ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
|
| УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета Техники и технологии________ (название факультета) ___________С. П. Максимов
(подпись)
___ ____________ 201_ г.
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к ООП от _____________ № _______
дисциплина ДВ.3.01.01 Визуальное программирование
(указывается индекс дисциплины и наименование в соответствии с учебным планом)
для направления 231000.62 Программная инженерия
(указывается код направления/специальности, наименование, название программы)
профиль подготовки [специализация]
(указывается профиль подготовки/специализация, если имеется в соответствии с учебным планом)
форма обучения очная
(указывается форма обучения, для которой предназначена программа)
кафедра-разработчик Математика и вычислительная техника
(указывается наименование кафедры, разработавшей программу)
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 231000.62 Программная инженерия, утвержденным приказом Минобрнауки от 09.11.2009 № 542 .
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры Математика и вычислительная техника (протокол № 1 от 02.09.2013) Зав. кафедрой разработчика, к.ф-м.н., доцент _________________ О.Ю. Тарасова
(ученая степень, ученое звание) (подпись) Уч. секретарь кафедры, ст.преподаватель _________________ Н.А. Игизьянова
(ученая степень, должность) (подпись) Разработчик программы, к.т.н., доцент _________________ Е.В. Соколова
(ученая степень, должность) (подпись) СОГЛАСОВАНО
Зав. выпускающей кафедрой Математика и вычислительная техника
(название кафедры)
к.ф-м.н., доцент _________________ О.Ю. Тарасова
(ученая степень, должность) (подпись) Златоуст 2013
1. Цели и задачи дисциплины:
Цель дисциплины: изучение методов и способов создания компьютерной программы путём манипулирования графическими объектами вместо написания текста программы, использование визуальных компонентов VCL библиотеки.
Задачи дисциплины: в результате успешного усвоения курса бакалавр овладеет специальной подготовкой в предметной области и в области информационных технологий.
В результате обучения бакалавр будет:
знать новые направления в области технологии программирования, требования к надежности и эффективности информационных систем, современные и перспективные методы разработки информационных систем;
уметь формулировать и решать задачи проектирования информационных систем с использованием различных методов и технологий программирования;
иметь опыт разработки прикладных приложений с использованием методов объектно-ориентированного проектирования и программирования в современных средах визуальной разработки приложений;
иметь навыки выбора технологии и разработки, составления, отладки, тестирования и документирования программ;
иметь представление об анализе, проектировании и сопровождении профессионально-ориентированных информационных систем.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Визуальное программирование» входит в список дисциплин по выбору студента часть Профессионального цикла дисциплин ФГОС ВПО по направлению 231000.62 «Программная инженерия» и изучается на третьем курсе (пятый семестр).
Для освоения дисциплины “Визуальное программирование” требуется общий уровень подготовки слушателя по высшей математике, программированию, так же предполагается знание студентом основных структур данных и алгоритмов обработки баз данных.
Компетенции, знания, навыки и умения, полученные в ходе изучения дисциплины, должны всесторонне использоваться и развиваться студентами:
на всех этапах обучения в вузе при изучении различных дисциплин информационного цикла, проведении научных исследований, выполнении контрольных домашних заданий, подготовке курсовых и дипломных работ;
в ходе дальнейшего обучения в магистратуре и аспирантуре;
в процессе последующей профессиональной деятельности при использовании языков программирования, алгоритмов, библиотек и пакетов программ, продуктов системного и прикладного программного обеспечения для решения задач математического и информационного обеспечения экономической деятельности.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
В совокупности с другими дисциплинами базовой части Профессионального цикла ФГОС ВПО дисциплина «Визуальное программирование» обеспечивает необходимую базу для формирования общекультурных и профессиональных компетенций бакалавра:
готовность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10);
понимание основных концепций, принципов, теорий и фактов, связанных с информатикой (ПК-1);
готовность к использованию методов и инструментальных средств исследования объектов профессиональной деятельности (ПК-3);
готовность обосновать принимаемые проектные решения, осуществлять постановку и выполнение экспериментов по проверке их корректности и эффективности (ПК-4);
способность формализовать предметную область программного проекта и разработать спецификации для компонентов программного продукта (ПК-6);
умение применять основы информатики и программирования к проектированию, конструированию и тестированию программных продуктов (ПК-10);
навыки моделирования, анализа и использования формальных методов конструирования программного обеспечения (ПК-12);
способность создавать программные интерфейсы (ПК-14).
навыки использования различных технологий разработки программного обеспечения (ПК-16);
умение применять основные методы и инструменты разработки программного обеспечения (ПК-17);
понимание концепций и атрибутов качества программного обеспечения (надежности, безопасности, удобства использования), в том числе, роли людей, процессов, методов, инструментов и технологий обеспечения качества (ПК-18). В результате освоения содержания дисциплины «Визуальное программирование» студент должен:
знать назначение и основные свойства визуальных компонент;
владеть понятиями свойств, методов и событий визуальных средств;
иметь представление о современных системах визуального программирования;
изучить библиотеку классов одного из визуальных средств.
Знания и умения, полученные в результате усвоения данного курса, затем используются при изучении дисциплин «Операционные системы, среды и оболочки», «Базы данных», «Управление программными проектами», и некоторых других.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц. Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестр
| 5
| Аудиторные занятия (всего)
| 72
| 72
| В том числе:
|
|
| Лекции
| 36
| 36
| Практические занятия (ПЗ)
| 18
| 18
| Семинары (С)
| –
| –
| Лабораторные работы (ЛР)
| 18
| 18
| Самостоятельная работа (всего)
| 72
| 72
| В том числе:
|
|
| Курсовой проект (работа)
| –
| –
| Расчетно-графические работы
| –
| –
| Контрольные работы (реферат, эссе и др.)
| 65
| 65
| Другие виды самостоятельной работы
| –
| –
| Контроль самостоятельной работы
| 7
| 7
| Вид промежуточной аттестации
|
| Экз.
| Общая трудоемкость час
зач.ед.
| 144
| 144
| 4
| 4
|
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины
№ п/п
| Наименование раздела
дисциплины
| Содержание раздела
| 1
| Введение. Предмет и задачи курса.
| Законы эволюции программного обеспечения. Новейшие направления в области создания технологий программирования. Обзор тенденций развития программных средств, поддерживающих современные технологии проектирования и разработки программных комплексов.
| 2
| Программирование в средах современных информационных систем
| Обзор инструментальных средств, поддерживающих разработку программного обеспечения профессионально-ориентированных информационных систем. Создание модульных программ. Элементы теории модульного программирования. Объектно-ориентированное проектирование и программирование. Принципиальные отличия объектного подхода в проектировании и программировании от модульного подхода. Общность методологии различных принципов программирования.
| 3
| Особенности программирования в оконных операционных средах
| Стандартные основные модули, обеспечивающие работу в оконной операционной среде. Среда разработки. Система окон разработки, система меню. Отладка и тестирование программ, основные инструменты отладки. Среда разработки C++ Builder . Основные принципы разработки приложений и основные элементы среды. Компиляция, отладка и выполнение приложения.
| 4
| Основы визуального программирования
| Механизм разработки объектного приложения в объектной среде. Создание проекта, файлы проекта. Компоненты как программная реализация объектов. Форма как основной компонент разработки приложения. Создание форм и размещение компонента на форме.
| 5
| Работа с визуальными компонентами
| Свойства, события и методы компонент. Добавление обработчика событий. Работа с компонентами: свойства и события отдельных компонент. Манипуляция с компонентами и настройка их свойств.
| 6
| Программное управление поведением компонентов
| Программное управление поведением компонентов и объектов, методы, разработка обработчиков событий. Обработка событий мыши и клавиатуры. Работа с шаблонами и пакетами компонентов
| 7
| Основные инструменты отладки.
| Основные инструменты отладки, знакомство со встроенным отладчиком. Программный перехват и обработка ошибок.
|
5.2. Матрица соотнесения тем/разделов учебной дисциплины/модуля и формируемых в них профессиональных и общекультурных компетенций. Разделы дисциплины
| Количество часов
| Компетенции
| ОК-10
| ПК-1
| ПК-3
| ПК-4
| ПК-6
| ПК-10
| ПК-12
| ПК-14
| ПК-16
| ПК-17
| ПК-18
|
| Σ (общее количество
Компетенций)
| 1
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
| 11
| 2
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
| 11
| 3
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
| 11
| 4
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
| +
|
| 10
| 5
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
| +
|
| 10
| 6
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
| 11
| 7
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
| 11
| Итого
|
| 7
| 7
| 7
| 7
| 7
| 7
| 7
| 7
| 7
| 7
| 7
|
| 75
| |