Скачать 24.33 Kb.
|
Урок 15. Икона Учебный маршрут № 1 курса «ОПК» для 4 класса Ключевые понятия: икона, образ, гармония, нимб, пространство без тени. Цели и задачи урока: углубить представление об иконе в терминах культуры. Создать представление об иконописи как достоянии мировой художественной и духовной культуры. Ход урока Выявление восприятия, мотивация Сначала размышляем сами Находящиеся в классе репродукции разделите на две группы: иконописные изображения и картины. Можно предложить для обзора детям несколько репродукций икон: Пресвятая Богородица Владимирская, преподобный Сергий Радонежский или другие. Выбор тематики картин – от популярных ( «Опять двойка!» Ф.П. Решетникова, «Аленушка» В.М. Васнецова и др.) до сюжетов церковной истории. Дайте обоснование того, почему вы разделили иллюстрации на две группы. 1. Есть ли различие между иконами и картинами? Объясните, в чем, как вам кажется, оно состоит. (На картине изображено обычное или фантастическое событие, которое вообразил художник. Икона изображает лики святых, события священной истории. Икона обычно пишется по строгим канонам-правилам). 2. Как вы понимаете слово гармония? (Это слово греческого происхождения. Означает согласованность, стройность, единение в сочетании чего-нибудь). Какое отношение это слово имеет к изображению святых на иконах? Выскажите ваши гипотезы. Исследовательская работа с текстом. ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ Работая с текстом, найдите подтверждение нашим предположениям. Найдите новую информацию. Чтение текста Послетекстовая работа Какие подтверждения своим гипотезам вы обнаружили в тексте? Как расширились ваши представления по теме? Вопросы 1. Как вы поняли, в чем состоит отличие иконы от обычной живописной картины? 2. Как понятие «света» связано с пониманием христианами Бога? Почему в иконописном изображении нет тени, а наоборот, все пронизано светом? Почему свет в иконе «излучает» лик, фигура святого, а не другие элементы изображаемого, например, солнце? Как вы думаете, почему Свет – одно из имен Бога? Расскажите о нимбе. Знаковым обозначением чего является на иконе нимб? 3. Почему православные христиане считают возможным изображать невидимого Бога? Почему появилась икона? Кто «открыл дверь» для иконописания? 4. Кому молятся православные христиане, стоя перед иконой? Мы уже говорили о законе «обратной перспективы», своеобразном взгляде в направлении «от света», изнутри. Прочитайте фрагмент из работы Б.Успенского. Объясните логику изображения на рисунке мальчика. Что он понял? Подводим итоги Сядем в кружок Как и на иконе, на рисунке мальчика линии расходились вдаль. Мальчик объяснил, что рисунок он построил не со своей точки зрения, а как бы с точки зрения того, кто придет к нему издалека. Есть ли тут что-то общее с построением пространства на иконе? Как это связано с эгоизмом? В заключительной рефлексии очень важно, чтобы прояснилось, что закон обычной перспективы в живописи, который был открыт в эпоху Возрождения, как раз больше соответствует логике эгоистического восприятия: все исходит от человека и направляется к непонятному, далекому горизонту. В иконописи – обратной перспективе – точки взаимодействия меняются местами: от источника света–святости к человеку, который, только благодаря этому свету, может духовно возрастать. |
Урок развития речи и опк по теме «наши имена» «Ономастика – наука об именах и названиях». В своей работе я хочу исследовать историю возникновения названий населенных пунктов Томской... | План-конспект интегрированного урока. Предметы: Окружающий мир и Основы православной культуры Учебный материал: окружающий мир- урок 7, с. 39-45; Древняя Русь- страна городов; опк урок 7; Устройство храма | ||
Современный урок в контексте фгос нового поколения Имущественные и неимущественные права» (экономический и правовой аспекты понятия «Собственность») учителями Говорищевой А. Ю., Сороколетовой... | Урок по музыке и опк, урок-исследование. Тема. Колокола на Руси. 1 урок на 40 мин. 5 класс Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №12 муниципального образования Темрюкский... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Настоящим сообщаю Вам, что мой сын, фио, учащийся 9 «А» класса, не будет посещать занятия в рамка факультативного курса «Основы православной... | Программы Microsoft Office (Power Point, Word, Excel), Paint; Internet... Этот урок – урок изучения нового материала в рамках программы 10 класса (глава «Основы генетики»). Но в начале я решила дополнить... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Екулярных соединений. Приведена разработка этого урока, ключевые слова и опорные понятия, процессы, проходящие при образовании полимеров,... | Урок 15. Икона. Цели урока. Воспитательные Воспитательные: создать условия для воспитания доброты, милосердия, любви к людям и личной ответственности за свои поступки | ||
Рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины по информатике... Курс ориентирован на учебный план, объемом 68 учебных часов (по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах), согласно фк буп от 2004 года.... | Конспект урока Тема урока «Совместимые и несовместимые понятия» Рабочая программа предмета «География» для 6 класса на 2012-2013 учебный год составлена на основе | ||
Брагина Н. А г. Ставрополь, Россия Семантический потенциал заглавия... «Ономастика – наука об именах и названиях». В своей работе я хочу исследовать историю возникновения названий населенных пунктов Томской... | Реферат По теме: Икона «Православная культура России». Нас заинтересовала тема «Икона». Мы решили расширить и углубить свои познания в этой области. Тема... | ||
Урок для 5 класса Цели урока Тема: Повторение изученного по теме «Фонетика». Урок-расследование. Урок для 5 класса | Учебному плану для 4 класса Учебный план начального общего образования для учащихся 4 класса мбоу «Вортчинская оош» на 2013 – 2014 учебный год разработан на... | ||
Методы презентации единиц специальной номинации в языке права (на... Теоретические и методологические предпосылки настоящей диссертации и её ключевые понятия: понятие языка для специальных целей и его... | План работы рмо преподавателей курса орксэ кстовского муниципального района Оу кстовского муниципального района началось преподавание нового учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». В... |