Скачать 1.29 Mb.
|
Муниципальная средняя общеобразовательная школа №3 г. Южи Ивановской области 155630, Ивановская область, г. Южа, ул. Советская, д.20, т./факс (49347) 2-12-30, e-mail: msoh3@mail.ru
Основная образовательная программа начального общего образования на основе УМК «Перспектива» на 2011-2014 годы С О Д Е Р Ж А Н И Е.
на основе ФГОС и с учетом УМК «Перспектива»……………….... 13
на основе ФГОС и с учетом УМК «Перспектива»………………… 33
включенных в УМК «Перспектива» ……………………………….. 47
обучающихся на ступени начального общего образования на основе ФГОС и с учетом УМК «Перспектива»…………………. 47
образа жизни на основе ФГОС и с учетом УМК «Перспектива»… 60
деятельности в УМК «Перспектива»……………………………….. 66
освоения основной образовательной программы начального общего образования…………………………………………………. 70 «Эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой − системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия для реализации основной образовательной программы образовательного учреждения».
Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Поэтому впервые в истории образования необходимо учить личность, начиная со ступени начального общего образования, постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают ее успешную учебную и внеучебную деятельность, формировать готовность осваивать требования основного и полного среднего образования, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути и соответствующей способностям, общественным потребностям профессии. Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания. Необходимость разработки образовательной программы начальной школы связана с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. Следствием быстрого обновления знаний становится требование непрерывного образования на основе умения учиться. В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Сегодня происходит изменение парадигмы образования — от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика. Начальное образование выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребенка как субъекта, уже способного определить цель, смысл и ценность требований современной культуры к учебной, семейно-бытовой, досуговой деятельности человека. Формируемые на данной ступени навыки обеспечивают не только дальнейшее развитие ребенка, но и активное восприятие и осмысление текущей повседневной жизни, получение радости от умелого проявления жизненных сил, приобретаемых в процессе взросления знаний и умений. Актуальность предлагаемой программы заключается в том, что умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия. Образовательная программа начальной школы направлена на удовлетворение потребностей: • учащихся — в программах обучения, стимулирующих развитие познавательных и творческих возможностей личности; • общества и государства — в реализации программ развития личности, направленных на формирование способностей к продуктивной творческой деятельности в сфере науки, культуры, общественных отношений, которые обеспечат в будущем становление интеллектуальной элиты; • Южи— в сохранении и развитии традиций родного города. Образовательная программа начального общего образования МСОШ №3 создана с учетом особенностей и традиций учреждения, предоставляющих большие возможности учащимся в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности различной направленности. Специфика контингента учащихся определяется тем, что большинство будущих первоклассников посещают «Школу будущего первоклассника» при МСОШ №3 и имеют начальный уровень сформированности УУД:
Специфика кадров МСОШ №3 определяется высоким уровнем профессионализма, большим инновационным потенциалом, ориентацией на успех в профессиональной деятельности, в развитии творческих способностей. Большинство педагогов и членов администрации прошли обучение по вопросам введения ФГОС и владеют современными образовательными технологиями. Педагоги имеют успешный опыт разработки и внедрения инновационных проектов и программ, умеют осуществлять мониторинг экспериментальной деятельности и рефлексивный анализ ее хода и результатов. 1.2.Портрет выпускника начальной школы. Анализ результатов анкетирования учащихся, родителей и учителей выявил важнейшие черты выпускника:
Образ выпускника — доброжелательный и коммуникабельный, осознанно выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни; готовый обучаться в средней школе. 1.3. Цель программы. Создание условий для формирования у учащихся базовых навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и полного общего среднего образования, раскрытие интеллектуальных и творческих возможностей личности учащихся через освоение фундаментальных основ начального образования. 1.4. Задачи программы: 1. Создавать условия для формирования внутренней позиции школьника и адекватной мотивации учебной деятельности. 2. Обеспечивать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся. 3. Развивать коммуникативные качества личности школьника. 4. Способствовать совершенствованию регулятивных и познавательных учебных действий обучающихся. 5. Продолжать создание в ОУ развивающей предметной среды. 6. Вводить в педагогический процесс разные виды детского творчества (самодеятельные игры, техническое и художественное моделирование, экспериментирование, словесное творчество, проектная деятельность). 7. Приобщать детей к краеведческим знаниям и национальной художественной культуре. 1.5. Основные принципы построения программы:
Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы на основе анализа деятельности Муниципальной средней общеобразовательной школы №3 г. Южи Ивановской области с учетом возможностей Учебно-методического комплекта «Перспектива». Образовательная программа «Перспектива» представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающая определенное направление деятельности образовательного учреждения. Единство этих программ образует завершенную систему обеспечения жизнедеятельности, функционирования и развития конкретного образовательного учреждения. Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”. Это: – гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; – воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; – единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; – общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников; – обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития; – формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира; – формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; – содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности. Целью реализации образовательной программы «Перспектива» является:
Задачи реализации образовательной программы «Перспектива»: Достижение личностных результатов учащихся:
Достижение метапредметных результатов обучающихся: Освоение универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных). Достижение предметных результатов: Освоение опыта предметной деятельности по получению нового знания, его преобразования и применения на основе элементов научного знания, современной научной картины мира. Идеологической основой УМК «Перспектива» является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», направленная на формирование у подрастающего поколения системы ценностей гуманизма, созидания, саморазвития, нравственности как основы успешной самореализации школьника в жизни и труде и как условия безопасности и процветания страны. Дидактической основой УМК «Перспектива» является дидактическая система деятельностного метода (Л.Г. Петерсон), синтезирующая на основе методологического системно-деятельностного подхода неконфликтующие между собой идеи из современных концепций развивающего образования с позиций преемственности научных взглядов с традиционной школой Методической основой является совокупность современных методов и приемов обучения и воспитания, реализуемых в УМК «Перспектива» (проектная деятельность, работа с информацией, мир деятельности и пр.). Учебники эффективно дополняют рабочие и творческие тетради, словари, книги для чтения, методические рекомендации для учителей, дидактические материалы, мультимедийные приложения (DVD-видео; DVD-диски со сценариями уроков, реализующих деятельностный метод обучения; CD-ROM диски; презентационные материалы для мультимедийных проекторов; программное обеспечение для интерактивной доски и др.), Интернет-поддержка и другие ресурсы по всем предметным областям учебного плана ФГОС.
Общие сведения об ОУ (паспорт).
Школа работает в социально-культурной среде центра города в относительной удаленности от промышленных предприятий, в микрорайоне, в котором активное жилищное строительство завершилось более 20 лет назад, что обуславливает отрицательную динамику прироста населения, сокращение количества детей школьного возраста. В ближайшем окружении (10-15 мин пешего хода) находятся 2 общеобразовательные школы – это обуславливает высокий уровень конкуренции в привлечении обучающихся в школу. За 99 лет своего существования школа зарекомендовала себя в районе как образовательное учреждение с высоким уровнем и качеством знаний, высоким процентом поступления в вузы, возможностью предоставления на базе школы обучающимся широкого спектра занятий по интересам. Традиционно поддерживается тесная связь со специализированными учреждениями, с учреждениями социокультурной сферы и учреждениями дополнительного образования, которые находятся в непосредственной близости:
В настоящее время с большинством вышеназванных учреждений города школа имеет договоры о сотрудничестве и программы совместных действий, что позволяет обеспечить в достаточной степени удовлетворение интеллектуальных, эстетических, спортивных потребностей учащихся. Сложившаяся система отношений позволяет в значительной степени удовлетворять потребности учащихся в дополнительном образовании, но оставляет достаточно много открытых вопросов. Ученики хотят, чтобы в школе было интересно учиться, чтобы к ним относились с уважением, видели в них личность, чтобы можно было общаться друг с другом, хотят быть успешными и получить качественное образование. По результатам анкетирования выявлены потребности учащихся: 1. изучение информационно-коммуникативных средств обучения 2. изучение иностранного языка 3. углубление уровня профориентационной работы, знакомство с современными профессиями, выезды в профессиональные учебные заведения 4. увеличения разнообразия спортивных кружков и секций 5. участие в общественной жизни школы, класса 6. уверенность в успешном поступлении в ВУЗы, Сузы, ПТУ, ПУ Родители – реальные субъекты социального заказа в образовательном процессе. Являются соучастниками образовательного процесса, информированы о современных тенденциях в образовании, готовы помогать школе. В результате опроса родителей, были выявлены следующие потребности: 1. обеспечение качественной подготовки в ВУЗы 2. поддержать ребенка в трудной ситуации, поощрить, закрепить его достижения 3. чтобы ребенок был успешным 4. увеличение количества учебных предметов 5. уменьшение перегрузки детей 6. должен получить основное образование 7. воспитание культурно-развитой личности 8. обеспечение досуговой деятельности 9. занятия ребенка в кружках, спортивных секциях 10. сохранение здоровья ребенка 11. просто находился в школьном пространстве Таким образом, родители хотят видеть в детях: 1.личность, обладающую прочными знаниями 2. личность с хорошей эрудицией и вкусом, раскованную и трудолюбивую 3. профессионально направленную личность с развитыми творческими способностями 4. личность, умеющую принимать решения с учетом жизненных обстоятельств и реализовывать свои способности наиболее выгодными для себя и окружающих способами, стремящуюся к постоянному успеху. III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной программы начального общего образования. В тексте ФГОС начального общего образования отражены основные положения планируемых результатов начального общего образования. К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены: - личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; - метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные); - предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
|