Скачать 461.71 Kb.
|
Бовтенко М.А. Методические материалы к курсу «Компьютерная лингводидактика» Рекомендации по созданию интерактивных упражнений с помощью программы-оболочки «Hot Potatoes» (Версия 6.0. 1998 - 2003) (для начинающих пользователей) © 2004. Новосибирский государственный технический университет. Институт дистанционного образования. Центр лингвометодических информационных ресурсов Содержание 1. Общие сведения о программе 1.1. О программе Hot Potatoes – инструментальная программа-оболочка, предоставляющая преподавателям возможность самостоятельно создавать интерактивные задания без знания языков программирования и привлечения специалистов в области программирования. С помощью программы можно создать 10 типов упражнений на различных языках по различным дисциплинам с использованием текстовой, графической, аудио- и видеоинформации. Особенностью этой программы является то, что созданные задания сохраняются в стандартном формате веб-страницы: для их использования ученикам необходим только веб-браузер (например, Internet Explorer); поэтому ученикам не нужна программа Hot Potatoes: она требуется только преподавателям для создания и редактирования упражнений. Программа широко используется во всем мире для создания заданий для изучения любых дисциплин. 1.2. Авторы программы Программа разрабатывалась в 1997-2003 г.г. в Центре информационных технологий в гуманитарном образовании Университета Виктории, Канада (http://web.uvic.ca/hcmc). Авторы программы: Stewart Arneil – HTML, JavaScript, программирование для Macintosh Martin Holmes – HTML, JavaScript, программирование для Windows (http://www.mholmes.com) Hilary Street (компания «Interdesign Media») – графика. Martin Holmes является автором последней, 6 версии программы, выпущенной в октябре 2003 года. 1.3. Основные блоки программы Упражнения создаются с помощью 5 блоков программы (каждый блок может рассматриваться как самостоятельная программа): 1. JQuiz – Викторина – вопросы с множественным выбором ответа (4 типа заданий). 2. JCloze – Заполнение пропусков. 3. JMatch – Установление соответствий (3 типа заданий). 4. JCross – Кроссворд. 5. JMix – Восстановление последовательности. Все упражнения выполняются в режиме тренировки (режим тестирования предусмотрен только для вопросов с множественным выбором ответа). Результат выполнения заданий оценивается в процентах. Неудачные попытки приводят к снижению оценки. Шестая версия программы содержит также дополнительный блок Masher (Инструменты), который позволяет объединять созданные упражнения и другие учебные материалы в тематические блоки, уроки и учебные курсы. 1.4. Стоимость и условия использования программы Программа предлагается в бесплатном (при соблюдении определенных условий) и платном варианте. Бесплатно программа может использоваться государственными некоммерческими образовательными учреждениями при условии, что созданные с помощью программы учебные материалы будут находиться в Интернете в свободном доступе. Блок программы «Инструменты» является платным – он приобретается и регистрируется отдельно от программы. Платной программа является в случае: 1. Использования коммерческими образовательными учреждениями. 2. Взимания платы за использование созданных материалов. 3. Ограничения доступа к материалам тем или иным способом (единственное возможное ограничение – использование пароля при размещении упражнений на сайте www.hotpotatoes.net) 4. Использования в полном объеме дополнительного блока программы «Инструменты». Коммерческими вопросами, связанными с распространением программы, занимается компания Half-Baked Software Inc. (http://www.halfbakedsoftware.com). 1.5. Технические и программные требования Для создания упражнений в среде Windows необходимо:
* Знание языка гипертекстовой разметки документа (HTML) и JavaScript предоставляет больше возможностей для изменения конфигурации заданий – см. раздел «Для продвинутых пользователей» (For Power Users) справочной информации по работе с программой (Help), но не является обязательным требованием для создания упражнений.
Для работы студентов необходим только веб-браузер. Сама программа студентам НЕ НУЖНА. 1.6. Установка программы Программу можно скопировать с главной страницы сайта http://web.uvic.ca/hrd/hotpot В разделе Downloads при обращении к ссылке Hot Potatoes for Windows 98/ME/NT4/2000/XP (version 6.0.3, self-extracting, auto-installing zip file) программа копируется в папку Hotpot 6.0, в которую входят 3 файла: Для установки программы нужно запустить файл setup (двойным щелчком левой кнопки мыши) и следовать инструкциям по установке. При установке программы все файлы копируются в папку программы, никаких установок на уровне системы не происходит. Для удаления программы используется стандартная процедура удаления программ (Пуск – Панель управления – Установка и удаление программ). 1.7. Регистрация программы Регистрация программы бесплатная. Незарегистрированная копия программы предоставляет ограниченные возможности (например, можно создать не более 2 вопросов в упражнении и т.п.); Зарегистрированная копия позволяет не только использовать все функции программы (за исключением блока «Инструменты»), но и своевременно получать дополнительную информацию о новых версиях программы. Зарегистрировать программу можно на странице регистрации на сайте. На страницу регистрации модно выйти 1. с главной страницы сайта программы; 2. по адресу http://web.uvic.ca/hrd/hotpot/register.htm; 3. после установки программы – из главного меню. Для этого нужно:
* Если на одном компьютере с программой будет работать несколько пользователей, необходимо установить метку (т.е. щелкнуть левой кнопкой мыши в пустом квадратике – в нем появится галочка) рядом с сообщением «I am a network administrator …» (Регистрация всех пользователей данного компьютера).
* Если Вы не хотите получать дополнительную информацию о программе, сделайте отметку в соответствующем пункте бланка. После получения по электронной почте имени пользователя и регистрационного кода необходимо:
После регистрации в меню «Help» (Справка) не будет подпункта «Register» (Регистрация), а в подпункте «About» (О программе) будет указано имя пользователя, на которого зарегистрирована программа. 1.8. Интерактивный учебник по работе с программой Для тех, кто впервые приступает к работе с программой, ее разработчиками подготовлен интерактивный учебник на английском языке, работая с которым можно выполнить упражнения, созданные с помощью программы, и самостоятельно создать одно из заданий. Учебник запускается из главного меню: «Help» (Справка) – «Tutorial» (Учебник). 1.9. Использование различных языков Язык упражнений (тексты упражнений, формулировок заданий и обратной связи) – любой, поддерживаемый стандартом Юникод. Русский язык в 6 версии программы поддерживается операционными системами Windows 2000 и Windows XP. Язык интерфейса программы по умолчанию английский. Другой язык можно установить при первом обращении к программе или изменить в любой момент, открыв файл с переводом интерфейса на нужный язык: меню «Options» (Настройки) – «Load interface file» (Загрузить файл интерфейса). Восстановление исходного (английского) языка интерфейса осуществляется с помощью меню «Options» (Настройки) – «Reset Default Interface» (Восстановить первоначальный язык интерфейса). Можно также сделать собственный перевод интерфейса, открыв окно «Translate the interface» (Перевести интерфейс) в этом же пункте меню«Options» (Настройки). * Подробнее о переводе интерфейса см. в разделе «Для продвинутых пользователей» в справочной информации по работе с программой В седьмой версии программы авторы планируют возможность настройки языка интерфейса. 2. Создание упражнений Основные этапы Создание упражнения включает несколько этапов:
Кроме того, созданные упражнения и ответы можно
Назначение кнопок на панели инструментов Кнопки на панели инструментов позволяют реализовать быстрый доступ к основным операциям создания упражнений, представленных в различных пунктах меню программы:
а также ряду дополнительных функций:
Кроме того, в ряде блоков программы на панель инструментов выносятся и другие кнопки – для быстрого доступа к операциям, необходимых только для создания определенных типов упражнений (например, автоматическое создание сетки кроссворда в JCross, выполнение заданий с помощью перемещения мышью в JMatch, вставка гиперссылок, рисунков, объектов и др.) 2.1. Ввод данных
Подробные инструкции по работе с каждым типом заданий приведены в разделе 3. 2.2. Настройка конфигурации В программе предусмотрена возможность дополнительной настройки конфигурации упражнений, которая включает настройки общие для всех заданий и дополнительные настройки, связанные со спецификой каждого типа упражнений. Вход в режим настройки конфигурации осуществляется с помощью пункта меню «Options» (Настройки) – подпункт «Configure Output» (Конфигурация упражнения) или соответствующей кнопки на панели инструментов. Чаще всего используемые общие для всех заданий настройки позволяют изменить:
|