Скачать 282.82 Kb.
|
Пояснительная записка Рабочая программа по развитию детей средней группы (далее - Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой «Детского сада № 54», в соответствии с введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года). Содержание образовательного процесса в средней группы выстроено в соответствии с Программой развития и воспитания в детском саду «Детство», автор Логинова В. М., Бабаева Т. И. и др. Рабочая программа по развитию детей средней группы «Детского сада № 54» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: - физическому, - социально-личностному, - познавательно-речевому - художественно-эстетическому. Каждому направлению соответствуют определённые образовательные области: - познавательное – речевое направление – «Познание», «Коммуникации», «Чтение художественной литературы», - социально – личностное направление - «Безопасность», «Социализация», «Труд», - художественно – эстетическое – «Художественное творчество», «Музыка», - физическое – «Физическая культура», «Здоровье». Программа состоит из двух частей: - инвариантная (обязательная), - вариативная (модульная часть). Обязательная часть Программы обеспечивает возможность для создания новых возможностей для развития самостоятельности во всех сферах жизнедеятельности. Вариативная часть формируется с учётом приоритетной деятельности по физическому направлению развития детей. Это направление отражает специфику индивидуально – возрастных особенностей каждого ребёнка и климатических условий проживания. Принципы и подходы к формированию Программы Содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. Основные принципы построения и реализации Программы:
Особенности осуществления образовательного процесса (национально - культурные, демографические, климатические и другие) Осуществление образовательного процесса с учетом специфики климатических, национально-культурных, демографических, и других условий направлено на развитие личности ребенка в контексте детской субкультуры, сохранение и развитие индивидуальности, достижение ребенком уровня психофизического и социального развития, обеспечивающего успешность познания мира ближайшего окружения через разнообразные виды детских деятельностей. Освоение ребенком мира ближайшего (социального, природного) окружения обеспечивается в интегрированных формах, через организацию совместной, самостоятельной деятельности. Реализация содержания образования:
Использование разнообразных организационных форм предполагает реализацию методов, максимально активизирующих мышление, воображение, поисковую и продуктивную деятельность детей; создание условий для реализации универсальных возможностей детей в овладении креативным потенциалом, на культивировании в ребенке субъекта учения; на конструировании диалогово-дискуссионной формы организации совместной деятельности взрослых и детей. В реальном образовательном процессе реализация содержания образования обеспечивается развивающей средой, в создании которой учитываются интересы и потребности ребенка, предоставляется возможность ребенку продвигаться в своем развитии. Развивающая среда способствует эмоциональному благополучию ребенка, формирует чувство уверенности в себе и защищенности, обеспечивает влияние на эмоциональную атмосферу образовательного процесса, через такие компоненты среды как:
В соответствии с этим на дошкольной ступени образования одновременно с развитием физических, личностных, интеллектуальных качеств повышается компетентность ребенка в разных видах деятельности и в сфере отношений. Основой формирования компетенций ребенка дошкольного возраста являются общие способности: коммуникативные, познавательные, регуляторные, творческие. Цели и задачи деятельности средней группы по реализации Программы Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» ориентировано на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ - обеспечение своевременного и всестороннего развития личности каждого ребенка с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей через освоение соответствующих возрасту умений и знаний. Задачи:
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в средней группе «Детского сада № 54» Развитие детей пятого года жизни занимает особе место в физическом и психическом развитии дошкольника. Эмоционально окрашенная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость. В этот период значительно расширяется круг самостоятельных действий детей, стремление к общению со взрослыми и сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более результативными и действенными. Дети охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах: совместные игры, трудовые поручения, уход за животными, растениями. У детей усиливается познавательный интерес, он выходит за рамки конкретных ситуаций. Возраст «Почемучек» проявляется в многочисленных вопросах: «Почему? Зачем? Для чего?» Развивающееся мышление ребёнка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами побуждают широкий интерес к окружающему миру. Дети этого возраста отличаются высокой активностью. Это создаёт новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах жизнедеятельности. Развитию самостоятельности способствует освоение детьми системы разнообразных обследовательских действий, приёмов простейшего анализа, сравнения, умения наблюдать делать выводы. Следует соблюдать правило: «Не делать за ребёнка то, что он может сделать сам». Игра продолжает оставаться основной формой организации жизни детей. Сюжеты игр и игровых взаимодействий усложняются по содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов. Преобладают однополое игровое общение. Диапазон игр разнообразен: сюжетно – ролевые, режиссёрские, подвижные, имитационно-театрализованные, хороводные, музыкальные., познавательные и т.д.Игры помогают детям развивать воображение, внимание, память, речь, умение сравнивать и действовать по определённому алгоритму, сопереживать героям. Большое значение имеет фантазирование в игре. Яркость фантазий расширяет рамки умственных возможностей детей для обогащения игрового опыта, придумыванию в игре фантастических образов животных, людей, сказочных путешествий. У детей в этот период наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения. Дети замечают нарушения в поведении сверстников и взрослых, сообщают о них, хотят иметь подтверждение своего мнения по поводу выполнения правил, услышать дополнительные разъяснения по поводу «границ»действия правил. Чувства детей становятся более устойчивыми, глубокими, возникает симпатия и привязанность к сверстникам и взрослым. Наблюдается повышенная чувствительность к словам, оценкам и отношению к ним взрослых, радуются похвале, но на неодобрение или замечания часто реагирую остро и эмоционально вспышками гнева, слезами, воспринимая замечания как личную обиду. Это особенности возраста. На 5- м году жизни проявляется интерес к своей половой принадлежности, вопросам пола. Дети отмечают внешние различия между мальчиками и девочками, их взаимоотношения, поведение. У детей развивается интерес к художественной деятельности и творчеству. Они с удовольствием лепят, конструируют, занимаются аппликацией. Речь детей становиться более развёрнутой, словарь увеличивается до 2000 – х тысяч слов и более. В разговоре дети пользуются сложными фразами и предложениями, любят играть словами, их привлекают рифмы, возможность сочинительства. Именно в этом возрасте детям необходимо много читать, они очень любят и быстро запоминают прочитанное. Внимательное и заботливое отношение к детям, умение поддержать их познавательную активность и развить их самостоятельность организация разнообразной деятельности составляют основу правильного воспитания и полноценного развития детей в средней группе. Особенности развития контингента детей средней группы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 54 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей»
|