Дидактика и инженерия: поиск путей обновления





Скачать 310.34 Kb.
НазваниеДидактика и инженерия: поиск путей обновления
страница1/3
Дата публикации18.09.2013
Размер310.34 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2   3


Дидактика и инженерия: поиск путей обновления

Чошанов Мурат Аширович

доктор педагогических наук,

профессор кафедр подготовки учителя и

математических наук,

Техасский университет в Эль Пасо,

Техас, США
Современная дидактика нуждается в обновлении. В последнее десятилетие в отечественной дидактике значительно возрос интерес к исследованию феномена технологии обучения. Этот интерес усиливается в условиях внедрения в учебный процесс новых информационно-коммуникационных технологий. Несмотря на большое количество работ по этой проблематике, до сих пор остается не до конца исследованной проблема проектирования результативных обучающих технологий. В данной статье раскрываются возможности дидактики в решении этой проблемы через призму её интеграции с инженерией.

1. Новый взгляд на старую дидактику

Кто-то сказал «Дидактика стара как мир...». Нельзя не согласиться с неизвестным автором приведенного изречения. Совершенно очевидно, что необходимым условием воспроизводства и развития общества является потребность в освоении опыта предыдущих поколений, его приумножении и дальнейшей передаче этого социального опыта следующему поколению. Действительно, как только возникает ситуация, когда кто-то кого-то учит чему-то, мы имеем дело с дидактикой. Нетрудно представить себе ситуацию, когда в самые древнейшие времена старшие представители племени обучали молодых соплеменников грамотной охоте на мамонтов. Представили!? Пользуясь современным языком, попытаемся распределить роли: старший представитель племени - учитель (кто-то), младшие соплеменники – ученики (кого-то), а грамотная охота на мамонтов – не что иное, как изучаемый материал (научить чему-то). Несмотря на то, что в те древнейшие времена люди знать-не знали о дидактике, тем не менее ситуация обучения грамотной охоте была, по самой своей сути, дидактической. Неудивительно, что первоначальное значение слова дидактика (от греческого didaskein) - именно «указывающий на, демонстрирующий, поучающий» или «имеющий познания в области обучения».

Проведем краткий экскурс в историю, сделав акцент на наименее исследованном аспекте, а именно - зарождении дидактики. Но, прежде, зададим читателю следующий вопрос: с чего/ кого начиналась дидактика? Не удивлюсь, если большинство читателей ответят, что дидактика берет начало с Коменского. Они будут, по-своему, правы. Поскольку многие отечественные учебники дидактики, включая учебники старых добрых советских времен (например, Скаткин, 1982) и так называемые «учебники нового века» (например, Хуторской, 2001), настойчиво утверждают, что дидактика начинается с Коменского или, на худой конец, с Ратке. Ни в коей мере не умаляя неоценимого вклада Вольфганга Ратке и Яна Амоса Коменского в становление дидактики как науки, тем не менее, попытаемся восстановить историческую справедливость в этом вопросе - с чего же, на самом деле, начиналась дидактика.

Как отмечалось выше, корень слова дидактика (didaskein, didascalia, didascalica) имеет греческое происхождение. Во времена античности этот термин впервые стал использоваться в отношении к репетициям хоров в Древней Греции (Illich, 1995). А термин «didaskaleion» означал место, где учителя музыки/ хоровые дирижеры проводили эти репетиции (Myhre, 1976). За 500(!) лет до Ратке и Коменского, в 1120 году французский философ Гуго Сен-Викторский (St Victor Hugh) опубликовал книгу под названием «Didascalicon» (Hugh, 1961), которая была признана, своего рода, дидактикой высшей школы эпохи Возрождения (Grabmann, 1998). В этой книге Гуго Сен-Викторский сформулировал основы учебного планирования в высшей школе и предложил дидактические правила систематического преподавания и учения с использованием методов диалектики (Nordkvelle, 2003). Да, уважаемый читатель, не удивляйтесь: именно методов диалектики. Надо сказать, что со времен античности шло своеобразное противостояние между этими двумя (из семи) классическими изящными искусствами: диалектикой и риторикой. В Древней Греции под диалектикой понимался метод философских изысканий. Этот метод приобрел всемирную дидактическую известность благодаря диалогам Сократа, умело переложенным на бумагу Платоном. Риторика же была искусством публичного выступления. В Древней Греции и, особенно, в Древнем Риме предпочтение отдавалось риторике. Хотя уже Аристотель призывал «уравнять в правах» диалектику и риторику.

Тем не менее, в эпоху Возрождения диалектика «взяла реванш» над риторикой, что и нашло отражение в работе Гуго Сен-Викторского «Didascalicon», которая оставалась настольным учебником в европейской высшей школе в последующие 3-4 столетия. Особого рассвета диалектика достигла в Средневековье. Образно говоря, «античность была золотым веком риторики, а средневековье – золотым веком диалектики» (Fafner, 1982, с. 140).

Внимание университетской профессуры эпохи Возрождения к проблемам обучения объяснялось также тем простым фактом, что эта эпоха, наряду с прочими великими достижениями, характеризовалась бурным развитием высшей школы: росло количество университетов в разных странах Европы и, соотвественно, увеличивалось и количество студентов. Более того, по мере развития общества накапливался социальный опыт и знания, которые необходимо передавать следующему поколению. Со временем возникло противоречие между возрастающим объёмом социального опыта и неудовлетворительным его усвоением последующим поколением. Именно это противоречие наряду с развитием высшей школы эпохи Возрождения, в какой-то степени, и стимулировало интерес Гуго Сен-Викторского и его коллег к исследованию проблем обучения.

Эстафету Гуго Сен-Викторского по внедрению методов диалектики в обучение в 16 веке подхватил французский философ-гуманист, профессор Парижского университета Пьер де ла Рами (Pierre de la Ramee, в латинизированном варианте – Petrus Ramus) и его единомышленники гуманисты Рудольфус Агрикола (Rudolfus Agricola) и Филип Меланштон (Philip Melanchton). Именно в 16 веке благодаря работам указанных выше гуманистов произошло исключительно важное для дальшейшего становления дидактики событие: «древнегреческое» понимание диалектики постепенно трансформировалось в искусство преподавания. В частности, Меланштон писал: «Диалектика – это искусство или способ преподавания грамотно, упорядоченно и понятно» (цитируется по: Ong, 1974, с. 101). Рами выразил эту же идею более кратко: диалектика – это искусство обучения наукам. Взгляды Рами о новой сути и роли диалектики в обучении явились, своего рода, предтечей возникновения дидактики. Иными словами, возвращаясь к нашему вопросу – «с чего начиналась дидактика?» - с определённой долей исторической достоверности можно сказать, что дидактика начиналась с диалектики.

Учитывая тот факт, что влияние взглядов французских гуманистов 16 века Пьера де ла Рами и его единомышленников простиралось на всю северную Европу (Hotson, 1994), можно не сомневаться, что эти взгляды оказали благотворное воздействие на умы в Германии, Голландии и других стран. В том числе и на Вольфганга Ратке1, который благодаря поддержке его более влиятельных коллег Юнге (Junge) и Гельвига (Helwig), в 1612-13 году предложил и получил одобрение ученого совета университета Гессена своей инициативы назвать "дидактикой" - "новое искусство учения".

В середине того же 17 века, чешский педагог-гуманист, интеллектуал Ян Амос Коменский представил дидактику как систему научных знаний, изложив основные принципы и правила обучения в своей фундаментальной работе "Великая дидактика" (1657). История дидактики после Коменского достаточно хорошо освещена в отечественной научно-педагогической литературе.

2. Что такое дидактика?

Совершив краткий экскурс в историю, вернемcя к вопросу: что такое дидактика? Как определяют дидактику в современных учебниках по педагогике? Дидактику, чаще всего, определяют как общую теорию обучения и образования, которая раскрывает сущность, принципы и закономерности усвоения знаний, умений и навыков, определяет объём и структуру содержания обучения, совершенствует методы и организационные формы обучения, изучает воспитывающее воздействие учебного процесса на учащихся. Уточним вопрос для уважаемого читателя: так, что же такое дидактика: наука или искусство?

Вполне вероятно, что большинство читателей, опираясь на современное определение дидактики, ответит «наука». Действительно, в процессе становления дидактика как наука сформировала свой категориальный аппарат, методы исследования, механизмы выявления тенденций, свою структуру и логику. Все это вместе взятое позволяет дидактике развиваться и совершенствоваться как научной дисциплине. Кроме того, дидактика изучая процесс обучения, установливает факты и закономерные связи между различными сторонами обучения, раскрывает их сущность, в целом - формирует теорию обучения. Это именно то, что в учебниках по педагогике называют научно-теоретической функцией дидактики.

Однако, известно, что теория сама по себе – мертва. Нужен учитель, который бы внедрял эту теорию в практику. И здесь, не обойтись без искусства, в котором огромную роль играет профессионализм учителя, его личностные качества, общая культура и эрудиция, его стиль преподавания, творческое начало и талант, его педагогическая философия и мировоззрение. Не стоит также сбрасывать со счетов такой немаловажный исторический факт, что основоположники диалектики-дидактики Гуго Сен-Викторский, де ла Рами, Ратке и Коменский расссматривали дидактику, прежде всего, как искусство обучения.

Обобщая заметим, что «Одни педагоги под дидактикой понимают теорию обучения и образования. Другие – искусство обучения. Наверное, и те и другие, по-своему, правы» (Хуторской, 2001, с. 13). На наш взгляд, точнее было бы сказать, что «как часть педагогики дидактика не только наука,... но и искусство» (Загвязинский, 2001, с. 4). Автор полностью солидарен с точкой зрения В.И. Загвязинского и берет на себя смелость назвать эту функцию дидактики – профессионально-личностной функцией.

Вполне очевидно, что дидактика-наука и дидактика-искусство не могут существовать разрозненно. Возникают вполне естественные вопросы: Что является связующим звеном между дидактикой-наукой и дидактикой-искусством? Каков механизм трансформации между этими составными частями дидактики?

Очевидно, что это связующее звено должно быть чем-то, позволяющим учителю эффективно использовать дидактику-науку в учебном процессе. Прежде всего, это способность учить результативно. Для этого учителю необходимо уметь проводить всесторонний и содержательный анализ дидактических процессов и ситуаций, проектировать и разрабатывать результативные дидактические продукты (образовательные программы, обучающие технологии, конспекты уроков и т.д.). Все это составляет основу дидактической инженерии, которой и посвящена данная статья. Почему инженерия? Потому что инженерия - что процесс анализа, проектирования и конструирования объектов/ механизмов для практических целей. Мы привыкли использовать термин «инженерия», в основном, применительно к строительным объектам, например, к зданиям и сооружениям. Действительно, чтобы построить дом, нужно провести всесторонний анализ (например, расчет площадки под строительство, экономический анализ, расчет строительных материалов и ресурсов и т.д.), затем составить проект (план-чертеж дома) и/ или его макет (в случае необходимости) и, лишь только, затем приступать к строительству/ конструированию дома.

В случае дидактической инженерии, речь идет об анализе, проектировании и конструировании дидактических объектов для учебных целей. Иными словами, наряду с наукой и искусством дидактика еще должна быть и инженерией обучения. Совокупность методов осуществления дидактической инженерии в учебном процессе составляет конструктивно-проектировочную функцию дидактики.

Таким образом, дидактика – это наука, инженерия и искусство обучения. В соответствие с этим определением, дидактика направленна на выполнение трех основных функций:

  • научно-теоретической (дидактика как наука)

  • конструктивно-проектировочной (дидактика как инженерия)

  • профессионально-личностной (дидактика как искусство).




  1. Что такое дидактическая инженерия?


Читателю, наверное, приходилось слышать о генной инженерии. Или о программной инженерии. В последнее время часто говорят и о социальной инженерии. Как определяются эти «модные» инженерии? Так, например, генная инженерия определяется как совокупность методов молекулярной биологии и генетики, связанных с целенаправленным анализом, моделированием и конструированием новых, не существующих в природе сочетаний генов. Программная инженерия связана с анализом и разработкой программного обеспечения и интеграцией этого программного обеспечения с различными компьютерными платформами и системами. Карл Поппер определяет социальную инженерию как «деятельность по проектированию новых социальных институтов, а также по перестройке и управлению уже существующими социальными институтами путем частичных, постепенных реформ и изменений» (Поппер, 1992, с. 27).

  Нетрудно увидеть общее в этих определениях: в каждом из трех представленных выше случаев, в той или иной степени, присутствуют один или несколько основных элементов процесса инженерии - анализ, проектирование, моделирование, конструирование, разработка. Инженерия определяется как проектирование, анализ и/или конструирование объектов для практических целей.

В чем состоит специфика инженерии по сравнению с другими видами человеческой деятельности? Многие авторы, вслед за Википедией, связывают инженерию с изобретательством и проектированием. «Процесс проектирования, — считает Э. Крик – автор учебника по инженерному делу, — составляет саму суть инженерного дела» (Крик, 1970, с. 29). Поэтому заключает Крик «основная задача всех инженеров одинакова — создавать системы, преобразующие материалы, энергию, информацию в более полезную форму» (Там же, с. 30).

Вместе с тем, содержание инженерной деятельности отнюдь не ограничивается только лишь изобретательством или проектированием. Инженерия включает в себя также анализ проектируемых систем, эксплуатацию и проверку надежности уже сконструированных объектов, технологию внедрения проектов и другие элементы. Именно поэтому в инженерном деле существует сложившаяся годами градация специалистов: инженер-конструктор, инженер-аналитик, инженер-технолог и прочее. Кроме того, инженерия имеет дело со стандартами и гарантирует разработку объекта, отвечающего заранее определенным параметрам качества.

С другой стороны, проектированием занимаются не только инженеры. Как верно заметил Дж. Джонс, проектирование «охватывает деятельность не только конструкторов, архитекторов и других "профессиональных" проектировщиков, но также плановиков и экономистов, законодателей, администраторов, публицистов, ученых — специалистов прикладных наук, участников движений протеста, политиков, членов "групп давления" — всех тех, кто стремится осуществить изменения в форме и содержании изделий, рынков сбыта, городов, систем бытового обслуживания, общественного мнения, законов и т.п.» (Джонс, 1976, с. 23).

Следовательно, инженерия как вид человеческой деятельности может быть приложима к различным профессиям и предполагает достаточно широкий спектр действий от анализа и проектирования объектов до их эксплуатации и обслуживания.

Если следовать этой логике, то дидактическая инженерия является, своего рода, обобщенной концепцией внедрения инженерного подхода в дидактику. Символично, это можно представить в виде формулы: дидактическая инженерия = дидактика + инженерия.

Надо признать, что направление дидактической инженерии является достаточно новым в современной дидактике. Именно поэтому, количество опубликованных работ по этому направлению можно, дословно, пересчитать по пальцам одной руки. Впервые попытки применить инженерный подход к дидактике стали предприниматься в 90-е годы в европейских странах на примере дидактики математики (Douady, 1987, Artigue & Perrin-Glorian, 1991, Artigue, 1992). Одновременно в России в рамках семинара по методологии инженерной деятельности и мыследеятельностного подхода под руководством Г.П. Щедровицкого стали рассматриваться более общие вопросы интеграции образования и инженерного подхода. Немного позже, в 2005 году, Логвинов И.И. проанализировал состояние современного отечественного дидактического знания и предложил выделить в дидактике область знания -
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дидактика и инженерия: поиск путей обновления icon1. Определение понятия Дидактика Дидактика
Блок дисциплин дв1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Дисциплины по выбору
Дидактика и инженерия: поиск путей обновления iconПояснительная записка к учебному плану по этнокультурному русскому...
В результате поиска путей обновления содержания воспитательного процесса школы принято решение строить учебно-воспитательную работу...
Дидактика и инженерия: поиск путей обновления iconПоложение о конкурсе «Ученик года» Цели и задачи
...
Дидактика и инженерия: поиск путей обновления iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поиск сильных сторон учащихся и путей их использования на этапе подготовки и на самом экзамене
Дидактика и инженерия: поиск путей обновления iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Судья выявляет позиции, по которым стороны имеют общее мнение поиск возможных путей решения
Дидактика и инженерия: поиск путей обновления iconБюллетень новых поступлений
Осознанный анализ конфликтов и поиск путей их разрешения посредством взаимоприемлемого согласования позиций конфликтующих сторон...
Дидактика и инженерия: поиск путей обновления iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: помочь учителям в усовершенствовании структуры и форм проведения урока, повысить эффективность образовательного процесса, активизировать...
Дидактика и инженерия: поиск путей обновления iconЗадание №4. Закончите разделительные вопросы
Осознанный анализ конфликтов и поиск путей их разрешения посредством взаимоприемлемого согласования позиций конфликтующих сторон...
Дидактика и инженерия: поиск путей обновления iconПоложение о конкурсе "Ученик года 2008" Реализация национального проекта «Образование»
Поиск путей наиболее полного использования возможностей школы для раскрытия способностей учащихся и реализации творческого потенциала...
Дидактика и инженерия: поиск путей обновления iconРабочая программа Дисциплины (модуля) Математическое модел ирование...
«Программная инженерия» на кафедре «Информационные системы» факультета Информационных систем и технологий
Дидактика и инженерия: поиск путей обновления iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поиск путей наиболее полного использования возможностей школы для раскрытия способностей учащихся и реализации творческого потенциала...
Дидактика и инженерия: поиск путей обновления iconПри разработке федеральных государственных стандартов второго поколения...
Езы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные...
Дидактика и инженерия: поиск путей обновления iconИнтернет-экзамен в сфере профессионального образования
Осознанный анализ конфликтов и поиск путей их разрешения посредством взаимоприемлемого согласования позиций конфликтующих сторон...
Дидактика и инженерия: поиск путей обновления iconПрограмма «Здоровье»
Поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся школы, создание наиболее благоприятных условий для формирования...
Дидактика и инженерия: поиск путей обновления icon231000. 62 Программная инженерия (указывается код направления/специальности,...
Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению подготовки 231000. 62 Программная инженерия, утвержденным приказом...
Дидактика и инженерия: поиск путей обновления icon231000. 62 Программная инженерия (указывается код направления/специальности,...
Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению подготовки 231000. 62 Программная инженерия, утвержденным приказом...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск