине, которая соответствовала бы глубине вашего погружения в сегодняшний урок. |