Краткая историческая справка





Скачать 151.41 Kb.
НазваниеКраткая историческая справка
Дата публикации30.06.2014
Размер151.41 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
Краткая историческая справка.

Мирному населению на протяжении всей истории существования грозят различные опасности, в том числе связанные с боевыми действиями. За последние пять с половиной тысячелетий на земле прогремело около 15 тыс. войн, в которых погибли более 3,5 миллиардов человек. Возникла необходимость в выполнении мероприятий и создании подразделений, осуществляющих непосредственную защиту населения.

В России противовоздушная оборона возникла в феврале 1918 года, когда Петроград оказался под угрозой вражеского удара. Помимо развертывания зенитных батарей, авиационных и прожекторных отрядов в городе открылись специальные пункты, где население могло получить защитные маски, противогазовую жидкость и памятки с указаниями как можно избежать отравления ядовитыми газами. Начали действовать курсы первой помощи. 8 марта 1918 года в воззвании «К населению Петрограда и его окрестностей» впервые в истории были изложены правила поведения населения при налетах самолетов противника.

4 октября 1932 года постановлением Совета Народных Комиссаров СССР было утверждено «Положение о противовоздушной обороне территории СССР». Этим актом было положено начало создания местной противовоздушной обороны СССР (МПВО). В связи с этим 4 октября 1932 года принято считать днем рождения местной противовоздушной обороны – основы будущей системы Гражданской обороны СССР.

Годы Великой Отечественной войны показали человечеству беспрецедентный случай единства всего нашего народа в стремлении к Победе. Это проявилось и в деятельности МПВО, в силы которой вошли в первую очередь женщины, подростки и пожилые люди. Только в Ленинграде к концу 1942 года около 1,5 тысяч женщин командовали различными формированиями и подразделениями в системе МПВО.

В задачи МПВО входило не только тушение пожаров и организация укрытия населения в бомбоубежищах, но и множество тяжелой и не слишком приятной работы – заготовка дров для больниц и детских садов, организация эвакуации нетрудоспособного населения, оказание помощи пострадавшим при бомбежках и захоронение тел погибших. Существовала серьезная угроза применения химического оружия и бойцы МПВО обучали население применению противогазов, обеспечивали их выдачу, были готовы к проведению дегазации. Занимались они и восстановительными работами, разбором завалов. Трудно представить, что все это легло на плечи подростков, женщин и стариков. При освобождении оккупированных врагом территорий возникала новая, еще более опасная задача – разминирование полей и сооружений.

После завершения Великой Отечественной войны перед советским народом встала задача ликвидации последствий фашисткой агрессии. В стране развернулась новая битва – за созидание. Свой вклад в нее вносили органы и силы МПВО. Специальные пиротехнические отряды МПВО участвовали в сплошных разминированиях территории СССР. Одной из важнейших задач МПВО в этот период являлась помощь на местах в восстановлении народного хозяйства. Силы МПВО восстанавливали разрушенные школы, больницы, детские сады, театры, библиотеки, участки метрополитена, сооружения канализации и электроснабжения.

Полученный силами МПВО опыт по ликвидации последствий землетрясений имел большое значение для дальнейшего совершенствования МПВО в решении задач мирного времени, направленных на проведение спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ в зоне бедствия.

В 50-е годы с появлением ракетно-ядерного оружия начался качественно новый этап по совершенствованию МПВО. В то время органы управления, силы МПВО и население были не готовы для действий в очагах ядерного поражения. Встал вопрос об иных, более совершенных способах и средствах защиты населения и народного хозяйства страны. Стало очевидным, что без крупных мер по защите тыла страны нельзя обеспечить ее готовность к обороне в условиях ракетно-ядерной войны. Речь уже шла о создании комплекса средств, который позволил бы не только защитить людей, но и обеспечить функционирование системы жизнедеятельности государства в условиях применения оружия массового поражения.

В 1961 году на базе МПВО в стране была создана новая общегосударственная всенародная оборонная система – Гражданская оборона СССР. По своей важности вопросы гражданской обороны вышли на стратегический уровень, приобрели первоочередную значимость.

Согласно принятому Положению «О гражданской обороне СССР» гражданская оборона являлась системой общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых заблаговременно, в мирное время в целях защиты населения и народного хозяйства страны от ракетно-ядерного, химического, бактериологического оружия, проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения и строилась по территориально-производственному принципу.

Гражданская оборона развивалась. В ходе преобразований 1961-1972 годов стало заметно, что она превратилась в самостоятельную государственную службу. Министерство обороны фактически устранилось от участия в делах гражданской обороны. Назревала необходимость принятия закона о гражданской обороне и переведении ее в самостоятельную структуру с сохранением снабжения частей гражданской обороны через военные округа. Министерство обороны было за такой подход, однако ЦК КПСС считало целесообразным включить Гражданскую оборону в состав Министерства обороны. Так и было сделано. Гражданская оборона превратилась в один из важнейших факторов стратегического равновесия. История дальнейшего развития гражданской обороны показывала необходимость применения сил ГО для борьбы с последствиями стихийных бедствий. Лесные и торфяные пожары, охватившие Подмосковье летом 1972 года, заставили серьезно задуматься над местом и ролью системы ГО в мирное время. Сама жизнь начала поворачивать гражданскую оборону от чисто оборонных мероприятий к решению задач мирного времени. Массовые лесные пожары, стихийные бедствия, крупные аварии на промышленных объектах и транспорте вызывали необходимость принятия решений на государственном уровне, которыми бы уточнялись задачи ГО на мирное время. Начало работ в этом направлении датируется 1974 годом, когда правительство принимает постановление «Об использовании в мирное время невоенизированных формирований ГО» и получает развитие в постановлении 1978 года – «О мерах по улучшению защиты населенных пунктов, предприятий и других объектов и земель от селевых потоков, снежных лавин, оползней и обвалов». Но проблема состояла в том, что существующие формирования были не готовы к эффективному ведению борьбы со стихией.

Поворот гражданской обороны к решению задач мирного времени означал новый качественный этап ее существования, который оказался не простым. Происходит изменение шкалы ценностей, причем все явственней обнаруживается приоритет гуманистических и социальных целей. Если раньше говорили о гражданской обороне как об одном из важнейших стратегических факторов обороноспособности страны, то в 80-е годы стали говорить и о социальной направленности ее задач, их гуманном характере. При этом следует иметь в виду, что гражданская оборона одновременно практически готовит себя к действиям в условиях войны.

Кроме того, новая задача потребовала осуществления и ряда конкретных мероприятий. Прежде всего тех, которые должны быть ориентированы на повышение ее готовности в условиях мирного времени. Так, одним из важнейших решений того времени было иметь в штабах ГО два оперативных плана гражданской обороны: план ГО на военное время и отдельно план ГО мирного времени на случай возможных ЧС, связанных с возникновением стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф. Штабы ГО областей (краев, АССР), на территории которых размещены атомные, химические и другие потенциально опасные объекты, должны были иметь такую организационно-штатную структуру, которая обеспечивала бы эффективное выполнение задач и исключала бы необходимость ее перестройки при возникновении ЧС. Предполагалось изменить порядок оповещения. Звук сирены теперь должен означать сигнал «ВНИМАНИЕ ВСЕМ». По этому сигналу жители соответствующих районов включают телевизоры, радиоприемники и получают по ним речевую информацию по чрезвычайной ситуации, в том числе конкретные сведения о своих действиях. Менялся характер эвакуации. В мирное время она стала иметь большое разнообразие форм и методов. Теперь она может проводиться заблаговременно при угрозе аварий, катастроф и стихийных бедствий, экстренно в ходе ЧС и после них. Накопленный фонд защитных сооружений должен использоваться в повседневной обстановке в народно-хозяйственных целях (под пункты управления, склады, производственные помещения, учреждения соцкультбыта, классы и т.д.). Предполагалось изменить принцип создания защитных сооружений. Вместо строительства защитных сооружений, приспосабливаемых под народнохозяйственные цели, необходимо возводить сооружения подземного пространства городов, приспосабливаемых под защитные сооружения.

В предшествующие годы силы ГО создавались, технически оснащались и готовились в основном к решению задач военного времени и только часть из них содержалась в повышенной готовности на случай внезапного нападения противника. На данном этапе уже значительная часть сил содержалась в состоянии реальной постоянной готовности к действиям в ЧС мирного времени. Таким образом, небольшой перечень примеров предполагаемых и отчасти исполняемых преобразований в системе ГО достаточно ярко показывает, что вопросы реформирования ГО являются не только внутренней, а общегосударственной и общенародной задачей. Эти вопросы затрагивают государственные и общественные устои. Более того, много инициатив идет снизу. После землетрясения в г. Спитаке (Армения, 1988) на местах стали создаваться добровольные и штатные подразделения спасателей. Все эти спасательные формирования, создаваемые в инициативном порядке, были объединены в единую Союзную Ассоциацию спасателей. Особое значение в деле становления спасательных формирований СССР имело Постановление Совета министров СССР от 30 ноября 1990 года № 1201 «Вопросы ассоциации спасательных формирований СССР». Постановлением подразделения аварийно-спасательных формирований СССР включались в состав сил, привлекаемых к ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и других ЧС.

Вполне понятно, что защита от ЧС мирного времени в сознании людей превалирует. Поэтому в соответствии с Указом Президента РСФСР от 19 ноября 1991 года на базе Государственной комиссии по чрезвычайным ситуациям при Совете министров РСФСР и Штаба гражданской обороны РСФСР был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР (ГКЧС РСФСР). Этим самым было положено начало создания в России современной государственной системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера.

В 1993 году был сделан важнейший шаг по совершенствованию гражданской обороны страны, повышению её боеготовности. В этих целях Советом Министров – Правительством Российской Федерации 1 марта 1993 г. были приняты важные постановления по вопросам, имеющим непосредственное отношение к гражданской обороне: «Об укомплектовании войск гражданской обороны Российской Федерации», «О порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени» и «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов».

8 мая 1993 года Президентом Российской Федерации был подписан Указ «О гражданской обороне», в котором общее руководство гражданской обороной в Российской Федерации было возложено на Председателя Совета Министров – Правительства Российской Федерации, который по должности стал начальником Гражданской обороны страны. Его первым заместителем был определен Председатель ГКЧС России.

В начале 1998 года вступил в действие Федеральный закон «О гражданской обороне». Впервые в истории России проблемы гражданской обороны были регламентированы законодательным актом. Это дало возможность приступить к дальнейшей реорганизации гражданской обороны страны в целях повышения её готовности к защите населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении современных войн, а также при чрезвычайных ситуациях различного характера в мирное время.

Силы и средства гражданской обороны неоднократно использовались при возникновении крупномасштабных чрезвычайных ситуаций. В ноябре 2007 года постановлением Правительства Российской Федерации было утверждено «Положение о гражданской обороне Российской Федерации», которое определило порядок подготовки к ведению и порядок ведения гражданской обороны в Российской Федерации, а также основные мероприятия гражданской обороны, направленные на выполнение задач гражданской обороны.

В современных условиях гражданская оборона решает спектр задач, направленных на выполнение мероприятий по подготовке и защите населения, а также материальных и культурных ценностей, от опасностей мирного и военного времени. Усилиями МЧС России гражданская оборона приобрела современный облик и продолжает развиваться с учетом изменений в государственном устройстве, экономической и социальной сферах России, а также в соответствии с военно-политической обстановкой в мире.

В настоящее время совершенствуется система управления и оповещения. Большое внимание уделяется повышению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов от угроз природного, техногенного характера, террористических проявлений. Разрабатываются и внедряются новые средства индивидуальной и коллективной защиты.

В современных условиях государство и гражданская оборона неотделимы. С одной стороны она активно участвует в обеспечении жизнедеятельности и безопасности общества, с другой – организуется и развивается в соответствии с общими законами и процессами, присущими государству в данный период времени. Сегодня главной отличительной чертой гражданской обороны является то, что она выступает как форма участия всего населения страны, органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении обороноспособности и жизнедеятельности государства, выполняя оборонную, социальную и экономическую функции.


Методические рекомендации
ОРГАНИЗАЦИЯ ТОРЖЕСТВЕННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
В образовательных учреждениях торжественные мероприятия, посвященные 80-летию гражданской обороны, относятся к мероприятиям патриотического характера.

Наиболее традиционными формами проведения торжественных мероприятий в образовательных учреждениях являются:

организация выставок с торжественным открытием;

«уроки мужества» с приглашением ветеранов;

торжественные линейки у памятников, мемориалов;

подготовка концертов для выступления перед ветеранской общественностью и действующими сотрудниками ГО;

изготовление сувениров с последующим торжественным вручением ветеранам и действующим сотрудникам ГО;

проведение конкурсов литературного, художественного и сценического творчества с торжественной церемонией награждения участников, галаконцертом и выставкой работ-победителей, изданием альманахов;

торжественные культурно-зрелищные мероприятия, включающие показательные выступления подразделений ГО и выступления ветеранов и должностных лиц ГО;

торжественный прием в юные пожарные и юные спасатели.

Реализация этих форм торжественных мероприятий зависит от вида и типа образовательного учреждения и возрастных особенностей обучаемых.

Особое место занимают кадетские корпуса, школы и классы, где события, посвященные 80-летию ГО, являются максимально значимыми в силу профиля образовательного учреждения.

Вместе с тем методика проведения мероприятий для каждой возрастной группы будет иметь свои особенности.

Повышение осведомленности воспитанников, обучающихся и студентов о деятельности, целях, задачах, истории и современном развитии системы гражданской обороны в России является важной задачей как патриотического воспитания, так и формирования готовности подрастающего поколения к слаженным, умелым действиям при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, в том числе по оказанию само и взаимопомощи.

В современных условиях крайне важно формирование у подрастающего поколения позитивного имиджа системы гражданской обороны, воспитания стремления принимать участие в ее устойчивом функционировании и совершенствовании.

Особенности проведения основных форм торжественных мероприятий с детьми младшего школьного возраста

Дети младшего школьного возраста от дошкольников отличаются большей способностью к концентрации внимания, их способность эффективно участвовать в мероприятии возрастает в среднем до 40 минут. По-прежнему сохраняется желание активно выступать на сцене и презентовать свои творческие работы, так как уровень самокритичности в этом возрасте еще невысок.

Круг торжественных мероприятий, которые целесообразно проводить с детьми младшего школьного возраста как в школе, так и в учреждениях дополнительного образования, несколько расширяется. Основной формой является «Урок мужества», проводимый в различных форматах: встреча с ветеранами, встреча с действующими сотрудниками, торжественная линейка с возложением цветов, выступление с концертом перед ветеранами и сотрудниками. Современная педагогика отдает предпочтение проектной деятельности, что предусматривает комплексное использование различных форм работы и большую предварительную подготовку с активным участием воспитанников.

Так, например, остаются актуальны такие формы предварительной подготовки к «Уроку мужества», которые использовались и в дошкольных учреждениях: выставка детских работ, концерт художественной самодеятельности. Естественно, требования к уровню качества работ и выступлений возрастает в соответствии со стандартными дидактическими требованиями к соответствующим видам деятельности.

С детьми младшего школьного возраста проводятся экскурсии, в том числе и пешим порядком, и на общественном транспорте. Поэтому достаточно легко организовать выход организованной группы детей в ближайшее территориальное подразделение ГО, учебный центр ГОЧС или посетить соответствующий раздел местной пожарно-технической выставки. Дети младшего школьного возраста любознательны, с удовольствием включаются в интерактивную деятельность и при возможности им можно дать примерить противогазы, пожарные каски, посидеть на сидении аварийно-спасательного автомобиля. При посещении действующего подразделения желательно организовать показательное выступление сотрудников. Завершаться посещение подразделения должно торжественным вручением детьми цветов, сувениров, благодарственного письма от образовательного учреждения.

В ряде городов и других населенных пунктов имеются памятники, мемориальные доски, посвященные подвигам бойцов МПВО, сотрудников ГО, ГПС и спасателей. Посещение такого мемориала помимо вводной экскурсии, объясняющей историю и сущность данного памятника, необходимо в качестве итога завершить торжественным построением с возложением цветов. Практика показывает, что учащимся 2-4 классов это доступно. При возложении цветов дети должны подходить организованно, по команде педагога, спокойно и молча.

В рамках торжественной линейки надо предусмотреть не только выступления взрослых, но и ответные детские выступления. Важно не затягивать продолжительность речей и чтения «монтажа», чтобы не провоцировать детей, стоящих на линейке, на движение и разговоры.

Для учащихся начальной школы приемлема форма выездного «Урока мужества», когда дети приходят к ветеранам или сотрудникам ГО. По сути, данная форма работы тоже является проектной, так как предусматривает подготовку концертного выступления, собственноручно изготовленных сувениров. Целесообразно предварительно провести ряд бесед, рассказывающих об истории, героических подвигах и современном развитии системы ГО в России, сделав акцент на особенностях того подразделения или ветеранской организации, где намечается «Урок мужества».
Особенности проведения основных форм торжественных мероприятий с подростками

Методика проведения торжественных мероприятий по празднованию 80-летия ГО наиболее полноценно может быть реализована именно среди подростков как в рамках школы, так и во внешкольных учреждениях.

Для подростков чрезвычайно важно иметь перед глазами позитивный пример для подражания, таким примером являются ветераны и сотрудники ГО. Поэтому здесь приемлемы все традиционные формы социального взаимодействия: Урок памяти с приглашением ветеранов и возложение венков к памятникам; встречи с ветеранами и сотрудниками ГО в форме «гостиных», «встреч с интересными людьми», «брифингов»; Уроки мужества с приглашением действующих сотрудников, торжественный прием в юные спасатели.

Общий педагогический подход к организации и проведению мероприятий к памятной дате был и остается комплексным, на основе проектной деятельности обучающихся. Меняется уровень самостоятельности при подготовке проекта, а также его содержание.

При подготовке к «Уроку памяти» или «Уроку мужества» подростки сами могут под руководством и контролем педагога подобрать материал из различных источников, смонтировать презентацию, поставить музыкально-литературную композицию. Возможна подготовка реферативных и поисково-исследовательских работ по конкретным доступным темам, например: «Жизнь и боевой подвиг бойца МПВО Н.И. Иванова», «Гражданская оборона в нашем поселке: вчера, сегодня, завтра». Важно, чтобы проектная деятельность в таком случае носила прикладной характер, социально-значимый – изучение местных архивов, встреча со старожилами и специалистами, а не слепое копирование общедоступных источников.

В рамках непосредственно «Урока мужества» или «Урока памяти» целесообразно провести защиту-презентацию проектно-поисковых работ перед лицом жюри, состоящего из ветеранов и сотрудников ГО, а также пригласить непосредственных героев работ.

Очень актуальны для подростков торжественные линейки, в том числе с выносом знамени школы или школьного военно-патриотического клуба. Линейка может включать в себя награждение лучших обучающихся по Основам безопасности жизнедеятельности, классных коллективов по результатам дней и месячника ГО. Возложение цветов для старших и средних подростков возможно заменить более сложным ритуалом возложения венков и гирлянд, что потребует предварительных репетиций.

Как правило, в каждой школе или учреждении дополнительного образования функционирует Дружина юных пожарных, команда ВДЮОД «Школа безопасности», кружок юных спасателей. Целесообразно приурочить к торжественной дате прием в данные объединения. Мероприятие должно быть значимым для воспитанников и должно проходить в тематически оформленном зале с приглашением ветеранов, сотрудников ГО, общественности и родителей. Обязательны напутственные слова, парадное построение подростков, соответствующее музыкальное оформление. Форма самого посвящения может быть несколько вариативна, в зависимости от мнения руководства образовательного учреждения и местных структур ГО: где-то это хоровое произнесение клятвы, где-то индивидуальное по аналогии с присягой; возможна выдача значков, пилоток и иной, принятой на местах, позитивной атрибутики, подчеркивающей принадлежность подростка к данному объединению.

Следует понимать, что для подростков чрезвычайно важно одобрение не только и не столько взрослых, как своих сверстников, и возможность участия в торжественных прохождениях, возложениях венков и гирлянд, участия в тренировках по ГО является для них инструментом позитивной социализации.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Краткая историческая справка icon«История и краеведение»
Краткая историческая справка об истории благотворительности в России
Краткая историческая справка iconГ. Саранск 2011 Раздел Краткая историческая справка
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа №2»
Краткая историческая справка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Понятие о силикатах, стекле и керамике, краткая историческая справка. Стеклянные товары. Состав, строение и свойства стекла
Краткая историческая справка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Краткая историческая справка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Историческая справка об образовательном учреждении (год основания, краткая информация обо всех реорганизациях, присвоении имён и...
Краткая историческая справка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Общая характеристика образовательного учреждения (краткая историческая справка, ступени развития образовательного учреждения)
Краткая историческая справка iconКраткая историческая справка
Археологические раскопки в долинах р. Вад, Парца, Лундан дали богатейший материал об истории заселения и освоения земель района с...
Краткая историческая справка iconПрактическое применение ленты Мёбиуса
Введение Историческая справка
Краткая историческая справка iconОтчет государственного бюджетного образовательного учреждения
Историческая справка. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности
Краткая историческая справка iconАдминистративно-хозяйственная деятельности за 2012-2013 учебный год
Историческая справка о Доме детского творчества. Цели и задачи образовательного учреждения
Краткая историческая справка iconКраткая справка по истории учреждения Государственного банка в г. Самара
Формировать экономическое мышление учащихся. Развивать их память, речь, внимание
Краткая историческая справка iconРеферат по социальной психологии тема: Понятие и структура возрастных кризисов
Вступление, понятие возраста как ключевое для понятия кризиса, историческая справка
Краткая историческая справка iconПубличный отчет муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей
Название, статус, историческая справка, нормативная основа деятельности, миссия, основные достижения, адрес, сайт, помещение, его...
Краткая историческая справка iconМкоу «Тагильская средняя общеобразовательная школа» 2012-2013 учебный год Историческая справка
Решением Каргапольского районного Совета народных депутатов от 15. 08. 88 года №231 реорганизована в Тагильскую среднюю школу
Краткая историческая справка iconКраткая справка по итогам социологического исследования
Современное российское общество в последние десятилетия переживает духовный кризис, в связи с этим забота о нравственном развитии...
Краткая историческая справка iconПубличный отчет школы за 2009-2010 учебный год Краткая информационная справка
Образовательное учреждение: Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с этнокультурным русским...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск