Скачать 71.42 Kb.
|
татарский государственный гуманитарно- педагогический университет Кафедра информатики. План конспект урока по информатике на тему: «Двумерные массивы: описание, заполнение» Подготовила и провела: студентка группы 040605 Салахова Л.И. Проверила: учитель информатики Рахимзянова Т.А. Казань – 2010 Тема: Двумерные массивы: описание, заполнение. Решение задач на использование двумерных массивов. Цель: расширить кругозор учащихся в области использования массивов; Задачи:
План урока 1. Организационный момент 2. Проверка домашней работы (повторение пройденного материала -тест на доске) 3. Новая тема 4. Закрепление (разбор задачи на поиск максимального элемента, индексов максимального элемента с использованием подпрограмм) 5. Постановка домашней работы 6. Подведение итогов урока (выставление оценок) Ход урока 1) - Здравствуйте! Садитесь. 2) - Посмотрите на доску, прочитайте вопрос и сформулируйте ответ: укажите, какие из перечисленных структур данных позволяют хранить несколько значений вещественного типа (примеры данных 2.56, 98.21, 100) 1.p: array[1..10] of single; 2.w: array[1..15] of integer; 3.b: single; 4.qq: array[-5..5] of real; 5.a: real; Как Вы думаете, почему эти структуры данных позволяют хранить несколько значений? - Потому, что эти структуры данных: массивы. А, что такое массив? Кто-то из ребят по желанию руку поднимает и отвечает на поставленный вопрос ( массив - то совокупность однотипных данных, хранящихся в последовательных ячейках памяти и имеющих общее имя). - Вспомним ребята, как же описывается одномерный массив.(один из уч-ся по желанию выходит к доске и описывает массив). - Вспомним заполнение массива и вывод элементов на экран. - Есть несколько способов, перечислите?
- Пожалуйста к доске (кто-то из ребят заполняет). Одномерный массив. - описание: 1. const n=5; type Mass=array[1..n] of integer; Var a: Mass; - заполнение: 2. randomize;{для запуска генератора случайных чисел воспользуемся} for i:=1 to n do begin a[i]:=-50+random(101); write(a[i]:4); end; writeln; 3) Двумерный массив. - описание: 1. const n=5; m=6; type Mass=array[1..n,1..m] of integer; var a: Mass; - заполнение: 2. randomize; for i:=1 to n do begin for j:=1 to m do begin a[i,j]:=-50+random(101); write(a[i,j]:4); end; writeln; end; Пока ребята описывают, заполняют массив (учитель рассказывает) - С понятием массив мы встречаемся при обработке совокупностей большого количества значений при решении прикладных задач. - Еще одно название массивов - тип регулярный (ряды) – они получили за то, что в них объединены однотипные (логически однородные) элементы, упорядоченные по индексам. - Одномерный массив визуально можно представить как строку элементов или вектор, однако наш мир не ограничивается одним измерением. - Как вы, думаете , ребята почему мы вспомнили описание одномерного массива, заполнение? - Из всего сказанного можете сформулировать тему урока? ( пытаются сформулировать тему урока). - Логический вывод сделали, бывают массивы трехмерные, 4-х мерные, а сегодня мы с вами будем говорить о двумерных массивах. - Открыли тетради, записали число и тему урока: Двумерные массивы. Мы сегодня должны научиться:
- Внимание на доску (перед Вами двумерный массив). - Имя массива? (любые буквы латинского алфавита) - Из скольких строк состоит этот массив? - Из скольких столбцов? - Значениями этих элементов массива являются- а[1,3]=3, a[3,1]=8 - Назовите элементы массива, значениями, которых являются только отрицательные числа? В общем виде а[i,j]. - То есть местоположение каждого элемента определяется индексом-номером строки и индексом- номером столбца. Нигде не определено, что i- номер строки, а j- номер столбца, так как выводом на экран занимается программист, он сам решает, как ему удобнее. Мне удобнее считать, что номер строки - первый индекс, а номер столбца - второй индекс. - Если мы вернемся в наш кабинет информатики, вы все являетесь значениями элементов двумерного массива. Ваши места - это элементы массива, только тип массива будет строковый- ваши фамилии и имена - тип string. Согласны со мной, посмотрите на этот массив, что на доске. - Догадались? - Строки-номера парт, столбцы-ряды. - Поупражняемся. Я буду писать элементы массива, кто является значением этого элемента встает и комментирует номер парты и ряда. Например: a[1,3], a[2,4], a[5,2] и т.д. - Поняли? Идем дальше. - Внимание сюда на доску. В описании одномерного массива, что необходимо добавить? Может кто желает выйти к доске? - Заполнение, немножко сложновато, но общими усилиями преодолеем. - У двумерного массива два индекса, поэтому при заполнении используем вложенный цикл (заполняем). - Кстати, в математике двумерный массив называют матрицей. Вопрос: какая прикладная программа, которую вы изучили в 10 классе напоминает вам двумерный массив ( ответ учащихся Microsoft Excel). - Кому непонятно? - Идем дальше. Переходим к применению при решении задач. Дана задача, решим её применяя наши полученные знания. Прочитайте условия. 4) Задача: Создайте двумерный массив целых чисел размером 4*3, заполненный случайным образом и выведите его на экран. Найдите максимальный элемент, а также укажите номер строки и столбца, содержащие этот элемент. Для этого надо выполнить следующие действия:
Математическая модель составляем или формализуем условие задачи: a) исходные данные: возьмем a- массив двумерный, n=4 – число строк, m=3 – число столбцов. Max – максимальный элемент, Imax – номер строки максимального элемента, Jmax – номер столбца максимального элемента. i,j – соответственно индекс строки и индекс столбца. - Ребята, а как мы находи максимальный элемент?Давайте проговорим( кто-то из уч-ся говорит) Сначала считаем, что максимальный элемент-Мax есть а[1,1]. Сравниваем нашего кандидата в максимумы с всеми остальными элементами массива, начиная с самого себя в цикле. А почему начинаем с самого себя? ( дело в том, что, если далее начинать сравнивать Мax в цикле при i=1 и j=2, то элемент 2 строчки и 1 столбца не будет сравниваться с Мax). И если наш кандидат в максимумы оказался меньше или равно текущего элемента, то в кандидаты в максимумы будем считать текущий элемент. - Почему меньше или равно? (так как сравниваем с самого себя) .(Учитель раздает домашнюю работу и комментирует) 5) Дома: 1. Найти минимальный элемент двумерного массива, а также номер строки и столбца, содержащие минимальный элемент. Формирование массива, вывод элементов и нахождение минимального элемента попробуйте оформить в виде процедур без параметров; 2. Найти сумму всех элементов двумерного массива. Учитель: Один из уч-ся рисует блок - схему нахождения максимального элемента, второй пишет полностью программу.( формирования массива и блок-схему берем с доски) Туда кое-что надо добавить? - А что, именно? n=4; m=3; Program Maxsimum; В var I, j, Max, Imax, Jmax: integer; Блок-схема нахождения максимального элемента: Программа: (описании и заполнение берем готовую с таблицы, которая на доске). Program Maxsimum; Uses CRT; const n=4; m=3; type Mass=array[1..n,1..m] of integer; var a:Mass; I, j, Max, Imax, Jmax: integer; begin Clrscr; Randomize; for i:=1 to n do begin for j:=1 to m do begin a[I,j]:=-50+random(101); write(a[I,j]:4); end; writeln; end; Max:=a[1,1]; for i:=1 to n do for j:=1 to m do if Max:<=a[i,j] then begin Max:=a[i,j]; Imax:=i: Jmax:=j: end; Writeln(‘Max=’,Max); Writeln(‘Imax=’,Imax); Writeln(‘Jmax=’,Jmax); Readln; end. 6) Подведение итогов урока: - О чем сегодня говорили? Тему урока, поняли? - Расширили свой кругозор в области использования массивов? - Хорошо, я довольна Вашими ответами и активным участием на уроке, поэтому выставляю (кто у доски работал -5, а за участие на уроке-4). - Урок окончен. До свидание! |
Конспект урока по предмету "Изобразительное искусство" на тему: "Здравствуй, птица Счастья!" План-конспект урока на тему «Бумагопластика – квиллинг» в 9 «б» классе «Особый ребёнок» | Конспект урока по информатике на тему: «Графика в Бейсике» Учебник «Информатика и икт» для 8 класса, /авторы: Босова Л. Л., Босова А. Ю., М: бином «Лаборатория знаний», 2011 г | ||
Конспект урока по информатике и икт на тему: "Представление числовой... «Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно» | Конспект урока по информатике на тему: «Графика в Бейсике» При отрицательных значениях начала и конца дуги, соединяются начало и конец точки дуги с центром окружности. Получается сектор | ||
Конспект урока по информатике в 6 классе на тему «Алгоритмы и исполнители» Способствовать использованию этих понятий при решении задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности... | План-конспект урока по информатике для 6 класса на тему «Информация... Цель урока: дать первичное представление о структуре компьютерной памяти и познакомить с системами счисления | ||
Конспект урока по информатике на тему «Алгоритмы и исполнители» Цель: Дать учащимся представление о том, что такое здоровый образ жизни, помочь задуматься о необходимости быть здоровым, приобщение... | Конспект урока на тему: «БезОпасный Интернет» План конспект урока на тему: «БезОпасный Интернет» (9 11 класс) Цель: обеспечение информационной безопасности | ||
Конспект урока. Организационная информация План – конспект урока математики в 5 классе с применением здоровьесберегающих технологий на тему | Урока по информатике в 7 классе на тему: «Текстовый редактор: назначение и среда» Цель урока: знакомство учащихся с понятием, назначением и средой текстового реактора | ||
Конспект урока по русскому языку План-конспект урока по курсу «Информатика, логика, геометрия» на тему: «Зеркальное копирование. Осевая симметрия» | Конспект урока математики в 5 классе с применением здоровьесберегающих... План – конспект урока математики в 5 классе с применением здоровьесберегающих технологий на тему | ||
Разработка урока по информатике с применением икт на тему «Программирование... ... | Конспект урока-исследования "Обломов и Штольц (по роману И. А. Гончарова "Обломов")" (2 часа) План – конспект урока развития речи с элементами интеграции на тему «Психологический портрет» | ||
Конспект урока с использованием эор графический редактор Paint. План-конспект... | Конспект урока на тему «Файл и файловая система» Образовательным стандартом основного общего образования по информатике и икт (2004 г). В соответствии с Базисным учебным планом (федеральный... |