КОНСПЕКТ УРОКА ПО СОДЕРЖАТЕЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИНИИ «ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ» БАЗОВОГО КУРСА «ИНФОРМАТИКА И ИКТ» СТУДЕНТКИ ОАОУ СПО БОРОВИЧСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА ГРУППЫ 5 «И» МАТВЕЕВОЙ АННЫ ГРИГОРЬЕВНЫ Класс: 6
Тема урока: «Единицы измерения информации».
Цель урока: Обобщить знания учащихся о представлении информации в памяти компьютера, дать представление о единицах измерения информации.
Задачи урока:
образовательная: дать учащимся знания о единицах измерения информации, научить находить информационный объем сообщений;
развивающая: развивать познавательный интерес, речь и внимание учащихся, формировать информационную компетентность;
воспитательная: воспитание у учащихся интереса к предмету, доброжелательности, умения работать в коллективе.
Основные понятия: бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: фронтальная.
Методы и приёмы работы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.
Оборудование: персональные компьютеры, карточки.
Литература:
Л.Л.Босова, А.Ю.Босова,Ю.Г.Коломенская. “Занимательные задачи по информатике”. М,БИНОМ ,Лаборатория знаний,2006г.
Л.Босова, Информатика: учебник для 6 класса, М.: “Бином. Лаборатория знаний”, 2004г
Л.Босова, Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса, М.: “Бином. Лаборатория знаний”, 2005г
Этап
| Действия учителя
| Действия учащихся
| Презентация
| Методические пометки
| Организационный
2 минуты
Организация учащихся на работу на уроке.
| Проходите в кабинет, готовьтесь к уроку.
Все приготовились. Встали возле своих рабочих мест.
Здравствуйте, садитесь.
Меня зовут Анна Григорьевна, сегодня я проведу у вас урок информатики.
| Проходят в кабинет, готовятся к уроку.
Взаимное приветствие.
|
| Производится организация учащихся и проверка их готовности к уроку.
| Актуализация опорных знаний
8 минут
–Проверка домашнего задания (взаимопроверка);
–Актуализация ранее изученного материала.
| Давайте вспомним, что вы изучали на предыдущем уроке? Какая была тема?
| «Представление информации в памяти компьютера. Цифровые данные»
|
| Актуализация знаний выстроена в виде фронтальной беседы.
Проверка домашнего задания по образцу. Взаимопроверка учащимися.
| Сейчас я буду задавать вопросы, вы их внимательно слушайте и если знаете ответ – поднимайте руку.
– В каком виде представлена информация в памяти компьютера?
–Какая информация может быть представлена в цифровом виде?
Верно, любая информация может быть представлена в цифровом виде. На предыдущем уроке вы узнали, как графическая информация кодируется в памяти компьютера.
–Как кодируется растровое изображение?
–Как кодируется векторное изображение? Вывод. –Какие задания вам было необходимо сделать дома к сегодняшнему уроку?
Давайте проверим, как вы выполнили домашнее задание.
Откройте тетради и поменяйтесь друг с другом. Карандашом рядом с заданиями ставите + или –. Итак проверяем.
|
Информация в памяти компьютера представлена цифровом виде. В виде последовательностей нулей и единиц.
В цифровом виде может быть представлена любая информация: текстовая, видеоинформация, графическая, аудиоинформация и т.д.
Растровое изображение кодируется в виде двоичного числа цвет каждого пикселя.
Векторное изображение кодируется в цифровом виде последовательность команд для его создания.
№37 (2), №40 (2,3) в рабочей тетради.
Решение заданий демонстрируется на слайде, учащиеся проверяют, ставят + или –.
| Изучение нового материала
15 минут
Формирование новых знаний и способов действий.
Введение основных понятий темы.
| –Какие единицы измерения вы уже знаете?
–А знаете ли вы, как они связаны между собой?
| Учащиеся отвечают на вопросы.
|
|
| Сегодня мы с вами об этом поговорим и узнаем ещё другие единицы измерения информации.
Давайте вместе сформулируем тему урока.
Сегодня мы узнаем, какие бывают единицы измерения информации, и научимся с помощью них находить объем информации. Итак, сегодня наша задача, выяснить, а каковы же единицы измерения информации. – Вам известны единицы измерения длины?
–Как связаны между собой метры и километры? –В чем измеряется масса?
–Как связаны между собой граммы и килограммы? –В чем измеряются углы?
–В чем измеряется время? А в чем же измеряется количество информации? Разгадав кроссворд, вы узнаете самую маленькую единицу измерения информации 1. Как же пишутся программы? На особых языках. А из них простейшим самым ………(БЕЙСИК) числится пока! 2. Под дисплеем – главный блок: Там бежит электроток К самым важным микросхемам. А зовут его … (СИСТЕМНЫЙ) 3. Тут нам надо разобраться. Для чего же этот ящик? Он в себя бумагу тащит И сейчас же буквы, точки, Запятые – строчка к строчке – Напечатает в момент! Очень нужный инструмент. Напечатает картинку Ловкий мастер Струйный ... (ПРИНТЕР) –Посмотрите, какое слово у нас получилось? Бит-это самая маленькая единица измерения информации.
–А какая единица измерения информации следует за ней?
Единицами измерения информации являются биты (0 и 1) и байты. 1 байт – это 8 битов. Существуют еще более крупные единицы измерения информации. –Можете их назвать в порядке возрастания?
бит
байт
Кбайт
Мбайт
Гбайт
Посмотрите на доску. Давайте рассмотрим, на каких носителях какие объемы информации могут быть. –Как связаны между собой бит и байт?
–Как связаны между собой байты и килобайты?
1 бит
1 байт = 8 битов
1 Кбайт (один килобайт) = 1024 байт
1 Мбайт (один мегабайт) = 1024 Кбайт
1 Гбайт (один гигабайт) = 1024 Мбайт
У кого-нибудь есть вопросы?
|
«Единицы измерения информации»
миллиметры, сантиметры, метры, километры
1км=1000м в граммах, килограммах, центнерах, тоннах. 1кг=1000гр градусы
часы, минуты, секунды
БИТ
1байт=8битов
| Первичное закрепление
5 минут
Формирование навыков и умений
| Эта тема не сложная. Все поняли тему.
Теперь давайте попробуем применить эти знания, для решения некоторых заданий.
Задание 1: Переведите в биты 12 байтов.
–Как это выполнить?
–Какое действие необходимо совершить?
Умножение, верно. Какой результат у нас получится? Задание 2: Переведите в байты 24 бита.
–Что больше: бит или байт?
–Если байт больше, а нам необходимо перевести в биты, что мы будем делать? Задание 3: Найдите информационный объем слова КОДИРОВАНИЕ, если известно, что каждый символ, введенный с клавиатуры, несет в себе 1 байт информации КОДИРОВАНИЕ – 11 символов, следовательно, это сообщение несет в себе информационный объем равен… У кого-нибудь есть вопросы? Если есть, поднимите руку.
|
12 байт = 12 * 8 = 96 битов
байт деление
24 бита = 24 : 8 = 3 байта
11*1 = 11 байтов или
11*1*8= 88 битов. Учащиеся задают вопросы, если есть.
|
|
| Домашнее задание
2 минуты
| Откройте дневники, запишите домашнее задание.
1. Найдите информационный объем, который несет в себе ваши ФИО – обязательное для всех Д/з
2. Выполните №43, 44 в рабочей тетради (номера упражнений даются в двоичной системе счисления) – дифференцированное Д/з
3. Найдите информацию о других единицах измерения информации (1 чел) – творческое Д/з
4. Сочините сказку о единицах измерения информации (1 чел) – творческое Д/з.
|
Ученики открывают тетради, записывают домашнее задание.
Определяются ученики, для выполнения творческого задания
|
| Для реализации домашнего задания используется дифференцированный подход. Одно общее задание для всего класса, дифференцированное домашнее задание в рабочей тетради для более сильных учеников. Два творческих задания (исполнитель определяется на уроке).
| Практическая работа
5 минут
| Сейчас я раздам вам листы с заданиями. Вы будете выполнять практическую работу.
Переведите одни единицы измерения информации в другие. Для этого воспользуйтесь Калькулятором. Ответ запишите в Блокноте.
Задание 1: Переведите в биты 1 Кбайт
Задание 2: Переведите в килобайты 8192 бита
Внимательно прочитайте задание. Если нет вопросов, то садитесь за компьютеры и приступайте к выполнению задания.
|
Учащиеся читают задание, задают вопросы. Ученики садятся за компьютеры, выполняют работу.
|
| Задания для практической и памятки с единицами измерения информации
| Заключительный
3 минуты
Подведение итогов урока, выставление оценок за работу на уроке.
| Заканчивайте работу. Садитесь на свои рабочие места.
Давайте вспомним, о чем мы говорили на уроке.
Я буду задавать вопросы, вы внимательно слушайте и отвечайте по поднятой руке.
–Какова минимальная единица измерения информации?
–Что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт?
–Как эти единицы измерения информации связаны между собой?
–Сколько байт содержит 1 Кбайт информации?
Вы сегодня хорошо работали на уроке, молодцы. Послушайте, какие оценки получили за урок…
Оценки за практическую работу, которую вы выполняли за компьютерами, я вам сообщу на следующем уроке.
| Учащиеся завершают работу за компьютерами, сохраняют текстовый документ, садятся за парты.
бит единицы измерения информации
1байт=8бит и т.д… 1 Кбайт=1024 байт
сообщение оценок за урок
|
|
Фронтальный опрос,
беседа.
| |