Скачать 108.76 Kb.
|
Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий и интерактивного оборудования Предмет: биология Тема: «Генетика групп крови» Продолжительность: 1 урок (40 минут) Класс: 10 Технологии: Компьютерная презентации в программе Power Point, компьютерный тест, модули ОМС (открытые образовательные модульные мультимедиа системы). В ходе создания материалов к уроку использовались следующие программные средства:
Аннотация. Этот урок – урок изучения нового материала в рамках программы 10 класса (глава «Основы генетики»). Но в начале я решила дополнить урок материалом 8 класса из курса анатомии, что необходимо для подготовки к ЕГЭ. Этот урок расширяет, углубляет знания учащихся о группах крови, привлечёт внимание благодаря использованию мультимедийных средств. В ходе урока использовались ЦОР нового поколения – ОМС по биологии (открытые образовательные модульные мультимедиа системы). Благодаря им уроки биологии становятся интересными и увлекательными, так как в трехмерной логической структуре ОМС теория изучается с помощью интерактивных мультимедиа информационных модулей (ЭУМ – И), практические навыки приобретаются в работе с виртуальными лабораториями, тренажерами по решению задач (ЭУМ – П), полученные знания проверяются с помощью разнообразных мультимедиа тестов и интерактивного задачника (ЭУМ – К). Один из важных моментов использования ИКТ на уроке – это работа учащихся на интерактивной доске: в интерактивном режиме учащиеся решают генетические задачи, находят соответствие между терминами и определениями к ним, с помощью модуля ОМС проводят практическую работу «Определение групп крови человека», умело используют информационный модуль ОМС для изучения нового материала. С помощью ПК ребята составляют мини – проект, используя программы Power Point, Paint. Для закрепления изученного материала учащиеся используют ресурсы сети Интернет и проводят тестирование on-line – режиме. Работа учащихся оценивается поэтапно и вносится в электронный журнал. План урока «Генетика групп крови» Цель урока: дать понятие о группах крови человека и причинах групповых различий, о наследовании групп крови у человека. Задачи:
познакомить учащихся с понятием множественного аллелизма на примере групп наследования крови и принципом решения задач на множественный аллелизм; расширить знания учащихся о группах крови человека о Rh-факторе.
пропагандирование донорства как гуманной акции спасения жизни людей.
развитие интереса к предмету через получение новых знаний, умения решения генетических задач, через работу с научно-популярной литературой. Ход урока.
Слово учителя: сегодняшний урок я хочу начать с эпиграфа: «Чтобы познать невидимое, смотри внимательно на видимое» (древняя мудрость). Сегодня мы поговорим о наследовании групп крови у человека (слайд №1). Итак, тема нашего урока «Генетика групп крови». У каждого на парте лежат индивидуальные «Листы учащегося». По ходу изучения нового материала вы будете заполнять эти листы. Термин «группа крови» у всех на слуху. Ребята, что вы знаете о группах крови и что вы хотите узнать? Я предлагаю вам заполнить таблицу (слайд №2) (раздаточный материал)
В ходе сегодняшнего урока мы ответим на поставленные вами вопросы. Цель урока: дать понятие о группах крови человека и причинах групповых различий, о наследовании групп крови у человека. 1) История открытия групп крови (слайд 3) Выступление учащегося. С давних времен люди пытались применить переливание крови. Считалось, что переливание крови отважных и добрых людей делает других великодушными и храбрыми. Папа Римский Иннокентий 8, удрученный старостью, приказал влить себе кровь от троих юношей. Результат был печален. Умерли и юноши и папа. Первое удачное переливание крови от человека к человеку произвели в 1819 г. в Лондоне. Спустя 13 лет успешное переливание крови проводят и в России. В 1832 году 20 апреля в больницу привозят истекающую кровью роженицу. Молодой акушер Андрей Мартынович Вольф решается на неслыханное. Он делает то, чему научился за границей и что до него никто в стране не делал. Вольф уговаривает стать донором мужа женщины, который одновременно и не доверяет доктору, и надеется. Берет у мужчины кровь и переливает роженице. И получилось! Женщина спасена. Однако последующие четыре попытки окончились смертью больных. В 1873 г. подсчитали, что всего на земном шаре было произведено 247 переливаний, из них 176 окончились смертью. Слово учителя. Таким образом, переливание крови пытались применить издавна, но иногда оно сопровождалось успехом, а иногда приводило к гибели тех, кому переливали кровь. Как это объяснить? Открытие группы крови (модуль ОМС - информационный) В 1901 г. немецкий ученый Карл Ландштейнер открыл три группы крови, а затем чешский ученый Я. Янский открыл еще четвёртую группу крови. Таким образом, все население земного шара имеет 4 разные группы крови. 2) На чем основаны групповые различия? - Вспомните, что такое эритроциты крови? (ответ учащихся) Оказывается, на эритроцитах находятся вещества белковой природы - антигены, которые называются агглютиногены (склеиваемые факторы) (слайд 4) В крови людей были найдены 2 вида агглютиногенов и обозначены буквами латинского алфавита А и В. Эти вещества и отвечают за группы крови. Используя таблицу групповых различий (слайд 5) ответьте на вопрос, какие антигены присутствуют у людей разной группы крови. Ответ учащихся: у обладателей II группы на эритроцитах присутствует антиген А, III группы - антиген В, IV группы - оба антигена, а у тех, кто относится к I группе, нет ни А, ни В. Таблица групповых различий (слайд 5)
Слово учителя. Кроме того, в плазме крови также содержатся особые белковые молекулы - антитела к тем антигенам, которые отсутствуют на эритроцитах. Их называют агглютинины (склеивающие) и обозначают a и b. Какие антитела присутствуют у людей разной группы крови? Оказалось, что стоит встретиться агглютиногену А с агглютинином а, как произойдёт склеивание эритроцитов – агглютинация (слайд 6 рисунок). - Как вы думаете, чем опасно склеивание эритроцитов? (комочки склеившихся эритроцитов могут закупорить капилляры, что опасно для жизни). Это и лежит в основе несовместимости крови при переливании. - Можно ли кровь II гр. перелить людям с III гр.? с I гр.? с IV гр.? 3) Индивидуальная работа у ПК - составление мини – проекта. Используя таблицу групповых различий, сделайте схему совместимости групп крови при переливании (кровь, какой группы, куда можно вливать). Работа на ПК Защита работ на интерактивной доске образец I II III IV Используя полученную схему, найдите соответствие между терминами и определением к ним: (слайд 9) – индивидуальная работа на интерактивной доске.
5) Понятие о резус - факторе. Слово учителя. Вместе с группой крови в медицинской практике обязательно проводят определение резус - фактора. Что же такое резус - фактор? Выступление учащегося (модуль ОМС - информ.) Резус – фактор был открыт в 1940 г. Учёными К. Ландштейнером и И.Винером в крови обезьян макак – резусов, откуда и получила своё название. Резус – фактор является антигеном и расположен в эритроцитах. Было установлено, что 85% населения имеет резус – фактор, т. е. являются резус положительными (Rh+). У 15% этого фактора нет, они резус – отрицательные (Rh-). Слово учителя. Ребята, кто знает свою группу крови? А как же определяют группу крови в лаборатории? Проведём небольшую практическую работу «Определение группы крови у человека». 6) Практическая работа «Определение группы крови у человека». Работа на интерактивной доске (модуль ОМС – практический) Физкультминутка. 7) Значение знаний о группах крови (слайд № 10) Итак, ребята, давайте ответим на вопрос: для чего надо знать свою группу крови? Ответ учащихся: часто переливание крови является единственным способом спасти человеческие жизни. Знание групп крови необходимо для переливания крови. Слово учителя: если бы ум человека не проник в генетическую тайну свойств крови и тканей, миллионы жизней погибали бы в больницах и на войне, от невозможности осуществления переливания крови. Знание групп крови имеет общеизвестное судебно-медицинское значение: а) определение группы крови преступника, пятен крови на месте преступления и вещах б) определение отцовства. Учитель формулирует проблему: (слайд 11) «В суде слушается дело по взысканию алиментов. Мать имеет I группу крови, дети – II, III. Может ли быть отцом детей мужчина с IV группой крови?» Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо знать, как же наследуются группы крови? 8) Наследование групп крови у человека (слайд 12) Слово учителя. Наследование групп крови несёт характер множественного аллелизма. Множественный аллелизм (генетический полиморфизм) - это когда за развитие одного признака отвечают несколько аллельных генов. Наследование групп крови определяется действием трех аллельных генов, обозначаемых А. В. О. Комбинируясь по два, эти гены дают шесть генотипов: АА,ОО,АВ,АО,ВВ,ВО. Ген О – рецессивный. Гены А и В доминируют над геном О, но друг друга не подавляют. Генотип ОО - I группа Генотип АА, АО - II группа Генотип ВВ ,ВО - III группа Генотип АВ - IV группа А теперь вернёмся к нашей задаче и ответим на поставленный вопрос. Решение задачи на интерактивной доске учащимся (слайд 13) Таким образом, у родителей с 1 и 4 группой крови могут родиться дети только с 2 и 3 группами крови. Занесём эти данные в таблицу (слайд №14) Таблица «НАСЛЕДОВАНИЕ ГРУПП КРОВИ У ЧЕЛОВЕКА»
Решение интерактивной задачи учащимся (модуль ОМС - практический) Мать имеет III группу крови, отец - IV группу крови. Какие группы крови можно ожидать у детей в такой семье? (занесение результатов в таблицу) Задание: закончите заполнение этой таблицы Самостоятельная работа Заполнение таблицы на интерактивной доске учащимися 9) Вывод. Ребята, что можете сказать о наследовании групп крови? Группы крови человека – наследственный фактор (признак), который передается по наследству по определенным законам. Группа крови не меняется в течение всей жизни, принадлежность к той или иной группе не зависит ни от расы, ни от национальности. III. Закрепление изученного (5 мин) Сейчас я предлагаю закрепить изученный материал, выполнив Интернет – тестирование. Рассаживайтесь за компьютеры, наберите адрес, приступайте к выполнению работы. Результаты тестирования внесутся в электронный журнал. Онлайн - тестирование IV. Выставление оценок (оценки выставляются в электронный журнал) (30 сек) За работу на уроке все получат оценку. Оценки я внесла в электронный журнал (на экране). Ваша работа сегодня оценивалась поэтапно. За каждый этап работы я ставила вам оценку, а потом вывела средний бал. V. Домашнее задание (30 сек) . Решите задания контрольного модуля по теме «Наследование групп крови».
В заключение урока я предлагаю ещё раз вспомнить тему урока и вывести ПОПС – формулу. Вспомним, что означает ПОПС: (слайд №15) П – позиция (Я считаю, что…) О – обоснование (потому что…) П – пример (Например…) С – следствие (Поэтому…) Слово учителя. Французский писатель 19 века Э.Золя сказал: «Великая поэзия нашего века - это наука с удивительным расцветом своих открытий…». Сегодня на уроке мы показали, что благодаря великим открытиям науки мы можем проникнуть в самые сокровенные таинства природы. |
Урок «Метод проектов» Углубление навыков работы в программной среде Microsoft Word, Microsoft Power Point; Paint; Excel | Урок повторение и обобщение изученного материала. Тема: «Как устроен компьютер?» Технологии: пакет прикладных программ Microsoft Office: табличный редактор Excel, текстовый редактор Word, редактор создания мультимедиа... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Технологии: пакет прикладных программ Microsoft Office: табличный редактор Excel, текстовый редактор Word, редактор создания мультимедиа... | Используемой технологии Для подготовки к урокам активно применяю компьютерные программы Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office... | ||
Содержание программы учебной дисциплины 7 Обеспечение содержания дисциплины 9 Программные средства офисного назначения: Операционная система Microsoft Windows 2010; Microsoft Office Prof Plus 2010 Rus; Программа... | Курса На уроках и для выполнения домашних заданий используются электронные учебники, Интернет-ресурсы (информация, иллюстрации, дидактический... | ||
Программа Microsoft Power Point Браузер (Internet Explorer) Adobe... Клипова Н. А., учитель русского языка и литературы, мбоу «Гимназия №32», г. Нижнекамск, рт | Лабораторная работа №2 Разработка учебно-методических материалов... Цель: Научиться использовать стандартное приложение Microsoft Office (ms power Point) при разработке урока по определенной теме школьного... | ||
Уро Первые шаги в Excel Этот пакет позволяет использовать данные других приложений, таких, как Word, Access, Internet Explorer, Outlook и других | Тема урока: «Анимация и движение в Power Point 2007» Босовой Людмилы Леонидовны при проведении практической работы №13 на стр. 164. Дети очень любят составлять анимации и движения в... | ||
Обеспечение : Microsoft Power Point; Microsoft Word. Вводная часть.... Цель урока: Познакомить учащихся с видами кокеток и их элементарным моделированием | Урок алгебры в 7 классе Тема: «Степень с натуральным показателем и её свойства» Оборудование: медиапродукт (презентация в программе Microsoft Office Power Point 2007); карточки с заданиями для самостоятельной... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методическая разработка предназначена для использования в качестве пособия при выполнении курсовой работы «Практическое использование... | Microsoft Office PowerPoint 2007, Microsoft Office Word 2007, Adobe... Данный урок разработан на основе самоучителя для начинающих С. Н. Лукина. Урок сопровождается мультимедийной презентацией | ||
Использование Excel-клиента в браузере Google Chrome Для работы с Excel-клиентом используется технология ActiveX (©Microsoft), которая поддерживается только браузером Internet Explorer.... | Одной из итальянских республик «Флоренция» переводится как Составьте небольшой рассказ о своей школе и о себе. Будет здорово, если вы красочно оформите свой ответ и дополните фотографиями.... |