Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9 им. героя Советского Союза П.Г.Макарова»
г. Алатырь Чувашской Республики
429820, Чувашская Республика, г. Алатырь,
ул. Валадарского, 14,
тел. 2-12-56, 2-39-22
| факс: (83531) 2-12-56
sosh9@galatr.cap.ru
| «Согласовано»
Руководитель МО
________/_______________/
ФИО
Протокол № ___
от « 30» августа 2012г.
| «Согласовано»
Заместитель директора по УВР
________/Минеева Т.А../
ФИО
«30» августа 2012г.
| «Утверждаю»
Директор МБОУ «СОШ №9» _____________/_Марунов В.В../
ФИО
Приказ №
От « 31»августа 2012г.
| Рабочая учебная программа
по информатике и ИКТ
8 класс
за курс основной(общей) школы
Программу составил:
учитель Кущева А.В.
Рабочая программа составлена на основе Авторской программы Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: Рабочая программа: 8 - 9 классы, 2011г.
2012- 2013 учебный год.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта полного общего образования по информатике 2009 года. Рабочая программа по информатике 8 класс конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса.
Структура документа
Рабочая программа по своей структуре соответствует Положению о рабочей программе учителя МБОУ «СОШ №9».
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно действующему в школе учебному плану календарно-тематический план предусматривает в 8 классе обучение в объеме 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Основные задачи курса
Программа курса «Информатика» предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика» на этапе основного общего образования являются:
определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;
владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, учет особенностей различного ролевого поведения).
Большое внимание уделяется формированию у учащихся алгоритмического и системного мышления, а также практических умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий. Практические работы выделены в отдельный раздел Компьютерный практикум, ориентированный на выполнение в операционной системе Windows.
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводится объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.
Содержание учебного курса
1. Техника безопасности. Введение в ОИВТ. – 1 час
Место информатики в научном мировоззрении. Требования техники безопасности и санитарно-гигиенические нормы при работе с компьютером. Основные подходы к определению понятия «информация». Свойства информации (понятность. полезность, достоверность, актуальность, точность, полнота). Информационные процессы.
2. Основы алгоритмизации и программирования. -20 часов
Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека. Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ). Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных. Языки программирования, их классификация.
Правила представления данных. Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы. Этапы разработки программы: алгоритмизация – кодирование – отладка – тестирование. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы.
Практические работы:
Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения.
Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор ветвления.
Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор цикла.
Разработка алгоритма (программы), содержащей подпрограмму.
Разработка алгоритма (программы) по обработке одномерного массива.
Разработка алгоритма (программы), требующего для решения поставленной задачи использования логических операций.
3. Информация. Информационные процессы. – 10 часов
Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знак: форма и содержание. Кодирование информации с помощью языков. Генетический код. Двоичное кодирование информации в компьютере. Кодирование информации в различных знаковых системах.
Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности. Единицы измерения количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации. Количество информации в сообщении.
Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Перевод чисел в позиционных системах счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Представление чисел в компьютере.
Кодирование текстовой информации.
Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. Растровые изображения на экране монитора.
Кодирование звуковой информации. Временная дискретизация.
Хранение информации.
Компьютерный практикум
Вычисление количества информации с использованием компьютерных калькуляторов.
Перевод чисел из одной системы счисления в другую с использованием компьютерных калькуляторов.
Учащиеся должны:
приводить примеры получения, передачи, обработки и хранения информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;
приводить примеры информационных процессов в управлении;
уметь решать задачи на определение количество информации (как меры уменьшения неопределенности знаний и с помощью алфавитного подхода);
знать единицы измерения количества информации;
иметь представление о кодирование генетической информации;
приводить примеры двоичного кодирования информации;
приводить примеры записи чисел в позиционных и непозиционных системах счисления;
знать правила выполнения арифметических операций в двоичной системе счисления;
уметь переводить числа из одной системы счисления в другую.
4. Компьютер как универсальное устройство обработки информации – 12 часов
История развития вычислительной техники. Устройство компьютера: процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память, типы персональных компьютеров.
Данные и программы.
Файлы и файловая система.
Программное обеспечение компьютера: системное и прикладное. Лицензионные, условно бесплатные и бесплатные программы
Графический интерфейс операционной системы и приложений. Представление файловой системы с помощью графического интерфейса. Основные элементы графического интерфейса: рабочий стол, окна, диалоговые панели, контекстные меню объектов.
Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
Компьютерный практикум
Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатуры
Работа с файлами с использованием файлового менеджера
Знакомство с графическим интерфейсом Windows
Разрешающая способность экрана монитора и мыши
Форматирование дискеты
Проверка дискеты
Дефрагментация дискеты
Защита от вирусов: обнаружение и лечение
Учащиеся должны:
знать функциональную схему компьютера;
знать, как характеристики основных устройств компьютера влияют на его производительность;
перечислять состав и назначение программного обеспечения компьютера;
знать назначение и основные функции операционной системы;
уметь работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск);
уметь работать с носителями информации (форматирование, “лечение” от вирусов);
соблюдать правила техники безопасности, технической эксплуатации и сохранности информации при работе на компьютере.
5. Кодирование и обработка текстовой информации – 14 часов
Текстовые редакторы: назначение и возможности. Создание и редактирование документов (вставка, удаление, поиск и замена символов).
Форматирование документов. Параметры страницы (размер, ориентация, поля). Установка параметров символов (шрифт, размер, начертание). Нумерованные и ненумерованные списки. Вставка и форматирование таблиц. Вставка в документ мультимедийных объектов. Редактор формул. Проверка орфографии.
Гипертекст.
Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов.
Системы оптического распознавания документов.
Компьютерный практикум
Создание и редактирование документа.
Форматирование документа по заданному образцу.
Вставка в документ многоуровневого списка.
Вставка в документ таблицы.
Вставка формул.
Проверка орфографии в готовом документе.
Создание мультимедийного документа.
Создание гипертекстового документа.
Работа с компьютерным словарем.
Перевод текста с использованием системы машинного перевода.
Учащиеся должны:
уметь применять текстовый редактор для редактирования и форматирования текстов;
уметь вставлять в документ объекты из других приложений;
уметь создавать типовые документы на компьютере;
уметь использовать системы оптического распознавания, словари и переводчики.
6. Кодирование и обработка числовой информации – 11 часов
Электронные калькуляторы.
Электронные таблицы. Столбцы, сроки, ячейки. Типы данных: числа, формулы и текст. Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции. Сортировка данных. Поиск данных.
Построение диаграмм и графиков.
Компьютерный практикум
Вычисления с использованием электронных калькуляторов.
Ввод формул с использованием абсолютных и относительных ссылок.
Вычисления с использованием встроенных функций.
Сортировка числовых и текстовых данных.
Поиск числовых и текстовых данных.
Построение линейчатой и круговой диаграмм.
Построение графика функции.
Учащиеся должны:
уметь производить вычисления с помощью электронных калькуляторов;
уметь вводить в электронные таблицы числа, формулы и текст;
уметь осуществлять сортировку и поиск данных;
уметь в электронных таблицах строить диаграммы и графики.
Тематическое планирование
№ п/п
| Наименование темы
| Всего часов
| Из них
| практических работ
| контрольных
работ
| 1
| Техника безопасности. Введение в ОИВТ. Место информатики в научном мировоззрении.
| 1
|
|
| 2
| Основы алгоритмизации и программирования
| 20
| 6
| 1
| 3
| Информация и информационные процессы.
| 10
| 2
| 1
| 4
| Компьютер как универсальное устройство обработки информации.
| 12
| 8
| 1
| 5
| Кодирование и обработка текстовой информации
| 14
| 10
| 1
| 6
| Кодирование и обработка числовой информации
| 11
| | |