ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
|
| УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета Техники и технологии________ (название факультета) ___________С. П. Максимов
(подпись)
___ ____________ 201_ г.
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к ООП от _____________ № _______
дисциплина В.3.04 Компьютерная графика
(указывается индекс дисциплины и наименование в соответствии с учебным планом)
для направления 231000.62 Программная инженерия
(указывается код направления/специальности, наименование, название программы)
профиль подготовки [специализация]
(указывается профиль подготовки/специализация, если имеется в соответствии с учебным планом)
форма обучения очная
(указывается форма обучения, для которой предназначена программа)
кафедра-разработчик Математика и вычислительная техника
(указывается наименование кафедры, разработавшей программу)
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 231000.62 Программная инженерия, утвержденным приказом Минобрнауки от 09.11.2009 № 542 .
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры Математика и вычислительная техника (протокол № 1 от 02.09.2013) Зав. кафедрой разработчика, к.ф-м.н., доцент _________________ О.Ю. Тарасова
(ученая степень, ученое звание) (подпись) Уч. секретарь кафедры, ст.преподаватель _________________ Н.А. Игизьянова
(ученая степень, должность) (подпись) Разработчик программы, к.т.н., доцент _________________ Е.В. Соколова
(ученая степень, должность) (подпись) СОГЛАСОВАНО
Зав. выпускающей кафедрой Математика и вычислительная техника
(название кафедры)
к.ф-м.н., доцент _________________ О.Ю. Тарасова
(ученая степень, должность) (подпись) Златоуст 2013
1. Цели и задачи дисциплины:
Цель дисциплины: изучение основ интерактивной компьютерной графики, программно-аппаратной организации видеосистем современных компьютеров, методов двумерной и трехмерной компьютерной графики, методов построения реалистических изображений, использование графических библиотек в системах программирования.
Задачи дисциплины: изучение математических и алгоритмических основ компьютерной графики; изучение принципов и технологии моделирования двух и трехмерных графических объектов; освоение методов и средств компьютеризации при работе с пакетами прикладных графических программ; изучение принципов и технологии получения конструкторской документации с помощью графических пакетов.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Компьютерная графика» входит в вариативную часть Профессионального цикла дисциплин ФГОС ВПО по направлению 231000.62 «Программная инженерия» и изучается на четвертом курсе (седьмой семестр). Освоение дисциплины базируется на знаниях вузовских программ линейной алгебры, основ информатики, операционных систем, языков и методов программирования.
Изучение дисциплины предполагает знание студентами основ информатики и программирования и практическое умение работы на персональном компьютере (ПК). Необходимо знание структуры ПК и его составляющих, практическая работа в операционных системах Windows 95/98/Me/2000/XP/2003/Vista/7.
Компетенции, знания, навыки и умения, полученные в ходе изучения дисциплины, должны всесторонне использоваться и развиваться студентами:
на всех этапах обучения в вузе при изучении различных дисциплин информационного цикла, проведении научных исследований, выполнении контрольных домашних заданий, подготовке курсовых и дипломных работ;
в ходе дальнейшего обучения в магистратуре и аспирантуре;
в процессе последующей профессиональной деятельности при использовании языков программирования, алгоритмов, библиотек и пакетов программ, продуктов системного и прикладного программного обеспечения для решения задач математического и информационного обеспечения экономической деятельности.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
В совокупности с другими дисциплинами базовой части Профессионального цикла ФГОС ВПО дисциплина «Компьютерная графика» обеспечивает необходимую базу для формирования общекультурных и профессиональных компетенций бакалавра:
готовность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10);
понимание основных концепций, принципов, теорий и фактов, связанных с информатикой (ПК-1);
готовность к использованию методов и инструментальных средств исследования объектов профессиональной деятельности (ПК-3);
готовность обосновать принимаемые проектные решения, осуществлять постановку и выполнение экспериментов по проверке их корректности и эффективности (ПК-4);
умение готовить презентации, оформлять научно-технические отчеты по результатам выполненной работы, публиковать результаты исследований в виде статей и докладов на научно-технических конференциях (ПК-5).
способность формализовать предметную область программного проекта и разработать спецификации для компонентов программного продукта (ПК-6);
умение применять основы информатики и программирования к проектированию, конструированию и тестированию программных продуктов (ПК-10);
навыки моделирования, анализа и использования формальных методов конструирования программного обеспечения (ПК-12);
способность создавать программные интерфейсы (ПК-14).
навыки использования различных технологий разработки программного обеспечения (ПК-16);
умение применять основные методы и инструменты разработки программного обеспечения (ПК-17);
понимание концепций и атрибутов качества программного обеспечения (надежности, безопасности, удобства использования), в том числе, роли людей, процессов, методов, инструментов и технологий обеспечения качества (ПК-18). В результате освоения содержания дисциплины «Компьютерная графика» студент должен:
знать: основные понятия, методы, алгоритмы компьютерной графики, (базовые алгоритмы двумерной и трехмерной графики, алгоритмы построения реалистических изображений), принципы построения интерфейса графических программ;
уметь: применять теории, методы, алгоритмы компьютерной графики при решении профессиональных задач;
иметь представление о тенденциях и перспективах развития, новых направлениях компьютерной графики;
владеть навыками работы с передовыми компьютерными конструкторскими системами автоматизированного проектирования 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц. Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестр
| 6
| Аудиторные занятия (всего)
| 54
| 54
| В том числе:
|
|
| Лекции
| 27
| 27
| Практические занятия (ПЗ)
| –
| –
| Семинары (С)
| –
| –
| Лабораторные работы (ЛР)
| 27
| 27
| Самостоятельная работа (всего)
| 54
| 54
| В том числе:
|
|
| Курсовой проект (работа)
| 49
| 49
| Расчетно-графические работы
| –
| –
| Контрольные работы (реферат, эссе и др.)
| –
| –
| Другие виды самостоятельной работы
| –
| –
| Контроль самостоятельной работы
| 5
| 5
| Вид промежуточной аттестации
| зачет
| зачет
| Общая трудоемкость час
зач.ед.
| 108
| 108
| 3
| 3
|
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины
№ п/п
| Наименование раздела
дисциплины
| Содержание раздела
| 1
| Введение
| Обзор основных понятий компьютерной графики и обработки изображений. Области применения и направления компьютерной графики. Тенденции построения современных графических систем: графическое ядро, приложения, инструментарий для написания приложений. Стандарты в области разработки графических систем.
| 2
| Технические средства компьютерной графики
| Технические средства компьютерной графики: мониторы, графические адаптеры, плоттеры, принтеры, сканеры.
Графические процессоры, аппаратная реализация графических функций.
Понятие конвейеров ввода и вывода графической информации.
| 3
| Алгоритмы двумерной графики.
| Алгоритмы двумерной графики.
Обработка и представление изображений: теория цвета, квантование, псевдотонирование, растровое преобразование линий и многоугольников.
Аффинные преобразования на плоскости.
| 4
| Алгоритмы трехмерной графики.
| Алгоритмы трехмерной графики.
Модели в компьютерной графике. Платоновы тела.
Геометрические преобразования. Аффинные преобразования в пространстве.
Алгоритмы визуализации: отсечения, развертки, удаления невидимых линий и поверхностей, представление кривых и поверхностей, модели отражения и алгоритмы освещения. Анимация.
| 5
| Проецирование
| Аппарат проецирования: точка, прямая, плоскость.
Поверхности, линии пересечения поверхностей.
Виды проекций. Матрицы проецирования.
| 6
| Фрактальная графика.
| Фрактальная графика. Основы фракталов: обратная связь и итерация, принцип обратной связи.
| 7
| Использование OpenGL
| Использование OpenGL (Open Graphics Library — открытая графическая библиотека, графическое API) — спецификация, определяющая независимый от языка программирования кросс-платформенный программный интерфейс для написания приложений, использующих двумерную и трёхмерную компьютерную графику.
|
5.2. Матрица соотнесения тем/разделов учебной дисциплины/модуля и формируемых в них профессиональных и общекультурных компетенций. Разделы дисциплины
| Количество часов
| Компетенции
| ОК-10
| ПК-1
| ПК-3
| ПК-4
| ПК-5
| ПК-6
| ПК-10
| ПК-12
| ПК-14
| ПК-16
| ПК-17
| ПК-18
| Σ (общее количество
Компетенций)
| 1
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 12
| 2
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 12
| 3
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 12
| 4
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
| +
| 12
| 5
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
| +
| 12
| 6
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 12
| 7
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 12
| Итого
|
| 7
| 7
| 7
| 7
| 7
| 7
| 7
| 7
| 7
| 7
| 7
| 7
| 84
| |