Скачать 61.1 Kb.
|
КЛАССИФИКАЦИЯ ПО ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ (Учащиеся записывают в тетрадь признак классификации, схему и кратко характеристику каждой группы) Обратите внимание на рисунок А нашей схемы, на нем представлена классификация по области использования. При этой классификации рассматривается цель использования моделей. КОНСПЕКТ: Учебные модели - наглядные пособия, различные тренажеры, обучающие программы. Опытные модели - это уменьшенные или увеличенные копии проектируемого объекта. По-другому опытные модели называют натурными и используют для исследования объекта и прогнозирования его будущих характеристик. Например, модель корабля испытывается в бассейне для определения устойчивости судна при качке, а уменьшенная копия автомобиля "продувается" в аэродинамической трубе для изучения обтекаемости его кузова. Модель гидростанции еще при разработке проекта помогает решить гидротехнические, экологические и многие другие проблемы. КОНСПЕКТ: Научно-технические модели создают для исследования процессов и явлений. К ним можно отнести, например, и синхротрон - ускоритель электронов, и прибор, имитирующий разряд молнии, и стенд для проверки телевизоров. КОНСПЕКТ: Имитационные модели не просто отражают реальность, а имитируют ее. К примеру, в ряде опытов на мышах испытывается новое лекарственное средство, чтобы выявить побочное действие и уточнить дозировки. Подобный метод выбора правильного решения называется методом проб и ошибок. КОНСПЕКТ: Игровые модели - это экономические, спортивные, деловые игры. Они инсценируют поведение объекта в различных ситуациях, проигрывая их с учетом возможной реакции со стороны конкурента, союзника или противника. Игровые модели позволяют оказывать психологическую помощь больным либо разрешать конфликтные ситуации. (Проигрывается одна из ситуаций игры «Пропавшая экспедиция». Класс делится на 3 - 4 группы. Каждая группа - «научная экспедиция» отправившаяся в путь на воздушном шаре. Им предлагается список предметов, которые они взяли с собой. Путь пролегает над океаном, провоцируется ситуация - катастрофа, потеря высоты. Учитель предлагает избавится от балласта -выбрасывать за борт ненужные на их взгляд предметы) КЛАССИФИКАЦИЯ С УЧЕТОМ ФАКТОРА ВРЕМЕНИ (Учащиеся записывают в тетрадь признак классификации, схему и кратко характеристику каждой группы) Как я уже говорила, одна из классификаций связана с фактором времени. На рисунке Б мы видим, что модели можно разделить на статические и динамические. КОНСПЕКТ: Статическая модель - это модель, описывающая объект в определенный момент времени. Например, обследование учащихся в стоматологической поликлинике дает картину состояния их ротовой полости на данный момент времени: число молочных и постоянных зубов, пломб, дефектов и т. п. Ваша фотография также является статической моделью. КОНСПЕКТ: Динамическая модель позволяет увидеть изменения объекта во времени. В примере с поликлиникой карточку школьника, отражающую изменения, происходящие с его зубами за многие годы, можно считать динамической моделью, как и ваш фотоальбом, в котором вы храните все свои фотографии. Как видно из примеров, один и тот же объект, возможно, изучать, применяя и статическую и динамическую модели. КЛАССИФИКАЦИЯ ПО СПОСОБУ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ (Учащиеся записывают в тетрадь признак классификации, схему и кратко характеристику каждой группы) Подробнее рассмотрим классификацию всего многообразия моделей по способу представления. Ее схема показана на рисунке В опорного конспекта. Как видим, здесь модели делятся на две большие группы: материальные и информационные. Названия этих групп как бы показывают, из чего «сделаны» модели. КОНСПЕКТ: Материальные модели иначе можно назвать предметными, физическими. Они воспроизводят геометрические и физические свойства оригинала и всегда имеют реальное воплощение. Самые простые примеры материальных моделей - детские игрушки. По ним ребенок получает первое представление об окружающем мире. Двухлетний малыш играет с игрушечной машиной или зайкой. Если ребенок увидит реальные объекты (проезжающий автомобиль, зайца в зоопарке), он без труда узнает их. Более того, играя, ребенок не только изучает различные свойства настоящих объектов, используя их модели, но и моделирует различные жизненные ситуации. Например, девочки играя в куклы, моделируют отношения: семейные («дочки-матери»), профессиональные (врач-пациент), бытовые (покупатель-продавец). Подобные модели реализуют материальный подход к изучению объекта, явления или процесса. Информационные модели нельзя потрогать или увидеть воочию, они не имеют материального воплощения, потому что они строятся только на информации. В основе этого метода моделирования лежит информационный подход к изучению окружающей действительности. КОНСПЕКТ: Информационная модель - совокупность информации, характеризующая свойства и состояния объекта, процесса, явления, а также взаимосвязь с внешним миром. Информация, характеризующая объект или процесс, может иметь разный объем и форму представления, выражаться различными средствами. Это многообразие настолько безгранично, насколько велики возможности каждого человека и его фантазии. К информационным моделям можно отнести идею, возникшую у изобретателя, и музыкальную тему, промелькнувшую в голове композитора, и рифму, возникшую в сознании поэта. КЛАССИФИКАЦИЯ ПО ТИПУ ДАННЫХ (Учащиеся записывают в тетрадь признак классификации, схему и кратко характеристику каждой группы) По типу данных информационные модели можно разделить на иерархические, сетевые и реляционные. Эта классификация представлена на рисунке Г. КОНСПЕКТ: Иерархические модели представляют собой совокупность элементов, связанных между собой по определенным правилам В иерархической информационной модели объекты распределены по уровням, причем элементы нижнего уровня входят в состав элементов более высокого уровня. Посмотрите на доску: перед вами генеалогическое дерево императорской династии Романовых, типичный пример иерархической модели. Иерархическими моделями являются и схемы опорного конспекта, с которыми мы работаем. Какие примеры иерархических моделей можете назвать Вы? (Учащиеся называют). (Файловая система ПК, штатное расписание предприятия и др.) КОНСПЕКТ: Сетевые модели применяются для отражения систем, в которых связь между элементами имеет сложную структуру. Как видно из определения, в таких моделях очень важно правильно отражать внутрисистемную связь между объектами. Посмотрите на доску. Здесь представлена система высших органов власти Республики Башкортостан. А какие сетевые модели Вы знаете? (Учащиеся называют). (глобальная сеть Internet, процесс передачи мяча в футболе и др.) КОНСПЕКТ: Реляционные модели представлены в виде списка, а их значения размещаются в ячейках прямоугольной таблицы. Эти модели характеризуются простотой структуры и удобным для пользователя представлением. Посмотрите, на доске расположена широко известная таблица Пифагора, пример реляционной информационной модели. Каждая таблица представляет собой матрицу (двумерный массив) и обладает следующими свойствами:
Реляционные информационные модели широко используются в разных областях науки. Назовите, где и какие таблицы вы встречали. (Учащиеся называют). (Химия – таблица Д. Менделеева; информатика – таблицы истинности; алгебра – таблица квадратов натуральных чисел и т.д.) Итак, мы с Вами рассмотрели наиболее распространенные признаки, по которым классифицируются модели. Давайте подведем итоги нашего урока. Что нового мы узнали? (Учащиеся отвечают) (Мы сформулировали понятие, что такое модель, и определили новое - моделирование. Узнали признаки классификации моделей и их виды). Ребята, важно понять, что моделирование является одним из ключевых видов деятельности человека. Моделирование всегда в той или иной форме предшествует любому делу. Оно позволяет обоснованно принимать решение, совершенствовать привычные объекты, создавать новые их формы, изменять процессы управления и, в конечном итоге, - менять окружающий нас мир в лучшую сторону. Спасибо. |
Доклад об экологической обстановке на территории астраханской области в 2010 году Участие в международном сотрудничестве в области охраны и использования объектов животного мира в сфере изучения и использования... | Классификация вариантов использования информационно-компьютерной... Формальное представление состава учебной программы и выделение перечня учебных задач 14 | ||
Повышение эффективности использования лесотранспортных машин при... Зоология как наука о животном мире, его происхождении, развитии, современном положении, роли в биосфере и жизни человека. Положение... | Принципы доступа к данным через ado. Net. Вопросы по темам рефератов Основные понятия и определения корпоративных информационных систем. Классификация кис по характеру использования. Стратегии развития... | ||
I. Качество окружающей среды и состояние природных ресурсов Тюменской области, департамента агропромышленного комплекса Тюменской области, департамента образования Тюменской области, Управления... | Классификация и система условных обозначений конденсаторов Конденсатор это элемент электрической цепи, состоящий из проводящих электродов(обкладок), разделённых диэлектриком и предназначенный... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Потребности и их классификация. Пирамида потребностей по Маслоу Блага и их классификация. Экономические блага. Ресурсы Производство... | I. Качество окружающей среды и состояние природных ресурсов Тюменской области, департамента образования и науки Тюменской области, Управления по охране, контролю и регулированию использования... | ||
Опыт использования культурно-исторического потенциала Тульской области... Деятельность администрации, государственных музеев и турфирм в продвижении турпродукта Тульской области | 2015 год Раздел 1 Основная задача деятельности Министерства экологии Челябинской области Челябинской области государственной политики в области охраны окружающей среды, охраны, контроля и регулирования использования объектов... | ||
Характеристика помещения кабинета. Ф,И,О, заведующего кабинетом: Данилова Диана Юрьевна Площадь соответствует установленным нормам, на стенах размещён наглядный материал в виде таблиц: «Швейная машина пмз класса2-М»,... | Основы рационального природопользования: учеб пособие / Е. Р. Магарил.... Природные ресурсы как объект экономики природопользования. Классификация природных ресурсов | ||
«Введение в микробиологию. Классификация микроорганизмов» Программой фгос третьего поколения среднего профессионального образования предусмотрены следующие требования к знаниям студентов... | Ладимирской области департамент образования Департамент образования администрации области направляет для изучения и использования в практической деятельности образовательных... | ||
Сотрудничающий центр воз по международной классификации болезней... Международная статистическая классификация болезней, травм и причин смерти (мкб), которая периодически (1 раз в 10 лет) пересматривается... | Реферат Тема дипломной работы: «Основные производственные фонды и... Основные фонды, оценка основных фондов, классификация основных фондов, амортизация основных фондов, износ основных фондов, коэфициент... |