Скачать 478.12 Kb.
|
КАЗАЧИНСКИЙ РАЙОНННЫЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА В помощь педагогу дополнительного образования СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ В пособии представлены обобщенные материалы по содержанию и дидактическим принципам современных педагогических технологий, применяемых в дополнительном образовании детей. Пособие адресовано педагогам и специалистам, работающим в сфере дополнительного образования детей. Ответственные за выпуск: Казакова Н. А. методист МОУ ДОД Казачинского РЦДТ СОДЕРЖАНИЕ
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ «ТЕХНОЛОГИЯ», «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ» [1] Слово «ТЕХНОЛОГИЯ» пришло из технического мира и наиболее приемлемо к производственному процессу. Оно происходит от греческих слов techno – искусство, мастерство, умение и logos – наука, закон. Дословно «технология» - наука о мастерстве. Задача технологии, как науки, заключается в выявлении физических, химических, механических и других закономерностей в целях определения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных производственных процессов. Технология – средство и фактор развития общества, его организованности и упорядоченности Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком либо деле, мастерстве, искусстве (Толковый словарь). Таким образом, понятие «технология» имеет отношение к любой практической деятельности, где требуется ответить на вопрос: как эффективно и рационально достичь результата? Понятие «технология» включает три составляющих:
Эти составляющие технологии тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, изменение одной из них требует соответственного изменения других. Современные трактовки понятия «педагогическая технология»
Отличительные признаки понятия «педагогическая технология»:
Таким образом, в основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости образовательным процессом, его проектирование и возможность анализа путем поэтапного воспроизведения. Современная педагогика тем самым стремится встать а ряд научных дисциплин, для которых главной задачей является точность я предсказуемость результата, осознание путей его достижения. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ [8] В дополнительном образовании педагогические технологии имеют особое значение и место по ряду причин:
Следовательно, объектом технологии дополнительного образования является не столько предметное содержание, сколько способы организации различных видов деятельности обучающихся и организационные формы образовательного процесса. Современная школа перегружает головы учеников знаниями, их роль преувеличивается, они выступают как цель, а не как средство развития способностей ребенка. Учебные задания в основном носят репродуктивный характер, сводятся к выполнению действий по образцу, что перегружает память и не развивает мышление школьника. Учреждение дополнительного образования детей, в отличие от массовой школы, имеет все возможности для того, чтобы разделять детей по их индивидуальным особенностям и интересам и учить всех по-разному, причем содержание и методы обучения могут быть рассчитаны на уровень умственного развития ребенка и корректироваться в зависимости от его конкретных возможностей, способностей и запросов. В результате для большинства детей создаются оптимальные условия обучения: они реализуют свои способности, осваивают программы и вообще никто не "выпадает" из учебного процесса. Организация образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей характеризуется особенностями, которые позволяют внедрять в практику их деятельности современные педагогические технологии:
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ [4] Технология развивающего обучения - это такое обучение, при котором главной целью является не приобретение знаний, умений и навыков, а создание условий для развития психологических особенностей: способностей, интересов, личностных качеств и отношений между людьми; при котором учитываются и используются закономерности развития, уровень и особенности индивидуума. Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу. Принципы развивающего обучения:
Технология проведения занятия, построенного в соответствии с теорией общего развития (Л.В. Занков), включает:
В современной педагогике различают следующие группы качеств личности: ЗУН – знания, умения, навыки; СУД – способы умственных действий; СУМ – самоуправляющие механизмы личности; СЭН – эмоционально-нравственная сфера; СДП – деятельностно-практическая среда. Все они взаимосвязаны и представляют сложнейшую динамически развивающуюся целостную структуру. Индивидуальные различия определяют уровень развития той или иной группы качеств. Технология развивающего обучения направлена на целостное гармоничное развитие личности, где проявляется вся совокупность ее качеств: Технология развивающего обучения = ЗУН + СУД + СУМ + СЭН + СДП Развивающее обучение ориентировано на «зону ближайшего развития», т.е. на деятельность, которую обучаемый может выполнить с помощью педагога. Цели технологии развивающего обучения:
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ [4] Наиболее популярна во всех сферах образования. Получила свое распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе. Основана была на теоретических положениях американского философа Дж. Дьюи. Систематизаторами этого обучения в России стали И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин. Под проблемными технологиями понимается такая организация образовательного процесса, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных противоречивых ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению. Принципы проблемного обучения:
Главные признаки, которые лежат в основе моделирования занятий в режиме технологии проблемного обучения:
Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения. Проблемные ситуации чаще всего создаются с помощью проблемного вопроса. Проблемный вопрос имеет следующие отличительные черты:
В процессе работы наиболее часто учитель использует проблемные вопросы в форме познавательной (проблемной) задачи. Проблема с указанием параметров и условия решения может быть предъявлена субъекту со стороны. Во всех случаях проблема перерастает в проблемную задачу как её принято называть. Проблемная задача представляет собой проблему, решаемую при заданных условиях или параметрах, и отличается от проблемы тем, что в первой заведомо ограничено поле поиска решения. Алгоритм решения проблемной задачи включает 4 этапа:
Совокупность целенаправленно сконструированных задач, создающих проблемные ситуации, призвана обеспечить главную функцию проблемного обучения – творческое усвоение содержания образования, усвоение опыта творческой деятельности. При моделировании занятия в режиме технологии проблемного обучения важно учитывать, что воспитанникам необходимо выполнить систему проблемных заданий для самостоятельной работы на каждом этапе занятия. Задания для самостоятельной работы должны быть взаимосвязаны по дидактической цели и содержанию учебного материала. Технология проведения занятия в соответствии с теорией проблемного обучения
|
Календарно тематическое планирование Содержание Раздел: Технология... Знать: сущность понятия технология, задачи и программные требования по предмету «Технология», правила поведения в мастерской | «Технология» В научно-педагогической литературе имеются различные трактовки понятия «педагогическая (образовательная) технология» | ||
Календарно-тематическое планирование 5- 6 класс Знать: сущность понятия технология, задачи и программные требования по предмету «Технология», правила поведения в мастерской | Учебная литература Рабочая программа составлена на основе авторской программы по технологии «Технология» Н. А. Цирулик, Самара: 2012 года издания, (Н.... | ||
Ключевые вопросы и понятия патентного права Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом квалификационных требований фгос) | Учебная литература Технология» для 1 класса класс) составлена на основе авторской программы курса Н. А. Цирулик «Технология» (Самара: Корпорация «Фёдоров»... | ||
Тема урока Кол-во час Ключевые понятия: ламаркизм. Значение учения. Естественное происхождение живых организмов. Изменяемость видов в зависимости от условий... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Знать: сущность понятия технология, задачи и программные требования по предмету «Технология», правила поведения в мастерской | ||
Базовые инструменты управления анимацией Ключевые слова: Maya, анимация, animations. Frames, ключевые кадры, ключи, keyframes, animation curves | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ключевые понятия: добро, грех, совесть, быть в ладу со своей душой, раскаяние (покаяние), покаянные молитвы | ||
Самостоятельная работа студентов 1 курса по дисциплине «Литература» «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи | Методы презентации единиц специальной номинации в языке права (на... Теоретические и методологические предпосылки настоящей диссертации и её ключевые понятия: понятие языка для специальных целей и его... | ||
Самостоятельная работа студентов 1 курса спо по дисциплине «Литература» «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ключевые понятия: Библия, Евангелие, Ветхий Завет, Новый Завет, Священное Писание, пророк, апостол, христианин, откровение | ||
Реферат Ключевые слова Ключевые слова: стратегия, устойчивое развитие, возможности, факторы, условия, регион | Реферат Ключевые слова Ключевые слова: Точность репликации, мутагенез, предшественники днк, аналоги азотистых оснований, интзинтрифосфат пирофосфатаза |