Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 228.26 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/2
Дата публикации26.03.2014
Размер228.26 Kb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > Информатика > Учебное пособие
  1   2
Тема: Научно-методические основы реализации содержательной линии «Основы алгоритмизации и программирования».
1. Лекция преподавателя (готовится в электронном варианте для самостоятельного изучения студентами с последующей проверкой знаний)
Основные вопросы, рассматриваемые на лекции:

1. Цели и задачи изучения основ алгоритмизации и программирования в школьном курсе информатики. Значение проблемы формирования алгоритмического стиля мышления учащихся.

2. Обязательный и вариативный уровни усвоения учебного материала по изучаемому разделу.

3. Методические особенности изучения базовых понятий алгоритмизации и программирования.

4. Программные средства учебного назначения в поддержку изучения основ алгоритмизации и программирования.

Литература:

  1. Лаптев, В. В. Методическая система фундаментальной подготовки в области информатики: теория и практика многоуровневого педагогического университетского образования / В.В. Лаптев, М.В. Швецкий.– СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2000.– 508 с.

  2. Лапчик, М. П. Методика преподавания информатики:
    Учебное пособие для студентов пед. вузов / М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер; под общ. ред. М. П. Лапчика.– М.: Академия, 2001. – 624 с.

  3. Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям. Базовый уровень. – М., 2004.

  4. Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям. Профильный уровень. – М., 2004.

  5. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Метод. пособие.– М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000

  6. Софронова, Н. В. Теория и методика обучения информатике: учебное пособие — М.: Высшая школа, 2004. – 138 с.

  7. Угринович, Н. Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе: методическое пособие/ Н. Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. – 139 с.

  8. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования // Вестник образования. – 2004. – №10.

  9. Элективные курсы в профильном обучении. Образовательная область «Информатика» / Министерство образования РФ, Национальный фонд подготовки кадров. – М.: Вита-Пресс, 2004. – 112 с.


1. Вопрос о роли алгоритмизации должен решаться исходя из основных целей обучения в школе вообще. Одна из таких целей – развитие мышления учащихся. Исходя из этого, обучение алгоритмизации можно рассматривать и как промежуточный шаг в обучении программированию, и в большей степени, (начиная даже с пропедевтических курсов) как средство развития мышления.

Таким образом, изучение алгоритмизации в школьной информатике может иметь два целевых аспекта: первый – развивающий аспект, под которым понимается развитие алгоритмического (ещё говорят операционного) мышления учащихся, второй – программистский аспект. Вопрос о месте и объёме программирования в базовом курсе остаётся дискуссионным. В различных версиях обязательного минимума этот вопрос решался по-разному.

Здесь также можно выделить два аспекта в изучении программирования в школе. Первый связан с усилением фундаментальной компоненты курса информатики. Ученикам даётся представление о том, что такое языки программирования, что представляет собой программа на языках программирования высокого уровня, как создаётся программа в среде современной системы программирования. Также получив представления о языках машинных команд, о языках высокого уровня, ученики будут осознанно воспринимать понятие «трансляция».

Второй же аспект носит профориентационный характер. Изучение в рамках школьного курса позволяет ученикам испытать свои способности в программировании. Безусловно, в большей степени эту задачу можно решать на профильном уровне курса информатики, на элективных курсах, связанных с программированием, в старших классах школы.

2. В учебном стандарте и обязательном минимуме по информатике для основной школы содержание алгоритмической линии определяется через следующий перечень понятий: алгоритм, свойства алгоритмов; способы записи алгоритмов, блок-схемы; алгоритмические конструкции; логические значения, операции, выражения; разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Здесь также определены требования к уровню подготовки выпускников:

- в результате изучения раздела ученик должен знать/понимать основные свойства алгоритма; типы алгоритмических конструкций: следствие, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма

-уметь выполнять и строить простые алгоритмы.

Примерная программа по информатике и информационным технологиям (составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса конкретного образовательного учреждения, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, необходимый для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся), отводит на изучение раздела «Алгоритмы и исполнители» 19 учебных часов, в том числе 6 практических работ:

Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека.

Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).

Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.

Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных.

Языки программирования, их классификация.

Правила представления данных

Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы. Этапы разработки программы: алгоритмизация – кодирование – отладка – тестирование.

Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы.

Практические работы:

  1. Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения.

  2. Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор ветвления.

  3. Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор цикла.

  4. Разработка алгоритма (программы), содержащей подпрограмму.

  5. Разработка алгоритма (программы) по обработке одномерного массива.

  6. Разработка алгоритма (программы), требующего для решения поставленной задачи использования логических операций.

На схеме (приложение) представлена структура основных понятий содержательной линии «Алгоритмизация и программирование», которая разделена на две ветви: ветвь алгоритмизации и ветвь программирования. Эти ветви имеют общую часть, которая начинается с блока «Алгоритмы работы с величинами». Из схемы, в частности, следует, что основой методики обучения алгоритмизации и программированию является методика структурного программирования. Структура ветви программирования носит характер обобщённой методической схемы, которая применима при любом уровне изучения программирования. На разных уровнях изучения может отличаться глубина и степень подробности раскрытия различных разделов схемы.

Таким образом, базовая подготовка в области информатики относительно разделов алгоритмизации и программирования, включает рассмотренный выше круг вопросов, а освоение учебного материала обеспечивает учащимся возможность:

- уяснить (на основе анализа примеров) смысл понятия алгоритма, узнать свойства алгоритма, понять возможность автоматизации деятельности человека при исполнении алгоритмов;

- освоить основные алгоритмические конструкции (цикл, ветвление, процедура), применение их для построения алгоритмов решения учебных задач;

- получить представление о «библиотеке алгоритмов», научиться использовать библиотеку для построения более сложных алгоритмов;

- получить представление об одном из языков программирования (или учебном алгоритмическом языке), использовать этот язык для записи алгоритмов решения простых задач.

После изучения темы учащиеся должны:

- понимать сущность понятия алгоритма, знать его основные свойства, иллюстрировать их на примерах конкретных алгоритмов;

- понимать возможность автоматизации деятельности человека при исполнении алгоритмов;

- знать основные алгоритмические конструкции и уметь использовать их для построения алгоритмов;

- определять возможность применения исполнителя для решения конкретной задачи по системе команд, строить и исполнять на компьютере алгоритм для учебного исполнителя (типа «черепахи», «робот» и др.);

- записывать на учебном алгоритмическом языке (или языке программирования) алгоритм решения простой задачи;

- иметь представление о переменной как участке памяти ЭВМ;

- иметь представление о массиве как совокупности однотипных данных;

- понимать характер изменения параметра в процессе выполнения цикла;

- понимать процесс выполнения программ, содержащих обращение к подпрограммам;

- знать атрибуты переменной (имя, тип, значение);

- знать стандартные функции, правила определения функций пользователя;

- знать правила записи и порядок выполнения логических выражений;

- знать правила определения подпрограмм и обращения к ним;

- знать правила описания массивов данных;

- уметь описать процесс задания значения переменной с помощью оператора присваивания;

- уметь описать форматы простейших операторов, обеспечивающих ввод данных с клавиатуры и вывод символов на экран;

- уметь описать форматы стандартных функций, типы аргументов, типы значений; определять функции пользователя, использовать их в выражениях;

- уметь описать формат условного оператора и порядок выполнения его в полном и неполном вариантах; записывать простые разветвляющиеся алгоритмы в виде программ;

- уметь описать формат операторов организации циклов; записывать простые циклические алгоритмы в виде программ;

- уметь описать формы графических операторов; использовать эти операторы для создания простых изображений;

- уметь организовывать ввод/вывод массива данных; различать индекс и значение массива;

- владеть простейшими приёмами отладки программ.

3.Понятие «алгоритм» является центральным, существует множество определений этого понятия. В первом учебнике А.П.Ершова приводится следующее определение: «Под алгоритмом понимают понятное и точное предписание (указание) исполнителю совершить последовательность действий, направленных на достижение указанной цели или на решение поставленной задачи». Указание на выполнение каждого отдельного действия названо командой, а «совокупность команд, которые могут быть выполнены исполнителем, называется системой команд исполнителя». В качестве основного свойства алгоритма подчёркивается формальный характер работы исполнителя при его выполнении. Отсюда делается вывод о том, что исполнителем алгоритма может быть автомат (машина, робот). На этой идее основан принцип программного управления работой компьютера, поскольку программа – это и есть алгоритм, представленный на языке, «понятном» компьютеру – на языке программирования. Сформулированные в учебнике понятия явились дидактической основой для раскрытия темы алгоритмизации во всех последующих учебниках информатики.

В учебнике И.Г. Семакина приводится определение алгоритма как последовательности команд, управляющих работой какого- либо объекта (последний назван объектом управления или исполнителем алгоритма). Учебник Н.Д. Угриновича «Информатика. Базовый курс. 9 класс» - Алгоритм – это конечная последовательность действий, описывающая процесс преобразования объекта из начального состояния в конечное, записанная с помощью точных и понятных исполнителю команд»

Очень важна в разделе «Алгоритмизация» роль Исполнителя алгоритма. Идея Исполнителя как устройства, выполняющего команды, восходит к знаменитой черепашке Пейперта. Во всех случаях Исполнители используются как методическое средство, позволяющее ввести основные понятия алгоритмизации и начать решать задачи в наглядной среде, освобождённой от излишних математических и других трудностей, т.е. Исполнителя используют как средство, «очищенное от всего».

Исполнитель – объект, изменяющий своё состояние под воздействием последовательности поступивших извне команд (программы) в соответствии с некоторой договорённостью. Важно понять, чем характеризуется исполнитель: среда, система команд, элементарное действие, отказы.

Среда или обстановка – «место обитания» исполнителя. Например, среда Робота – бесконечное клетчатое поле, ориентированное по сторонам горизонта, стены и закрашенные клетки на поле.

Система команд исполнителя. Каждый исполнитель может выполнять команды только из некоторого конечного списка - системы команд исполнителя. Для каждой команды должны быть описаны условия применимости и результаты её выполнения.

На уроке, посвящённом понятию исполнителя алгоритмов, учитель должен донести до учащихся следующие идеи.

Во-первых, человек далеко не единственный исполнитель алгоритмов. Во-вторых, любой исполнитель состоит из устройства управления и «рабочего инструмента». В-третьих, каждый исполнитель алгоритмов обладает ограниченным набором допустимых действий. В-четвёртых, для решения одних и тех же задач исполнители с более «бедным» набором допустимых действий требуют более сложных и подробных алгоритмов. В-пятых, разные классы задач требуют разных наборов допустимых действий разных исполнителей.

Дополним общее направление содержания образования, описанное выше, относительно раздела программирования. Достаточно хорошо известна методика изучения языков программирования с целью практического их освоения. Эта методика опирается на структуру самого объекта изучения – языка программирования, которая отражена на схеме. Цель в освоении практического программирования – научить грамотно программировать несложные практические задачи, дать представление о современной технологии программирования и о технико-экономических аспектах разработки и эксплуатации сложных программных комплексов. Компьютерная грамотность включает знание в общих чертах основных понятий алгоритмизации и программирования (языки, алгоритмы и программы, структура программ и данных, задачи и спецификации, проверка правильности программ, сложность задач). Составной частью компьютерной грамотности является программирование, понимаемое не как совокупность профессиональных умений и навыков, а как культура формирования разветвлённых планов действий и построения машинных исполнителей. В свою же очередь задача обеспечения компьютерной грамотности имеет вспомогательный и подчинённый характер по отношению к задаче формирования информационной культуры.

Наиболее целесообразно для начального знакомства с языками программирования использовать язык Паскаль, созданный в 1971 году Никлаусом Виртом как учебный язык. Основной принцип, заложенный в нём – это поддержка структурной методики программирования. Этот же принцип лежит в основе учебного алгоритмического языка. По сути дела, расхождение между алгоритмическим языком и Паскалем состоит в следующем: алгоритмический язык – русскоязычный, Паскаль – англоязычный; синтаксис Паскаля определён строго и однозначно в отличии от сравнительно свободного синтаксиса алгоритмического языка.
Конечно, учитель может выбрать и язык Бейсик из-за привычки к нему или при отсутствии системы программирования на Паскале. Но в этом случае возникают серьёзные методические проблемы: как аккуратно отразить концепцию типов данных и структурную методику программирования на Бейсике? В принципе, известно, как это делать, но для неопытного учителя это может оказаться проблемой.

Поскольку в базовом курсе ставится только лишь цель первоначального знакомства с программированием, то строгого описания языка программирования не требуется. Основной используемый метод – демонстрация языка на примерах простых программ с краткими комментариями. Некоторые понятия достаточно воспринять ученикам на «интуитивном уровне». Наглядность такого языка, как Паскаль, облегчает это восприятие. Кроме того, пониманию помогает аналогия между Паскалем и русскоязычным алгоритмическим языком. Для выполнения учениками несложных самостоятельных заданий достаточно действовать методом «по образцу».

Учитель может задуматься над проблемой: как лучше связать изучение методов построения алгоритмов работы с величинами и языка программирования. Здесь возможны два варианта:

1) сначала рассматриваются всевозможные алгоритмы, для описания которых используются блок-схемы и алгоритмический язык, а затем – правила языка программирования, способы перевода уже построенных алгоритмов в программу на этом языке;

2) алгоритмизация и язык программирования осваиваются параллельно.

Опыт показывает, что теоретическое изучение алгоритмизации и программирования, оторванное от практики, малоэффективно. Ни одну более или менее сложную программу нельзя считать правильной и процесс её написания законченным, если он не проверен путём исполнения. Велика обучающая роль исполнения программ – это в конце концов приводит к сознательному и прочному усвоению конструкций и правил алгоритмического языка. Учителю надо знать, что привить учащимся навыки программирования можно только путём обучения учащихся самостоятельно исполнять их. В информатике не всегда выгодно гнаться за количеством упражнений. Гораздо важнее решить немного задач, но так, чтобы они все были понятны учащимся.

Исполнение программ – очень эффективная форма контроля знаний учащихся. Исполнение программ можно также сделать средством активизации деятельности учащихся на уроке. Воспитательное значение исполнения программ заключается в том, что учащиеся приучаются к аккуратности, внимательности, к умению доводить начатое дело до конца. Развивается логическое и рациональное мышление.

Желательно, чтобы ученики как можно раньше получили возможность проверять правильность своих алгоритмов, работая на компьютере. А для этого им нужно знакомиться с языком программирования, осваивать приёмы работы в системе программирования. На первых этапах рекомендуется не отказываться от ручной трассировки алгоритма. Этот приём помогает ученикам «почувствовать» процесс исполнения, увидеть свои ошибки, допущенные в алгоритме. Когда же они станут более опытными программистами, например, осваивая элективный курс программирования в профильных классах старшей школы, тогда можно будет отказаться от ручной трассировки.

Обучение программированию должно проводиться на примерах типовых задач с постепенным усложнением структуры алгоритмов. По признаку алгоритмической структуры их можно классифицировать так:

- линейные алгоритмы: вычисления по формулам, всевозможные пересылки значений переменных;

- ветвящиеся алгоритмы: поиск наибольшего или наименьшего значений из нескольких данных; сортировка двух-трёх значений; диалог с ветвлениями;

- циклические алгоритмы: вычисление сумм и произведений числовых последовательностей, циклический ввод данных с последующей обработкой.

Подобно задачам по теме «Алгоритмизация», задачи в теме «Программирование» можно разбить на следующие типы:

- исполнение программы;

- найти ошибку в программе;

- определить, каков результат выполнения программы;

- усложнение задачи;

- построить математическую модель, составить алгоритм, написать программу, проверить её.

Рекомендуется при решении задач в классе использовать методы проблемного изложения.

На практике преимущественно урок строят по следующей схеме:

фронтальная работа с классом (проверка домашнего задания, выполнение устных упражнений)-10 минут;

объяснение нового материала -15 минут;

работа за компьютером, выполнение заданий – 20 минут.

4. Организационные формы и средства обучения можно использовать как и на любом другом уроке (часто их называют традиционные). Однако большие надежды на повышение эффективности и качества обучения информатике и информационно-коммуникационным технологиям (в том числе и при изучении рассматриваемого раздела «Алгоритмизация и программирование») возлагаются на педагогические программные средства (ППС) или программные средства учебного назначения, на использование в учебном процессе цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). Что это за новый вид учебно-методического обеспечения? Каковы их типы и назначение? Имеются различные подходы к классификации ППС. Одна из них делит программные средства учебного назначения согласно их дидактической цели:

-демонстрационные программы предназначены для наглядного предъявления учащимся отдельных элементов учебного материала, иллюстрации новых понятий учебного предмета, показ определённых процессов и явлений;

к категории демонстрационных программных средств относится широкий диапазон учебно-ориентированных программ: от простейшей программы, демонстрирующей отдельные элементы языка программирования, статические схемы и графики, до сложных программных средств, воспроизводящих динамические сюжеты по темам курса;

-обучающие программы осуществляют процесс передачи ученику определённых знаний и обеспечивают некоторыми внутренними средствами необходимый уровень их освоения, устанавливаемый с помощью обратной связи;

- программы-тренажёры используются для отработки и закрепления новых понятий и операционных навыков учащихся;

программа обеспечивает достижения поставленных целей, как правило, путём неоднократного предъявления школьнику одних и тех же элементов содержания или навыков;

- контролирующие программы представляют собой специальную категорию тестирующих программ, предназначенных для контроля уровня знаний учащихся;

одно из возможных применений контролирующих программ – для самоконтроля учебной деятельности;

- игровые программы учебного назначения - важнейшее их свойство – повышение мотивации;

- имитационно-моделирующие программы основываются на уникальной способности компьютера моделировать сложные процессы и явления, визуально воспроизводя их сущность на экране в наглядной графической форме;

здесь компьютер расширяет возможности учебного процесса в принципиально новых направлениях, экспериментируя с воссоздаваемой компьютером моделью, изучая её свойства и недостатки, учащиеся много узнают о конкретной изучаемой научной модели, о преимуществах и недостатках моделей в целом;

-информационно-справочные системы учебного назначения предназначены для оперативного вывода необходимой информации по запросу школьника.
Подготовка отчета по материалам лекции:

Лекция преподавателя изучается студентами самостоятельно. Для подготовки отчета устанавливается срок (на усмотрение преподавателя до 1 недели). Примерная схема отчета приводится ниже:
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск