Лекция №1
Информатика. Предмет и задачи Термин информатика возник в 60-х годах во Франции для названия области человеческой деятельности, занимающейся автоматизированной обработкой информации с помощью электронных вычислительных машин. Французский термин Informatique образован путем слияния слов Informacion (информация) и Automatique (автоматика) и означает «информационная автоматика или автоматизированная переработка информации». Кроме Франции этот термин используется в ряде стран Восточной Европы. В большинстве стран Западной Европы и США используется термин - Computer Science (наука о средствах вычислительной техники).
Бурное развитие микропроцессорной техники, которая появилась в середине 70-х годов, привело к тому, что информатика выделилась в самостоятельную область науки, занимающейся изучением свойств информации, а также процессами ее передачи и обработки.
В 1978 году международный научный конгресс официально закрепил за понятием "информатика" области, связанные с разработкой, созданием, использованием и материально-техническим обслуживанием систем обработки информации, включая компьютеры и их программное обеспечение, а также организационные, коммерческие, административные и социально-политические аспекты компьютеризации — массового внедрения компьютерной техники во все области жизни людей.
Таким образом, информатика базируется на компьютерной технике и немыслима без нее.
Существует множество определений информатики, что связано с многогранностью ее функций, возможностей, средств и методов. Можно предложить такую трактовку:
Информатика – это область человеческой деятельности, связанная с процессами преобразования информации средствами вычислительной техники и взаимодействия этих средств со средой применения.
Предметом информатики - является изучение общих закономерностей свойственным информационным процессам.
Объектом информатики - выступают автоматизированные, основанные на ЭВМ телекоммуникационной технике информационные системы различного класса и назначения, на основе, которых функционируют информационные технологии. Информатика изучает все стороны их разработки, проектирования, создания, анализа и использования на практике.
Часто возникает путаница в понятиях «информатика» и «кибернетика». Между этими двумя дисциплинами провести четкую границу не представляется возможным из-за ее размытости и неопределенности. Существует распространенное мнение, что информатика является одним из направлений кибернетики, но скорее кибернетика является источником для информатики.
Основы кибернетики были заложены трудами по математической логике американского математика Норберта Винера, опубликованными в 1948 г. Предметом кибернетики являются принципы построения и функционирования систем автоматического управления, а задачами – методы моделирования процессов принятия решений, связь между психологией человека и математической логикой, разработка принципов и методов искусственного интеллекта.
Кибернетика – это наука об общих принципах управления в различных системах: технических, биологических, социальных и др.
Информатика появилась благодаря развитию компьютерной техники, базируется на ней и без нее немыслима. Кибернетика же развивается сама по себе, строя различные модели управления объектами, хотя и очень активно использует все достижения компьютерной техники.
Акцент в информатике ставится на свойства информации и аппаратно-программные средства ее обработки.
Акцент в кибернетике – на разработку концепций и построение моделей объектов с использованием, в частности, информационного подхода.
Структура информатики Информатику можно рассматривать с разных позиций. В узком смысле она состоит из трех взаимосвязанных частей – технических (hardware), программных (software) и алгоритмических (brainware) средств. В широком смысле ее можно рассматривать: как отрасль народного хозяйства, как фундаментальную науку, как прикладную дисциплину.
Как отрасль народного хозяйства информатика состоит из предприятий, где занимаются производством компьютерной техники, программных продуктов и разработкой современной технологии переработки информации.
Как фундаментальная наука информатика занимается разработкой методологии создания информационного обеспечения для процессов управления любыми объектами на базе компьютерных информационных систем. Цель фундаментальных исследований в информатике – получение обобщенных знаний о любых информационных системах, выявление общих закономерностей их построения и функционирования.
Как прикладная дисциплина информатика занимается:
изучением закономерностей в информационных процессах (накопление, переработка, распространение);
созданием информационных моделей коммуникаций в различных областях человеческой деятельности;
разработкой информационных систем и технологий в конкретных областях и выработкой рекомендаций относительно их жизненного цикла.
Информатика существует не сама по себе, она представляет методы и средства другим областям, даже таким, где считается невозможным применение количественных методов из-за неформализуемости процессов и явлений. Особенно следует выделить в информатике методы математического моделирования и методы распознавания образов, практическая реализация которых стала возможной благодаря достижениям компьютерной техники.
Задачи информатики: исследование информационных процессов любой природы;
разработка информационной техники и создание новейшей технологии переработки информации на базе полученных результатов исследования информационных процессов;
решение научных и инженерных проблем создания, внедрения и обеспечения эффективного использования компьютерной техники и технологии во всех сферах общественной жизни.
Тенденция все большей информированности в обществе в существенной степени зависит от прогресса информатики как единства науки, техники и производства. Место информатике в системе наук
Рассмотрим место науки информатики в традиционно сложившейся системе наук (технических, естественных, гуманитарных и т.д.). В частности, это позволило бы найти место общеобразовательного курса информатики в ряду других учебных предметов.
Напомним, что по определению А.П.Ершова информатика- «фундаментальная естественная наука». Академик Б.Н.Наумов определял информатику «как естественную науку, изучающую общие свойства информации, процессы, методы и средства ее обработки (сбор, хранение, преобразование, перемещение, выдача)».
Уточним, что такое фундаментальная наука и что такое естественная наука. К фундаментальным принято относить те науки, основные понятия которых носят общенаучный характер, используются во многих других науках и видах деятельности. Нет, например, сомнений в фундаментальности столь разных наук как математика и философия. В этом же ряду и информатика, так как понятия «информация», «процессы обработки информации» несомненно имеют общенаучную значимость.
Естественные науки - физика, химия, биология и другие - имеют дело с объективными сущностями мира, существующими независимо от нашего сознания. Отнесение к ним информатики отражает единство законов обработки информации в системах самой разной природы - искусственных, биологических, общественных.
Рис. 1.2. К вопросу о месте информатики в системе наук Однако, многие ученые подчеркивают, что информатика имеет характерные черты и других групп наук - технических и гуманитарных (или общественных).
Черты технической науки придают информатике ее аспекты, связанные с созданием и функционированием машинных систем обработки информации. Так, академик А.А.Дородницын определяет состав информатики как «три неразрывно и существенно связанные части: технические средства, программные и алгоритмические». Первоначальное наименовании школьного предмета «Основы информатики и вычислительной техники» в настоящее время изменено на «Информатика» (включающее в себя разделы, связанные с изучением технических. программных и алгоритмических средств). Науке информатике присущи и некоторые черты гуманитарной (общественной) науки, что обусловлено ее вкладом в развитие и совершенствование социальной сферы. Таким образом, информатика является комплексной, междисциплинарной отраслью научного знания, как это изображено на рис. 1.2. Правовые аспекты информатики.
Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" - базовый нормативный документ, юридически описывающий понятия и определения области информационной технологии и задающий принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, а также регулирует отношения при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, при применении информационных технологий.
«Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"»
| Номер:
| 149-ФЗ
| Принят:
| Государственной думой 8 июля 2006
| Одобрен:
| Советом Федерации 14 июля 2006
| Подписан:
| Президентом 27 июля 2006
| Вступил в силу:
| 9 августа 2006
| Впервые опубликован:
| "Российская газета", № 165, 29 июля 2006
| |
| Пояснительная записка Информатика как динамично развивающаяся наука... Учебный предмет «Информатика» как самостоятельная дисциплина является образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе...
| | 1 Предмет и задачи нейропси ГМ. Объект: пациент, показатели функционирования которого выходят за пределы нормы. Предмет: симптомы, т е комплексы расстройств...
|
| Урок 1 (конспект). Учебный предмет «Информатика» Информатика и икт. Учебник. 8-9 класс / Под ред проф. Н. В. Макаровой. – Спб.: Питер, 2009
| | Информатизация общества информационный потенциал общества информатика предмет и задачи Мы посчитали необходимым рассказать об этом, чтобы, изучая конкретные разделы информатики вы понимали ее место и роль в этом обществе,...
|
| Календарно-тематическое планирование учитель: Дыдыкина А. В. Предмет: Информатика и икт класс Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы/ Составитель М. Н. Бородин. – 4-е изд. – М.: Бином. Лаборатория...
| | Лекция №1 «Предмет дисциплины «Сетевая экономика», цели и задачи ее изучения» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Основы электронной коммерции» студентам очной полной формы обучения...
|
| План конспект урока с использованием интерактивной доски Предмет ...
| | Математическая страничка + викторина по физике Подготовил Баранов Олег 7в класс 16. 05. 2006г Это очень занимательный и развивающий по своей сути предмет. На уроках мы решаем не только алгебраические задачи, но и задачи на...
|
| Тема Пожарная тактика и ее задачи Вопрос №1: Предмет и задачи курса, пути их решения. Развитие пожарной тактике, как научной дисциплины и ее базы, связь с другими
| | Рабочая программа учебного предмета «Технология» (Труд) «Технологии(Труд)» изучается раздел «Информатика и информационно-коммуникационные технологии(икт)» на основе авторской программе...
|
| Предмет-Класс Преподаваемые предметы (классы): Физика (7-11), Информатика и икт(10-11), Математика(6)
| | 1. Предмет и задачи курса «История государства и права Беларуси» Лекция Предмет «Истории государства и права Беларуси»: сущность, содержание, особенности
|
| Предмет, класс Алгебра и начала анализа, 11класс Тема урока. «Применение... Планируемый результат: учащиеся решат задачу на движение, используя ос решения текстовой задачи, продемонстрируют уровень усвоения...
| | 1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе Нанотехнология; 080801 Прикладная информатика в экономике; 230105 Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных...
|
| Пояснительная записка 1 Цели и задачи дисциплины Курс «Организация... Предмет курса – технологии секретарского обеспечения управления в организациях, учреждениях, органах государственной власти
| | 1. Введение в учебную дисциплину: основные понятия, предмет, методы,... Тема Введение в учебную дисциплину: основные понятия, предмет, методы, задачи и система курса «Таможенное право»
|