“Темперамент как основа формирования характера ребенка в дополнительном образовании- коллективе хореографии.”





Скачать 410.71 Kb.
Название“Темперамент как основа формирования характера ребенка в дополнительном образовании- коллективе хореографии.”
страница1/3
Дата публикации10.03.2015
Размер410.71 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Математика > Реферат
  1   2   3
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Педагогическая академия профессионального образования

Факультет профессионального образования

Кафедра общей и педагогической психологии

Реферат

Тема: “Темперамент как основа формирования характера ребенка

в дополнительном образовании- коллективе хореографии.”

Работу выполнила:

Шейко Лада Владимировна

Педагог дополнительного образовании

МОУ СОШ №9

Научный руководитель кандидат

педагогических наук

Кирсанова Вероника Геннадьевна

Москва 2011г.

Содержание
Введение……………………………………….…………...…………………2
I.Темперамент………………………………………………………………..4

1-1.Общее понятие о темпераменте……………...…….……………………4

1-2.Физиологическая основа темперамента…..….…….…………………...5

1-3. Психологическая характеристика темпераментов……........................9
II.Характер ……………………………………………………….....…...... 13

2-1.Общее понятие о характере…………………………………………….13

2-2.Физиологические основы характера…………………………………..13

2-3.Типичное и индивидуальное в характере……………………………..14

2-4.Черты характера…………………………………………………………14

2-5.Основные факторы, влияющие на развитие человека………………..15

2-6.Формирование характера у детей ………………………..……………16

2-7.Пути воспитания характера………………………………………….... 17
III. Методы формирования характера в хореографическом

коллективе…………………………………………………………………..21
Заключение………………………………………………………………….28
Список использованной литературы……………………………………31

В

ведение.


Дополнительное образование детей необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. Дополнительное образование детей многообразно, разно направлено, наиболее вариативно. Его ценность заключается в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте. Юному человеку предоставляются условия, чтобы полноценно прожить пору детства. Ведь если ребенок полноценно живет, реализуя себя, решая задачи социально значимые, выходит даже в профессиональное поле деятельности, то у него будет гораздо больше возможностей достичь в зрелом возрасте больших результатов, сделать безошибочный выбор.

И, конечно, с открытием каждого нового образовательного учреждения дополнительного образования детей, расширяется пространство детского благополучия.

Когда-то С. Я. Маршак писал: «Труд, окрыленный интересом к делу, легче, а не тяжелее труда, выполняемого по обязанности». Дополнительное образование формирует у ребенка самосознание, ощущение ценности собственной личности, здесь ребенок может избавиться от привычки действовать только по подсказке. Он удовлетворяет свои творческие потребности, развивает интересы, усваивает знания в том темпе и объеме, которые ему позволяют его индивидуальные способности. И в этом ему помогает педагог-руководитель, который открывает перед ребенком чудесный мир хореографического искусства. Постоянно занимается эстетическим воспитанием детей, с тем, чтобы они были всесторонне подготовлены к художественному восприятию и созиданию действительности. В основе этого воспитания лежит формирование любви к своей национальной культуре, народному творчеству, интересу и пониманию красоты окружающего мира, общения. Достижение физического совершенства должно стать важной частью воспитания на уроках хореографии.

Все эти задачи воспитания неотделимы от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Возрастными особенностями принято называть анатомо-физиологические и психологические особенности характера того или иного возрастного периода.

В тесной связи с возрастными особенностями находятся индивидуальные - устойчивые свойства личности, характера, интересов, умственной деятельности, присущие тому или иному ребенку и отличающие его от других.

Проблема, о которой пойдет речь в данном реферате, занимает человечество уже более 25 столетий. Интерес к ней связан с очевидностью индивидуальных различий между людьми. Психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость связана как с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, так и с единственной в своем роде композицией социальных связей и контактов. К биологическим обусловленным подструктурам личности относится, прежде всего, темперамент. Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми - различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Тем не менее, темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем разнообразии подходов к проблеме ученые и практики признают, что темперамент - биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Наиболее специфическая особенность темперамента заключается в том, что различные свойства темперамента данного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, структуру, характеризующую тип темперамента.

В данном реферате я рассматриваю влияние темперамента ребенка на его личностный рост, и развитие характера в хореографическом коллективе, через дополнительное образование.


ТЕМПЕРАМЕНТ


1-1.Общее понятие о темпераменте

Темперамент – это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой понимают: темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, А также некоторые внешние особенности поведения человека - подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т. д. Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностями).

Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент.

а) Общая активность психической деятельности и поведения человека выражается в различной степени стремления активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности. Выражение общей активности у различных людей различно.

Можно отметить две крайности: с одной стороны, вялость, инертность, пассивность, а с другой - большая энергия, активность, страстность и стремительность в деятельности. Между этими двумя полюсами располагаются представители различных темпераментов.

б) Двигательная, или моторная, активность показывает состояние активности двигательного и речедвигательного аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности (или, наоборот, сдержанности), говорливости ( или молчаливости ).

в) Эмоциональная активность выражается в эмоциональной впечатлительности (восприимчивость и чуткость к эмоциональным воздействиям), импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начала и прекращение их).

Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение. По внешним устойчивым признакам можно до известной степени судить о некоторых свойствах темперамента.
1-2.Физиологическая основа темперамента

Древнегреческий врач Гиппократ, живший в 5 веке до н.э., описал четыре темперамента, которые получили следующие названия: сангвинический темперамент, флегматический темперамент, холерический темперамент, меланхолический темперамент.

Немецкий философ И. Кант писал книги «Размышления над чувством прекрасного» (1764), что флегматик отличается недостатком морального чувства, а меланхолику присуща «подлинный добродетель»; чувство прекрасного наиболее развито у сангвиника, а чувство чести – у холерика.

Отсутствие необходимых знаний не позволяло дать в то время подлинно научную основу учению о темпераментах, и только исследования высшей нервной деятельности животных и человека, проведенные И. П. Павловым, установили, что физиологической основой темперамента являются сочетания основных свойств нервных процессов.

Русский физиолог И.П. Павлов.

1.(меланхолик) - слабый тип, слабая нервная система, особо склонен к реакции страха;

2. (сангвиник) - сильная, уравновешенная, подвижная нервная система – живой тип склонен к положительным эмоциям;

3. (флегматик) - сильная, уравновешенная, инертная нервная система - инертный тип,вообще не склонен к бурному эмоциональному реагированию, хотя потенциально он, подобно сангвинику, тяготеет к положительным эмоциям;

4. (холерик) - сильная, неуравновешенная нервная система – безудержный тип, склонен к гневу и ярости ;

В 50-х гг. нашего столетия были предприняты широкие лабораторные исследования со взрослыми людьми. В результате этих исследований, проводившихся в основном под руководством Б. М. Теплова, В. Д. Небылицына и В. С. Мерлина, типология И. П. Павлова была дополнена новыми элементами, были разработаны многочисленные приемы исследования свойств нервной системы у человека. Кроме того, была показана пригодность этой типологии не только для описания поведения индивидов — чем ограничивались почти все предшествующие типологии,— но прежде всего для понимания значения индивидуальных особенностей темперамента в человеческой деятельности. Б. М. Теплов и В.Д. Небылицын, проводя со своими сотрудниками экспериментальные исследования, направленные на раскрытие понятия силы нервных процессов, пришли к убеждению, что между силой нервной системы по отношению к возбуждению, понимаемой как работоспособность, и чувствительностью существует тесная связь Силу (работоспособность) нервных клеток и их чувствительность можно рассматривать как две стороны одного и того же свойства нервного процесса. Оно выражается в реакции на силу раздражителя. Это важное свойство возбудимой ткани соединяет в себе как бы два неразрывно связанных полюса одного и того же явления. Эту зависимость авторы выражают следующей формулой:

R/r =const, где R — работоспособность (так называемый верхний порог реакции), а r — раздражимость, чувствительность (нижний порог реакции).

Чем выше верхний порог реакции, то есть чем больше сила раздражителя, на который адекватно реагирует данная нервная система, тем сильнее у нее процесс возбуждения, и наоборот. С другой стороны, чем более чувствительна нервная система индивида (чем ниже порог чувствительности), тем слабее процесс возбуждения и, значит, тем ниже работоспособность ее нервных клеток. Поэтому сила нервной системы, которая, по Павлову, понималась главным образом как работоспособность, в исследованиях Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына становится двухполюсным качеством, которое может быть охарактеризовано с точки зрения не только работоспособности, но и чувствительности нервной системы. Б. М. Теплов, анализируя понятие подвижности нервных процессов, на основании некоторых данных, полученных в его лаборатории, пришел к убеждению, что подвижность в павловском понимании предполагает два независимых свойства, охватывающих временную характеристику поведения. Одно из них — подвижность в узком смысле — это способность нервного процесса переходить из одного состояния в другое. Его мерой является быстрота преобразования сигнального значения пары раздражителей или положительного раздражителя в тормозной и наоборот. Вторым свойством, связанным с временной характеристикой работы нервной системы, является скорость возникновения и прекращения нервных процессов. Б. М. Теплов назвал его лабильностью нервной системы. Эксперименты с применением нескольких десятков показателей подвижности в широком смысле показали, что между подвижностью, понимаемой как скорость возникновенияи прекращения нервных процессов (лабильностью), и подвижностью, понимаемой как скорость смены процессов противоположного знака, нет никакой зависимости, то есть эти два свойства независимы друг от друга.

Таким образом, кроме трех классических, были выделены также и новые свойства нервной системы. Позднее, анализируя результаты ряда исследований, Б. М. Теплов и В. Д. Небылицын пришли к выводу, что существует еще одно свойство, которое они назвали динамичностью нервных процессов. Его сущность составляют легкость и быстрота генерации нервной системой процессов возбуждения и торможения при выработке условных реакций. Основными показателями этого свойства являются скорость образования положительных (динамичность возбуждения) и тормозных (динамичность торможения) условных рефлексов.

Ученик Павлова А.Г. Иванов - Смоленский вместе со своими сотрудниками проводил исследования высшей нервной деятельности детей дошкольного и школьного возраста, применяя так называемую двигательную методику (контролируемой реакцией ребенка было нажатие на резиновую грушу) в разных ее вариантах. Принимая во внимание легкость и быстроту образования условных рефлексов, А. Г. Иванов-Смоленский выделил четыре следующих типа:

1. Лабильный - как положительные, так и тормозные условные связи образуются одинаково легко и быстро.

2. Инертный - как положительные, так и тормозные условные связи образуются замедленно.

3. Возбудимый - положительные связи образуются очень легко и быстро, тормозные, напротив, трудно и медленно.

4. Тормозной - положительные связи образуются медленно, тормозные, наоборот, легко и быстро.

Выделенные типы А. Г. Иванов-Смоленский назвал типами замыкательной деятельности коры, желая этим подчеркнуть, что не претендует на описание общего типа нервной системы детей. Как отмечает автор, в основе его типологии лежат только два свойства нервной системы — подвижность и уравновешенность нервных процессов. Он не использует такую фундаментальную характеристику нервной системы, как сила нервных процессов, которую, как уже отмечалось, И. П. Павлов считал наиболее важным свойством нервной системы

Психиатр Андрей Евгеньевич Личко, реализуя типологический подход, построил свою классификацию для исследования акцентуаций характера и психопатий подростков (1970). Неоднократно пересмотренные им типы были окончательно опубликованы лишь в 1983 г.

1. Гипертимный (от слова “тимус” – настроение, фон которого постоянно повышен) ― энергичность, бодрость и жизнерадостность. Поверхностность и неустойчивость в интересах и взглядах, легкость в отношениях к жизни и окружающим.

2. Циклоидный (аффективно-лабильный) ― периодическая смена фаз настроения и поведения - волнообразных и противоположно направленных. Может отмечаться одновременное наличие двух состояний, но в разных пропорциях (тень грусти или “налет юмора”).3. Лабильный ― внезапная и необоснованная волнообразная смена настроения и поведения – от сверхвозбуждения до депрессии.

4. Истероидный ― эгоцентризм, ненасытное желание постоянно концентрировать внимание окружающих на себе. Неустойчивость и поверхностность эмоций и чувств, странная избирательность реакций на внешний мир.

5. Неустойчивый ― слабоволие или безволие, слабохарактерность, леность и стремление к асоциальному образу жизни.

6. Эпилептоидный ― крайняя раздражительность, неконтролируемость и неуправляемость поведения, приступообразные расстройства настроения. Тяжеловесность и замедленность мыслительных процессов.

7. Шизоидный ― манерность, вычурность и причудливость отражаются во всем – мыслях и чувствах, поведении и манерах, походке, мимике и почерке. Мышление аутично, необычно и оторвано от реалий.
8. Астено-невротический (гр.- нервная слабость) ― легкая возбудимость и быстрая истощаемость нервных функций.

9. Психостеничный (гр.- душевная слабость) ― душевно-волевая слабость. Постоянно пониженный фон настроения, нерешительность, склонность к постоянным сомнениям, возбудимость и раздражительность.

10. Сензитивный ― повышенная чувствительность к происходящим событиям, сопровождаемая тревожностью и боязнью новых ситуаций, людей, испытаний.

11. Конформный ― лишенность самостоятельности и аморфность характера, некритичность, безынициативность, желание быть “как все”.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

“Темперамент как основа формирования характера ребенка в дополнительном образовании- коллективе хореографии.” iconПоложение о дополнительном профессиональном образовании в Пермском...
Положение о дополнительном профессиональном образовании в Пермском государственном техническом университете (с методическими рекомендациями...
“Темперамент как основа формирования характера ребенка в дополнительном образовании- коллективе хореографии.” iconУчебно- методическое пособие для музыкальных занятий в дополнительном образовании
Цель урока: Сформировать у учащихся осознанное представление о ритме как о средстве музыкальной выразительности
“Темперамент как основа формирования характера ребенка в дополнительном образовании- коллективе хореографии.” iconПравила и нормы общения в коллективе. Усвоение правил и норм общения....
Общение как категория психологии, как одна и важнейших фаз формирования личности младшего школьника
“Темперамент как основа формирования характера ребенка в дополнительном образовании- коллективе хореографии.” iconТема: Работа
Воспитание ребенка в семье является важнейшим звеном в подготовке ребенка к школе и к жизни в коллективе и предъявляет к родительской...
“Темперамент как основа формирования характера ребенка в дополнительном образовании- коллективе хореографии.” iconВлияние темперамент на разработку управленческого решения. Авторитет руководителя
Темперамент является биологическим фундаментом нашей личности, т е основан на свойствах нервной системы человека и связан со строением...
“Темперамент как основа формирования характера ребенка в дополнительном образовании- коллективе хореографии.” iconИгра как способ обучения английскому языку в учреждениях дополнительного...
Который рекомендован преподавателям английского языка, работающим в сфере школьного и дополнительного образования детей. В нём приведены...
“Темперамент как основа формирования характера ребенка в дополнительном образовании- коллективе хореографии.” iconМетод проектов в дополнительном образовании
Содержание деятельности варьируется в зависимости от имеющихся потребностей, интересов субъекта образования
“Темперамент как основа формирования характера ребенка в дополнительном образовании- коллективе хореографии.” iconДвадцатого века
Управление механизмами формирования новостей как основа работы спиндоктора и пресс-секретаря
“Темперамент как основа формирования характера ребенка в дополнительном образовании- коллективе хореографии.” iconСиротюк А. Л. Модальностные характеристики учащихся как основа формирования...

“Темперамент как основа формирования характера ребенка в дополнительном образовании- коллективе хореографии.” iconТ. В. Хромина темперамент и особенности его проявления в учебно-спортивной...
Методическое сопровождение к презентации урока для учащихся 8 класса по теме “зож основа счастливого человека”
“Темперамент как основа формирования характера ребенка в дополнительном образовании- коллективе хореографии.” iconПедагогические технологии в дополнительном образовании детей: теория и опыт
Филиппова Е. А. – директор цдют «Бибирево», Заслуженный учитель России, кандидат педагогических наук
“Темперамент как основа формирования характера ребенка в дополнительном образовании- коллективе хореографии.” iconДиагностика коллектива и личности ребёнка как основа планирования воспитательной работы
Участие в областном конкурсе сочинений, посвящённых1150-летию славянской письменности
“Темперамент как основа формирования характера ребенка в дополнительном образовании- коллективе хореографии.” iconПедагогический проект «Активный отдых, как основа формирования здорового...
Этот урок, я надеюсь, запомнится вам надолго
“Темперамент как основа формирования характера ребенка в дополнительном образовании- коллективе хореографии.” iconГруппа пдо-121 Варианты контрольной работы по дисциплине дополнительное...
Мотивировать обучающихся, родителей (лиц их заменяющих) к участию в дополнительном образовании
“Темперамент как основа формирования характера ребенка в дополнительном образовании- коллективе хореографии.” iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Подробная информация о вузах Петербурга, среднем и дополнительном образовании, курсах и обучении за рубежом
“Темперамент как основа формирования характера ребенка в дополнительном образовании- коллективе хореографии.” iconТемперамент вашего малыша
Право на индивидуальную реакцию есть и у взрослого человека, и у младенца. Природа создала нас непохожими друг на друга. Вовремя...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск