Т. В. Хромина темперамент и особенности его проявления в учебно-спортивной деятельности студента хабаровск 2008 фгоу впо «дальневосточная государственная академия физической культуры»





НазваниеТ. В. Хромина темперамент и особенности его проявления в учебно-спортивной деятельности студента хабаровск 2008 фгоу впо «дальневосточная государственная академия физической культуры»
страница1/4
Дата публикации21.08.2013
Размер0.58 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Спорт > Реферат
  1   2   3   4



Т. В. ХРОМИНА
Темперамент и особенности его проявления в учебно-спортивной деятельности студента






ХАБАРОВСК

2008
ФГОУ ВПО «ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

Кафедра педагогики и психологии

Т.В. ХРОМИНА

Темперамент и особенности его проявления в учебно-спортивной деятельности студента

Монография
Печатается по решению научно-координационного совета ДВГАФК

ХАБАРОВСК

2008
УДК 159.9

ББК 88.8

Х 941

Печатается по решению редакционно-издательского совета и в соответствии с планом издательской деятельности на 2007-2008 учебный год ДВГАФК

Хромина Т.В. Темперамент и особенности его проявления в учебно-спортивной деятельности студента.- Хабаровск: Изд-во ДВГАФК, 2008.-50с.

ISBN -5-8028-0092-5
Рецензенты:

Кандидат психологических наук Дальневосточной государственной академии физической культуры

С.Ю.Малеева

Кандидат педагогических наук, доцент Дальневосточной государственной академии пограничной службы ФСБ России

А.П.Шкуро
В монографии на основе авторского курса и программы по общей психологии, соответствующей государственному образовательному стандарту по специальностям физкультурного вуза, изложены вопросы о теориях происхождения и развития темперамента, рассмотрены свойства темперамента, дана физиологическая, психологическая и поведенческая характеристика типов темперамента. Рассмотрены особенности проявления темперамента в учебной и спортивной деятельности. В работе представлены направления исследования темперамента и методики его диагностики.

Данная работа адресована студентам, спортсменам, тренерам и другим специалистам сферы физического воспитания и спорта.
УДК 159.9

ББК 88.8

Х 941

ISBN-5-8028-0092-5

Хромина Т.В., 2008

Дальневосточная государственная академия физической культуры, 2008


Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.Темперамент и его свойства…………………………………………….5

1.1.Понятие о темпераменте, теории его происхождения и развития…………5

1.2.Физиологическая основа типов темперамента…………………………….10

1.3.Психологическая характеристика типов темперамента…………………..12

1.4.Поведенческая характеристика типов темперамент………………………15

Глава 2.Темперамент и особенности его проявления в учебно-спортивной деятельности студента…………………………………………………………..20

Глава 3.Диагностика темперамента…………………………………………….31

Библиографический список……………………………………………………..38

Приложение………………………………………………………………………40

Введение
Психология - очень обширная наука, которая включает в себя разные направления.

Психические особенности человеческой личности характеризуются различными свойствами, проявляющиеся при общественной деятельности человека. Одним из психических свойств личности является темперамент человека.

Темперамент - совокупность душевных и психических свойств человеческой личности, характеризующей степень возбудимости и его отношение к окружающей действительности.

Темперамент в переводе с латинского языка означает "смесь, соотношение". Этим термином обычно характеризуют врожденные особенности человека, определяющие характер его психики, - степень уравновешенности, эмоциональной подвижности.

Темперамент не следует путать с характером, который представляет собой сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности. В основе характера лежит темперамент, который определяет лишь динамические, но не содержательные характеристики поведения.

Многие знают, что есть четыре основных типа темперамента: Холерик, Сангвиник, Меланхолик и Флегматик, но не все знают точную характеристику данных терминов.

Содержание данной работы направлен на более полное усвоение учебной дисциплины «Общая психология» по теме «Темперамент».

Тесты, помещенные в конце монографии, помогут студентам закрепить полученные знания и лучше понять себя.

Глава 1.Темперамент и его свойства

1.1.Понятие о темпераменте, теории его происхождения и развития
Доказано, - что на земле нет двух людей с одинаковыми узорами пальцев рук, что на дереве нет двух совершенно одинаковых листьев, Точно также в природе не существует абсолютно одинаковых человеческих личностей – личность каждого человеке, неповторима. Однако, человек не рождается готовой личностью. Ею он становиться постепенно. Уже с ран­них детских лет у него наблюдаются свои индивидуальные особенности психики, Эти особенности очень консервативны и устойчивы, Изменяясь гораздо медленнее, чем известные нами свойства личности (взгляды и убеждения, черты характера, способности), они образуют своеобразную психологическую почву, на которой впоследствии в зависимости от ее особенностей вырастают определенные индивидуальности. Такими устойчи­выми и присущими человеку от рождения психическими качествами являют­ся свойства темперамента.

Основной отличительный признак темперамента в том, что его проявления характеризуют динамику отдельных психических процессов и динамику всей психической деятельности в целом. Индивидуальные особенности динамики психической деятельности обуславливают также темперамент и другими психическими свойствами личности, прежде всего мотивами и отношениями личности.

Создателем учения о темпераменте считается врач Гиппократ, кото­рый еще в V в. до н.э. утверждал, что тип темперамента определяется сочетанием в человеке четырех жидкостей крови («сангвие»), лимфы («флегмы»), желтой желчи («холе») и черной желчи («мелайне холе»). Ра­зумеется, теория четырех жидкостей была весьма наивной. От нее сейчас остались лишь названия типов темперамента: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик.

Несмотря на то, что темперамент один из наиболее древних терми­нов, введенный около двух с половиной веков тому назад Гиппократом, в психологии до сих пор нет строго определенного понятия «темперамент», В зависимости от общих концепций психики и личности разные психологи нового и новейшего времени относили к темпераменту различные способности. Например, к темпераменту относили общительность и замкнутость, «жизненную установку» (Кречмер, 1924), любовь к. господ­ству и наслаждение властью (Sheldon, 1942), аффективных предрасположе­ний (Нейман, 1919) и т.д.

Противоречивость признаков темперамента, у разных авторов столь велика, что многие авторы (Бэн, 1366, Лазурский, 1917) считали, что учение о темпераментах отжило свой век.

Экстраверт и интроверт - два типа личности, описанные в 20-х го­дах Юнгом, который в основании деления положил установку индивида вовне или внутрь, которая обнаруживается в его мироощущении или в реакциях на различные стимулы. Экстраверт - индивид, мысли, чувства, интересы и действия которого направлены на окружающих, на предметы внешнего мира. Он хорошо и легко вступает в контакт с другими людьми, без труда прис­посабливается к новым ситуациям. Интроверт - индивид, психическая энергия которого направлена на самого себя. Его мысли, интересы и даже собственные действия обращены на "собственное Я". У него проявляется склонность к рефлексии, замкнутость, постоянный анализ своих собствен­ных психических состояний.

Г.Айзенк в своих научных работах утверждает, что в основе экстравертно-интровертного поведения лежат врожденные особенности, от которых зависит баланс между процесса­ми возбуждения и торможения, к числу показателей экстраверсии-интроверсии, он отнес скорость образования и угасания условной реакции и уровень сенсорной чувствительности, показатели, которой многие пси­хологи используют для определения свойств темперамента.

Учитывая это, можно утверждать, что между типом нервной системы и экстраверсией-интроверсией имеется большое сходство. Существует также связь между уровнем реактивности и мерой зкстраверсии-интроверсии, связь между экстраверсией-интроверсией и временной характеристикой поведения.

Экстраверсия сопутствует большой подвижности поведения, тогда как интроверсия сочетается с малой подвижностью.

Другое свойство личности - тревожность также связана с чертами темперамента. На связь между реакциями страха и темперамента указывал еще И.П.Павлов, который обращал внимание, что одной из форм поведения, от­личающих слабый тип от сильного, является большое беспокойство слабо­го типа. В ряде исследований доказано, что тревожность повышается с ростом уровня реактивности, малая реактивность соответствует отсут­ствию тревожности.

Личность представляет собой неповторимый и специфический для каж­дого индивида контур регуляторных структур, возникающих только в инди­видуальном развитии под влиянием окружающей среды. К ней относятся оп­ределенные общественные и культурные условия, а также детерминирован­ные ими процессы воспитания, благодаря которым можно активно и созна­тельно влиять на формирование принятых образцов; норм и правил поведения, при таком понимании личности, темперамент в лучшем случае имеет косвенное отношение к ее формированию и генезису. Это представление неверно. Личность развивается на основе первичных влече­ний, которые специфичны для каждого индивида (жажда, голод, страх).

Проблема, психологической характеристики темперамента в жизненных ситуациях активно исследовалась В.С.Мерлиным и его сотрудниками. К конкретным свойствам темперамента В.С.Мерлин относит особенности эмоционально-волевой сферы: активность, сдержанность, эмоциональную воз­будимость, быстроту возникновения и смены чувств, особенности настрое­ния, состояния тревоги, беспокойства, а также ряд других особенностей психики.

Свойства темперамента зависят от свойств организма в целом. В современной психологии обще признано, что свойства темперамента, могут изменяться в зависимости от условий развития. Так, например, Вундт (1880 - 1981 гг.) считал, что у одного и того же человека в разное время могут проявляться все четыре типа, темперамента. Разница между свойствами темперамента и другими индивидуально-психологическими особенностями может заключаться только в том, как, на основе взаи­мосвязей, условий жизни и деятельности складывается та или иная груп­па индивидуальных психологических особенностей.

Динамические особенности психической деятельности зависят и от эмоций и от воли, т.е. определяются соотношением эмоциональных и воле­вых особенностей. Это соотношение (красис) и есть характерный признак, который со времени Гиппократа, лежит в основе определения понятия тем­перамента.

Отличительным признаком свойств темперамента является то, что они образуют специфическое соотношение (красис), которое характе­ризует тип темперамента в целом. В зависимости от этого соотношения и каждое отдельное свойство темперамента приобретает специфическую ха­рактеристику.

Таким образом, есть все необходимые основания отнести к свойствам темперамента индивидуальные особенности, которые

  1. регули­руют динамику психической деятельности в целом;

  2. характеризуют осо­бенности динамики отдельных психических процессов;

  3. имеют устойчи­вый и постоянный характер;

  4. сохраняются и развиваются на протяжении длительного отрезка времени;

  5. находятся в строго закономерном соот­ношении, характеризующим тип темперамента;

  6. обусловлены общим типом нервной системы.

Свойства, темперамента отличаются от мотивов и отношений личности и черт характера. Отличается темперамент и от способностей.

Следова­тельно, к темпераменту, относятся, прежде всего, врожденные и индивидуально-своеобразные психические свойства. У одних людей психическая деятельность протекает равномерно, они внешне спокойны, уравновешены, даже медлительны, они редко смеются, взгляд их строг и холоден, движе­ния скупы и целесообразны. У других людей психическая деятельность протекает скачкообразно, такие люди наоборот очень подвижны, беспокой­ны, шумливы, всегда оживлены, т. е. от темперамента зависит характер протекания психической деятельности.

Таким обра­зом; понятие темперамент должно быть не исходной предпосылкой, а ко­нечным результатом разработки теории темперамента. Исходной же предпосылкой этой теории должно быть описание признаков, по которым можно было бы отличить темперамент от других индивидуально-психологических особенностей.

Свойства темперамента, определяя динамическую сторону личности, наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Основными компонентами темперамента являются: общая психологическая активность; историка; эмоциональность. От темпе­рамента зависит: скорость возникновения психических процессов и их ус­тойчивость; темп и ритм деятельности и поведения; интенсивность психи­ческих процессов. Темперамент накладывает отпечаток и на другие осо­бенности психики.

Свойства, темперамента, как и любые психические свойства, пред­ставляют собой некоторые потенции, проявляющиеся или не проявляющиеся в зависимости от ряда условий. Зависимость проявлений темперамента от условий ведет к тому, что люди различного темперамента могут, тем не менее, в разных условиях проявлять очень сходные или даже тождественные качественные психические особенности, тогда как в одина­ковых условиях они проявляют прямо противоположные качественные осо­бенности.

Свойства темперамента, как и свойства нервной системы, не являются абсолютно неизменными. Свойства темперамента проявляются не с момента рождения и не все сразу в определенном возрасте, а развиваются в определенной последовательности, обусловленной как общими закономер­ностями созревания высшей нервной деятельности, так и специфическими закономерностями созревания каждого типа нервной системы. Причина ин­дивидуальных особенностей поведения обусловлена свойствами нервных процессов возбуждения и торможения и их различными сочетаниями.

Поворотным пунктом в истории естественнонаучного изучения темпе­раментов явилось учение И.П. Павлова о ти­пах высшей нервной деятельности.

И.П. Павлов полагал, что три свой­ства нервных процессов определяют тип вид. Этими свойствами являются: сила, т.е. способность нервной системы выдерживать сильные раздражите­ли. Она характеризуется выносливостью и работоспособностью нервных клеток; уравновешенность, характеризуется соотношением процессов воз­буждения и торможения; подвижность, как показатель быстроты смены про­цессов возбуждения и торможения.

Свойства нервной системы могут быть общими и частными (парциальными). Первые определяют показатели темпе­рамента человека, а вторые - его частные специальные особенности, имеют косвенное отношение к характеристике личности.

Физиологической основой темперамента являются не деятельность мозговой коры самой по себе, а взаимодействие ее с подкоркой, равно как и взаимодействие обеих сигнальных систем. Идеи И.П.Павлова о ти­пах ВНД развивали такие ученые, как Е.М. Теплов, В.Д.Небылицын, кото­рые создали новое направление в психологии - дифференциальную психологию. Ими были экспериментально установлены дополнительные свойства нервной системы: лабильность- скорость возникновения и протекания возбудимого и тормозного процесса: динамичность - скорость и легкость выработки условных рефлексов: концентрированность - показатель меры дифференцировки раздражителей. Открыто важное положительное свойство слабого типа - высокая чувствительность. В последнее время получен ряд новых данных, свидетельствующих о наследственности отдельных свойств нервной системы.
1.2. Физиологическая основа типов темперамента
Согласно тому, что темперамент зависит от сочетания свойств нер­вной системы, которые определяют и индивидуальные особенности условно-рефлекторной деятельности, и темперамент И.П.Павлов различил четыре типа высшей нервной деятельности (тип ВНД), которые лежат в основе четырех традицион­ных типов темперамента (холерического, сангвинического, флегматическо­го и меланхолического):

1. Тип ВНД «Возбудимый» - сильный, не уравновешенный тип нервной системы, подвижный (с преобладанием силы процесса воз­буждения) лежит в основе темперамента холерика;

2. Тип ВНД «Живой» - сильный, уравновешенный тип нервной системы, подвижный, соответствует темпераменту сангвиника;

3. Тип ВНД «Инертный» - сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы лежит в основе темперамента флегматика;

4. Тип ВНД «Слабый» - слабый (уравновешенный или не уравновешенный, подвижный или инертный соответствует темпераменту меланхолика).

Зависимость темперамента от свойств нервной системы проявляется, прежде всего, следующим образом: чем больше у человека выражено одно физиологическое свойство нервной системы, тем меньше выражено соответствующее свойство темперамента. Это так называемая прямолинейная однозначная зависимость, характер за­висимости может быть и криволинейным, а также многозначным, т.е. от одного и того же свойства нервной системы зависит несколько различных свойств темперамента, и наоборот, одно свойство темперамента зависит от нескольких различных свойств нервной системы. Т.е. физиологические свойства нервной системы и психологические свойства темперамента тес­но взаимосвязаны.

Наследственный фактор влияет на психические свойства темпера­мента двояким образом: морфологическими особенностями нервной системы и физиологическими свойствами типа. Но хотя свойства темперамента имеют наследственное происхождение, они в ряде случаев претерпевают более или менее резкое изменение в результате прижизненных условий. Условия могут быть следующие:

    1. тяжелые соматические болезни, особенно перенесенные в раннем детстве;

    2. в результате некоторых оздоровительных мероприятий;

    3. в результате психологических конфликтов, пережитых в подростко­вом возрасте;

    4. в результате резкого ухудшения бытовых материальных условий в подростковом возрасте;

    5. при резком изменении объективных условий жизни и воспитания в подростковом возрасте.


1.3. Психологическая характеристика темперамента
В настоящее время под типом темперамента принято по­нимать совокупность психических свойств, закономерно и необходимо взаимно сочетающихся между собой у определенной группы людей и являю­щихся для них общими. Определенная взаимосвязь свойств характеризует тип темперамента. Степень проявления разных свойств темперамента у разных людей одного и того же типа темперамента может быть различной, но их соотношение остается постоянным.

Различают следующие свойства темперамента

    1. скорость возникновения психических процессов и их устойчивость (например, скорость восприятия, длительность сосредоточения внимания);

    2. психический темп и ритм;

    3. интенсивность психических процессов (например, сила эмоций, ак­тивность болевых действий);

    4. направленность психической деятельности на какие-либо объекты, независимо от их содержания (например, постоянное стремление человека к контактам с новыми людьми, к новым впечатлениям).

Но динамика психической деятельности зависит и от других условий (например, от мотивов и психических состояний). Если человек заинтере­сован в работе, то независимо от особенностей своего темперамента, он выполнит ее энергичнее и быстрее.

Свойства темперамента, в отличие от мотивов и психических состояний, проявляются одинаково в самых разных видах деятельности и при самых различных целях. Например, если у чело­века имеется склонность волноваться перед сдачей зачета или в ожида­нии старта на соревнованиях, то это значит, что высокая тревожность - свойство его темперамента.

Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравне­нию с другими психическими особенностями человека. Специальной особен­ностью темперамента является то, что различные свойства темперамента данного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, структуру, ха­рактеризующую тип темперамента.

Таким образом, под темпераментом следует понимать совокупность устойчивых, индивидуально своеобразных свойств психики человека, опре­деляющих динамику его психической деятельности.

Эти свойства одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей и мотивов, т.к. свойства темперамента обусловлены общим типом нервной системы, то они в какой-то степени зависят от наследственного фактора.

Таким образом, можно сделать вывод, что в результате жизненных внешних условий могут произойти качественные изменения психических свойств, которые резко изменяют психологическую характеристику темпе­рамента.

В настоящее время для психоло­гической характеристики типов темперамента применяются следующие ос­новные его свойства:

1. Сензитивность - об этом свойстве судят по тому, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения ка­кой-либо психической реакции человека. Сюда относится наименьшая сила раздражителя, необходимая для возникновения ощущений, наименьшая сте­пень удовлетворения потребности, вызывающая у человека радость и стра­дания.

2. Реактивность - это свойство характеризуется силой, с которой люди эмоционально реагируют на внешние или внутренние воздействия (уг­роза, обидное слово). Наиболее яркие проявления эмоциональность, впе­чатлительность.

3. Активность - выражается степенью воздействия человека на внеш­ний мир, способность преодолевать препятствия при осуществлении целей. Сюда относятся целенаправленность и настойчивость, сосредоточенность вникания.

4. Соотношение реактивности и активности, т. е. от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внут­ренних обстоятельств (настроение, желания) или от целей, намерений, убеждений.

5. Темп реакций - скорость протекания психических процессов и реакций.

6. Пластичность - ригидность - гибкость, легкость приспособления к новым условиям и, наоборот, инертность, косность, нечувствительность к изменению условий.

7. Экстраверсия и интроверсия. При определении этого свойства учитывают: от чего преимущественно зависят реакции и деятельность че­ловека - от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстравертированность) или от образов, представлений, связанных с прошлым и будущим (интровертированность).

Проявление свойств у каждого типа темперамента выглядит следующим образом.

Сангвиник - экстравертированность, высокая активность и реактивность, и их уравновешенность, пониженная сензитивность, пластичность, повышенная эмоциональная возбудимость, ускоренный темп реакций.

Холерик - экстравертированность, высокая активность и реактивность с преобладанием реактивности, пониженная сензитивность, ригидность, повышенная эмоциональная возбудимость, ускоренный темп реакций.

Флегматик - интровертированность, Низкая реактивность и высокая активность, пониженная сензитивность, пониженная эмоциональная возбудимость, замедленный темп реакций, ригидность.

Меланхолик - интровертированность, невысокая активность и реактивность, ригидность, повышенная возбудимость, замедленный темп реакций.
1.4. Поведенческая характеристика типов темперамента
В психологической характеристике четырех традиционных типов темперамента можно увидеть отчетливо выраженное проявление данных свойств. Каждый тип темперамента соответственно характеризуется по всем выделенным психологическим особенностям и их различным сочета­ниям. Эти характеристики представляют особую значимость для педагога при осуществлении индивидуального подхода к студентам, тренера при психологической подготовке спортсмена.

Однако в чистом виде, как правило, типы темперамента в жизни не встречаются, и можно говорить только о преобладании тех или других его черт.

Сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, быстро схо­дится с людьми, общителен. Такой человек считается оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником. Он быстро схватывает новый материал, воспламеняется новыми идеями, но также быстро и остывает, теряет интерес к ним. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Легко и быстро устанавливает контакты с людьми, является хорошим собеседником. Напряженная умственная и физическая работа его быстро утомляет. Ему нужна постоянная смена деятельности и общения. Чувства легко возникают и сменяются, мими­ка богатая, подвижная, выразительная. При отсутствии серьезных целей, творческой деятельности вырабатываются поверхностность и непостоян­ство.

Действия холерика порывисты. Он отличается повышенной возбудимос­тью, большой эмоциональностью, вспыльчивостью. О таких людях говорят, что они несдержанны, горячие и порывисты. Наибольших результатов представители этого темперамента достигают в деятельности, требующей повышенной реактивности, значительного кратковременного напряжения сил.

Проявление холерического темперамента зависит от направленности личности. У людей с общественными интереса­ми он проявляется в инициативности, энергии, принципиальности. Стремление к доминированию над другими проявляется в стремлении к лидерству, руководящей работе. Без бо­гатства духовной жизни проявляется отрицательно: в раздражительности, эффективности.

Новые формы поведения у флегматиков вырабатываются медленно, но являются стойкими, Он ровен, спокоен, редко выходит из себя, не скло­нен к аффектам. Внешние выражения мало отражают содержание внутреннего состояния. Его стереотипы достаточно прочны и не отличаются гибкостью. С одной стороны это хорошо (прочность двигательных навыков), с другой стороны это плохо трудно изменить, варьировать, привыкать к новому. Флегматики достигают больших успехов в работе, требующей устойчивости внимания, усидчивости, равномерного напряжения сил. В зависимости от условий в одних случаях у флегматика могут возникать положительные черты: выдержка, глубина мыслей, в дру­гих - вялость и безучастность к окружающему, лень и безволие.

Реакция меланхолика часто не соответствует силе раздражителя, особенно сильно у него внешнее торможение. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика про­должительную тормозную реакцию. Он как правило мрачный, с повышенной тревожностью и нерешительностью, легко ранимый человек. Придает большое значение тому, что его касается. Он никогда не обещает того, чего не может дать. Для него характерны глубокие, длительные переживания. Предпочитают уединенность, воздерживаются от контактов с незнакомыми людьми. Меланхо­лик - человек глубокий, содержательный. В неблагоприятных условиях социума меланхолик может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного человека.



Рис.2. Реакция холерика, флегматика, меланхолика и сангвиника на смятую шляпу (По Х.Бидструпу)
Одним из факторов, дифференцирующих личности у людей, являются свойства темпе­рамента. Эта специфичность проявления темперамента в поведении человека определяется энергетическим уровнем, то есть: силой, ин­тенсивностью, временными параметрами. Это выражается в том, что в од­них и тех же условиях разные люди ведут себя по-разному.

Холерик

Сангвиник

Флегматик

Меланхолик

Неуравнове­шенное пове­дение

Хорошо уравновешенное пове­дение

Отлично урав­новешенное поведение

Очень неуравно­вешенное пове­дение

Сильные, крат­ковременные эмоциональные переживания

Поверхностные, кратковремен­ные отношения

Слабые эмоцио­нальные пере­живания

Глубокие и дли­тельные эмоцио­нальные пережи­вания

Речь громкая, резкая, нерав­номерная

Речь громкая, живая, плавная

Речь монотон­ная, медленная

Речь тихая, с придыханием

Настроение неустойчивое, с преобладанием бодрого состояния

Настроение ус­тойчивое, жиз­нерадостное

Настроение устойчивое, без больших радо­стей и печалей

Настроение неус­тойчивое, с пре­обладанием пес­симизма

Терпение сла­бое

Терпение уме­ренное

Терпение очень большое

Терпение очень слабое

Адаптация хорошая

Адаптация от­личная

Адаптация мед­ленная

Адаптация труд­ная

Общительность высокая

Общительность равномерная

Общительность невысокая

Общительность низкая

Агрессивность в поведении

Миролюбивое поведение

Сдержанность в поведении

Истеричность в поведении

Отношение к критике возбу­жденное

Отношение к критике спокой­ное

Отношение к критике безраз­личное

Отношение к критике обидчи­вое

Страстно увле­кающееся по­ведение и дея­тельность

Энергичное (деловое) или болтливое пове­дение и деятель­ность

Поведение не­утомимого тру­женика

Поведение не­равномерное, реактивное

Отношение к новому поло­жительное

Отношение к новому безраз­личное

Отношение к новому отрицательное

Отношение к новому смешан­ное

Стремление к цели сильное, с полной отдачей

Стремление к быстрому дос­тижению цели, избегая препят­ствия





Значительная переоценка своих способ­ностей

Некоторая пере­оценка своих способностей

Более реальная оценка своих Способностей

Чаще переоценка своих способно­стей

Умеренная внушаемость и мнительность

Небольшая вну­шаемость и мни­тельность

Слабая внушае­мость

Большая вну­шаемость и мни­тельность

Схема 2. Темперамент и особенности его проявления в поведении

Те формы по­ведения, которые входят в совокупность свойств темперамента и проявляются в раннем онтогенезе, не могут быть безразличны

для окружающих. К различному поведению ребенка родители применяют разные воспита­тельные приемы, например, младенец, который много и сильно плачет, как правило, подвергается иным воздействиям взрослых, чем ребенок, спокой­но лежащий и не "докучающий" окружающим.

Поэтому, свойства темперамен­та в целом, определяя способ обращения и воспитания с ребенком, влияют на образование определенных познавательных и деятельностных структур или на формирование соответствующих мотивов поведения. Хотя это влия­ние является косвенным, свойства темперамента выступают как один из факторов, определяющих то или иное обращение с индивидом.

Механизм физиологической чувствительности усиливает или снижает интенсивность стимуляции. Одно и тоже наказание может выс­тупать как совершенно разные наказания, если даже предположить, что люди не отличаются друг от друга ничем, кроме темперамента.

Роль тем­перамента в формировании личности заключается, прежде всего, в том, что он определенным образом модифицирует воспитательные воздействия окру­жающей среды. Влияние темперамента на формирование личности ребенка выражается в следующих формах:

1. Проявление темперамента влияет на обращение с ребенком окружающих, что оказывает косвенное воздействие на его личность. Личность формируется под влиянием постоянного обращения с ребенком близких ему людей.

2. Темперамент ребенка оказывает модифицирующее влияние на окру­жающую его обстановку и систему воспитания. Свойства темперамента оп­ределяют интенсивность и продолжительность воспитательных действий.

3. Свойства темперамента могут быть как благоприятствующими, так и противодействующими факторами определенных черт личности. Существуют данные, указывающие на совместные проявления свойств темперамента и определенных черт личности. Опираясь на параметры условно рефлекторных процессов, судят об отдельных свойствах темперамента. Сходными, а иногда идентичными показателями пользуются психологи, изучающие такие характеристики личности, как экстравертированность-интровертированность и уровень тревожности.

Темперамент можно оценивать с точки зрения адаптивных возможнос­тей индивида и той роли, которую темперамент играет в процессе поддер­жания равновесия между организмом и средой. И. М. Павлов с этой точки зре­ния считает предпочтительнее темперамент сангвиника и флегматика. Ме­нее приспособлен к жизни холерик, что обусловлено отсутствием уравно­вешенности процессов возбуждения и торможения. Наименее приспособлен к жизни меланхолик из-за низкой работоспособности (выносливости) нер­вной системы.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Т. В. Хромина темперамент и особенности его проявления в учебно-спортивной деятельности студента хабаровск 2008 фгоу впо «дальневосточная государственная академия физической культуры» iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 071401 «Менеджмент...
Фгоу впо «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»
Т. В. Хромина темперамент и особенности его проявления в учебно-спортивной деятельности студента хабаровск 2008 фгоу впо «дальневосточная государственная академия физической культуры» iconКурсы повышения квалификации по программе «Современные тенденции...
Фгбоу впо «поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»
Т. В. Хромина темперамент и особенности его проявления в учебно-спортивной деятельности студента хабаровск 2008 фгоу впо «дальневосточная государственная академия физической культуры» icon182100, Псковская обл., г. Великие Луки, пл. Ленина, 1, вгсха
Фгоу впо "Великолукская государственная сельскохозяйственная академия" (фгоу впо "вгсха") (RU)
Т. В. Хромина темперамент и особенности его проявления в учебно-спортивной деятельности студента хабаровск 2008 фгоу впо «дальневосточная государственная академия физической культуры» icon182100, Псковская обл., г. Великие Луки, пл. Ленина, 1, вгсха
Фгоу впо "Великолукская государственная Сельскохозяйственная академия" (фгоу впо "вгсха") (RU)
Т. В. Хромина темперамент и особенности его проявления в учебно-спортивной деятельности студента хабаровск 2008 фгоу впо «дальневосточная государственная академия физической культуры» icon182100, Псковская обл., г. Великие Луки, пл. Ленина, 1, вгсха
Фгоу впо "Великолукская государственная сельскохозяйственная академия" (фгоу впо "вгсха") (RU)
Т. В. Хромина темперамент и особенности его проявления в учебно-спортивной деятельности студента хабаровск 2008 фгоу впо «дальневосточная государственная академия физической культуры» icon182100, Псковская обл., г. Великие Луки, пл. Ленина, 1, фгоу впо вгсха
Федеральное Государственное Образовательное Учреждение высшего Профессионального Образования "Великолукская государственная сельскохозяйственная...
Т. В. Хромина темперамент и особенности его проявления в учебно-спортивной деятельности студента хабаровск 2008 фгоу впо «дальневосточная государственная академия физической культуры» icon"Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия"
Михеева Е. В. Информационные технологии: Учеб пособие для сред проф образования – М.: Издательский центр «Академия», 2005
Т. В. Хромина темперамент и особенности его проявления в учебно-спортивной деятельности студента хабаровск 2008 фгоу впо «дальневосточная государственная академия физической культуры» iconУральский институт
Фгбоу впо «поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»
Т. В. Хромина темперамент и особенности его проявления в учебно-спортивной деятельности студента хабаровск 2008 фгоу впо «дальневосточная государственная академия физической культуры» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Фгоу впо «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»
Т. В. Хромина темперамент и особенности его проявления в учебно-спортивной деятельности студента хабаровск 2008 фгоу впо «дальневосточная государственная академия физической культуры» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Фгоу впо «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»
Т. В. Хромина темперамент и особенности его проявления в учебно-спортивной деятельности студента хабаровск 2008 фгоу впо «дальневосточная государственная академия физической культуры» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Фгоу впо «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»
Т. В. Хромина темперамент и особенности его проявления в учебно-спортивной деятельности студента хабаровск 2008 фгоу впо «дальневосточная государственная академия физической культуры» iconПрайс ид «Магистр-Пресс»
Фгбоу впо «поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»
Т. В. Хромина темперамент и особенности его проявления в учебно-спортивной деятельности студента хабаровск 2008 фгоу впо «дальневосточная государственная академия физической культуры» icon«Основы вокальной методики»
Составитель: Вейсон Марианна Ярославовна, преподаватель кафедры «Вокальное искусство» фгоу впо «Тюменская государственная академия...
Т. В. Хромина темперамент и особенности его проявления в учебно-спортивной деятельности студента хабаровск 2008 фгоу впо «дальневосточная государственная академия физической культуры» iconБорис экто- и эндопаразитозы диких животных, наиболее распространенные...
Работа выполнена в фгоу впо «Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии имени К. И. Скрябина» (фгоу...
Т. В. Хромина темперамент и особенности его проявления в учебно-спортивной деятельности студента хабаровск 2008 фгоу впо «дальневосточная государственная академия физической культуры» iconО, сколько нам открытий чудных
Фгбоу впо «поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»
Т. В. Хромина темперамент и особенности его проявления в учебно-спортивной деятельности студента хабаровск 2008 фгоу впо «дальневосточная государственная академия физической культуры» iconЛекция №2. Педагогическая антропология. 1 вопрос
Фгбоу впо «поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск