Литература ключевые понятия «технология»





Скачать 478.12 Kb.
НазваниеЛитература ключевые понятия «технология»
страница1/4
Дата публикации08.04.2015
Размер478.12 Kb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Информатика > Литература
  1   2   3   4
КАЗАЧИНСКИЙ РАЙОНННЫЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

В помощь педагогу дополнительного образования

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ


В пособии представлены обобщенные материалы по содержанию и дидактическим принципам современных педагогических технологий, применяемых в дополнительном образовании детей. Пособие адресовано педагогам и специалистам, работающим в сфере дополнительного образования детей.

Ответственные за выпуск:
Казакова Н. А. методист МОУ ДОД Казачинского РЦДТ

СОДЕРЖАНИЕ


  1. Ключевые понятия «технология», «педагогическая технология»

  2. Педагогические технологии в дополнительном образовании

  3. Технология развивающего обучения

  4. Технология проблемного обучения

  5. Технология модульного обучения

  6. Игровые педагогические технологии

  7. Информационно-коммуникативные технологии

  8. Технология коллективной творческой деятельности

  9. Технология коллективного способа обучения

  10. Технология проектного обучения

  11. Здоровьесберегающие технологии

  12. Заключение

  13. Литература


КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ

«ТЕХНОЛОГИЯ», «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ» [1]

Слово «ТЕХНОЛОГИЯ» пришло из технического мира и наиболее приемлемо к производственному процессу. Оно происходит от греческих слов techno – искусство, мастерство, умение и logosнаука, закон. Дословно «технология» - наука о мастерстве.

Задача технологии, как науки, заключается в выявлении физических, химических, механических и других закономерностей в целях определения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных производственных процессов.

Технология – средство и фактор развития общества, его организованности и упорядоченности

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком либо деле, мастерстве, искусстве (Толковый словарь).

Таким образом, понятие «технология» имеет отношение к любой практической деятельности, где требуется ответить на вопрос: как эффективно и рационально достичь результата?
Понятие «технология» включает три составляющих:


  • содержание – «что?» - основополагающие принципы системы – научность, доступность, перспективность, последовательность, связь практикой и т.д.;

  • ресурсы – «чем?» - инструменты, необходимые для реализации проекта; их состав многообразен, от материально-технических до человеческих;

  • кадры – «кто?» - «реализаторы».


Эти составляющие технологии тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, изменение одной из них требует соответственного изменения других.


Современные трактовки понятия «педагогическая технология»



  1. «Педагогическая технология» - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).

  2. «Педагогическая технология» означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).

  3. «Педагогическая технология» - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков).

  4. «Педагогическая технология» - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).

  5. «Педагогическая технология» - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов способов, приемов обучения, воспи­тательных средств; она есть организационно-методический инст­рументарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачв).

  6. «Педагогическая технология» - это системный метод созда­ния, применения.*! определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов ь*
    их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).


Отличительные признаки понятия «педагогическая техно­логия»:

    • в основе технологии лежит методологическая позиция автора;

    • функционирование технологии предполагает определенный порядок всех педагогических действий, обеспечивающих дости­жение планируемых результатов;

    • реализация технологии предусматривает обеспечение инди­видуального и дифференцированного подходов в совместной де­ятельности педагога и обучающихся;

    • технология должна быть посильной для осуществления лю­бым педагогом в любом учебном заведении;

    • психологическая сущность технологии.- ориентированное обу­чение, содержащее определенные диагностические процедуры для изменения результатов деятельности.



Таким образом, в основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости образовательным процессом, его проектирование и возможность анализа путем поэтапного воспроизве­дения. Современная педагогика тем самым стремится встать а ряд научных дисциплин, для которых главной задачей является точность я предсказуемость результата, осознание путей его достижения.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ [8]

В дополнительном образовании педагогические технологии имеют особое значение и место по ряду причин:


  1. выбор способа решения дидактиче­ской задачи в дополнительном образова­нии предоставляется самому педагогу, но опыт показывает, что такая задача по­сильна далеко не каждому; происходит это по ряду причин, связанных с уровнем
    профессиональной компетенции, так как зачастую у нас работают высоко квалифи­цированные специалисты по профилю, но не имеющие педагогического образова­ния и опыта работы с детьми; следова­тельно, полезнее вооружить их готовой технологией;




  1. в условиях дополнительного обра­зования важнее ответить на вопрос не "чему учить?", а "как учить?" т.к. при разнообразии содержания дополнительного образования целесообразно не бесконеч­но расширять набор программ, а искать такие способы организации деятельности детей, которые обеспечат им комфортные условия развития;




  1. учреждение дополнительного обра­зования особое учреждение, которое должно стать не просто местом обучения детей, а пространством разнообразных форм общения.



Следовательно, объектом техноло­гии дополнительного образования яв­ляется не столько предметное содержа­ние, сколько способы организации раз­личных видов деятельности обучающихся и организационные формы образователь­ного процесса.
Современная школа перегружает го­ловы учеников знаниями, их роль преуве­личивается, они выступают как цель, а не как средство развития способностей ребенка. Учебные задания в основном носят репродуктивный характер, сводятся к вы­полнению действий по образцу, что пере­гружает память и не развивает мышление школьника.
Учреждение дополнительного образования детей, в отличие от массо­вой школы, имеет все возможности для того, чтобы разделять детей по их инди­видуальным особенностям и интересам и учить всех по-разному, причем содержа­ние и методы обучения могут быть рас­считаны на уровень умственного развития ребенка и корректироваться в зависимо­сти от его конкретных возможностей, способностей и запросов. В результате для большинства детей создаются оптималь­ные условия обучения: они реализуют свои способности, осваивают программы и вообще никто не "выпадает" из учебного процесса.

Организация образовательного про­цесса в учреждении дополнительного образования детей характеризуется осо­бенностями, которые позволяют вне­дрять в практику их деятельности совре­менные педагогические технологии:


  • учащиеся приходят на занятия в сво­бодное от основной учебы время;

  • обучение организуется на доброволь­ных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);

  • психологическая атмосфера носит не­формальный, комфортный характер, не регламентируется обязательствами и стан­дартами;

  • детям предоставляются возможности удовлетворять свои интересы и сочетать
    различные направления и формы занятий;

  • допускается переход учащихся из од­ной группы в другую (по тематике, возрастному составу, уровню интеллектуально­го развития).

ТЕХНОЛОГИЯ

РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ [4]
Технология развивающего обучения - это такое обучение, при котором главной целью является не приобретение знаний, умений и навыков, а создание условий для развития психологических особенностей: способностей, интересов, личностных качеств и отношений между людьми; при котором учитываются и используются закономерности развития, уровень и особенности индиви­дуума.
Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу.

Принципы развивающего обучения:


  • общее развитие всех обучающихся;

  • обучение на высоком уровне трудности;

  • ведущая роль теоретических знаний;

  • изучение материала быстрым темпом;

  • осознание детьми смысла процесса обучения;

  • включение в процесс обучения не столько рациональной, но и эмоциональной сферы;

  • проблематизация содержания;

  • вариативность процесса обучения, индивидуальный подход;

  • использование логики теоретического мышления:

  • обобщение, дедукция, содержательная рефлексия;

  • целенаправленная учебная деятельность как особая форма активности ребенка, направленная на изменение самого себя как субъекта учения и т. д.


Технология проведения занятия, построенного в со­ответствии с теорией общего развития (Л.В. Занков), включает:

    • ознакомление детей с планом занятия и объяснение нового материала;

    • выделение основных терминов и правил, оформление конспекта занятия;

    • выполнение практических и творческих заданий с помощью алгоритмов и образцов;

    • выполнение творческих заданий для развития интереса к определённому виду деятельности.


В современной педагогике различают следующие группы качеств личности:
ЗУН – знания, умения, навыки;

СУД – способы умственных действий;

СУМ – самоуправляющие механизмы личности;

СЭН – эмоционально-нравственная сфера;

СДП – деятельностно-практическая среда.

Все они взаимосвязаны и представляют сложнейшую динамически развивающуюся целостную структуру. Индивидуальные различия определяют уровень развития той или иной группы качеств.

Технология развивающего обучения направлена на целостное гармоничное развитие личности, где проявляется вся совокупность ее качеств:
Технология развивающего обучения = ЗУН + СУД + СУМ + СЭН + СДП
Развивающее обучение ориентировано на «зону ближайшего развития», т.е. на деятельность, которую обучаемый может выполнить с помощью педагога.
Цели технологии развивающего обучения:

  • формировать теоретическое сознание и мышление;

  • формировать не столько ЗУНы, сколько способы умственной деятельности – СУДы;

  • воспроизвести в учебной деятельности логику научного мышления.

ТЕХНОЛОГИЯ
ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ [4]


Наиболее попу­лярна во всех сферах образования. Получила свое распро­странение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе. Основана была на теоретических положениях американско­го философа Дж. Дьюи. Систематизаторами этого обучения в России стали И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин.

Под проблемными технологиями понимается такая ор­ганизация образовательного процесса, которая предпола­гает создание под руководством педагога проблемных про­тиворечивых ситуаций и активную самостоятельную дея­тельность обучающихся по их разрешению.

Принципы проблемного обучения:

  • самостоятельность в работе обучающихся;

  • развивающий характер обучения;

  • интеграция и вариативность в применении различных областей знаний;

  • использование алгоритмизированных дидактических задач.


Главные признаки, которые лежат в основе моделирования занятий в режиме технологии проблемного обучения:

  • создание проблемных ситуаций;

  • обучение воспитанников в процессе решения проблем;

  • сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде.


Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения.
Проблемные ситуации чаще всего создаются с помощью проблемного вопроса. Проблемный вопрос имеет следующие отличительные черты:

  • сложность, выступающая в форме противоречия

  • ёмкое содержание

  • увлекательная форма

  • доступный для ученика уровень сложности.


В процессе работы наиболее часто учитель использует проблемные вопросы в форме познавательной (проблемной) задачи.

Проблема с указанием параметров и условия решения может быть предъявлена субъекту со стороны. Во всех случаях проблема перерастает в проблемную задачу как её принято называть. Проблемная задача представляет собой проблему, решаемую при заданных условиях или параметрах, и отличается от проблемы тем, что в первой заведомо ограничено поле поиска решения.
Алгоритм решения проблемной задачи включает 4 этапа:


I этап:

осознание проблемы. Воспитанники вскрывают противоречие, заложенное в вопросе, для чего находят разрыв в цепочке причинно-следственных связей. Это противоречие может быть разрешено с помощью гипотезы.

II этап:

формулирование гипотезы.

III этап:

решение проблемыдоказательство гипотезы. Поиск путей доказательства гипотезы требует от воспитанников переформулировки задания или вопроса.

IV этап:

общий вывод, в котором изучаемые причинно-следственные связи углубляются и раскрываются новые стороны познаваемого объекта или явления.


Совокупность целенаправленно сконструированных задач, создающих проблемные ситуации, призвана обеспечить главную функцию проблемного обучения – творческое усвоение содержания образования, усвоение опыта творческой деятельности.
При моделировании занятия в режиме технологии проблемного обучения важно учитывать, что воспитанникам необходимо выполнить систему проблемных заданий для самостоятельной работы на каждом этапе занятия. Задания для самостоятельной работы должны быть взаимосвязаны по дидактической цели и содержанию учебного материала.

Технология проведения занятия в соответствии с теорией проблемного обучения


  • ознакомление воспитанников с планом занятия и по­становка проблемы;

  • дробление проблемы на отдельные задачи;

  • выбор алгоритмов решения задач и изучение основ­ного учебного материала;

  • анализ полученных результатов, формулировка выво­дов.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература ключевые понятия «технология» iconКалендарно тематическое планирование Содержание Раздел: Технология...
Знать: сущность понятия технология, задачи и программные требования по предмету «Технология», правила поведения в мастерской
Литература ключевые понятия «технология» icon«Технология»
В научно-педагогической литературе имеются различные трактовки понятия «педагогическая (образовательная) технология»
Литература ключевые понятия «технология» iconКалендарно-тематическое планирование 5- 6 класс
Знать: сущность понятия технология, задачи и программные требования по предмету «Технология», правила поведения в мастерской
Литература ключевые понятия «технология» iconУчебная литература
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по технологии «Технология» Н. А. Цирулик, Самара: 2012 года издания, (Н....
Литература ключевые понятия «технология» iconКлючевые вопросы и понятия патентного права
Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом квалификационных требований фгос)
Литература ключевые понятия «технология» iconУчебная литература
Технология» для 1 класса класс) составлена на основе авторской программы курса Н. А. Цирулик «Технология» (Самара: Корпорация «Фёдоров»...
Литература ключевые понятия «технология» iconТема урока Кол-во час
Ключевые понятия: ламаркизм. Значение учения. Естественное происхождение живых организмов. Изменяемость видов в зависимости от условий...
Литература ключевые понятия «технология» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Знать: сущность понятия технология, задачи и программные требования по предмету «Технология», правила поведения в мастерской
Литература ключевые понятия «технология» iconБазовые инструменты управления анимацией
Ключевые слова: Maya, анимация, animations. Frames, ключевые кадры, ключи, keyframes, animation curves
Литература ключевые понятия «технология» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ключевые понятия: добро, грех, совесть, быть в ладу со своей душой, раскаяние (покаяние), покаянные молитвы
Литература ключевые понятия «технология» iconСамостоятельная работа студентов 1 курса по дисциплине «Литература»
«сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи
Литература ключевые понятия «технология» iconМетоды презентации единиц специальной номинации в языке права (на...
Теоретические и методологические предпосылки настоящей диссертации и её ключевые понятия: понятие языка для специальных целей и его...
Литература ключевые понятия «технология» iconСамостоятельная работа студентов 1 курса спо по дисциплине «Литература»
«сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи
Литература ключевые понятия «технология» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ключевые понятия: Библия, Евангелие, Ветхий Завет, Новый Завет, Священное Писание, пророк, апостол, христианин, откровение
Литература ключевые понятия «технология» iconРеферат Ключевые слова
Ключевые слова: стратегия, устойчивое развитие, возможности, факторы, условия, регион
Литература ключевые понятия «технология» iconРеферат Ключевые слова
Ключевые слова: Точность репликации, мутагенез, предшественники днк, аналоги азотистых оснований, интзинтрифосфат пирофосфатаза


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск