№ урока.
Дата.
| Разделы примерной программы (стандарты второго поколения).
Тема урока.
| Тип урока
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Вид и
формы контроля
| УУД
|
Чтение-34ч
|
1
| Самое великое чудо на свете 2ч. Рукописные книги Древней Руси.
| Урок изучения нового материала.
| Научно-популярный текст. Монолог как форма речевого высказывания. Подготовка сообщения на основе статьи учебника.
| Находить необходимую информацию в книге.
Обобщать полученную информацию по истории создания книги.
Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации.
| Теку-щий.
| Характеризовать текст: представлять, предполагать (антиципировать) текст по заголовку, теме, иллюстрациям.
Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему):логично и последовательно строить высказывание, формулировать главную мысль.
|
| Первопечатник Иван Фёдоров.
| Урок изучения нового материала.
| Фотографии, рисунки, текст-объекты для получения необходимой информации.
Монолог как форма речевого высказывания Подготовка сообщения о первопечатнике Иване Фёдорове. Оценка достижений.
| Находить необходимую информацию в книге.
Готовить сообщение о первопечатнике Иване Фёдорове.
| Теку-щий.
| Читать про себя: осознавать прочитанный текст, выделять в тексте основные логические части; отвечать на вопросы, используя текст.
Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): логично и последовательно строить высказывание, формулировать главную мысль.
|
2
| Устное народное творчество
Русские народные песни. Обращение к силам природы. Лирические народные песни. Шуточные народные песни.
| Урок изуче-ния нового материала.
| Жанровое разнообразие произведения для чтения: малые формы (колыбельные песенки, потешки, пословицы и поговорки, загадки).
Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения.
| Различать виды устного народного творчества.
Воспроизводить наизусть текст русских народных песен.
| Теку-щий.
| Читать выразительно литературные произведения, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста. Сравнивать малые фольклорные жанры.
|
|
| Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.
| Урок изучения нового материала.
| Отбор и использование изобразительно-выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) для создания собственного устного высказывания; воплощение своих жизненных впечатлений в словесном образе; самостоятельное построение композиции собственного высказывания.
Создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).
| Отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности.
Принимать участие в коллективном сочинении сказок.
| Теку-щий
| Сравнивать малые фольклорные жанры.
Конструировать устное сочинение: передавать замысел автора, главную мысль произведения, выразительные средства языка.
Презентовать устное сочинение.
|
| Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.
| Комби-нированный урок.
| Виды текста: художественные, учебные, научно-популярные.
| Называть виды прикладного искусства.
| Теку-щий
| Сравнивать тексты (учебный, художественный, научно-популярный): определять жанр, выделять особенности, анализировать структуру, образные средства.
Объяснять смысл заглавия произведения.
|
3
| Русская народная сказка.
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Особенности волшебной сказки.
| Урок изучения нового материала.
| Жанры произведений: сказки. Тема произведения. Главная мысль произведения. Развитие действия (сюжетная линия текста. Характеристика героев сказки. Иллюстрации к сказке И.Билибина. Сравнение художественного и живописного текстов.
| Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно).
Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события.
Делить текст на
части.
Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке.
Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев.
Называть основные черты характера героев.
Характеризовать героев произведения.
Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги.
Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства.
| Теку-щий.
| Читать вслух, про себя: осознавать прочитанный текст, выделять в тексте основные логические части; отвечать на вопросы, используя текст. Определять тему, главную мысль произведения; находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора.
Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять опорные слова, определять главную мысль произведения.
Пересказывать текст художественного произведения: подробно (с учетом всех сюжетных линий); кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий); выборочно (отдельный фрагмент, описание героев произведения).
Участвовать в драматизации.
|
4
| Русская народная сказка «Иван-Царевич и Серый Волк».
Особенности волшебной сказки.
| Урок изуче-ния нового материала.
| Литературные понятия: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор, сюжет, тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою, рассказчик. Иллюстрации к сказке В Васнецова и И.Билибина. Сравнение художественного и живописного текстов.
| Теку-щий.
|
| Русская народная сказка.
«Сивка-Бурка».
Особенности волшебной сказки.
| Урок изучения нового материала.
| Жанры произведений: сказки. Тема произведения. Главная мысль произведения. Развитие действия (сюжетная линия текста. Характеристика героев сказки. Иллюстрации к сказке В Васнецова. Сравнение художественного и живописного текстов.
| Теку-щий.
|
5
| Поэтическая тетрадь 1 – 3ч
Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я.Смоленского.
Русские поэты 19-20 веков.
| Урок изуче-ния нового материала.
| Деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Понимание заглавия произведения. Подробный (передача основных мыслей текста) пересказ научно-популярного текста.
| Прогнозировать содержание раздела.
Пересказывать научно-популярный текст.
| Теку-щий.
| Сравнивать тексты (учебный, художественный, научно-популярный): определять жанр, выделять особенности, анализировать структуру, образные средства.
Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять опорные слова, определять главную мысль произведения.
|
| Ф.И.Тютчев
«Весенняя гроза». «Листья».
Звукопись, её художественно-выразительное значение.
| Урок изуче-ния нового материала.
| Чтение художественного произведения с переходом на выразительное исполнение: чтение с выделением смысловых пауз, интонации.
Олицетворение –средство художественной выразительности.
Выразительное чтение стихотворных произведений.
Использование выразительных средств: интонации, темпа речи, тембра голоса, паузы.
Чтение наизусть стихотворений.
| Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов (ритмом), находить рифмующиеся слова.
Определять различные средства выразительности.
Использовать приемы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).
Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения.
| Теку-щий
| Читать выразительно литературные произведения, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста. Характеризовать текст: представлять, предполагать (антиципировать) текст по заголовку, теме, иллюстрациям; определять тему, главную мысль произведения; находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора.
|
6
| Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья».
| Урок развития речи.
| Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях типа текста-повествования.
| Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности.
| Теку-щий.
| Создавать письменный текст: определять тему своего будущего письменного высказывания (о чем бы я хотел сказать).
Определять тип высказывания (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение), отбирать целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста.
|
|
| Картины природы. А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…». «Зреет рожь над жаркой нивой…»
| Урок изуче-ния нового материала.
| Средства выразительности. Выделение их в тексте. Определение значения в художественной речи (с помощью учителя).
Эпитеты-слова, рисующие картины природы. Выразительное чтение стихотворений.
| Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов (ритмом), находить рифмующиеся слова.
Определять различные средства выразительности.
Использовать приемы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).
Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения.
| Теку-щий.
| Читать выразительно литературные произведения, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста. Объяснять смысл заглавия произведения, выбирать заголовок произведения из предложенных учителем, учащимися класса.
Наблюдать: находить в тексте сравнения, олицетворения, эпитеты.
|
7
| Подвижные картины природы.
И.С.Никитин «Полно, сиепьмоя…». «Встреча зимы». Заголовок стихотворения.
| Урок изуче-ния нового материала.
| Средства выразительности. Выделение их в тексте. Определение значения в художественной речи (с помощью учителя). Олицетворение- как прием создания картины природы. Подготовка сценария утренника «Первый снег».
| Теку-щий.
|
| И.З.Суриков «Детство». «Зима». Сравнение.
| Урок изучения нового материала.
| Использование выразительных средств: интонации, темпа речи, тембра голоса, паузы.
Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении.
| Теку-щий.
|
8
| Великие русские писатели - 7ч
А.С.Пушкин.
«Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина».
| Урок изуче-ния нового материала.
| Монолог как форма речевого высказывания: отбор и использование изобразительно-выразительных средств языка. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина».
| Составлять связное высказывание по тексту учебника.
| Теку-щий.
| Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): логично и последовательно строить высказывание, формулировать главную мысль.
Создавать (устно) текст (небольшой рассказ) с учетом особенностей слушателей.
|
| Лирические стихотворения.
«Уж небо осенью дышало»; «В тот год осенняя погода»; «Опрятней модного паркета». «Зимнее утро». «Зимний вечер».
| Урок изучен-ия нового материала.
| Выразительное чтение стихотворных произведений.
Настроение стихотворения. Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение. Звукопись, её выразительное значение. Прием контраста как средство создания картин.
| Различать лирическое и прозаическое произведения.
Называть отличительные особенности стихотворного текста.
Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения).
| Теку-щий.
| Читать выразительно литературные произведения, используя интонации, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста.
Наблюдать: находить в тексте сравнения, олицетворения, эпитеты.
|