Скачать 219.32 Kb.
|
Пояснительная записка Рабочая программа к курсу «Информатика для малышей» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и учебным планом МБОУ «СОШ № 58 с углубленным изучением отдельных предметов». Рабочая программа составлена на основе авторской программы по «Информатике» для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы Н. В. Матвеевой, Е. Н. Челак, Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 год. Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. Во втором классе 33 часа (1 часа в неделю). По данной программе занимаются учащиеся классов коррекции IV вида. Все учащиеся при коррекции зрения (ношение очков) имеют 100% зрение. В работе с детьми, имеющими нарушения зрения и зрительного восприятия, компьютер предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы. Курс «Информатика для малышей» позволяет:
Изучение информатики и информационных технологий в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
В данный УМК входят: Учебник «Информатика» 2 класс, Н. Матвеева, Е. Челак, Н. Конопатова. Рабочая тетрадь в 2 частях «Информатика» 2 класс, Н. В. Матвеева, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, Е. Н.Челак. Методическое пособие для учителя. «Обучение информатике» 2 – 4 классы, Н. В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова. Электронное пособие. CD-диски, содержащие учебные и развивающие задания к курсу. Содержание программы Виды информации. Человек и компьютер (8 часов) Человек и информация: мы живем в мире информации; информацию человек воспринимает с помощью органов чувств (глаза, уши, нос, язык, кожа). В мире звуков: мы живем в мире звуков; звуки несут человеку информацию; пример звуковой информации. Какая бывает информация: звуковая, зрительная, вкусовая, тактильная (осязательная), обонятельная; примеры. Источники информации: природные источники информации (солнце, человек, петух, хлеб и т. д.) и искусственные источники информации (колотушка сторожка и пр.) Приёмники информации: люди и животные – приемники различных видов информации (на примерах). Радио и телефон: радио и телефон как устройство для передачи информации; телефон – средство связи и общения. Человек и компьютер: человек создал для себя разные инструменты: орудия труда, музыкальные инструменты, а также компьютер как помощник при работе информацией, например, с текстовой и графической. Тестирование по теме «Виды информации. Человек и компьютер». Учащиеся должны понимать: - что в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, её называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой; - что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, её называют текстовой, числовой, графической, табличной; - что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде; - что человек, природа, книги могут быть источниками информации; - что человек может быть и источником информации, и приёмником информации; знать: - правила работы с компьютером и технику безопасности; уметь: - пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, магнитофоном, компьютером. Кодирование информации (9 часов) Носители информации: звук, бумага, береста, камень, снег и следы на снегу, электронные носители, любые предметы (на примерах). Кодирование информации: звуковое кодирование; рисуночное письмо, буквенное кодирование и иероглифы. Алфавит и кодирование информации: греческий и латинский алфавиты как основа алфавитного письма. Английский алфавит и славянская азбука: происхождение и использование. Письменные источники информации: папирусы, свитки, книги, архивы. Разговорный и компьютерный языки: люди разговаривают на естественном языке; современный человек создал искусственные (формальные) языки, построенные на строгих правилах; компьютерный алфавит. Текстовая информация: древние тексты, современные тексты (на примерах). Тестирование по теме «Кодирование информации». Учащиеся должны понимать: - что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, её называют текстовой, числовой, графической, табличной; - что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других); знать: - что данные – это закодированная информация; - что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами; - как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы); уметь: - кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия. Числовая информация (7 часов) Числовая информация: способы счета предметов и древности, человек и информация - это форма представления информации и способ кодирования информации. Время и числовая информация: число как способ представления информации о времени, даты, календарь, текущая дата. Число и кодирование информации: число несет в себе информацию о размере предметов, о расстоянии, о времени; с помощью чисел можно закодировать текстовую информацию. Код из двух знаков: звуковое двоичное кодирование информации; письменное двоичное кодирование. Помощники человека при счете: абак, счеты, арифмометр, калькулятор, компьютер. Память компьютера: электронная лампа, ламповая память. Контрольная работа по теме «Числовая информация и компьютер». Учащиеся должны знать: - что данные – это закодированная информация; - что информацию можно представить числами; - как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них в виде чисел; уметь: - представлять в тетради и на экране компьютера информацию об объекте числами; - кодировать информацию числами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия; - называть и описывать различные помощники человека при счёте и обработке информации (счётные палочки, абак, счёты, калькулятор и компьютер). Данные и компьютер (8 часов) Текст и текстовая информация: воспринимать информацию из текста могут только люди и животные, текст имеет смысл. Текст и его смысл: слово – это цепочка букв, имеющая смысл; влияние знаков препинания на смысл текста; замена буквы в слове и смысл слова; шрифт. Передача текстовой информации: почта, средства доставки писем, электронная почта. Обработка текстовой информации: текст как цепочка компьютерных символов текст в памяти компьютера, компьютерный (электронный) текст. Контрольная работа по теме «Текстовая информация». Учащиеся должны понимать: - что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде; знать: - что данные – это закодированная информация; - что информацию можно представить текстом; - как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них в виде текста; уметь: - представлять в тетради и на экране компьютера информацию об объекте в виде текста; - работать с текстами на экране компьютера. Резерв 1 час. Достичь планируемых результатов мне поможет пройденная курсовая подготовка и методическая тема, над которой я работаю в межаттестационный период. Моя методическая тема: «Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе как средство формирования универсальных учебных действий у учащихся классов коррекции IV вида». Методическая тема школы «Развитие проектировочной деятельности педагогов и учащихся в рамках ФГОС». Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках урочной деятельности (математика, русский язык, технология) и внеурочной деятельности («Умники и умницы»). Курсовая подготовка:
Тематический план учебного курса
Тематическое планирование
|