Скачать 203.88 Kb.
|
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение Наверное, каждый может вспомнить, как сам прибегал к красноречивым взглядам и жестам или "читал" ответ на лице собеседника. Такая информация пользуется большим доверием. В 5-м классе на уроке русского языка по теме «Развитие речи. Речевая ситуация» нам рассказывали о том, что люди общаются между собой с помощью речи. Тут же у нас возник вопрос, а как же глухонемые люди? Они же общаются с помощью жестов, а не пользуются словами и слышать не могут. Значит, и с помощью жестов можно общаться. Почему же тогда мы больше используем слова, а не жесты. Мы стали наблюдать, и увидели, что не все люди, которые говорят, применяют жесты. Кто-то из учителей пользуется жестами при объяснении нового материала, а кто-то нет. Почему? Данная проблема заинтересовала нас, и мы решили исследовать её. Когда мы стали знакомиться с источниками, у нас сразу возник ряд вопросов:
Исходя из этого, мы определили: Объект исследования: ученики и учителя школы №3. Предмет исследования: жесты человека. Цель исследования: Установление особенности общения с помощью жестов в школе, в деловой среде, при объяснении материала Задачи:
Гипотеза: Мы предполагаем, что пользоваться жестами нужно, особенно, когда объясняешь материал, чтобы было понятней, но пользоваться жестами надо умеренно. Актуальность работы: Мы решили исследовать тему: «Зачем используются жесты на уроках при объяснении материала». С одной стороны, мы хотим получить знания по данной теме и в дальнейшем активно применять их на любых уроках и во внеурочной (например, проектной) деятельности. А с другой стороны, навыки и умения, полученные в ходе исследовательской работы, мы сможем использовать и на других предметах. Наконец, в нашем багаже появится очень важный инструмент для невербального общения – жесты. Методы исследования:
а) Словарь С.И. Ожегова [5, 440] трактует так: «ОБЩЕНИЕ» - взаимные сношения, деловая или дружественная связь. «КОММУНИКАЦИЯ, -и, ж. 1. Путь сообщения, линия связи (спец.). Воздушные, водные коммуникации. Подземные коммуникации. 2. Сообщение, общение (книжн.). Речь как средство коммуникации. Средства массовой коммуникации (печать, радио, кино, телевидение), || прил. коммуникационный, -ая, -ое (к 1 знач.) и коммуникативный, -ая, -ое (ко 2 знач.). Коммуникационные линии. Коммуникативные функции». б) Словарь Д.И. Ушакова [12, 356] «ОБЩЕНИЕ, общения, мн. нет, ср. (книжн.). Взаимные сношения, связь. Тесное общение». в) Словарь иностранных слов под ред. _И .В. Лехина трактует так термин «Коммуникация» [12, 240] «Коммуникация – 1) путь сообщения (напр. воздушная к., водная к.); 2) форма связи (напр., телеграф, радио, телефон); 3) акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанные на взаимопонимании ; сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц ; 4) массовая к.- процесс сообщения информации Итак, общение — это необходимый обмен опытом, знаниями, мыслями, чувствами. И на уроке мы также обмениваемся всем этим. На уроках в классе должна быть официальная обстановка. И учитель передаёт нам знания в деловой среде. Мы понимаем деловую среду как соблюдение правил и норм делового общения. Как передать и понять информацию на уроках лучше, эффективнее, то есть так, чтобы поняли все? На этот вопрос нам надо ответить.
Получая информацию на уроках, мы часто не замечаем, что кроме слов учителя пользуются жестами и другими несловесными (невербальными) средствами. Жесты, мимика, интонации — важнейшая часть делового общения. Порой с помощью этих средств (их называют невербальными) можно сказать гораздо больше, чем с помощью слов. «Вербум» в переводе с латинского – слово. Вербальные средства общения – словесные. Невербальные средства общения – мимика, жесты, поза, интонация. Эти средства изучал психолог и писатель Аллан Пиз. Невербальное общение, по словам Аллана Пиза, австралийского писателя, автора книги «Язык телодвижений», - это «язык жестов, включающий такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы» [1, 25]. Этот учёный утверждает также, что «хотя мнения специалистов в оценке точных цифр расходятся, можно с уверенностью сказать, что более половины межличностного общения приходится на общение невербальное. Поэтому слушать собеседника означает также понимать язык жестов» [1, 79]. Аллан Пиз делится своими наблюдениями: «Чарли Чаплин и другие актеры немого кино были родоначальниками невербальной коммуникации, для них это было единственным средством общения на экране. Каждый актер классифицировался как хороший или плохой, по тому, как он мог использовать жесты и другие телодвижения для коммуникации. Когда стали популярными звуковые фильмы и уже меньше внимания уделялось невербальным аспектам актерского мастерства, многие актеры немого кино ушли со сцены, а на экране стали преобладать актеры с ярко выраженными вербальными способностями» [1, 158]. В разных исследованиях разработано различное деление невербальных средств общения, к которым относят все движения тела, интонация, мимика.
Нас заинтересовали жесты и их роль в общении. Словарь Д.И. Ушакова [12, 145] трактует так: «ЖЕСТ, жеста, м. (фр. geste). 1. Телодвижение, особенно движение рукою, сопровождающие речь для усиления ее выразительности или заменяющее ее. Оратор подкреплял свою речь энергичными жестами. Кивок головой - обычный жест согласия. Он погрозил шалуну выразительным жестом. Язык жестов. 2. перен. Поступок, совершаемый с каким-н. умыслом, с показной целью; поведение, продиктованное какими-н. целями, выгодами (преимущ. шутл. или ирон.). Благородный жест. Это всего лишь жест». Когда мы проанализировали это определение, то задали себе вопрос: «А можно ли общаться только с помощью жестов? Могут ли жесты заменить речь?» На сайте «Справочник автомобилиста» http://avtowiki.com мы нашли такое утверждение: «Довольно часто водители используют жестикуляцию руками. Например, когда вам хотят сказать, что у вас спущено колесо, вам в воздухе опишут круг рукой и укажут вниз. Если рукой укажут на обочину, то вам лучше сделать остановку, так как ваш автомобиль неисправен. Если рукой укажут на дверь, то она у вас не закрыта полностью или в дверном проеме застрял какой-то предмет. Когда ладонью бьют по воздуху, тогда у вас что-то с багажником». Но тут мы подумали, а как же и жестикулировать и вести машину одновременно? Это точно неудобно и небезопасно. Именно поэтому можно прийти к выводу, что всё же речь и световые сигналы в этом случае при нынешней скорости лучше. Хотя и игнорировать роль жестов в опасной ситуации на дороге нельзя. Наверное, каждый может вспомнить, как он сам прибегал к красноречивым взглядам и жестам или "читал" ответ на лице собеседника. Такая информация пользуется большим доверием. Если между двумя источниками информации (вербальным и невербальным) возникает противоречие: говорит человек одно, а на лице у него написано совсем другое, то, очевидно, большего доверия заслуживает невербальная информация. Немного статистики. Австралийский специалист Алан Пиз утверждает, что с помощью слов передается 7% информации, звуковых средств— 38%, мимики, жестов, позы — 55% [1, 1]. Другой учёный Дэвид Левис (Льюис) [19, 7], изучающий жесты, считает, что приблизительно 10% - это вербальное воздействие значением слов, 30% - это воздействие высотой, мелодичностью и ритмом голоса, 60% - это визуальное воздействие жестами, взглядами, мимикой, поворотами туловища и манерой поведения. Язык жестов, к сожалению, не преподают. Хотя в своей школьной жизни мы часто используем жесты. Нередко можно услышать, что, например, руки нужно не "девать", а умело использовать при коммуникации с собеседником. Выразительные движения — язык души. «Говорить человек может что угодно, а вот глаза и руки его обязательно выдадут, они ничего не могут скрыть и расскажут гораздо больше, чем слова». [1, 4]. Частота жестикуляции определяется культурными нормативами. Английский психолог Майкл Арчил [4, 30], изучая язык жестов во время своего кругосветного путешествия, установил, что на протяжении часового разговора финн прибегает к жестикуляции в среднем один раз, итальянец — 80, француз — 120, а мексиканец —180 . Русские, по наблюдению психологов, отличаются относительной сдержанностью и используют примерно 40 жестов в час. Язык французов и латиноамериканцев наиболее экспрессивен, и жестикулируют они двумя руками. Понимая, что язык жестов зависит от множества факторов, перейдем к доказательству наших гипотез и исследованиям общеизвестного языка жестов между учителем и учеником. Иными словами, не только важно, что говорится, а как это делается. Слушают не речь, а человека. И мы задумались, почему у одного учителя, дети слушают всегда, даже не всегда вслушиваясь в то, что он говорит. А у другого шумят, разговаривают, отвлекаются, даже если он рассказывает интересные вещи. В чём тут дело? Тогда мы решили провести ряд наблюдений о роли жестов в общении. А также провести эксперимент и посмотреть, как будут воспринимать ученики и учителя одну и ту же информацию с помощью жестов, а как - без жестов. Кроме того мы решили провести ряд наблюдений: смогут ли ученики и учителя понять человека только с помощью жестов, то есть без слов. Для этого нами была проведена игра «Пойми меня без слов». Мы хотели в результате не просто заинтересовать своим исследованием многих учеников и учителей тем, что жесты очень важны для общения, но и составить список жестов, которые стоит употреблять при эффективном общении и список жестов, которые не нужно использовать, если хотим добиться результата от беседы.
Жесты о многом говорят. Они могут быть сигналом к окончанию встречи или иметь прямо противоположное значение и свидетельствовать о заинтересованности в беседе Автор многих популярных книг о невербальных компонентах общения доктор Дэвид Левис (Льюис) выделяет четыре типа жестов в зависимости от их предназначения [19, 12]. Мы показываем в приложении фото учеников и учителей школы №3 с примерами различных жестов (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Первый тип жестов — жесты-символы. К ним относится, например, довольно распространенный сегодня во многих странах мира американский символ "ОК", означающий "все хорошо", "все в порядке (Приложение-Фото11). Однако этот жест нельзя считать общепринятым. Например, во Франции он может означать ноль, а в Японии — деньги [1, 2]. Другие жесты-символы еще в большей степени ограничены рамками той или иной культуры или местности, причем эта специфичность может проявляться двояко. Для обозначения какого-либо понятия в одной культуре может быть определенный символ, в то время как в другой — подобный символ отсутствует вовсе. Так, в Саудовской Аравии поцелуй в макушку означает извинение. В Иордании и некоторых других арабских странах проведение по зубам ногтем большого пальца символизирует ограничение финансовых возможностей. В России жест качание головы сверху вниз означает согласие, «ДА», а в Болгарии наоборот «НЕТ». Второй тип жестов — жесты-иллюстраторы, используются для пояснения сказанного (Приложение-Фото12, Фото13). С помощью такого жеста усиливаются те или иные моменты сообщения, ключевые моменты беседы подчеркиваются и в результате лучше запоминаются. Распространённым примером этому может служить указание направления рукой (Приложение-Фото14, Фото15). Интенсивность жестикуляции зависит от темперамента. Третью группу составляют жесты-регуляторы. Они играют очень важную роль в начале и конце беседы. Один из таких жестов-регуляторов — рукопожатие. Это традиционная и древнейшая форма приветствия. В деловом мире рукопожатие используется не только при приветствии, но также как символ заключения соглашения, знак доверия и уважения к партнеру. Жесты-регуляторы позволяют поддержать беседу или указать на ее окончание. Например, частые кивки головой означают необходимость ускорить беседу, не отвлекаться на частности и пояснения, а медленные — показывают заинтересованность в беседе, согласие с партнером; немного приподнятый вверх указательный палец — стремление прервать на данном месте партнера, возразить ему, вернуться к другой теме и т.п. (Приложение-Фото7). Наконец, четвертую группу составляют жесты-адапторы, сопровождающие обычно наши чувства и эмоции. Они напоминают детские реакции и проявляются в ситуациях стресса, волнения, становятся первыми признаками переживаний. Так, если человек, расстроен или сомневается, он может теребить мочку уха или одежду (Приложение-Фото3), а в затруднительных ситуациях — почесывать затылок. Эту группу жестов делят на «открытые» и «закрытые». Руки выдадут вас или расскажут вам многое. Наполеоновская поза (руки сложены на груди) – защитная позиция или негативное состояние (Приложение-Фото1). Прикосновение раскрытыми ладонями к груди – жест честности и открытости. Закладывание рук за спину с захватом запястий – свидетельство неудовлетворенности, попытки взять себя в руки (Приложение-Фото4, Фото5). Поднятые руки с раскрытыми ладонями, направленными в сторону собеседника, говорят о прямоте, откровенности человека (Приложение-Фото6). Если же ладони смотрят вниз, а руки совершают покачивающиеся движения вверх-вниз – жест говорит о стремлении успокоить, остановить человека или группу людей (Приложение-Фото7). Сжатые в кулаки пальцы – свидетельства враждебности, закрытости (Приложение-Фото8, 8А). Подпирание ладонью щеки – демонстрация скуки (Приложение-Фото9, Фото10). Поглаживание подбородка свидетельствует о раздумье, желании принять решение. Постукивание пальцами – о нетерпении. Движение руки поперек тела к другой руке, лихорадочное прикосновение пальцами к часам, обручальному кольцу, к пуговице на рукаве – о стремлении замаскировать неуверенность, нервозность. Перекрещивание ног также говорит о негативном или оборонном отношении человека. "Двойной замок", когда ваш собеседник ушел в себя, осознанно отключился от разговора, - это закинутая нога на ногу и скрещенные на груди руки. Если при разговоре человек закинул ногу на ногу и обхватил закинутую ногу руками - готовьтесь к трудному разговору с упрямым человеком. Если обвил ногами ножки стула - неуверен в себе и будет лгать. Жесты лжи по-детски просты - защита рукой рта (прямолинейная ложь), прикосновение к носу (замаскированная ложь), потирание века или уха, почесывание уха (желание укрыться, отгородиться от собственной лжи). Когда собеседник не уверен в своих доводах, но не намерен отступать в силу различных обстоятельств, он крутит мочку уха (реже - когда желает высказаться, но вынужден молчать), оттягивает воротничок рубашки или несколько раз почесывает шею. «Как слова состоят из букв, так и жесты "складываются" в определенный текст», - подчёркивает Алан Пиз [1, 30].
Первый этап нашей работы включал в себя опрос учеников школы (70 человек: 5-11-е классы) с целью выявления актуальности темы и изучения роли жестов в деловом общении на уроке по вопросам (вопросы разрабатывали мы сами) (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) Выводы по опросу:
И мы решили всё же выяснить: «Влияют ли жесты на восприятие информации, нового материала?» Второй этап нашей исследовательской деятельности был направлен на то, чтобы определить, как жесты влияют на восприятие информации окружающими людьми. Для этого мы записали 2 видеосюжета и провели с ними эксперимент. В одном видеоролике девочка (Кожемякина Алина) рассказывала о том, какие стили речи существуют без жестов, просто перечислила, проговорив текст: «В русском языке выделяются пять стилей речи. Два основных стиля (книжный и разговорный) и книжный делится на 4 подстиля (художественный, публицистический, официально-деловой, научный)». На втором ролике тот же текст проговаривается с помощью жестов: показывается рука и каждый стиль – это один палец (Видеоролики в Приложении-Видео). Двум классам (5Б и 5А) был показан первый ролик. После мы попросили повторить текст. Из 40 человек повторило только 11 человек (27,5%) и то с ошибками. 6А и 6Б классам был показан второй ролик (с жестами). Из 40 человек повторило правильно (дословно) его содержание, тоже пользуясь жестами 11 человек (35%). 5«Б» классу были показаны оба ролика. После показа первого ролика без жестов только 20% учеников запомнили информацию, а с жестами 24% учеников повторили информацию с первого раза. Причём весь класс был уверен, что им предложили совсем другой текст: «Второй текст легче, слова в нём проще, запоминается лучше». На самом деле тексты были абсолютно одинаковые, но во время проговаривания второго текста использовались жесты. Мы представляем результаты эксперимента в виде таблицы:
Результаты исследования подтверждают, что жесты влияют на восприятие нами смысла сказанного, на понимание информации. В ходе эксперимента мы поняли, чтобы добиться более полного донесения смысла сказанного, необходимо пользоваться жестами. Если хочешь добиться успеха в рассказе, в устном выступлении перед одноклассниками и учителями, пользуйся определёнными жестами. Третьим этапом исследовательской деятельности мы взяли интервью у нескольких педагогов и взрослых лиц, чтобы определить влияет ли жестикуляция человека на восприятие того, о чём он говорит. Мы взяли интервью у нескольких педагогов и учеников МКОУ «Ужурская СОШ №3» (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3). Заданы были следующие вопросы:
После интервью, мы пришли к выводу: большинство учителей и учеников считают, что с жестами лучше запоминается речь говорящего, его лучше понимают. Однако не все верно определяют, что такое жесты, а некоторые объединяют жесты с позой, мимикой. Опрошенные знают мало жестов, не задумываются о их значении, что убедило нас в актуальности нашей темы. Выводы:
Рекомендации:
Итак, полезно научиться использовать положительные, «открытые» жесты для успешного общения с другими людьми, и избавиться от жестов, несущих отрицательную, негативную окраску. Список использованной литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ФОТО1 ФОТО2 ФОТО3 ФОТО4 ФОТО5 ФОТО6 ФОТО7 ФОТО8 ФОТО8А ФОТО9 ФОТО10 ФОТО11 ФОТО12 ФОТО12 ФОТО13 ФОТО14 ФОТО15 ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Интервью с педагогами и ученицей 9 класса школы №3 О.А. Шабалина, директор школы №3, отметила, что жестикуляция в меру только помогает, а излишняя жестикуляция мешает и раздражает. «Когда я принимаю, как работодатель, на работу человека, я не хочу, чтобы он много жестикулировал. Мне приятна сдержанность в работнике. Когда он начинает много жестикулировать, суетиться, мне кажется, что меня обманывают. Однако когда я слушаю ученика, который защищает проект или реферат, то мне яснее, когда он умеет пользоваться жестами. Жестами нужно учить пользоваться». А. В. Макарова, ученица 9 «Б» класса, ответила, что жесты – это движения частями тела. На следующий вопрос она ответила так: смотря в каком разговоре. А на третий ответила «я часто пользуюсь жестами и они мне помогают.» «Когда слушаю кого-либо, то часто обращаю внимание на движения, я легко понимаю человека, который пользуется жестами и знаю много жестов, в основном пользуюсь жестами рук и киванием головой». Л. Л. Позднякова, классный руководитель 6 класса «А», учитель русского языка и литературы, отвечала на вопросы так: «Я думаю что жесты – это движение всеми частями тела, если подумать, то жестами нужно пользоваться при разговоре, мне помогают жесты при разговоре, а слушать легче, смотря как человек жестикулирует, в редком случае мне мешают жесты слушать его, да, я знаю немало жестов, разными частями тела». Г.И. Новикова, учитель физкультуры, отвечала на вопросы так: «Я думаю что жесты – это движение руками, глазами и ногами, жестами нужно пользоваться, и жесты помогают передать мысль. Я в редком случае обращаю внимание на жесты людей при разговоре. Мне не мешают жесты слушать человека, я знаю совсем мало жестов, потому что я просто не обращаю на них внимания». Т. А. Гашкова, учитель начальных классов, считает, что правильные ответы звучат так «жесты – это движения частями тела в основном глазами, руками, головой и мимикой, ну иногда и нужно, иногда не совсем они нужны, хотя я их очень часто использую, но не обращаю на них внимания. Да, я обращаю внимание на жесты человека, мне не мешают жесты человека его слушать, я очень мало знаю жестов». О. Н. Тюфякова, учитель русского языка, ответила на наши вопросы так: «жесты – это мимика , движение частями тела. Жесты помогают, но, смотря какие жесты и как на них реагируешь, мне помогают жесты и очень часто, особенно на уроках, не очень много жестов, но вот такие, например, успокойтесь (ладони опущены вниз), садитесь (ладони опускаются вниз)». Много интересного нам рассказала Ильченко Нина Ивановна, учитель физики. Во внешности человека она предпочитает интеллигентность, сдержанность в жестах, хорошие манеры. |
Календарно-тематическое планирование № п/п Темы разделов программы,... Темы разделов программы, темы уроков, лабораторные работы, экскурсия, цели уроков | Рекомендации студенту по выполнению рефератА (курсовой работы) Процесс... Выбор темы является весьма ответственным этапом выполнения реферата (курсовой работы), тема выбирается студентами самостоятельно... | ||
Контрольная работа должна содержать тезис или тезисы, которые выносятся... Этика как наука о морали. Предмет, структура, функции этики. Нормативный характер этики | Темы для самостоятельной учебно-исследовательской работы студентов... Современные психологические исследования резервных возможностей психики новорожденного | ||
Программа по дисциплине «Философия» Представлены темы лекций и краткое содержание, вопросы к семинарским занятиям, основная и дополнительная литература, примерные вопросы... | «Основные логические элементы» Данный урок является частью темы «Алгебра логики». Необходимость изучения данной темы обусловлена значением переключательных схем... | ||
Темы контрольных работ и рефератОВ, а также методические рекомендации... Выбор студентом темы контрольной работы, реферата осуществляется по последней цифре номера зачётной книжки | Содержание темы «Клеточный уровень» Основные положения темы: Наука цитология, цели, методы изучения. История развития цитологии. Клеточная теория. Научное и ненаучное... | ||
Сроки изучения темы Тема практической работы (лабораторной работы, диктанта, сочинения, изложения и т п.) | Сроки изучения темы Тема практической работы (лабораторной работы, диктанта, сочинения, изложения и т п.) | ||
Темы вашего учебного проекта Автор: Рыбкин В. Р., к ф н., доцент кафедры социальной работы и организации работы с молодёжью | Темы для рефератов при выполнении итоговой квалификационной работы по программам повышения Принципы работы, фирмы-производители специализированного узкопрофильного оборудования | ||
Омф ноу «мфпу «Синергия» Кафедра информационных технологий и математики... Пример: № зачетной книжки: ом з м 0 1 – 1439, первый вопрос темы №1, второй вопрос темы №. 4, третий вопрос темы №3, четвёртый вопрос... | План работы на 2013 год Основные темы и направления работы библиотек Самая сложная из групп пользователей – молодёжь. Цель всей нашей индивидуальной и массовой работы – повышение общего уровня культуры,... | ||
Методические рекомендации к написанию научно-исследовательской работы Выбор темы «История театров Царицына, Сталинграда, Волгограда», так как в рамках одной работы вряд ли удастся достаточно глубоко осветить весь... | С. С. Кабанова, Н. С. Буслова г. Тобольск, тгспа им. Д. И. Менделеева... Автор: Рыбкин В. Р., к ф н., доцент кафедры социальной работы и организации работы с молодёжью |