Урок – практикум
Тип урока: комплексное применение знаний
Тема урока: «КАТ Е.Воробьёва». Цель:
1.Познавательный аспект. Создать условия для закрепления знаний учащимся по выполнению элементов комплексного анализа текста и написанию творческой работы по предложенному тексту в связи с заданиями ЕГЭ по русскому языку части А28-30, В и С.
2.Развивающий аспект. Способствовать развитию умений и навыков работы с текстом в творческих исследовательских группах.
3.Воспитательный аспект. Создать атмосферу, способствующую воспитанию личности в условиях социального партнерства (ученик – ученик, ученик – учитель, ученик – коллектив), а также создать условия для становления чувства патриотизма, гражданской позиции учащихся.
Оборудование:
1.Оформление доски. Запись темы урока. Эпиграф.
Что такое Родина? Это – весь народ, совершающий на данной площади свое историческое движение. Это – прошлое народа, настоящее и будущее. Это – его своеобразная культура, его язык, его характер, это – цепь совершаемых им революций, исторических скачков, узлов его истории.
А.Н.Толстой
2.Компьютерная презентация.
Слайд-шоу «Москва» (№3-19, мелодия «Я шагаю по Москве»).
Проверка заданий части А28 -30 (№20).
Проверка заданий части В 1-8 (№21-24).
Рекомендации к выполнению творческой работы (№ 25-29)
Композиция сочинения по заданному тексту (№30).
Домашнее задание (№31).
3.Раздаточный материал.
Текст Е.Воробьёва (демоверсия 2010г)
Задания к анализу текста и составлению композиционных частей сочинения.
Карточки – информаторы для составления композиционных частей сочинения по заданному тексту.
Лист успеха.
Ход урока
I. Организационный этап.
II. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.
1. Учитель определяет цели, задачи и тему урока.
Сегодня на уроке нам необходимо закрепить умения и навыки работы с текстом, связанные с рекомендациями по подготовке к выполнению части С ЕГЭ по русскому языку. Запишите тему урока. (Презентация слайда № 1,2) Исходя из формулировки темы, что мы должны знать и уметь для успешной работы на уроке? (Ответы учеников).
(Презентация слайда № 3)
Знать:
теоретические вопросы, связанные с решением заданий части В.
основные этапы работы с текстом для написания сочинения
Уметь:
выполнять различные элементы комплексного анализа текста;
создавать отдельные композиционные части сочинения по заданному тексту.
Аудирование.
Прослушав и прочитав текст, ответьте на вопрос, можно ли назвать текст проблемным. Какое слово вы вынесли бы в заглавие? Учитель читает текст под музыку, учащиеся следят.
Обсуждение
Какие чувства вызвала у вас эта история? Можно ли считать текст проблемным? Какое слово или сочетание слов вы вынесли бы в заглавие? Запишем заглавие текста. Я хочу обратить ваше внимание на эпиграф, который я подобрала для нашего сегодняшнего занятия. Возможно, он поможет вам понять идейное содержание отрывка.
Решаем задания части А29-31.
Выполните задания А29-31. обсудите с товарищами. Через три минуты – проверка. Принцип проверки: смотрим на экран. Соглашаемся - не соглашаемся. Обсуждаем.
Решаем задания части В.
1 вариант – чётные номера
2 вариант – нечетные номера. Взаимообмен заданиями. Обсуждение с соседом по парте. Проверка.
VII. Анализ текста и конструирование сочинения -рассуждения.
1. Ативизация деятельности учащихся через определения области задач части С
Прежде чем приступить к выполнению задания части С, давайте вспомним, что от нас требуется в задании.
2. Приёмы работы с текстом.
Упражнение 1 «Определение проблематики и позиции автора». – На этом уроке мы должны научиться правильно строить свою работу. Для этого необходимо чётко соблюдать все этапы работы над текстом.
Прочитайте текст и подчеркните ключевые слова. Обсудите с соседом по парте. Проверка.
Упражнение 2 «Определение смыслового фона текста».
1 группа. Сгруппируйте выделенные слова по смыслу. Смысловой фон поможет определить проблемы, поднятые в тексте. Проверка.
Как вы думаете, почему лейтенант решил побывать в Москве? Для чего он взял с собой Федосеева? Почему замполит отпустил и лейтенанта и телефониста? Зачем нужны были «декорации» фасаду Большого театра и «комуфляж» Минину и Пожарскому? Что встревожило лейтенанта? Почему? Почему прогулка по Красной площади казалась Федосееву знакомой? Какие чувства испытывал телефонист и почему?
Какая проблема, на ваш взгляд лежит на поверхности в связи с обсуждаемыми вопросами?
Вывод: Проблема патриотизма русского народа в годы войны.
2 группа. В какое время происходят события отрывка? Можно ли считать поездку в Москву своего рода наградой лейтенанту и телефонисту за ратный труд? Что делали жители Москвы, чтобы сохранить город? Как выживали москвичи во время воздушных налётов? Почему, несмотря на постоянные обстрелы, в метро «кипела» жизнь? Что особенно поразило Федосеева в метро? Как чувства испытывал герой отрывка во время прогулки?
Какая проблема, на ваш взгляд лежит на поверхности в связи с обсуждаемыми вопросами?
Вывод: Проблема подвига народа на войне и в тылу.
3. «Выход на основную проблему и определение позиции автора».
Упражнение 4 Давайте выберем проблему, иллюстрацией которой и является текст (Запись в тетрадь: Проблема патриотизма русского народа).
Упражнение 5 «Комментарий».
Подберите комментарий к этой проблеме. Составьте аналитический пересказ из 5-7 предложений с использованием оценочной лексики. (От каждой группы по 2 предложения)
Упражнение 6 «Оформление в тексте позиции автора».
– С помощью каких чувств вообще удается выразить отношение к чему-либо? (хорошая, гордость…)
– С каким чувством автор говорит о проблемах в этом тексте?
Запишем предложение, выражающее позицию автора: «С восторгом и чувством гордости за величие нашей столицы мы наблюдаем вместе с автором за героями отрывка. В уста Федосеева автор вкладывает непоколебимую веру русского народа в победу и процветание. Ведь «каждый, где бы он ни воевал», в тылу или на передовой делал шаг к Великой победе».
4. Упражнение 7 «Оформление позиции ученика».
Выразите своё отношение к позиции автора (устно), т.е сформулируйте тезис, который вы будете аргументировать. Большего количества баллов заслуживает работа, в которой чувствуется ваша личная озабоченность проблемами (как меня касаются эти проблемы, задумывался ли я раньше об этом, стоит ли поменять отношение мне лично).
Запишем предложение, выражающее позицию ученика:
5. Упражнение 8 «Аргументация».
Привести аргументы на основе философских, читательских или исторических впечатлений.
1 группа - философского характера аргумент;
К-1 1) Каков философский закон жизни о вере и безверии? (Каждый получает по вере» Именно вера в победу, в силу духа русского народа позвола победить в этой войне. Наградой за веру стала эта Великая Победа»).
К-2 Вспомните примеры проявленного патриотизма в романе «Война и мир» при вынужденном отступлении из Москвы и передаче её французам.
К-3 Какие примеры из современной истории вы можете назвать, где русский народ гордится за свою страну, свою столицу, за подвиг своего народа?
К-4 Что бы вы хотели пожелать себе и будущим поколениями в связи с впечатлениями от прочитанного текста?
6. Конструирование сочинения. Самостоятельная индивидуальная работа по вариантам.
Домашнее задание.
|