Мой темперамент





Скачать 145.04 Kb.
НазваниеМой темперамент
Дата публикации18.09.2013
Размер145.04 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы

Мой темперамент


Форма проведения: информационно-практический консилиум.

Цель:

  • дать информацию о различных типах темпера­ментов;

  • научиться различать типы темпераментов на ис­торических и литературных героях;

  • помочь учащимся в выявлении своего типа тем­перамента.


Подготовка.

Выбрать из класса желающих, которые найдут материал об истории возникновения учений о темпе­раментах и подготовят для своих одноклассников крат­кие характеристики различных типов темпераментов.

Подобрать материал о психологических особенно­стях людей и зависимости характера от темперамен­та человека.

Учителю необходимо помочь детям в сборе такой информации и проконтролировать ее объем, научную достоверность, доступность изложения и понимания найденного материала.

Собранный материал желательно оформить в классе в виде стенда, чтобы ребята смогли подумать и про­анализировать дома, каким, на их взгляд, типом тем­перамента они обладают.

Получить консультацию у школьного или район­ного психолога.

Содержание классного часа

Первый этап Подготовительный. Вводное слово учителя

Учитель сообщает, что цель данного занятия со­стоит не только в попытке определения своего типа темперамента и выделении основных черт своего ха­рактера, но и в анализе этих качеств у своих товари­щей.
Второй этап. Информационный. Типы темперамента.

Слово предоставляется ученикам, которые подго­товили краткие сообщения о характерных признаках различных типов темперамента человека:

  • из истории возникновения учения о темперамен­тах;

  • о признаках сангвиника;

  • о признаках холерика;

  • о признаках флегматика;

  • о признаках меланхолика.

Третий этап. Практический «Подумаем, порассуждаем»
Задание № 1

Римский император Марк Аврелий, живший в начале II в. н. э., в книге «Наедине с собой» сове­товал «жить каждый день так, как если бы он был последним, никогда не суетиться. Никогда не быть равнодушным, никогда не принимать театральные позы — вот совершенство характера».

Как вы думаете, каждый ли человек способен до­стичь подобного совершенства? Какого тем­перамента человек, с вашей точки зрения, вряд ли сможет достичь идеала, описанного императором?

Задание № 2

Немецкий философ Фридрих Ницше писал: «Люди, которые быстро загораются, легко и охлаждаются и потому, в общем, ненадежны. Поэтому возника­ет предубеждение, благоприятствующее всем, кто всегда холоден или кажется холодным, будто они, по сути, особенно надежные и заслуживающие до­верия люди; их смешивают с теми, кто медленно загорается и долго горит».

О людях, каких темпераментов рассуждает Ниц­ше? Согласны ли вы с его мнением?

Задание № 3

На основании приведенного фрагмента из моноло­га Гамлета (героя трагедии В. Шекспира) обоснуй­те вывод о том, что данный персонаж по типу тем­перамента относится к меланхоликам:

О, если б этот плотный сгусток мяса

Растаял, сгинул, изошел росой!

Иль если бы предвечный не уставил

Запрет самоубийству!

Боже! Боже! Каким докучным, тусклым и ненужным

Мне кажется все, что ни есть на свете!
Задание № 4

Прочитайте фрагмент рассказа Антона Павловича Чехова «Темпераменты».

Подумайте, соответствует ли чеховская характе­ристика темпераментов? Свой ответ аргумен­тируйте.

Холерик

Лицом желтовато-сер. Нос несколько кривой, и глаза ворочаются по орбитам, как голод­ные волки в тесной клетке. Раздражителен. За любое мелкое раздражение готов разорвать на клочки весь свет. Глубоко убежден, что зимой «черт знает как хо­лодно», а летом «черт знает как жарко». Большей частью холостяк, а если и женат, то запирает жену под замок. Ревнив — до чертиков. Шуток не понима­ет. Газеты читает только для того, чтобы ругнуть га­зетчиков. И еще во чреве матери был убежден в том, что газеты врут. Как муж и приятель невозможен, как подчиненный едва ли мыслим, как начальник не­выносим и весьма нежелателен.

Женщина-холерик — черт в юбке, крокодил.

Сангвиник

Все впечатления действуют на него легко и быст­ро. В детстве грубит учителям, не любит стричься. Учится скверно, но курсы оканчивает. Пишет с ошиб­ками. «Для любви одной природа его на свет произве­ла». Только тем и занимается, что любит. Женится нечаянно, вечно воюет с тещей, с родней в ссоре, лю­бит читать газеты. Но, несмотря на все, постоянен в своем непостоянстве.

Женщина-сангвиник — самая сносная женщина, если не глупа.

Флегматик

Милый человек, наружность самая обыкновенная. Вечно серьезен, потому что лень смеяться. На службе счастлив. Спит двадцать часов в сутки. Женится в 30 лет при помощи дядюшек и тетушек. Самый удобный для женитьбы человек, так как на все согласен, не ропщет и покладист.

Меланхолик

Глаза серо-голубые, готовые прослезиться. На лбу и около носа морщинки. Вечно жалуется на боль под ложечкой, колотье в боку и плохое пищеварение. Любимое занятие — стоять перед зеркалом и рассмат­ривать свой вялый язык. Давно уже порешил, что доктора его не понимают. Шубу надевает в сентябре, а снимает в мае. В каждой собаке подозревает водобо­язнь (бешенство), а с тех пор, как его приятель сооб­щил, что кошка в состоянии задушить спящего чело­века, видит в кошках самых страшных врагов чело­вечества.

Женщина-меланхолик — невыносимейшее, беспо­койнейшее существо.

Обсуждение

Антон Павлович Чехов — знаменитый русский писатель, мастер коротких рассказов. Всем из­вестно его крылатое выражение «Краткость — сестра таланта».
Он блестяще в сжатом виде в своих произведениях описал наиболее яркие жиз­ненные ситуации и даже взаимоотношения лю­дей с разными темпераментами, показал, к чему может привести темперамент, данный от приро­ды, если не работать над собой и пустить все на самотек.

По профессии Антон Павлович был врачом и, ко­нечно, в своих характеристиках темпераментов в гротесковой форме пытался обратить внимание на их отрицательные стороны и качества.

Писатель дает характеристики с юмором, карика­турно, с достаточно едким сарказмом, чтобы каж­дый смог в них увидеть не только знакомого, близ­кого человека или своего родственника, но и по­смотреть со стороны на себя и задуматься: «Не­ужели этот темперамент приведет меня к такому мерзкому состоянию?..» Конечно, не все люди такие, какими их описал А.П. Чехов, однако их характеристика иронична и поучительна...
Четвертый этап. Игровой. «Поговорим о себе»
Задание № 1 «Определите свой темперамент».

Учитель: Ребята, прежде чем вы попытаетесь опре­делить свой тип темперамента, познакомьтесь с не­которыми его психическими признаками. К ним от­носятся сенситивность, реактивность, активность, темп протекания реакции, эмоциональная возбуди­мость, пластичность/ригидность, экстраверсия/интроверсия.

Сенситивность у психологов нередко имеет отри­цательный оттенок: обидчивый, капризный, невротичный. Однако можно представить этот признак как тонко чувствующий чужое настроение, сопереживающий.

. Такой человек чуток, внимателен, но никогда не потерпит насмешек, издевательства. От природы самые сенситивные — меланхолики.

Реактивность отражает степень непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия.

Например, если проезжающий автомобиль облил грязью с ног до головы прохожего, холерик с высо­кой реактивностью будет проклинать водителя, сан­гвиник рассмеется, флегматик спокойно приведет в порядок свой костюм, а меланхолик может разры­даться.

Активность характеризует выраженность энерге­тического потенциала личности, с которым человек добивается цели, преодолевает препятствия.

Наиболее высока активность у флегматика, одна­ко в силу слабой реактивности он медленнее «вклю­чается».
Поэтому флегматику не следует делать пере­рывов в занятиях, боясь переутомления, — энергии у него хватит на троих, а холерик при высокой актив­ности и реактивности успевает сделать много. Санг­виник достаточно активен, но если деятельность од­нообразная, он может быстро потерять к ней интерес; лучше выбирать такой род занятий, где надо часто переключаться. Наиболее низкая активность у мелан­холика, ему требуются для работы особые условия, лучше всего кабинетные.

Темп протекания реакций определяет скорость протекания психических реакций и легко измеряет­ся количеством ассоциаций (мыслей) в единицу вре­мени. Он повышен у холериков, сангвиников, а так­же у хорошо отдохнувших меланхоликов. У флегма­тиков он снижен.

Эмоциональная возбудимость отражает порог ми­нимального воздействия, необходимого для возник­новения эмоциональной реакции, а также быстроту ее развития. Она понижена только у флегматика.

Пластичность отражает легкость и гибкость при­способления человека к внешним воздействиям. Наи­более высокая пластичность — у сангвиников.

Ригидность отражает инертность приспособитель­ного поведения. Этим качеством отличаются флегма­тики, меланхолики, холерики.

Экстраверсия указывает на высокую степень за­висимости реакций и поведения человека от внешних впечатлений.

Интроверсия отражает значимую связь поведения человека с его внутренними представлениями.

Экстраверт чаще ориентируется на внешние впе­чатления, а интроверт — на внутренние представле­ния.

Практическое задание

Учащимся предлагается на листочке бумаги напи­сать тип темперамента, который ему присущ, и обо­сновать его некоторыми характеристиками. Затем сле­дует посоветоваться и обсудить с ребятами, правиль­но ли каждый думает о себе?

Заключение

Учитель: Психологи понимают под темпераментом совокупность индивидуальных особенностей личнос­ти, проявляющихся в силе чувств, их глубине, скоро­сти протекания, устойчивости или быстрой смене, даже в особенностях движения и жестов людей. Каж­дому человеку необходимо знать себя, и тогда особен­ности, которые заложены от природы, будут прино­сить вам и окружающим радость, а не огорчения. Необходимо учитывать свой темперамент при выборе профессии и устройстве на работу.

Темперамент не следует путать с характером, ко­торый представляет собой сочетание наиболее ус­тойчивых, существенных особенностей личности. В основе характера лежит темперамент. О характере, его особенностях мы с вами поговорим в следую­щий раз.
Информация к размышлению. Дополнительный материал к теме

«Мой темперамент»
Типы человеческого темперамента

Для обозначения природных врожденных особен­ностей каждого человека ученые придумали слово «темперамент» (от лат. «смесь, соразмерность»). Иной раз можно услышать такое мнение о человеке: «Боже, до чего он темпераментный!» Обычно это относится к тем людям, которые излишне бурно выражают свои эмоции, не умеют их скрывать. Они шумно и откро­венно радуются или, наоборот, столь же явно печа­лятся, смеются и плачут, не боясь показать своих пе­реживаний. Темперамент определяет стиль и образ по­ведения человека в окружающей среде. Складывает­ся он на основе генетически обусловленного типа нерв­ной системы.

Историческая справка

Задумываться над особенностями реакции чело­века на явления окружающей жизни мудрецы ста­ли еще с глубокой древности. Создателем учения о темпераментах считается древнегреческий врач Гип­пократ (ок.460 — ок.370 гг. до н.э.). Он утверж­дал, что люди различаются соотношением четырех основных «соков» жизни: крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи. Исходя из его учения, са­мый знаменитый после Гиппократа врач античнос­ти Клавдий Гален (II в. до н.э.) разработал первую типологию темпераментов, которую изложил в из­вестном трактате «Dе tеmреrаmеntum». Согласно его учению, тип темперамента зависит от преобладания в организме одного из соков.

Галеном были выделены темпераменты, которые в наше время пользуются широкой известностью: сан­гвиника (от лат.— кровь), флегматика (от греч.— флегма), холерика (от греч. — желчь) и меланхолика (от греч.— чер­ная желчь). Эта фантастическая концепция имела огромное влияние на ученых на протяжении многих столетий.

Классификация темпераментов на основе типов нервной деятельности по И. П. Павлову

И. П. Павлов показал, что в основе высшей нерв­ной деятельности лежат три компонента: сила (ин­дивид сохраняет высокий уровень работоспособнос­ти при длительном и напряженном труде, быстро восстанавливается, не реагирует на слабые раздра­жители),

уравновешенность (индивид остается спо­койным в возбуждающей обстановке, легко подав­ляет свои неадекватные желания) и подвижность (индивид быстро реагирует на изменения ситуации, легко приобретает новые навыки). Сочетание этих компонентов, по Павлову, дает объяснение класси­ческим темпераментам Гиппократа.: сангвиник имеет сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы; холерик — сильный, неуравнове­шенный; флегматик — сильный, уравновешенный, инертный; меланхолик — слабый, подвижный тип нервной системы.

Характеристика четырех типов темперамента Холерик — человек стремительный, быстро при­нимающий решения, вспыльчивый и безудержный. Очень подвижен и инициативен. Самоуверен, поэто­му его идеи подчас интересны, но не додуманы до конца. Нетерпелив, и если увлечется, то его трудно остановить. Человека с таким темпераментом вполне можно сравнить с бурным водопадом. Он суетлив и стремителен в движениях, вспыльчив, не умеет тер­петь и ждать, не может мириться с чужими недостат­ками. Для холерика вообще характерны непостоян­ство и резкие смены настроения: то он чересчур раз­говорчив — не остановить, то слова из него не вытя­нешь. Предсказать, как поведет себя холерик в новой обстановке — скоро ли освоится, очень трудно. Он быстро переходит от радости к печали, от смеха к гневу.

Сангвиник — сильный, уравновешенный человек, который хорошо владеет собой, подвижен, умеет кон­тролировать свои эмоции. Он артистичен, общителен, жизнерадостен, энергичен и деловит, производит впе­чатление человека решительного, оптимистичного, уверенного в своих силах. Без труда приспосаблива­ется к новой обстановке, в трудных ситуациях стано­вится более собранным и целеустремленным, не те­ряя при этом чувства юмора. Сангвиники легко пере­носят неудачи и неприятности, работоспособны, но часто не доводят до конца начатое дело, оно им быст­ро может надоесть. Если работа кажется неинтерес­ной, то сангвинику сразу же становится скучно.

Но зато он упорен, если увлечется делом. Сангви­ника можно назвать человеком трудоспособным, но не всегда трудолюбивым. Со временем достоинства сан­гвиника могут обернуться своей противоположностью. Оптимизм и жизнерадостность порой превращаются в зубоскальство и безудержную тягу к развлечениям. Стремление к лидерству грозит перерасти в потреб­ность подчинять себе более слабых в психологичес­ком отношении людей. Но у сангвиника есть хорошее подспорье в борьбе с собственными недостатками — уравновешенность.

Подобных людей достаточно просто определить в коллективе. Они громко и быстро разговаривают, энер­гично жестикулируют, сохраняют уверенность и са­мообладание в трудной обстановка, не подвержены па­нике.


Флегматик — человек медлительный, спокойный и на первый взгляд выдержанный и хладнокровный. Он последователен и обстоятелен в делах, за которые берется, рассудителен. Его невозмутимость и уверен­ность основаны на знаниях, опыте и расчете. Говорит немного, в основном по делу, не любит пустословия.

Флегматик может быть и весьма предприимчивым человеком, способным создавать новое, выдвигать интересные идеи. Никакая неудача не способна выве­сти его из себя. Он может работать равномерно и дол­го даже в неблагоприятных условиях. Главное для флегматика — это порядок, в котором должны быть организованы вся его жизнь и взаимодействие с другими людьми. Делать, как заведено. Рачительно тратить деньги, задумываться о завтрашнем дне, стараться не брать в долг, рассчиты­вая только на собственные силы и средства.

Флегматик — стратег и постоянно сверяет свои действия с перспективой. Он, как хороший шахма­тист, сразу просчитывает ситуацию на несколько хо­дов вперед. Уравновешен, его трудно обидеть или вы­вести из себя. Умеет терпеливо ждать и не отступать от намеченного плана. Речь его спокойна, не эмоцио­нальна. К новой обстановке приспосабливается мед­ленно. Нередко долго колеблется, принимая решение.

Меланхолики — слабые люди, склонные к грус­ти, подавленности. Для них характерны - нерешитель­ность, неуверенность в себе, трудность самостоятель­ного выбора. Они теряются в незнакомой обстановке и совершенно не в состоянии постоять за себя. Все время чего-то беспричинно опасаются, оглядывают­ся, как чеховский «человек в футляре». Они с трудом вступают в контакты с малознакомыми людьми. Боль­ше всего меланхолики любят проводить время в оди­ночестве и никогда не скучают наедине с собой. Ме­ланхолики пассивны и обидчивы. Малейшая непри­ятность способна вывести их из равновесия. Говорят они негромко и замедленно, никогда не спорят, пред­почитая подчиняться мнению авторитетов, начальства, более сильных людей. Ему часто нуж­ны поддержка и одобрение окружающих. На первый

Если меланхолик оказывается в трудных услови­ях, то быстро теряется, опускает руки. Ему часто нужны поддержка и одобрение окружающих. На первый взгляд у меланхоликов много недостатков, но они окупаются важным преимуществом — большой чув­ствительностью. Меланхолики сильны в литературе, искусстве и в профессиях, требующих большого вни­мания.

Психологи стараются выявить врожденный тем­перамент человека как можно раньше, потому что это поможет молодому человеку правильно выбрать себе профессию. Для каждого из типов темпераментов есть наиболее подходящие для них сферы и виды деятель­ности.
Примерный перечень вопросов для обсуждения:

  1. Как вы думаете, для каких видов деятельности в наибольшей степени подходят холерики, флегма­тики, сангвиники и меланхолики?

  2. Нужно ли учитывать вообще особенности темпе­рамента при приеме на работу?

  3. Людей, каких типов темперамента вы отобрали бы для военной службы, разведки, научной деятель­ности, на руководящую должность?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Мой темперамент iconВлияние темперамент на разработку управленческого решения. Авторитет руководителя
Темперамент является биологическим фундаментом нашей личности, т е основан на свойствах нервной системы человека и связан со строением...
Мой темперамент iconПрил. 14 На школьном уровне
...
Мой темперамент iconРеферат По предмету психология На тему: «Понятие темперамента и его виды»
Одним из психических свойств личности является темперамент человека. Темперамент совокупность душевных и психических свойств человеческой...
Мой темперамент iconА игры не будет, что ж тогда останется?
А если ещё вспомнить, что о нём говорили не только «великий, могучий, свободный», но и «мой верный друг, мой друг коварный, мой раб,...
Мой темперамент iconМой верный друг! Мой враг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык
«Подвижные игры и эстафеты». Урок направлен на развитие координационных и кондиционных способностей детей младшего школьного возраста....
Мой темперамент iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ведущий. Здравствуйте, ребята! "Мой верный друг! Мой царь! Мой раб! Родной язык", так охарактеризовал поэт Валерий Брюсов прекрасный...
Мой темперамент iconКонкурс по символике России «Мой Флаг! Мой Герб!» Интеллектуальное

Мой темперамент iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вы любите отдыхать в кресле? 10. Мы едим и пьем в кухне. 11. Мой брат не любит читать га­зеты. 12. Мы спим в спальне. 13. Мой брат...
Мой темперамент iconКонкурсное движение
«Телевизор мой друг, телевизор – мой враг» (сентябрь октябрь 2013 г), детские рассказы и рисунки, возраст – 1-4 класс
Мой темперамент iconП. В. Симонов, П. М. Ершов темперамент характер личность
Предмет: биология с углубленным изучением отдельного раздела анатомии темы – строение и функции кожи
Мой темперамент iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Психологическая структура личности. Темперамент, характер, способности и их влияние на общение
Мой темперамент iconРассказать о природе комического
Причиной выбора темы моего реферата является мой глубочайший интерес к творчеству А. П. Чехова. Также на мой выбор повлияло участие...
Мой темперамент icon“Темперамент как основа формирования характера ребенка в дополнительном...
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Мой темперамент iconПоложени е международный фестиваль «Мой снежный барс»
Настоящее положение определяет порядок и проведение регионального этапа Международного фестиваля «Мой снежный барс»
Мой темперамент iconУрок по теме «Мой дом»
Ожидаемый результат: Развитие коммуникативных навыков и умений в деятельности уч-ся по теме «Мой дом»
Мой темперамент icon«Н. Г. Гарин-Михайловский» «Детство Тёмы». Читать отрывки в учебнике...
Написать творческую работу на тему (по выбору): «Мой любимый древнегреческий герой» или «Мой любимый древнегреческий миф»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск