Конспект урока по информатике на тему





Скачать 71.42 Kb.
НазваниеКонспект урока по информатике на тему
Дата публикации15.10.2013
Размер71.42 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Информатика > Конспект
татарский государственный гуманитарно-

педагогический университет

Кафедра информатики.

План конспект урока по информатике на тему:

«Двумерные массивы: описание, заполнение»

Подготовила и провела: студентка

группы 040605 Салахова Л.И.

Проверила: учитель

информатики Рахимзянова Т.А.

Казань – 2010

Тема: Двумерные массивы: описание, заполнение. Решение задач на использование двумерных массивов.

Цель: расширить кругозор учащихся в области использования массивов;

Задачи:

  • познакомить с общими принципами применения массивов и некоторыми базовыми приемами их обработки:

  • научить описывать двумерный массив;

  • научить заполнять двумерный массив;

  • уметь применять полученные знания при решении задач;

  • способствовать развитию алгоритмического мышления учащихся.

План урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашней работы (повторение пройденного материала -тест на доске)

3. Новая тема

4. Закрепление (разбор задачи на поиск максимального элемента, индексов максимального элемента с использованием подпрограмм)

5. Постановка домашней работы

6. Подведение итогов урока (выставление оценок)

Ход урока

1) - Здравствуйте! Садитесь.

2) - Посмотрите на доску, прочитайте вопрос и сформулируйте ответ: укажите, какие из перечисленных структур данных позволяют хранить несколько значений вещественного типа (примеры данных 2.56, 98.21, 100)

1.p: array[1..10] of single;

2.w: array[1..15] of integer;

3.b: single;

4.qq: array[-5..5] of real;

5.a: real;

Как Вы думаете, почему эти структуры данных позволяют хранить несколько значений?

- Потому, что эти структуры данных: массивы. А, что такое массив?

Кто-то из ребят по желанию руку поднимает и отвечает на поставленный вопрос ( массив - то совокупность однотипных данных, хранящихся в последовательных ячейках памяти и имеющих общее имя).

- Вспомним ребята, как же описывается одномерный массив.(один из уч-ся по желанию выходит к доске и описывает массив).

- Вспомним заполнение массива и вывод элементов на экран.

- Есть несколько способов, перечислите?

  • заполнение массива с клавиатуры;

  • по формуле;

  • значениями датчика случайных чисел, используя функцию random.

- Пожалуйста к доске (кто-то из ребят заполняет).

Одномерный массив.

- описание:

1. const n=5;

type

Mass=array[1..n] of integer;

Var

a: Mass;
- заполнение:

2. randomize;{для запуска генератора случайных чисел воспользуемся}

for i:=1 to n do

begin

a[i]:=-50+random(101);

write(a[i]:4);

end;

writeln;




3) Двумерный массив.

- описание:

1. const n=5; m=6;

type

Mass=array[1..n,1..m] of integer;

var

a: Mass;
- заполнение:

2. randomize;

for i:=1 to n do

begin

for j:=1 to m do

begin

a[i,j]:=-50+random(101);

write(a[i,j]:4);

end;

writeln;

end;



Пока ребята описывают, заполняют массив (учитель рассказывает)

- С понятием массив мы встречаемся при обработке совокупностей большого количества значений при решении прикладных задач.

- Еще одно название массивов - тип регулярный (ряды) – они получили за то, что в них объединены однотипные (логически однородные) элементы, упорядоченные по индексам.

- Одномерный массив визуально можно представить как строку элементов или вектор, однако наш мир не ограничивается одним измерением.

- Как вы, думаете , ребята почему мы вспомнили описание одномерного массива, заполнение?

- Из всего сказанного можете сформулировать тему урока? ( пытаются сформулировать тему урока).

- Логический вывод сделали, бывают массивы трехмерные, 4-х мерные, а сегодня мы с вами будем говорить о двумерных массивах.

- Открыли тетради, записали число и тему урока: Двумерные массивы. Мы сегодня должны научиться:

  • описывать двумерный массив;

  • заполнять двумерный массив и вывести на экран элементов массива;

  • уметь применять наши знания при решении задач, то есть расширить наш кругозор в области использования массивов.

- Внимание на доску (перед Вами двумерный массив).



- Имя массива? (любые буквы латинского алфавита)

- Из скольких строк состоит этот массив?

- Из скольких столбцов?

- Значениями этих элементов массива являются- а[1,3]=3, a[3,1]=8

- Назовите элементы массива, значениями, которых являются только отрицательные числа?

В общем виде а[i,j].

- То есть местоположение каждого элемента определяется индексом-номером строки и индексом- номером столбца. Нигде не определено, что i- номер строки, а j- номер столбца, так как выводом на экран занимается программист, он сам решает, как ему удобнее. Мне удобнее считать, что номер строки - первый индекс, а номер столбца - второй индекс.

- Если мы вернемся в наш кабинет информатики, вы все являетесь значениями элементов двумерного массива. Ваши места - это элементы массива, только тип массива будет строковый- ваши фамилии и имена - тип string. Согласны со мной, посмотрите на этот массив, что на доске.

- Догадались?

- Строки-номера парт, столбцы-ряды.

- Поупражняемся. Я буду писать элементы массива, кто является значением этого элемента встает и комментирует номер парты и ряда. Например: a[1,3], a[2,4], a[5,2] и т.д.

- Поняли? Идем дальше.

- Внимание сюда на доску. В описании одномерного массива, что необходимо добавить? Может кто желает выйти к доске?

- Заполнение, немножко сложновато, но общими усилиями преодолеем.

- У двумерного массива два индекса, поэтому при заполнении используем вложенный цикл (заполняем).

- Кстати, в математике двумерный массив называют матрицей.

Вопрос: какая прикладная программа, которую вы изучили в 10 классе напоминает вам двумерный массив ( ответ учащихся Microsoft Excel).

- Кому непонятно?

- Идем дальше. Переходим к применению при решении задач. Дана задача, решим её применяя наши полученные знания. Прочитайте условия.

4) Задача:

Создайте двумерный массив целых чисел размером 4*3, заполненный случайным образом и выведите его на экран. Найдите максимальный элемент, а также укажите номер строки и столбца, содержащие этот элемент.

Для этого надо выполнить следующие действия:

  • формирование массива и вывод элементов на экран;

  • нахождение максимального элемента, индексов максимального элемента;

  • вывод максимального элемента, вывод номера строки и номера столбца максимально элемента.

Математическая модель составляем или формализуем условие задачи:

a) исходные данные:

возьмем a- массив двумерный, n=4 – число строк, m=3 – число столбцов.

Max – максимальный элемент, Imax – номер строки максимального элемента, Jmax – номер столбца максимального элемента. i,j – соответственно индекс строки и индекс столбца.

- Ребята, а как мы находи максимальный элемент?Давайте проговорим( кто-то из уч-ся говорит)

Сначала считаем, что максимальный элемент-Мax есть а[1,1]. Сравниваем нашего кандидата в максимумы с всеми остальными элементами массива, начиная с самого себя в цикле. А почему начинаем с самого себя? ( дело в том, что, если далее начинать сравнивать Мax в цикле при i=1 и j=2, то элемент 2 строчки и 1 столбца не будет сравниваться с Мax). И если наш кандидат в максимумы оказался меньше или равно текущего элемента, то в кандидаты в максимумы будем считать текущий элемент.

- Почему меньше или равно? (так как сравниваем с самого себя) .(Учитель раздает домашнюю работу и комментирует)

5) Дома:

1. Найти минимальный элемент двумерного массива, а также номер строки и столбца, содержащие минимальный элемент. Формирование массива, вывод элементов и нахождение минимального элемента попробуйте оформить в виде процедур без параметров;

2. Найти сумму всех элементов двумерного массива.

Учитель: Один из уч-ся рисует блок - схему нахождения максимального элемента, второй пишет полностью программу.( формирования массива и блок-схему берем с доски) Туда кое-что надо добавить?

- А что, именно?

n=4; m=3;

Program Maxsimum;

В var I, j, Max, Imax, Jmax: integer;

Блок-схема нахождения максимального элемента:



Программа: (описании и заполнение берем готовую с таблицы, которая на доске).

Program Maxsimum;

Uses CRT;

const n=4; m=3;

type

Mass=array[1..n,1..m] of integer;

var

a:Mass;

I, j, Max, Imax, Jmax: integer;

begin

Clrscr;

Randomize;

for i:=1 to n do

begin

for j:=1 to m do

begin

a[I,j]:=-50+random(101);

write(a[I,j]:4);

end;

writeln;

end;

Max:=a[1,1];

for i:=1 to n do

for j:=1 to m do

if Max:<=a[i,j] then

begin

Max:=a[i,j];

Imax:=i: Jmax:=j:

end;

Writeln(‘Max=’,Max);

Writeln(‘Imax=’,Imax);

Writeln(‘Jmax=’,Jmax);

Readln;

end.
6) Подведение итогов урока:

- О чем сегодня говорили? Тему урока, поняли?

- Расширили свой кругозор в области использования массивов?

- Хорошо, я довольна Вашими ответами и активным участием на уроке, поэтому выставляю (кто у доски работал -5, а за участие на уроке-4).

- Урок окончен. До свидание!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по информатике на тему iconКонспект урока по предмету "Изобразительное искусство" на тему: "Здравствуй, птица Счастья!"
План-конспект урока на тему «Бумагопластика – квиллинг» в 9 «б» классе «Особый ребёнок»
Конспект урока по информатике на тему iconКонспект урока по информатике на тему: «Графика в Бейсике»
Учебник «Информатика и икт» для 8 класса, /авторы: Босова Л. Л., Босова А. Ю., М: бином «Лаборатория знаний», 2011 г
Конспект урока по информатике на тему iconКонспект урока по информатике и икт на тему: "Представление числовой...
«Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно»
Конспект урока по информатике на тему iconКонспект урока по информатике на тему: «Графика в Бейсике»
При отрицательных значениях начала и конца дуги, соединяются начало и конец точки дуги с центром окружности. Получается сектор
Конспект урока по информатике на тему iconКонспект урока по информатике в 6 классе на тему «Алгоритмы и исполнители»
Способствовать использованию этих понятий при решении задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности...
Конспект урока по информатике на тему iconПлан-конспект урока по информатике для 6 класса на тему «Информация...
Цель урока: дать первичное представление о структуре компьютерной памяти и познакомить с системами счисления
Конспект урока по информатике на тему iconКонспект урока по информатике на тему «Алгоритмы и исполнители»
Цель: Дать учащимся представление о том, что такое здоровый образ жизни, помочь задуматься о необходимости быть здоровым, приобщение...
Конспект урока по информатике на тему iconКонспект урока на тему: «БезОпасный Интернет»
План конспект урока на тему: «БезОпасный Интернет» (9 11 класс) Цель: обеспечение информационной безопасности
Конспект урока по информатике на тему iconКонспект урока. Организационная информация
План – конспект урока математики в 5 классе с применением здоровьесберегающих технологий на тему
Конспект урока по информатике на тему iconУрока по информатике в 7 классе на тему: «Текстовый редактор: назначение и среда»
Цель урока: знакомство учащихся с понятием, назначением и средой текстового реактора
Конспект урока по информатике на тему iconКонспект урока по русскому языку
План-конспект урока по курсу «Информатика, логика, геометрия» на тему: «Зеркальное копирование. Осевая симметрия»
Конспект урока по информатике на тему iconКонспект урока математики в 5 классе с применением здоровьесберегающих...
План – конспект урока математики в 5 классе с применением здоровьесберегающих технологий на тему
Конспект урока по информатике на тему iconРазработка урока по информатике с применением икт на тему «Программирование...
...
Конспект урока по информатике на тему iconКонспект урока-исследования "Обломов и Штольц (по роману И. А. Гончарова "Обломов")" (2 часа)
План – конспект урока развития речи с элементами интеграции на тему «Психологический портрет»
Конспект урока по информатике на тему iconКонспект урока с использованием эор графический редактор Paint. План-конспект...

Конспект урока по информатике на тему iconКонспект урока на тему «Файл и файловая система»
Образовательным стандартом основного общего образования по информатике и икт (2004 г). В соответствии с Базисным учебным планом (федеральный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск