Педагогические технологии в дополнительном образовании детей: теория и опыт





НазваниеПедагогические технологии в дополнительном образовании детей: теория и опыт
страница1/8
Дата публикации29.02.2016
Размер1.21 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > География > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8
БУЙЛОВА Л.Н.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ:

ТЕОРИЯ И ОПЫТ




МОСКВА

2002


БУЙЛОВА Л.Н. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ: ТЕОРИЯ И ОПЫТ -


**************

Автор:

Буйлова Л.Н.
Рецензенты:

Филиппова Е.А. – директор ЦДЮТ «Бибирево», Заслуженный учитель России, кандидат педагогических наук

Андрианов П.Н. – доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института общего среднего образования Российской Академии Образования


Технологическое творчество педагога – явление не новое. В каждой методике всегда присутствуют элементы технологии. Но сегодня педагогических технологий применяется много. Как среди них выбрать свою? Как перенести в условия дополнительного образования «чужую» технологию обучения? Кроме того, знание современных педагогических технологий, умение ориентироваться в их широком спектре – условие успешной деятельности педагога сегодня. И это понятно: ведь любая технология, прежде всего, отвечает на вопрос: как добиться запланированного результата?

На эти и другие вопросы вы найдете ответы в предлагаемой книге. Читатель выберет то, что созвучно его практике и той личной профессиональной концепции, которая у него так или иначе складывается.

Автор анализирует различные подходы ученых и практиков к решению проблемы педагогических технологий, представляет подходы практиков к их отбору и использованию и предлагает конкретные методы и формы, используя которые педагог дополнительного образования может решать задачи видит свои задачи развития творческих способностей детей.

Предложенный проблемно-информационный материал предназначен для творческой деятельности педагога, принявшего образовательные технологии как наиболее перспективное направление развития дополнительного образования детей.


© Буйлова Л.Н., 2002.


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ:


ТЕОРИЯ И ОПЫТ
Содержание

Введение

Научно-методическое обеспечение технологического подхода в дополнительном образовании детей

Развитие личности и педагогические технологии

История становления педагогической технологии

Использование современных педагогических технологий в развитии творческих способностей детей

Современные педагогические технологии в сфере дополнительного образования детей

Новые информационные технологии обучения в дополнительном образовании детей

Рекомендации по внедрению современных педагогических технологий в практику дополнительного образования детей

Профессиональные умения педагога, применяющего новую технологию на практике.

Заключение

Используемая и рекомендуемая литература


Введение
Современная реформа образования в России, связанная с реализацией личностно-ориентированного подхода, вызвала ряд серьезных изменений в привычной для нас практике обучения и воспитания детей:

  • обновление содержания образования;

  • внедрение новых педагогических технологий, обеспечивающих развитие личности.

Трудные, порой противоречивые, но неизбежные преобразования отражаются и на деятельности учреждений дополнительного образования детей. И если содержание образование в них претерпело значительные изменения, то образовательные технологии обновляются медленно: прочно закрепилась традиционная система, а с новыми технологиями многие борются.

Педагогические технологии дополнительного образования детей сориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их.

Учреждение дополнительного образования детей – особое учреждение, которое должно стать не просто местом обучения детей, а пространством разнообразных форм общения.

Роль педагога в дополнительном образовании должна заключаться в организации естественных видов деятельности детей и умении педагогически грамотно управлять системой взаимоотношений в этой деятельности.

Сегодня в системе дополнительного образования детей необходимо больше внимания уделять повышению педагогического мастерства, росту квалификации педагогов в реализации современных технологий обучения и воспитания детей.
Научно-методическое обеспечение технологического подхода в дополнительном образовании детей
В основе любой дидактической системы лежит определенная философия образования, которая дает ориентиры для решения конкретных вопросов образовательной политики, помогает определить содержание образования, принципы построения учебного процесса, перспективность нововведений, сравнить образовательные системы и т.п.

Сегодня условно выделяются две основные образовательные философии:

-конгнитивная (направленная на развитие интеллектуальных способностей ребенка, селективный отбор многообещающих детей);

-личностная (направлена на эмоциональное и социальное развитие ребенка).

Это два противоположных направления: с одной стороны, - неличностный подход к ребенку, с другой - вера в человека и интерес к его судьбе. Очевидно, что педагогические поиски сегодня направлены от конгнитивной к личностной философии образования, взят курс на вариативность образования.

При этом выделяются две педагогики: поддерживающая (традиционная) и инновационная (современная).

Обращаясь к развитию новых дидактических подходов к обучению, рассмотрим, как соотносятся традиции и инновации в педагогике, в каком направлении идут поиски?

Традиционная педагогика ограничивает свои формы целенаправленным обучением, отводит ребенку роль объекта, которому педагог передает опыт, готовит к жизни (Я.А. Коменский, И. Гербарт). Индивидуализация скорее провозглашается, чем практически реализуется, поскольку личный интерес учащегося до сих пор не стал основополагающим: государство диктует, чему учить.

Целью педагогической деятельности является достижение дидактической задачи, формирование знаний, умений и навыков, а не системы убеждений и отношений. Педагогические средства строятся на принуждении детей. Стиль общения носит авторитарный характер.

Школа поставлена в такие условия, которые вынуждают ее нести ответственность только за обучение в соответствии с госстандартами. А сохранение и развитие целостной, адаптивной образовательной среды зачастую остается красивым лозунгом. Практикоориентированная социализация также загоняет детей в рамки социальных требований, поэтому продуктивность учебы и практической деятельности достигается в школах очень редко. Учащиеся не желают учиться, способны нарушать дисциплину, теряют интерес к учебе.

Традиционным является урок - одновременное занятие с целой группой, когда учитель передает знания и способы действий в готовом виде, ученики воспроизводят, а он оценивает.

Можно ли подготовить ребенка к жизни, если все традиционные методы обучения и воспитания заранее зажимают его в тиски запретов? «Общее условие, которое сдерживает развитие образования, - по замечанию Н. Крыловой, - это относительно низкий уровень культуры массовой школы. Массовая школа остается малокультурным, формально действующим учреждением, именно поэтому дети, пришедшие туда учиться, через некоторое время теряют интерес, т.е. то главное, ради чего стоит идти в школу!»

В обстановке массовой школы заглушаются такие качества ребенка, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть то, что мы относим к индивидуальности человека. Существующее противоречие можно представить в виде схемы:


Для того чтобы преодолеть это противоречие, необходимо создать оптимальные условия для развития личности ребенка. Но разве традиционное обучение не влекло за собой развитие личности?

Нельзя сказать, чтобы школа не ставила перед собой эту цель. Наоборот, подобная цель декларировалась как задача всестороннего, гармонического развития личности, которая понималась, как носитель идеологических образцов, заданных государством. Традиционное обучение строилось, в основном, в соответствии со стандартизированными целями обучения и воспитания. Однако ведущими признавались внешние, социальные воздействия, а собственно психическое развитие происходило стихийно.

Традиционные системы обучения и воспитания себя исчерпали на исходе ХХ столетия, подорвав до основания психическую конституцию человека, поэтому сегодня необходимо не усовершенствовать существующие принципы обучения, а радикально их заменять.

На смену традиционной педагогике приходит новая, отличающаяся демократическим характером, органической связью с социумом и перспективами развития человека во взаимосвязи с обществом и природной средой.

В последние годы обострилось внимание к научно-практическим разработкам идей развивающего образования, когда стало ясно, что школа не может традиционными способами обеспечить ориентацию учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию, что требуется в новых социально-экономических условиях.

Переход к развивающему обучению требует от педагогов осознанного понимания того, на какие психологические закономерности и особенности развития учащихся они должны опираться при обучении.

В данном случае целью учебного процесса становится не просто достижение определенного уровня знаний, умений и навыков, а создание условий для осуществления развития психических особенностей детей.

Сегодня многие идеи развивающего обучения имеют место в учреждениях дополнительного образования детей. Каждый учебный предмет, направление деятельности несет в себе огромный потенциал для формирования и развития интересов, способностей и личностных качеств детей.

Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского и др. Научное обоснование этой теории дано в трудах Л.С. Выготского, который в начале 30-х годов выдвинул идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребенка как на основную цель. Согласно его гипотезе знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средством развития учащихся.

Идеи Л.С. Выготского были разработаны и обоснованы в рамках психологической теории деятельности (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин и др.). В результате пересмотра традиционных представлений о развитии и его соотношении с обучением, на первый план было выдвинуто становление ребенка как субъекта разнообразных видов и форм человеческой деятельности.

Одна из первых попыток реализовать эти идеи предпринята Л.В. Занковым, который в 50-60-х гг. разработал систему интенсивного всестороннего развития для начальной школы. В то время в силу известных обстоятельств она не была внедрена в практику.

Дальнейшее развитие и несколько иное направление развивающего обучения в 60-х гг. было воплощено в практике работы экспериментальных школ Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым, которые разработали и осуществили на практике технологию содержательных обобщений, которая стала в последствии называться развивающим обучением. В их технологии обучения ребенок рассматривается не как объект обучающих воздействий учителя, а как изменяющий себя субъект учения. Содержательное обобщение понимается как постижение предмета не через его наглядное, внешнее сходство с другими, а через его скрытые конкретные взаимосвязи, через противоречивый путь его внутреннего развития.

Термин "развивающее обучение" обязан своим происхождением В.В. Давыдову. Под развивающим стали понимать такое обучение, при котором учащиеся не только запоминают факты, усваивают правила и определения, сколько обучаются рациональным приемам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений в измененные условия, т.е. во главу угла ставится развитие личности ребенка, развитие его психологических особенностей (ума, воли, чувств и др.), что позволяет овладеть теоретическим мышлением.

Развивающее обучение – это новый активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену иллюстративно-объяснительному.

Принципы развивающего обучения (по В.В. Давыдову):

- общее развитие всех учащихся;

- обучение на высоком уровне сложности;

- ведущая роль теоретических знаний;

- изучение учебного материала быстрым темпом;

- включение в процесс обучения эмоциональной сферы;

- проблематизация содержания учебного материала;

- индивидуальный подход;

- использование логики теоретического мышления: обобщение, дедукция, рефлексия, др.

Модель обучения, как отмечает В. Давыдов, можно считать развивающей, если в ней присутствуют следующие компоненты:

- понимание того, что каждому возрасту соответствуют определенные психические новообразования;

- организация обучения на основе ведущей деятельности конкретного возраста (игровая, учебная и т.д.);

- реализация взаимосвязи с другими видами деятельности (художественной, трудовой и т.д.);

- наличие в методическом обеспечении образовательного процесса разработок, гарантирующих достижение необходимого развития психологических новообразований.

Развивающее обучение ценно в настоящее время тем, что создает условия, в которых происходит формирование новых мотивов детей на основе уже имеющихся потребностей и интересов, таких, как: интерес к учению и внеучебному познанию, стремление познать истину, быть милосердным, уметь сострадать.

Развивающее обучение охватывает все аспекты становления личности, оно не ограничивается какой-либо из существующих концепций, допускает другие подходы.

Приоритетной задачей современной педагогики является развитие обучающегося, взаимодействующего с окружающей средой и стремящегося к саморазвитию. Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и способностям ребенка и строится «на представлении о том, что уже в младшем школьном возрасте необходимо пробуждать у ребенка способность быть субъектом учебной деятельности (по Л.В. Занкову).

Существенным требованием к постановке и выдвижению образовательных целей в рамках современной педагогики является их конкретность или продуктивность, а также диагностичность.

Что означают эти требования? Достижение цели предполагает получение результата с заданными свойствами. Эти свойства должны быть диагностированы и измерены. Важно прогнозировать изменения в учащихся и иметь инструмент, с помощью которого можно определить, что они достигнуты.

«Что умеет делать ученик в нетиповой ситуации?» - главный вопрос целеполагания в современной педагогике.

Диагностичность цели дает возможность определить с помощью критериев изменения в ученике, которые произошли в результате учебной деятельности.

Стремлением к достижению целей развития ребенка продиктовано применение в учебном процессе коллективных форм организации: парного взаимодействия, малых групп, межгруппового взаимодействия.

Методами преподавания в этом случае являются проблемные: проблемного изложения, частично-поисковые, исследовательские, - их применение меняет позицию ученика и педагога в учебном процессе. Предполагается субъект - субъектный характер взаимодействия педагога и ученика, который выражается в реализации педагогом демократического стиля, открытости, диалогичности и рефлексивности своих действий. Ученик становится активным субъектом деятельности, активно решает учебные задачи: объясняет смысл наблюдаемых явлений, определяет способ выполнения деятельности, объясняет причины наблюдаемого явления, исследует зависимость между величинами и др.

Изменяется позиция педагога: он выступает не только как носитель знания, но и как помощник в становлении личности ученика; утверждается позиция сотрудничества, неформального общения. Педагог выполняет функцию консультанта: помогает ученику в учебном процессе найти решение проблемной ситуации.

Условиями, при которых обучение становится развивающим, являются:

1) Формирование познавательной мотивации, интереса.

2) Создание ситуации успеха для ученика.

3) Ориентация обучения на перевод учащегося из зоны актуального в зону ближайшего развития.

4) Реализация перехода от коллективных творческих дел к индивидуальному творчеству.

5) Реализация принципа успешности обучения.

6) Учет механизма развития способностей.

При таких условиях ученик становится субъектом учебной деятельности, он обучается ради самоизменения, когда его развитие из побочных и случайных факторов становится главной задачей не только для учителя, но и для него самого.

Современная педагогика ориентирована не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть на то, что мы относим к индивидуальности человека. Урок превращается в живое, заинтересованное решение проблем, что способствует разнообразию образовательных форм.

Но система образования сегодня в целом остается инертной.

Одной из главных причин, препятствующих реализации личностно-ориентированного подхода является ориентация современного обучения на передачу определенных знаний, умений и навыков без учета развития личности, несмотря на постоянно провозглашаемые установки на развитие обучающегося, раскрытие его творческих возможностей и способностей.

Школа - один из наиболее инерционных социальных институтов, в котором учебный процесс несет следы конвейерной организации труда. Неудивительно, что в таких условиях в решении проблем индивидуализации и дифференциации обучения, самоопределения и самореализации личности, возрастает значение дополнительного образования детей, понятие которого раскрывается как личностно-ориентированная деятельность, направленная на освоение опыта сотрудничества детей и взрослых в интересующем их виде творческой деятельности.

Основной «удар» в реализации идей гуманизации образования принимает на себя дополнительное образование, поскольку средняя школа, хотя на словах и исповедует эти идеи, сохранила многие существенные приметы «советского периода».

Система дополнительного образования признает важность приобщения ребенка к полноценному творчеству. Принципиальная педагогическая установка учреждений дополнительного образования детей - такое воспитание ребенка, при котором предмет и дисциплина не самоцель, а средство формирования и совершенствования всех граней личности: интеллекта, практического ума, трудолюбия, физического развития, характера и воли к самореализации, другими словами - это способ проникнуть в богатейший внутренний мир ребенка, понять и расширить его пределы.
Развитие личности и педагогические технологии
Любой технологический процесс начинается с изучения исходного материала, его свойств и пригодности для последующей обработки. То же самое происходит в педагогике.

Сегодня всех педагогов объединяет общее стремление выйти за рамки традиционного обучения и воспитания, найти новые подходы к организации образовательного процесса, новые методики и новые технологии обучения и воспитания, которые отвечали бы принципу природосообразности и создавали бы благоприятные условия для саморазвития и самореализации школьников. Главное, что объединяет всех, - забота о всестороннем развитии личности ученика.

Одна из ошибок общеобразовательной школы заключается в том, что она перегружает головы учеников знаниями, не обращая должного внимания на развитие их способностей: роль знаний преувеличивается, они выступают как самоцель, а не как средство развития. Деятельность детей и способы приобретения ими знаний зачастую остаются вне поля зрения педагога. Учебные задания в основном носят репродуктивный характер, сводятся к выполнению действий по образцу, что перегружает память и не развивает мышление школьника.

Психологи утверждают, что в настоящее время только 15-25 % школьников несут задатки в области интеллектуальной деятельности. Следовательно, только эти дети могут успевать при традиционных технологиях обучения. А остальным 75-85 % современные требования непосильны. Важен тот факт, что подавляющее большинство детей теряет интерес к учению, находится в состоянии умственной перегрузки, чувствует свою неполноценность.

Из этого следует педагогический вывод: необходимо реформировать учебный процесс. Основная цель – установить соответствие между возможностями детей и предъявляемыми к ним требованиями.

Изменить такое положение может радикальная переориентация образования, поворот от культа знаний к всестороннему развитию личности. Именно возможность саморазвития и самостоятельного обновления знаний подготавливают молодого человека к жизни в современном мире. Это означает психологизацию образования, построение и контроль образовательного процесса от возможностей и потребностей ученика.

Появившиеся в последнее десятилетие в России нетрадиционные системы образования провозгласили основной ценностью развитие личности, что и является сегодня приоритетной задачей педагогики. Поэтому необходимо обратиться к рассмотрению роли личности в образовательном процессе.

Педагогика - область человеческой деятельности. Следовательно, она включает в свою структуру объекты и субъекты процесса.

Академик РАО В.В. Давыдов ввел в науку понятие «содержательное обобщение», в соответствии с которым человек представляет собой совокупность физического и психического содержания.

Взаимодействуя с окружающими людьми и природой, участвуя в общественном производстве, человек проявляет различные качества и свойства, совокупность которых образует личность.

«Личность, - пишет Г.К. Селевко в книге "Современные образовательные технологии" (М.: "Народное образование", 1998), - это психическая, духовная сущность человека, выступающая в разнообразных обобщенных системах качеств:

-совокупность социально значимых свойств человека;

-система отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой;

-система деятельности, социальных ролей, поведенческих актов;

-осознание окружающего мира и себя в нем;

-система потребностей;

-совокупность способностей и творческих возможностей;

-совокупность реакций на внешние условия и т.д.» (с.5-6).

В течение жизни личность претерпевает изменения, которые называют развитием. Способность к развитию заложена в человеке природой.

Рассмотрим, что такое "развитие" вообще и "развитие личности" в частности.

Развитие - фундаментальное философское и научное понятие.

В словарях даются различные толкования этого понятия, которые имеют свои акценты и взаимодополняют друг друга. Наибольшее распространение получили следующие определения этого понятия:

1)."Развитие - необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство; в результате развития возникает новое качественное состояние объекта - его состава или структуры". («Советский энциклопедический словарь», М., «Советская энциклопедия». - 1987, с. 1097) То есть, развитие изменяет объект (в нашем случае - детей, педагогов и родителей), состав и содержание деятельности учреждения дополнительного образования детей.

2)."Развитие - необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов" («Философский энциклопедический словарь». -М., 1993, с. 561).

3).Развитие - «процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему" («Словарь русского языка» С.И. Ожегова, М., «Русский язык», 1987, с. 558). То есть, в основе развития лежит процесс создания и освоения новшества.

4)."Развитие - эволюция, изменение, приводящее к новому состоянию субъекта развития, повышению его социальной ценности". (Брокгауз и Ефрон. «Энциклопедический словарь», С.-Петербург, 1904, т. 79, с. 135). В этом определении подчеркивается субъективная природа развития социальных субъектов, его идентичность саморазвитию, связь процессов развития с социальными ценностями.

5).Развитие - процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное: переход от старого состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему.

Исходя из этих понятий, конкретизируем понятие "развитие" применительно к личности обучающегося:

-развитие - это качественные и количественные изменения, т.е. изменившаяся личность с новыми свойствами эффективнее выполняет свои функции или приобретает новые, не свойственные ей ранее;

-развитие – процесс внутреннего и внешнего изменения личности;

-развиваться может объект, приобретя субъектные функции, т.е. обучающийся ставит цели своей деятельности, определяет способы их достижения и т.п., одним словом, становится субъектом;

Исходя из этого, можно сказать, что развитие личности - это направленное, закономерное физическое и психическое изменение индивида, происходящее в ходе специально организованного планомерного педагогического процесса, приводящее к качественному и количественному изменению состояния и свойств обучающихся, улучшению их адаптивности к условиям окружающей среды и повышению их социальной ценности.

Жизнь опровергла постулаты советской педагогики: "все дети по способностям равны" и "ребенок — чистый лист, на котором можно написать все, что угодно". Учеными доказано: все дети различны по своим качествам и свойствам, поэтому выбор значимых в обучении индивидуальных особенностей для отслеживания изменений в развитии ребенка следует проводить с опорой на категорию «структура личности», отражающей в обобщенном виде все ее стороны.


Структура качеств личности


Заложено от природы

Индивидуально-типологические особенности

Особенности протекания психических процессов


Опыт

личности


Направленность личности

Формируется социально

Темперамент,

Задатки,

Способности,

Национальные, половые, возрастные качества,

Характер и др.

Воображение,

Восприятие,

Мышление,

речь, эмоции,

помять, воля, внимание, индивидуальные ощущения

Знания,

Умения,

Навыки,

привычки

Потребности,

ценностные ориентации

интересы,

взгляды,

установки,

мировоззрение,

мотивы и др.

По К.К. Платонову в структуре личности сочетаются биологические (наследственные) и социальные (приобретенные) качества, составляющие подсистемы:

1) индивидуально-типологические особенности, проявляющиеся в темпераменте, характере, способностях и др., т.е. наиболее обусловленные наследственностью, заложенные от природы; их «ломать» нельзя: нужно заботиться о том, чтобы выявить задатки, которые заложены и которые еще не раскрылись;

2) психологические характеристики, т.е. качества, характеризующие индивидуальный характер и играющие огромную роль в процессе обучения; они тоже заложены от природы, но эти качества нужно развивать;

3) опыт личности, включающий то, что формируется в процессе обучения и практической деятельности. Главное, по замечанию Л.С. Выготского, - социальное развитие личности: «Вне деятельности нет развития». Следовательно, каждого ученика нужно включить в деятельность, причем не всякая деятельность будет развивающей, а только та, которая находится в «зоне ближайшего развития».

4) направленность личности, выражающая ее потребности (нужду в чем-либо), мотивы, интересы, т.е. социальные по своему содержанию качества, определяющие отношение человека к миру и регулирующие его поведение, служащие психологической основой поведения.

Названные качества структуры личности можно представить в виде схемы:



Все подсистемы качеств личности связаны между собой, обуславливают и часто компенсируют друг друга, представляя целостную систему. Природа заложила в каждого человека сложный, но безупречно работающий механизм самоорганизации, саморазвития и самообучения. И главная деталь этого механизма – чувственный опыт, который способен перевести все внешние признаки окружающих явлений в систему адекватных оценок, рефлексии и мотивации. Роль педагога – помочь ребенку использовать заложенный в него природой универсальный механизм.

Возникает вопрос: что может развиваться в учениках на занятиях?

1.Ощущение. 2.Восприятие. 3.Воображение. 4.Память. 5.Внимание. 6.Воля. 7.Мышление (мыслительные приемы). 8.Деятельность практическая (мыслительные операции). 9.Личностные качества (ответственность, самостоятельность, нравственность и др.).

Педагог может развивать на занятиях все психические функции ученика. Но для того чтобы процесс был эффективным, целенаправленным, нужно уметь расставлять приоритеты и под выбранные цели проектировать образовательный процесс.

Основанием для расстановки приоритетов в выборе целей развития является как состояние конкретного ученика, так и образовательные цели предмета. Если нет потребности в специальной коррекции состояния ученика, то на первое место выступают цели развития мышления (овладение мыслительными операциями синтеза, анализа, сравнения, абстрактирования, конкретизации и др.) и цели развития практических предметных умений.

Психическое развитие личности присуще каждому индивиду от природы. Особенности строения мозга и нервной системы индивидуальны для каждого человека и называются задатками.

На основе задатков у личности развиваются способности, которые становятся неотъемлемым качеством личности. Их нельзя забыть, как "знания", нельзя разучиться что-либо делать, потому что забыл. Способность, рассматриваемая как владение обобщенным способом деятельности, может только усиливаться, наращиваться с течением времени, если для этого создаются особые условия, предлагается пространство для ее проявления.

Для практики образования очень важны способности ребенка, проявляющиеся в образовательной деятельности и определяющие особую характеристику личности — уровень умственного развития.

Уровень умственного развития ребенка в педагогической практике связывают прежде всего с его успехами.

По уровню общего умственного развития (обучаемости + обученности) выделяют следующие группы детей:

малоспособные дети (с аномалиями развития задатков): с задержкой психического развития, с развитием значительно ниже нормы; такие дети не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний, умений и навыков. Они составляют до 5% детей; их надо обучать по особой программе, с особыми целями;

педагогически запущенные дети: настолько слабая обученность, даже в условиях дополнительного образования их трудно вывести на возрастную норму достижений; однако при достаточном времени и средствах эти дети способны усвоить заданный материал; их количество по разным оценкам колеблется в пределах 10-40%);

дети со средним уровнем умственного развития, которые соответствуют среднестатистической норме и составляют большинство — 60-70%);

способные, продвинутые в развитии, быстро "схватывают" и много знают по сравнению со своими сверстниками, это основная часть отличников и хорошистов — 5-10%;

одаренные, или талантливые: им по силам то, с чем не могут справиться все остальные; они могут учиться в высоком темпе; составляют 1-3% учащихся.

Период детства характеризуется проявлением талантов. Поддержка и развитие детского творчества – одна из задач дополнительного образования, которое имеет значительный педагогический потенциал и выступает как мощное средство развития личности. Оно по своей сути личностно-ориентировано, индивидуализировано, не обременено никакими госстандартами, направлено на интересы ребенка, его социальную адаптацию в среде. В процессе такого образования неисчерпаемы возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка, что благотворно сказывается на воспитании и укреплении его личностного достоинства и особенно важно, поскольку не все дети обладают способностями к академическому учению. Помимо этого, выход на другие сферы деятельности положительно сказывается на результатах общего образования.

Уже с дошкольного возраста многие дети начинают избирательно относиться к различным видам и сферам деятельности, проявлять интерес, который выражает избирательное предпочтение данных предметов и явлений окружающего мира. Это особенно важно для системы дополнительного образования детей, которая предоставляет условия для развития этих способностей.

Развитие интереса выражается в появлении склонности — предпочтения, пристрастия к определенному виду деятельности и формировании соответствующих этой деятельности специальных способностей.

К старшему школьному возрасту познавательные интересы детей соединяются с социальными, появляется ориентация на профессию. Поэтому очень важно как можно раньше выявлять и формировать специальные способности детей.

Ребенок по природе – исследователь. Эта способность подкреплена на эмоциональном уровне чувствами любопытства, радости открытия и достижения цели. Развивая исследовательские качества ребенка, педагог гарантирует ему успешный процесс непрерывного самообразвания в зрелом возрасте, что и определяет его состоятельность как личности и профессионала.

Полноценное развитие ребенка, раскрытие его личностного потенциала происходит только при условии воздействия социальной среды. Как отмечает А. Анастази в книге «Дифференциальная педагогика индивидуальных различий: тексты. (М., 1982): "Индивидуальные различия порождаются многочисленными и сложными взаимодействиями между наследственностью индивида и его средой... Наследственность допускает очень широкие границы поведения. Внутри же этих границ результат процесса развития зависит от его внешней среды."

Для обеспечения оптимальных условий развития детей в учреждении дополнительного образования детей требуется педагогическая среда, моделирующаяся с максимальным приближением к окружающему социуму. Возможный вариант 4-х уровневой педагогической среды предложили педагоги из Ярославля:

1 уровень – сфера общения, ролевых игр и учебной практики. Задача – позволить детям испытать полученные знания и оценить их социальную. Значимость.

2 уровень – область творческой ориентации. Задача – дать детям возможность выбрать интересный и доступный вид деятельности.

3 уровень – включение ребенка в процесс социализированного обучения. Задача – заложить основу профессиональных знаний и развить способности.

4 уровень – индивидуальная работа с наиболее одаренными детьми в рамках исследовательской творческой деятельности.

Перечисленные уровни взаимосвязаны в образовательном процессе.

Значительная роль в развитии личности ребенка на разных возрастных этапах принадлежит взрослым и сверстникам. Взрослый вводит ребенка в мир социальной деятельности общественно выработанных навыков, умений, способов практической деятельности, морали и продолжает оставаться главным фактором формирования личности ребенка.

Общение со сверстниками, сравнение себя с другими приводит к тому, что у детей возникает интерес к себе, к собственной личности, к выявлению и оценке своих возможностей, а это является важнейшим содержанием психического развития детей становится самопознание.

Таким образом, развитие ребенка на всех этапах происходит в непосредственном общении с окружающими людьми, которые помогают ему усвоить накопленный человечеством опыт и войти полноправным членом в социальную среду.

Знание и учет возрастных и индивидуальных особенностей детей при включении их в деятельность позволяет, с одной стороны, выбирать тот учебный материал, который дети способны усвоить, с другой стороны, строить процесс обучения таким образом, чтобы ребенок лучше развивался.

Исходя из сказанного, формирование личности понимается нами как:

-развитие, т.е. процесс прогрессивных или регрессивных внутренних изменений личности;

-социализация, т.е. изменение личности под влиянием внешних условий, во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвитие и самореализация в обществе;

-воспитание, т.е. целенаправленное изменение личности, содействие формированию системы ценностных отношений к миру на уровне современной культуры.

Все сказанное находит отражение в таких практических задачах, которые решает дополнительное образование детей, как:

- творческая ориентация детей дошкольного и школьного возраста;

- психолого-педагогическая диагностика творческого потенциала каждого ребенка;

- организация индивидуальной работы с одаренными детьми;

- социальная защита, поддержка, реабилитация и адаптация детей к жизни в обществе;

- организация необходимых условий для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей детей;

- психолого-педагогическая диагностика творческого потенциала каждого ребенка;

- организация широкого спектра деятельности детей и учет их индивидуальных способностей, формирование способностей и качеств личности с учетом природных задатков, склонностей и жизненного опыта.

В учреждении дополнительного образования детей в отличие от массовой школы имеются все условия для того, чтобы разделять детей по их индивидуальным особенностям и интересам; учить всех по-разному, корректируя содержание и методы обучения в зависимости от уровня умственного развития и конкретных возможностей, способностей и запросов каждого ребенка.

Условием эффективности освоения любой учебной программы в дополнительном образовании является увлеченность ребенка той деятельностью, которую он выбирает. Нельзя навязать ребенку стремление к творчеству, заставить его мыслить, но можно предложить ему разные способы достижения цели и помочь ему ее достичь, научить приемам, необходимым для этого. Поэтому в системе дополнительного образования учебная программа создается под каждого ученика.

Учреждения дополнительного образования детей обладают большей свободой по сравнению с массовой школой и по своей специфике обязаны обновлять содержание своей деятельности и совершенствовать методику и технологию преподавания, создавать условия для каждого обучающегося, учитывая его возможности и способности. Внешкольные учреждения оказались на передовой педагогики, не желающей мириться с бытующими взглядами на ребенка как на «полуфабрикат», из которого человека предстоит делать. Они отстаивают самоценность детского возраста, уникальность мироощущения ребенка, его творчества, дающего ему ощущение радости, гармонии, полноты жизни. В результате для большинства детей создаются оптимальные условия обучения: они реализуют свои способности, осваивают программы и вообще никто не "выпадает" из учебного процесса.

В соответствии с выбранной концепцией личностно-ориентированного обучения в учреждениях дополнительного образования детей сформировалась система психолого-педагогической диагностики и мониторинга развития личности в обучении, содержащая следующие элементы: мотивация, воспитанность, нравственность, познавательный интерес, общеучебные умения и навыки, тревожность, темперамент. Особое внимание психологи уделяют формированию и динамике развития социально-значимых качеств личности.

Таким образом, каждый ребенок уникален, он – личность, "продукт" воспитательного воздействия. Поэтому самая ответственная задача педагогики дополнительного образования – изучить личность ребенка. Для этого требуются специальные тесты, условия, механизмы, после которых педагог может начать системное обучение и воспитание в рамках выбранной технологии. Только при условии всестороннего изучения ребенка возможна разработка индивидуальных программ его развития, выбор эффективных форм воспитания, создание и использование педагогически оправданных, привлекательных программ. «Рождение» личности связано с превращением ребенка из сравнительно пассивного элемента в активного и созидательного субъекта взаимоотношений с окружающей действительностью. Каждый шаг ребенка в учреждении дополнительного образования детей является шагом к утверждению своей личности.
История становления педагогической технологии
Само это слово - «технология» - пришло из технического мира и наиболее привычное отношение имеет к производственному процессу

Оно происходит от греческих techno – это значит искусство, мастерство, умение и logos – наука, закон. Дословно «технология» – наука о мастерстве.

Задача технологии как науки заключается в выявлении физических, химических, механических и других закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных производственных процессов.

В широком смысле, технология — это наука о законах функционирования любой сложной системы: производство, социум, образование и др.

Понятие «технология» включает три составляющих части:

-Информационную (содержание – «что?») - основополагающие принципы системы - научность, доступность, перспективность, последовательность, связь с практикой и т.д.;

-Инструментальную (ресурсы – «чем?») - инструменты, необходимые для реализации проекта; их состав многообразен, от материально-технических до человеческих.

-Социальную (кадры – «кто?») - «реализаторы» (кадры и требования к ним).

Эти составляющие технологии тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, изменение одной из них требует соответственного изменения других.

В узком смысле, технология - совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья в процессе производства. Наука о способах воздействия на сырье, материалы, соответствующими орудиями производства. В образовании это означает совокупность методов воздействия на учащихся в учебном процессе.

М. Чошанов обращает внимание на характерные признаки технологии:

-технология - категория процессуальная;

-технология может быть представлена как совокупность методов изменения состояния объекта;

-технология направлена на проектирование и использование эффективных и экономичных процессов.

Всякая сознательная практическая деятельность, в том числе и педагогическая, имеет свою логическую структуру, благодаря которой и она может быть поэтапно расчленена и последовательно реализована, кроме того, любая деятельность представляет собой систему техники личного и коллективного труда, предполагающую определенную логику, рационально осуществляемых и сменяющих друг друга действий и операций. Речь, как видим, идет о технологии сознательной, целенаправленной деятельности, в нашем случае - о технологии обучения, воспитания, внутришкольного управления. Именно в этом смысле технология входит в социальную сферу.

Понятие «технология» имеет отношение к любой практической деятельности, где требуется ответить на вопрос: «как эффективно и рационально достичь результата?». Оно охватывает все сферы жизни человека и каждому профессионалу дает мастерство, которое оттачивает его умения, и включает три составляющих:

  • содержание – «что?» - основополагающие принципы системы – научность, доступность, перспективность, последовательность, связь с практикой и т.д.;

  • ресурсы – «чем?» - инструменты, необходимые для реализации проекта; их состав многообразен, от материально-технических до человеческих.

  • кадры – «кто?» - «реализаторы» (кадры и требования к ним).

Эти составляющие технологии тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, изменение одной из них требует соответственного изменения других.

Обратимся к пониманию технологии в педагогическом аспекте.

Еще Я.-А. Коменский стремился найти такой общий порядок обучения, при котором «все пойдет вперед не менее ясно, чем идут часы…, также приятно и радостно, как приятно и радостно смотреть на такого рода автомат, и, наконец, с такой верностью, какую только можно достигнуть в подобном искусном инструменте».

Бурный технологический прорыв начался на уровне осмысления и проектирования образовательного процесса.

В конце 50-х годов в США и Англии появилось специальное направление – педагогическая технология, призванное обеспечить решение поставленных выше вопросов. В 70-80-е годы оно получило распространение во всех развитых странах, в том числе и в СССР. Сегодня интерес к педагогическим технологиям с их прикладным характером выделился в отдельную область образовательной деятельности.

Это объясняется тем, что провозглашенные в прошлые годы целевые установки на «повышение качества знаний», на «развитие мышления учащихся» зачастую оставались на уровне деклараций, не изменяя реального положения дел на практике. Поэтому возникла масса вопросов: как гарантировать достижения целей? Как достичь запланированных результатов? Как повысить эффективность образовательного процесса? Поиски ответов на эти вопросы привели к попытке ученых и практиков «превратить обучение в своего рода производственно-технологический процесс с гарантированным результатом».

Термин «педагогическая технология» в отечественной педагогической науке появился недавно. Первоначально под педагогической технологией понималась попытка технизации учебного процесса. Первой ласточкой педагогической технологии в этом ее понимании явилось программированное обучение (70-80-е годы). До этого педагогика пользовалась терминами «дидактика» и «методика».

В упрощенном варианте педагогическая технология употребляется как синоним дидактики или методики преподавания, что не соответствует действительному смысловому объему данных понятий.

Попытаемся понять, что представляют собой привычные нам «дидактика» и «методика» и что значит такое нововведение, как «образовательная технология».

Дидактика – теоретическая и нормативная наука, определяется как:

  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Педагогические технологии в дополнительном образовании детей: теория и опыт iconТема занятия
Реализуемые педагогические технологии : личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, технология проблемного обучения, витагенного...
Педагогические технологии в дополнительном образовании детей: теория и опыт iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Реализуемые педагогические технологии: личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, технология проблемного обучения, витагенного...
Педагогические технологии в дополнительном образовании детей: теория и опыт iconПрограмма математического кружка «Юные математики»
Закона РФ «Об образовании», Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне,...
Педагогические технологии в дополнительном образовании детей: теория и опыт iconЛитература ключевые понятия «технология»
В пособии представлены обобщенные материалы по содержанию и дидактическим принципам современных педагогических технологий, применяемых...
Педагогические технологии в дополнительном образовании детей: теория и опыт iconПоложение о дополнительном профессиональном образовании в Пермском...
Положение о дополнительном профессиональном образовании в Пермском государственном техническом университете (с методическими рекомендациями...
Педагогические технологии в дополнительном образовании детей: теория и опыт iconКонтрольная работа №1 по дисциплине: «Педагогические технологии»
Отечественные педагоги ищут пути реформирования учебного процесса. В педагогике все большую значимость приобретают педагогические...
Педагогические технологии в дополнительном образовании детей: теория и опыт iconМетодики определения эффективности реализации дополнительных образовательных программ
В отличие от общего образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности обучающихся достаточно четко определен,...
Педагогические технологии в дополнительном образовании детей: теория и опыт iconМетод проектов в дополнительном образовании
Содержание деятельности варьируется в зависимости от имеющихся потребностей, интересов субъекта образования
Педагогические технологии в дополнительном образовании детей: теория и опыт iconДоклад на тему: «Здоровьесберегающие технологии в школе»
Об актуальности такого подхода к образованию – технологического, с которым методисты, педагоги обращаются к новым для них понятиям...
Педагогические технологии в дополнительном образовании детей: теория и опыт iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Информационно-коммуникационные технологии в образовании Хабаровского края-2010: опыт, проблемы и перспективы»
Педагогические технологии в дополнительном образовании детей: теория и опыт iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Информационно-коммуникационные технологии в образовании Хабаровского края-2009: опыт, проблемы и перспективы»
Педагогические технологии в дополнительном образовании детей: теория и опыт iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру Направление подготовки...
«Теория и методика профессионального образования» по направлению подготовки 44. 06. 01 – Образование и педагогические науки составлена...
Педагогические технологии в дополнительном образовании детей: теория и опыт iconСовременные педагогические технологии и мониторинг качества учебно-методический...
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «современные педагогические технологии и мониторинг качества»
Педагогические технологии в дополнительном образовании детей: теория и опыт iconУчебно- методическое пособие для музыкальных занятий в дополнительном образовании
Цель урока: Сформировать у учащихся осознанное представление о ритме как о средстве музыкальной выразительности
Педагогические технологии в дополнительном образовании детей: теория и опыт iconГруппа пдо-121 Варианты контрольной работы по дисциплине дополнительное...
Мотивировать обучающихся, родителей (лиц их заменяющих) к участию в дополнительном образовании
Педагогические технологии в дополнительном образовании детей: теория и опыт icon“Темперамент как основа формирования характера ребенка в дополнительном...
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск