Скачать 266.19 Kb.
|
«Организация методической поддержки учебного проектирования в образовательном учреждении» В соответствии с Федеральной целевой программой развития образования внедрены проекты образовательных стандартов второго поколения для начального и основного общего образования. В основе Стандартов лежит системно-деятельностный подход, который предполагает признание решающей роли содержания и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся. «Системно-деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе от:
ФГОС для начальной школы предусматривает самостоятельную разработку каждым образовательным учреждением программы формирования универсальных учебных действий. «…Примерная программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования является основой для разработки рабочих программ отдельных учебных предметов…2» В соответствие с ФГОС для основного общего образования образовательная программа школы должна содержать не только программу развития универсальных учебных действий , но и программу исследовательской и проектной деятельности учащихся. Таким образом, в соответствии с требованиями Стандартов второго поколения формирование навыков выполнения проектной и исследовательской деятельности должно осуществляться на предметном содержании в системе основного и дополнительного образования. В школьном образовании методическая служба является связующим звеном между жизнедеятельностью педколлектива и государственной системой образования, психолого-педагогической наукой, передовым педагогическим опытом. Поэтому определить цели и задачи методической работы – значит определить желаемую результативность, что напрямую зависит, прежде всего, от профессионально значимых качеств учителя. "Методическая поддержка образовательного процесса это корректировка учебно−воспитательной работы для перспективного развития процесса обучения, его постоянного саморазвития и самосовершенствования."3 Методическая работа отдельного образовательного учреждения или сети учреждений, связанных работой по освоению стандарта второго поколения, должна быть переориентирована и дополнена новым содержанием и новыми технологиями для решения поставленных перед нами задач. Для формирования целостной системы универсальных умений и навыков и ключевых компетенций, по определению Н.Ю. Пахомовой [4], нацелено проектное обучение и ученическое проектирование. Ученическое проектирование рассматривается как способ внесения деятельностной составляющей в предметном обучении и как процесс протекающий в системе проектного обучения[4]/ Учебное проектирование может осуществляться в системе основного и дополнительного образования, как на предметном содержании в классно-урочном пространстве, так и при выполнении проектных работ при изучении элективных и профильных курсов. Методическая поддержка проектного обучения в образовательном процессе школы должна осуществляться по заранее составленному плану в соответствие с требованиями образовательного стандарта. Руководящим и координирующим органом методической работы в школе является Методический совет. В состав совета входят:
Функции Методического совета:
Рассмотрим для чего необходимо создание методического объединения учителей учебного проектирования: Для выполнения программы исследовательской и проектной деятельности и формирования навыков проектной и исследовательской деятельности, особенно в общеобразовательных школах, недостаточно привлекать учащихся к выполнению проектных и проектно-исследовательских работ в системе основного и дополнительного образования во внеурочное время. Для реализации системно-деятельностного подхода, предусмотренного стандартом нового поколения, необходима система применения учебного проектирования, как педагогической технологии, на предметном содержании в урочном режиме. Для решения такой проблемы необходимо создать команду учителей, готовых изменить свою профессиональную деятельность, т.е. после соответствующей подготовки и обучения приступить к осуществлению мини-проектов на уроках (всеми и для всех). В состав методического объединения (МО) учителей учебного проектирования могут входить:
Основной целью МО учебного проектирования является методическая поддержка проектного обучения в образовательном процессе школы. Вся деятельность МО должна осуществляться по заранее составленному плану в соответствие с требованиями образовательного стандарта. МО совместно с учителями ведет методическую разработку и проведение уроков мини-проектов или уроков с элементами учебного проектирования, а также формирование УУД действий, входящих в состав проектной деятельности. Для формирования банка проектных уроков для дальнейшей трансляции и использования, как внутри образовательного учреждения, так и за его пределами, осуществляется самоанализ, рефлексия, и если необходимо, перепроектирование проведенных уроков. Каждый проведенный урок должен иметь методическое описание в соответствии с требованиями и нормами проектного обучения. В состав методического описания урока должны также входить все раздаточные материалы и приложения, которые использовались учителем на уроке. Для более качественной рефлексии деятельности учеников и учителя на таком уроке желательно организовать видеосъемку. На первом году работы методического объединения рекомендуется следующая последовательность этапов планирования и осуществления деятельности:
В случае, когда методическое объединение учителей учебного проектирования состоит из учителей одной параллели можно планировать осуществление деятельности по формированию отдельных навыков проектной деятельности по четвертям (триместрам) по всей параллели на всех предметах. В период организации методического объединения на первом году работы желательно привлечение методистов МИОО проектного обучения. В случае, когда в начальной школе идет изучение курса «Проектная деятельность», целесообразно организовывать взаимопосещения таких уроков учителями, как начальной, так и основной школы. По желанию учителя начальной школы могут формировать готовность к проектной деятельности и на предметном содержании отдельных дисциплин. Методическое объединения учителей учебного проектирования должно принимать участие в рецензировании проектных и проектно-исследовательских работ учащихся, представляемых как на внутри школьной конференции, так для участия в конкурсах различных рангов. На втором году работы методического объединения, кроме указанных этапов рекомендуется дополнить план работы следующими мероприятиями: Проведение педагогического совета по вопросам организации учебного проектирования на предметном содержании различных дисциплин – первые итоги, анализ и рефлексия проделанной деятельности по реализации требований ФГОС в части выполнения программ проектной и исследовательской деятельности, представление учителями лучших уроков с видеофрагментами; Проведение обучающих семинаров, мастер-классов и индивидуальных консультаций для учителей школы; Публикация методических разработок лучших уроков в Базе данных учебных проектов Педагогического сообщества учебного проектирования и других изданиях. На третьем году работы методического объединения рекомендуется организовывать обучающие семинары, круглые столы, организационно-деловые игры и проводить мастер классы как на окружном, так на городском уровне. В этот же период времени отдельным членам методического объединения учебного проектирования можно организовывать и сетевое взаимодействие с другими образовательными учреждениями по вопросам учебного проектирования. Можно предложить и другой путь для организации методической поддержки проектного обучения − это организация микрогрупп учителей учебного проектирования внутри предметных методических объединений, которые могут осуществлять свою деятельность также по выше указанной схеме. В дальнейшем работа такого методического объединения будет расширяться, углублять и направляться для решения тех проблем, которые будут выявлены при реализации требований ФГОС в части программ проектной и исследовательской деятельности. Примерный план работы МО учителей учебного проектирования приведен в Приложении № 1 Методическое обеспечение носит непрерывный характер и включает широкий набор видов, форм и содержания деятельностей. Научно-методическое обеспечение образовательной деятельности реализуется на разных уровнях – индивидуальном, групповом и коллективном. Коллективное научно-методическое сопровождение образовательной деятельности осуществляет лаборатория информационной поддержки развития образования МИОО, Педагогическое сообщество учебного проектирования и ресурсный центр ГОУ Центр образования № 775 ЮВАО. для сети образовательных учреждений, где внедряется уже сейчас учебное проектирование как педагогическая технология. Для этого используются следующие формы: Научно-практическая –
Информационно-аналитическая –
Заведующей лабораторией информационной поддержки развития образования Пахомовой Н.Ю., к.п.н., доцентом МИОО разработан пакет документов для методического описания проектной деятельности учащихся и учителя, который успешно применяется для описания, как уроков мини проектов, так и внеурочных проектов. Пакет состоит из:
Урок мини проект в сопровождении такого методического описания становится транслируем и может использоваться учителями других общеобразовательных учреждений. В начале учебного года методическое объединение учителей учебного проектирования или отдельный учитель проектного обучения должны иметь предварительное тематическое планирование обобщающих и предваряющих уроков по отдельным темам предмета, на которых можно организовать самостоятельную деятельность учащихся. На предваряющих уроках учитель организует самостоятельную работу по добыванию предметных знаний с использованием технологии проектного обучения. На обобщающих уроках учитель организует самостоятельную работу учащихся по формирования проектной деятельности, универсальных учебных действий с использованием предметного содержания или организует закрепление предметных знаний с использованием технологии проектного обучения. Методический паспорт учебного проекта можно использовать как алгоритм выстраивания учебного проекта. Паспорт заполняется до осуществления учебного проекта, являясь канвой проектирования. При выполнении проектирования в классно-урочном режиме, заполняются схема описания проектного урок, таблица описания хода урока, т.е. описание деятельности учителя и учащихся на отдельных этапах проектирования, таблица проектных умений и навыков, которые планирует сформировать учитель при проведении такого урока. Этот процесс можно назвать виртуальным проектированием. По окончании урока учитель может внести в раздел методического паспорта «Комментарии», свои впечатления о проведенном уроке и написать самоанализ. Как правило, по окончании урока и рефлексии учитель вносит определенные изменения и уточнения, а порой полностью перепроектирует урок. При проектировании урока важной частью является формулирование проблемной ситуации, которая является проблемным предъявлением задания на проектирование. Проблемная ситуация должна мотивировать учащихся на самостоятельный поиск способа решения проблемы, соответствовать возрастным особенностям учащихся и предметному содержанию урока. При разработке уроков для учащихся, которые прошли обучение по курсу "Проектная деятельность", важно добиваться совместного обсуждения и формулирования проблемы, исходя из проблемной ситуации. Это удается, когда предметное содержание переводится в русло социальной проблемы для решения которой применяются предметные знания. При разработке уроков по необходимо выстраивать проблемную ситуации таким образом, чтобы результатом проектирования являлось конструирование правила правописания, составление инструкции, вывод формулы, составление сравнительных таблиц, схем, графиков, эскизов, текстов для закрепления изученного материала. Важным разделом проектирование является умение учителя выделить стартовый уровень предметных и проектных ЗУН и правильно спроектировать приращение их в процессе осуществления проектирования. На всех предметных уроках мини проектах обязательным условием является презентация результата коллективной деятельности по поиску способа решения проблемы. Рекомендуется завершать обобщающие уроки самоцениванием деятельности или экспертным критериальным оцениванием деятельности отдельных групп, которое производит учитель. Для осуществления преемственности проектного обучения в основной школе, в 2009 - 2010 учебном году были организованы методические объединения учителей учебного проектирования в школах, которые включились и успешно осуществляют экспериментальную апробацию курса «Проектная деятельность» для начальной школы. К ним относятся ГБОУ ЦО№491, ГБОУ СОШ № 1987, ГБОУ СОШ №393 г. Москвы. Первые итого работы МО учителей учебного проектирования в 2010 – 2011 учебном году подтвердили необходимость организации таких объединений для реализации методической поддержки внедрения проектного обучения и ФГОС второго поколения в начальной и основной школе. В процессе работы МО объединений учителей учебного проектирования указанных школ, методистами лаборатории информационной поддержки развития образования, отмечено формирование готовности учителей осуществлять проектное обучение на предметном содержании в классно-урочной системе. Однако следует отметить, что одной готовности учителя для использования проектного обучения для выполнения требований ФГОС недостаточно. Для подготовки учителя проектного обучения необходимо обучение его через систему повышения квалификации МИОО на курсах " Разработка учебного проекта и его осуществление с использованием информационных технологий и ИКТ", дистанционный курс "Метод учебных проектов"и "Формирование готовности младших школьников к проектной деятельности". Для повышения уровня профессионального мастерства лабораторией информационной поддержки развития образования совместно с Педагогическим сообществом учебного проектирования организован и успешно работает постоянно действующий научно−практический семинар "Теория и практика учебного проектирования". В заключении следует отметить, что методическая поддержка проектного обучения в образовательном процессе средней школы является не только возможной, но необходимой мерой для осуществления процесса внедрения ФГОС второго поколения в УВП школ любого типа. Первые результаты работы учителей по внедрению учебного проектирования в учебный процесс и его методическое сопровождение будут представлены учителя при работе секций. Список использованных источников:
Приложение № 1 Примерный годовой план работы методического объединения учителей учебного проектирования
Приложение № 2 |
Л. Г. Глухих Организация музыкально-эстетической деятельности в образовательном учреждении Глухих Л. Г. Организация музыкально-эстетической деятельности в образовательном учреждении. Учебно-методический комплекс. Рабочая... | Рекомендации для ответственных в образовательном учреждении за реализацию проекта Для обеспечения учебного процесса на дому со школьником с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении необходимо... | ||
Отчет о работе творческой группы Тема: «Реализация системы методической работы, обеспечивающей сопровождение введения комплексного учебного курса «Основы религиозных... | Разработка технологии адаптивного проектирования гис Работа выполнена в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования – “Московский государственный... | ||
Августовская конференция работников образования Сафиуллина В. Г Организация методической поддержки учителей-предметников по повышению качества преподавания. Educare | Об утверждении типового положения об образовательном учреждении дополнительного Утвердить прилагаемое Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)... | ||
Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель анализа: определение уровня продуктивности методической работы в образовательном учреждении | ||
Рекомендации по созданию официальных сайтов для образовательных учреждений «Об утверждении Правил размещения в сети Интернет и обновления информации об образовательном учреждении» информирует о необходимости... | Занятия «Формирование универсальных учебных действий (ууд) у детей с ограниченными возможностями здоровья на ступени дошкольного и начального... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: организация информационно образовательного пространства для обмена педагогическим опытом, методической поддержки и профессионального... | Организация воо «всероссийское общество охраны памятников истории и культуры» (воопииК) Эон, 2011. При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные Институтом общественного проектирования... | ||
По итогам 1 полугодия 2013/2014 учебного года в государственном бюджетном... По итогам 1 полугодия 2013/2014 учебного года в государственном бюджетном образовательном учреждении города Москвы средней общеобразовательной... | О текущей аттестации, итоговом контроле и ликвидации академической... Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российская академия народного... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Основы религиозных культур и светской этики» и с целью оказания методической поддержки составлены методические рекомендации по организации... | Памятка студенту-заочнику по организации учебного процесса «Об образовании», Постановлением Правительства РФ «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального... |