Конспект урока окружающего мира для 2 класса по программе «Начальная школа ХХI века»





Скачать 91.79 Kb.
НазваниеКонспект урока окружающего мира для 2 класса по программе «Начальная школа ХХI века»
Дата публикации13.10.2013
Размер91.79 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Информатика > Конспект
Феофанова Елена Геннадьевна

Учитель начальных классов МОУ СОШ №1 г. Твери

Конспект урока окружающего мира для 2 класса по программе «Начальная школа ХХI века»

Тема: «Наши помощники – органы чувств».

Цель: – уточнить представления об органах чувств;
– формировать бережное отношение к своему здоровью.
Задачи:

  • Формировать представление об органах чувств и их роли в жизни человека.

  • Воспитывать санитарно-гигиенические навыки ухода за органами чувств.

  • Учить детей наблюдательности, развивать воображение и делать выводы.

  • Расширить и углубить знания учащихся об органах чувств и их значении для жизни человека; учить применять полученные знания на практике.

  • Воспитывать уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями.

Ход урока.

1. Организационный момент.
Прочитайте и объясните смысл пословиц:

Не спрашивай здоровья, а глянь на лицо.
Здоров будешь – всё добудешь.
Дал бы бог здоровья, а счастье найдём.
Здоровье – дороже богатства.
- Какой общей темой объединены все эти пословицы? О чем они? Какого человека мы можем назвать здоровым?
2. Объявление темы и целей урока.

3. Изучение нового материала

1. Вступительное слово учителя.
– Сегодня на уроке мы продолжим изучать организм человека. Каждый из вас видит окружающие предметы в классе, слышит мой голос и голоса своих товарищей, чувствует тепло или холодно в классе, чувствует, приятный запах вокруг или нет. Нервная система человека постоянно получает сигналы от внешнего мира с помощью специальных “датчиков”.
Отгадайте загадки и вы поймёте, о каких “датчиках” сегодня пойдёт речь на уроке.

1.У зверушки на макушке,

А у нас – выше глаз. (Ухо)

2. Первым пробовать привык

Угощенья все ….(Язык)

3.На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются. (Глаза)

4.Вот гора, а у горы две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит,

То заходит, то выходит. (Нос )

5.Мы в нее зимой и летом
С головы до ног одеты,
Даже на ночь снять не можем,
Потому что это… (Кожа)





– Что же это такое? Как можно назвать их все вместе?

– Верно, речь пойдёт на уроке об органах чувств человека. Узнаем сколько их у нас, какую роль они играют в жизни человека, как их беречь и ухаживать за ними.
2. Знакомство с органом слуха:
Уши – это орган слуха. Наше ухо состоит из трех частей: наружное, среднее, внутреннее. То, что мы называем ухом - это часть уха - ушная раковина. Потрогайте ушную раковину. Это наружный орган. Сама она не слышит, а только улавливает звуки и передаёт их по слуховому проходу к барабанной перепонке в среднее ухо, потом во внутреннее ухо и в определённый участок мозга. Там звуковые волны перерабатываются и таким образом мы слышим и понимаем слова. Во внутреннем ухе есть орган равновесия, который отвечает за положение тела в пространстве и слуховой нерв. Слух тесно связан с речью. Маленький ребёнок сначала слышит и понимает речь, а затем уже учится говорить.
Слух – способность организма воспринимать звуковые волны.

- Подумайте, какие должны быть правила ухода за ушами?

ПАМЯТКА.
• Содержать уши необходимо в чистоте.
• Нельзя чистить уши острыми предметами, так как можно повредить барабанную перепонку и потерять слух.
• Нельзя часто слушать громкую музыку в наушниках.
• При заболевании уха нужно обратиться к врачу отоларингологу (ЛОР).
Это интересно знать.
→ Уши растут всю жизнь, как, например, и нос.
→ «Шум моря» в сувенирной морской раковине — это на самом деле шум окружающей среды. Похожего эффекта можно добиться и без сувенира, приложив к уху кружку или согнутую ладонь.
→ Свой голос в записи кажется нам совсем другим, чем в то время, когда мы говорим.

3. Знакомство с органом обоняния:

Нос – орган обоняния. Обоняние – это способность человека воспринимать запахи. Обоняние помогает нам наслаждаться пищей и избегать вредных веществ. Детекторы запахов находятся рядом с полостью рта, и поэтому почти невозможно различать запах и вкус. Когда нос заложен и не воспринимает запахи, пища кажется безвкусной. Когда нам запах не нравится, то мозг посылает сигнал тревоги и носовой проход сужается. А если запах приятный, то дышится легко, нервы успокаиваются.
Обоняние–это способность чувствовать запахи.
Дыхательная гимнастика.
1.Упражнение «Задуй свечу».
Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
2.Упражнение «Обрызгайте белье водой» ( в один прием, три, пять).
Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.
3.Упражнение «В цветочном магазине».
Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2 – 3 раза).

– Как сохранить обоняние?

ПАМЯТКА
• Нужно беречь себя от простуды, закаляться.
• Содержать нос нужно всегда в чистоте.
• Нельзя засовывать в нос мелкие предметы.
• Пользоваться нужно только личным носовым платком

Это интересно знать.
→ У человека обоняние намного слабее, чем у животных.
→ Человек различает около 3000 запахов, а собака – до 100 000 запахов.
→ Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в тёплую и влажную погоду.
→ На свету обоняние острее, чем в темноте.
4. Знакомство с органом зрения.

- Глаза – орган зрения человека и животных, который помогает видеть все, что происходит вокруг нас. Человек через глаз получает около 90 % информации об окружающем мире.
Глаз имеет сложное строение. Сам он круглый, как яблоко, за что его и называют глазным яблоком. Глазное яблоко наполнено стекловидным веществом, как желе, только прозрачным. Снаружи глазное яблоко покрыто твёрдой оболочкой – роговицей. Её надо постоянно смачивать, иначе она высохнет и помутнеет. Смачивают роговицу слёзы. В центре глаза есть чёрная точка – это зрачок. Он пропускает свет и может то расширяться, то сужаться. Цветное колечко вокруг зрачка – это радужка. От неё зависит цвет глаз. За зрачком находится хрусталик. Он помогает видеть далёкие и близкие предметы. Хрусталик может то сжиматься, как шарик, то растягиваться, как овал.
Природа заботливо охраняет наши глаза. Мигая, веки смывают с глаз пылинки. Если же в опасной близости от глаз появится какой-нибудь предмет – веки захлопнутся раньше, чем мы успеем об этом подумать. Брови, ресницы и веки защищают наши глаза от пыли, пота, грязи и попадания в них посторонних предметов.
Но не только природа, но и сам человек должен заботиться о здоровье своих глаз. Если глаз повредить или не соблюдать правила гигиены, то можно испортить зрение и восстановить его будет уже невозможно.
Зрение – это способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение.

– Что нужно делать, чтобы надолго сберечь своё зрение?

ПАМЯТКА

• Читать и писать нужно при хорошем освещении.
• Свет при чтении и письме должен падать слева.
• Глаза при чтении и письме должны быть на расстоянии 30-35 см от книги или тетради.
• Нельзя читать лёжа и в движущемся транспорте.
• Телевизор смотреть можно 1-1,5 часа в день и на расстоянии 2-3 метров.
• Нельзя сидеть долго за компьютером.
• Делать зарядку для глаз нужно через каждые 2 часа.
• Нельзя тереть глаза руками.
• Не стесняйся носить очки, если тебе их прописал врач.

Это интересно знать.
→ Ежедневно человек моргает 11500 раз.
→ Глаз весит 7–8 граммов.
→ Ресницы выпадают и вновь вырастают за 100 дней.
→ Человек с нормальным зрением видит на расстоянии 60 м.
→ Глаза могут точно различить 10 миллионов оттенков.

Физкультминутка для глаз.



5. Знакомство с органом вкуса:

Язык – орган вкуса, который находится в ротовой полости человека. Благодаря своей подвижности он способствует пережёвыванию и пропитыванию пищи слюной, очищению зубов и проталкиванию прожёванной пищи в пищевод. Без языка невозможна человеческая речь.
Язык помогает различать вкусовые ощущения. На нём находятся вкусовые сосочки, которые снабжены рецепторами. Они передают информацию через нервную систему в головной мозг. Всё сладкое и солёное мы ощущаем кончиком языка. Кислое – его боками, а горькое – задней частью языка. На языке также имеются рецепторы тепла и холода, боли и реагирующие на острую пищу.
Язык помогает различать вкус еды.

– Как надо беречь орган вкуса?

ПАМЯТКА.
• После приёма пищи нужно прополоскать рот.
• Нельзя брать в рот острые предметы, чтобы не поранить язык.
• Нельзя есть горячую пищу, чтобы не повредить вкусовые сосочки.
• Необходимо систематически очищать язык от налёта, чтобы избежать попадания инфекции в организм.

Это интересно знать.
→ Длина языка – 9 см, ширина – 5 см, вес – 50 граммов.
→ За минуту язык может совершить 80 движений.
→ На верхней стороне языка имеется более 10 000 вкусовых луковиц, способных различать только 4 вкусовых ощущения – сладкое, кислое, солёное и горькое.
→ Продолжительность жизни вкусового рецептора – 10 дней.

Физкультминутка.

А часы идут, идут
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево, вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
Вот и кончилась игра,
Нам за парты сесть пора. (Дети садятся за парты).

6. Знакомство с органом осязания:

Кожа – орган осязания. В коже находятся рецепторы, которые воспринимают тепло, холод, прикосновение, боль. К коже подходят нервные окончания, которые передают сигналы в мозг. Кожа покрывает всё тело человека. Это не просто оболочка нашего тела, а сложный орган, который выполняет много задач. Если мы внимательно рассмотрим нашу кожу, то увидим, что она тонкая, прочная, упругая. На ней есть отверстия - поры, через которые кожа дышит и выделяется жир и пот. На коже растут маленькие волоски. Кожа состоит из трёх слоёв.
Первый слой – наружная оболочка, которая предохраняет нашу кожу от повреждений. В ней находятся поры.
Второй слой – сама кожа. В ней находятся специальные сальные и потовые железы, кровеносные сосуды и нервы.
Третий слой – это подкожный жир. Он предохраняет кожу от ушибов и сохраняет тепло.
Кожа водонепроницаема, защищает от солнечной радиации.
Осязание – это способность человека чувствовать прикосновения.

– Как ухаживать за кожей?

ПАМЯТКА
• Кожу надо содержать в чистоте, мыть тело 1–2 раза в неделю с мылом и мочалкой, каждый день принимать душ.
• Обязательно нужно мыть руки, лицо, шею, ноги каждый день.
• Следить за чистотой белья.
• Необходимо содержать в чистоте и подстригать ногти.
• Старайтесь не ранить, не обжигать, не обмораживать кожу.

Это интересно.
→ За время жизни кожа человека сменяется примерно 1000 раз.
→ Ногти и волосы – кожные образования.
→ Мелкие волоски на коже человека живут 50 дней.
→ Ресницы сменяются раз в 3–5 месяцев.
→ Ежедневно у человека сменяется 30–40 волос.
→ Волос человека очень прочен, он может выдержать груз до 100 граммов.
→ Девичья коса выдерживает груз в 20 тонн.
→ Длина волос на голове, отращиваемых в среднем человеком в течение жизни - 725 километров.
→ Кожа - это живая защитная оболочка нашего тела. Ее общий вес составляет примерно 4 кг. Самая тонкая кожа на веках глаз - около 1 мм, самая толстая на подошвах ног - около 4 мм.

7. Органы чувств и мозг.
С помощью чувств мы воспринимаем всю информацию не только из окружающего мира, но и из организма. Получив такие сигналы – сообщения, мы подключаем разум, чтобы он мог их осознать и принять нужное решение. Все органы чувств действуют совместно. Они помогают и дополняют друг друга. Всеми органами чувств руководит головной мозг. Все сведения, которые получают органы чувств, они посылают в головной мозг.
Головной мозг анализирует информацию и отдаёт приказ на исполнение.

8. Закрепление материала
– А сейчас ещё раз вспомним все органы чувств человека.
1. С помощью какого органа ты узнаешь о том, что прозвенел будильник?
С помощью какого органа ты видишь, что написано в книге?
Какой орган позволяет узнать, колючие или мягкие хвоинки у ели?
Какой орган позволяет почувствовать запах цветка?
С помощью чего ты отличаешь сладкую пищу от горькой, кислую от солённой?

2. Обсудите, какие органы чувств воспринимают информацию в следующих ситуациях и какие действия должны последовать:

а) учитель прочитал условие задачи и предложил решить ее письменно;

б) по дороге в школу вы переходите улицу;

в) в помещении вы почувствовали запах дыма.

9. Подведение итогов.

– Таким образом, органы чувств помогают человек получать информацию об окружающем мире. Они позволяют нам делать нашу жизнь интереснее и полнее. Органы чувств можно развивать и тренировать. А, главное, их необходимо беречь. Среди нас живут, учатся ребята и взрослые с ограниченными возможностями, у которых есть нарушения или заболевания органов чувств. Поэтому, наша обязанность бережно и уважительно относиться к таким людям, помогать им.

10. Домашнее задание.

Напиши, за какое чувство отвечают эти органы:

ухо -____________ язык - ______________ глаз - ________________

нос - ____________ кожа - ______________

Список использованной литературы и интернет - ресурсов:

1. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. – «Тридцать уроков здоровья для первоклассников» - М.: Творческий центр «Сфера», 2002.
2. Узорова О.В., Нефедова Е.А. – «Загадки для развития речи, внимания, памяти и абстрактного мыщления» - М.: Астрель: АСТ, 2007.
3. Узорова О.В., Нефедова Е.А. - М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2006.
4. Интернет – сайты:
- http://www.poznovatelno.ru
- http://liceum.secna.ru
- http://www.anatomus.ru
- http://ru.wikipedia.org/wiki

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока окружающего мира для 2 класса по программе «Начальная школа ХХI века» iconУрок окружающего мира 2 класс по программе «Начальная школа ХХI век»
Цель деятельности педагога: создать условия для формирования коммуникативных способностей и умения вести диалог; развития познавательной...
Конспект урока окружающего мира для 2 класса по программе «Начальная школа ХХI века» iconКонспект урока окружающего мира в 1-м классе по программе умк "Школа-2100"
Конспект урока окружающего мира в 1-м классе по программе умк "Школа–2100" на тему:"Наши помощники – ум и память"
Конспект урока окружающего мира для 2 класса по программе «Начальная школа ХХI века» iconКонспект урока окружающего мира, 4 класс умк «Начальная школа 21...
Тема урока : Расширение кругозора школьников. Предшественники человека. Отличие человека от животного( прямохождение, речь, сознание,...
Конспект урока окружающего мира для 2 класса по программе «Начальная школа ХХI века» iconКонспект урока математики по теме "Число 10". 1-й класс
Умк: "Начальная школа XXI века", учебник по математике для 1 класса начальной школы руководителя проекта чл корр. Рао проф. Н. Ф....
Конспект урока окружающего мира для 2 класса по программе «Начальная школа ХХI века» iconКонспект урока ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…» (Тема...
...
Конспект урока окружающего мира для 2 класса по программе «Начальная школа ХХI века» iconКонспект урока окружающего мира в 1 классе по умк «Перспективная начальная школа»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «большеелховская средняя общеобразовательная школа» лямбирского муниципального района...
Конспект урока окружающего мира для 2 класса по программе «Начальная школа ХХI века» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект урока русского языка по программе «Начальная школа XXI века» (2 класс)
Конспект урока окружающего мира для 2 класса по программе «Начальная школа ХХI века» iconУрок Окружающего мира во 2-м классе по программе Перспективная начальная школа
Оборудование: учебники, хрестоматии, таблицы с изображениями животных, карточки для групповой работы, выставка книг из серии «Энциклопедия...
Конспект урока окружающего мира для 2 класса по программе «Начальная школа ХХI века» iconУрок русского языка в 3 классе по умк «Начальная школа ХХI века»
Цель урока: познакомить с правилом написания безударных личных окончаний имен существительных 2-го склонения
Конспект урока окружающего мира для 2 класса по программе «Начальная школа ХХI века» iconКонспект урока л. Н. Толстой Басня «Белка и волк» (Тема урока) фио...
Учебник для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений: в 2-х частях. Автор Л. А. Ефросинина, М. Т. Оморокова. М.: Вентана-Граф,...
Конспект урока окружающего мира для 2 класса по программе «Начальная школа ХХI века» iconКонспект урока по курсу «Окружающий мир»
Конспект урока по курсу «Окружающий мир» для 3 класса по программе «Перспективная начальная школа»
Конспект урока окружающего мира для 2 класса по программе «Начальная школа ХХI века» iconТема: «Закрепить знания таблицы умножения и деление чисел 2,3». (Урок...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Моховое»Ершовского района Саратовской области
Конспект урока окружающего мира для 2 класса по программе «Начальная школа ХХI века» iconРабочая программа по курсу «Окружающий мир» (начальная школа 1-4 класс)
Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира
Конспект урока окружающего мира для 2 класса по программе «Начальная школа ХХI века» iconУрок русского языка в 3 классе по программе «Начальная школа ХХI века»
Русский язык. 6 класс. Практика. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Г. К. Лидман-Орловой. М. Дрофа 2008;Русский...
Конспект урока окружающего мира для 2 класса по программе «Начальная школа ХХI века» iconКонспект урока окружающего мира во 2 классе
Место работы: мбоу «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Сосногорска, Республика Коми
Конспект урока окружающего мира для 2 класса по программе «Начальная школа ХХI века» iconКонспект урока. Класс: умк: фгос ноо виноградова Н. Ф. «Начальная школа 21 века»
Программа для учителей – предметников, работающих на ступени начального общего образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск