ВВОДИТСЯ В ДЕЙСТВИЕ С 08.07.2008 ГОДА - ПРИКАЗ РОСТЕХРЕГУЛИРОВАНИЯ
ОТ 27.12.2006 N 423-СТ
Утвержден
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 27 декабря 2006 г. N 423-ст
Дата введения -
8 июля 2008 года
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ
РУБРИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN EDUCATION.
FEDERAL LEVEL EDUCATIONAL INTERNET-PORTALS.
INFORMATION RESOURCES SYSTEM OF HEADING
ГОСТ Р 52657-2006
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации
установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О
техническом регулировании", а правила применения национальных
стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация
в Российской Федерации. Общие положения".
Сведения о стандарте
1. Разработан Государственным образовательным учреждением
высшего профессионального образования Московский государственный
технологический университет "Станкин" (Отраслевой
специализированный ресурсный центр регистрации, стандартизации и
сертификации информационных ресурсов системы образования).
2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 461
"Информационно-коммуникационные технологии в образовании".
3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального
агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря
2006 г. N 423-ст.
4. В настоящем стандарте реализованы нормы Федерального закона
от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (с изменениями от 24
декабря 1993 г., 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7
августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21
марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10 января, 7 июля, 8,
23 декабря 2003 г., 5 марта, 30 июня, 20 июля, 22 августа, 29
декабря 2004 г., 9 мая, 18, 21 июля, 31 декабря 2005 г., 16 марта,
6 июля, 3 ноября, 5, 28, 29 декабря 2006 г., 6 января, 5, 9
февраля, 20 апреля 2007 г.).
5. Введен впервые.
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в
ежегодно издаваемом указателе "Национальные стандарты", а текст
изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных
указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены)
или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет
опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе
"Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление
и тексты размещаются также в информационной системе общего
пользования - на официальном сайте Федерального агентства по
техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.
Введение
Применение информационно-коммуникационных технологий в сфере
образования способствует совершенствованию образовательных
технологий, появлению новых форм электронного обучения и средств
информационной поддержки для доступа широкого круга обучающихся к
электронным образовательным ресурсам с использованием сети
Интернет.
Настоящий стандарт входит в комплекс стандартов
"Информационно-коммуникационные технологии в образовании" и
устанавливает принципы рубрикации электронных образовательных
ресурсов, электронных документов и других сведений, размещенных в
образовательных Интернет-порталах федерального уровня, что
обеспечивает повышение качества и эффективности процессов создания
и эксплуатации образовательных Интернет-порталов.
1. Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к составу и
виду рубрик информационных ресурсов образовательных
Интернет-порталов федерального уровня.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на
следующие стандарты и классификаторы:
ГОСТ Р 52653-2006. Информационно-коммуникационные технологии в
образовании. Термины и определения
ГОСТ Р 52656-2006. Информационно-коммуникационные технологии в
образовании. Образовательные Интернет-порталы федерального уровня.
Общие требования
ГОСТ 7.83-2001. Система стандартов по информации,
библиотечному и издательскому делу. Электронные издания. Основные
виды и выходные сведения
ОК 009-2003. Общероссийский классификатор специальностей по
образованию
ОК 017-94. Общероссийский классификатор специальностей высшей
научной квалификации
ОК 023-95. Общероссийский классификатор начального
специального образования.
Примечание - При пользовании настоящим стандартом
целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и
классификаторов в информационной системе общего пользования - на
официальном сайте национального органа Российской Федерации по
стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому
информационному указателю "Национальные стандарты", который
опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по
соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям,
опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен
(изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует
руководствоваться заменяющим (измененным) документом. Если
ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором
дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту
ссылку.
3. Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52653, ГОСТ
Р 52656, а также следующие термины с соответствующими
определениями:
3.1. Идентификация электронных образовательных ресурсов:
установление тождества образовательных контентов на основе
совпадения их признаков, представленных в метаданных.
3.2. Рубрикация электронного образовательного ресурса:
информационный анализ электронного образовательного ресурса с
целью определения его принадлежности к определенному подмножеству
по сходству или различию в соответствии с принятыми
классификационными признаками.
4. Рубрикация информационных ресурсов
4.1. Рубрикацию электронных образовательных ресурсов выполняют
в соответствии с их классификационными признаками, указанными в
настоящем стандарте.
4.2. При формировании метаданных образовательного контента
рубрикацию выполняет разработчик образовательного ресурса либо
оператор образовательного Интернет-портала федерального уровня.
4.3. Формирование метаданных образовательного контента
осуществляют на этапе его создания и, при необходимости, дополняют
и корректируют на следующих этапах жизненного цикла.
4.4. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) классифицируют
по следующим признакам:
- целевому уровню и ступени образования;
- форме обучения;
- тематике;
- целевой аудитории;
- типу ЭОР;
- целевому назначению;
- функции, выполняемой в образовательном процессе;
- степени дидактического обеспечения специальности;
- виду образовательной деятельности;
- характеру представления информации;
- степени интерактивности;
- степени соответствия действующим государственным
образовательным стандартам.
4.4.1. По целевому уровню образования ЭОР может быть
классифицирован как:
- общеобразовательный:
дошкольное образование,
начальное общее образование,
основное общее образование,
среднее (полное) общее образование;
- профессиональный:
профессиональная подготовка (для лиц, не имеющих основного
общего образования),
начальное профессиональное образование,
среднее профессиональное образование,
высшее профессиональное образование,
послевузовское профессиональное образование.
Примечание - ЭОР может быть классифицирован сразу на несколько
уровней образования.
4.4.2. По форме обучения ЭОР может быть классифицирован как:
- очный;
- очно-заочный;
- заочный;
- семейное образование;
- самообразование;
- экстернат.
Примечание - ЭОР может быть классифицирован сразу на несколько
форм обучения.
4.4.3. В соответствии с тематикой ЭОР может быть
классифицирован по ОК 009, ОК 017 и ОК 023 по следующим видам
науки и искусства:
- физико-математические науки;
- химия;
- биология;
- геолого-минералогия;
- техника;
- сельское хозяйство;
- история;
- экономика;
- философия;
- филология;
- география;
- юриспруденция;
- педагогика;
- медицина;
- фармацевтика;
- ветеринария;
- искусствоведение;
- архитектура;
- психология;
- военное дело;
- социология;
- политика;
- культурология.
4.4.4. Целевую аудиторию ЭОР классифицируют по следующим
категориям пользователей:
- абитуриент;
- обучаемый;
- педагогический работник;
- менеджер;
- методист;
- научный работник;
- технический специалист.
4.4.5. В соответствии с типом ресурса ЭОР может быть
представлен в виде:
- учебного материала:
задачник,
лабораторный практикум,
учебник, учебное пособие,
конспект лекций,
тест, контрольные вопросы,
электронный учебный курс;
- учебно-методического материала:
методическое указание,
учебная программа,
учебный план,
план занятий;
- справочного материала:
геоинформационная/картографическая система,
база данных,
словарь,
справочник,
энциклопедия;
- иллюстративного и демонстрационного материала:
атлас,
карта,
альбом,
иллюстрация,
наглядное пособие;
- дополнительного информационного материала:
хрестоматия,
публикация научно-популярного характера,
печатное издание (книга),
рекламно-информационная публикация,
библиография;
- нормативного документа:
национальный стандарт,
образовательный стандарт,
инструкция, нормативный акт;
- научного материала:
автореферат диссертации,
диссертация,
статья,
монография,
обзор;
- электронного периодического издания:
полнотекстовое издание,
оглавление печатных изданий;
- электронной библиотеки;
- образовательного сайта;
- программного продукта:
программного комплекса для образовательных учреждений,
инструментального средства для создания компьютерных средств
обучения.
4.4.6. По целевому назначению ЭОР классифицируют по ГОСТ 7.83
на:
- научный;
- научно-популярный;
- производственно-практический;
- нормативный производственно-практический;
- учебный;
- массово-политический;
- справочный;
- для досуга;
- художественный.
4.4.7. По функции, выполняемой в образовательном процессе, ЭОР
классифицируют на:
- учебно-методический комплекс по дисциплине;
- учебную программу;
- конспект лекций;
- хрестоматию;
- словарь;
- справочник;
- практикум (комплект практических заданий, сборник задач,
лабораторную работу, виртуальный практикум, сопровождение курсовых
и дипломных работ, проведения научно-исследовательской работы,
деловые игры);
- тест, комплект тестовых заданий;
- иллюстративный материал (набор слайдов, анимационные и
видеофрагменты, аудиосопровождение);
- методические указания, методики изучения дисциплины,
выполнения практических и лабораторных работ, решения задач,
проведения курсовых, дипломных и научно-исследовательских работ,
организации и проведения деловых игр и т.д.);
- учебно-методическое пособие (различные комбинации
методических указаний с другими видами учебных пособий);
- научно-популярная публикация;
- научная публикация.
4.4.8. По степени дидактического обеспечения специальности ЭОР
может быть классифицирован по:
- специальности;
- дисциплине;
- теме (разделу) дисциплины;
- части темы, дисциплины.
4.4.9. По виду образовательной деятельности, в которой
используется ЭОР, их подразделяют на:
- лекционное сопровождение (слайды, видеофрагменты,
аудиосопровождение);
- сопровождение практикумов;
- самостоятельная работа;
- для системы дистанционного обучения;
- для системы электронного обучения;
- для самообразования;
- для краткосрочных курсов и системы повышения квалификации.
4.4.10. По характеру представления информации ЭОР разделяют на:
- мультимедийные;
- программные продукты;
- изобразительные;
- аудио;
- текстовые;
- электронные аналоги печатных изданий.
4.4.11. По степени интерактивности ЭОР разделяют на:
- активные;
- описательные;
- смешанные;
- неопределенные.
4.4.12. По степени соответствия действующим государственным
образовательным стандартам ЭОР классифицируют на:
- полностью соответствующие;
- соответствующие частично;
- несоответствующие.
|