Урок истории в 6 классе Тема « Возникновение средневековых городов» Учитель истории
МОУ Морткинской СОШ Терентьева Г.Г.
Триединая цель урока: создание условий для:
Познавательная :
усвоения учащимися понятий город, деревня
формирования системы знаний о причинах отделения ремесла от сельского хозяйства , значение города как центра ремесла и торговли
формирования умений характеризовать состояние хозяйства до 11 века и после 11 века
Развивающая:
развития психических процессов: внимания и памяти через просмотр фильма , схем с опережающим заданием, работу с логической схемой, мышления через проблемные ситуации, работу с ДМК, развитие речи через включение в процесс обсуждения
формирования ОУУН ( формулирования понятий , обобщения ,анализа , сравнения)
Воспитательная формирования познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приёмов, гарантированность достижения желаемых результатов.
формирования исторического мышления — способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
формирования умения анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, схема, аудиовизуальный ряд);
План урока :
Изменения в деревне
Причины появления городов
Места расположения городов
Борьба с сеньорами
Оборудование урока :
Мультимедийный проектор
Интерактивная доска (StarBoard Hitachi )
Раздаточный материал с заданиями
Приложение №1. Копии слайдов интерактивной доски
Приложения №1.Задания к уроку
Технологическая карта урока
Этапы урока
| Деятельность педагога
| Деятельность учащихся
| 1.Организационный
| Приветствие, организация внимания школьников:
Здравствуйте , ребята. Присаживайтесь.
|
| 2.Мотивационный
| Чистый экран интерактивной доски
Педагог мотивирует учащихся ,используя приём неожиданного начала урока, и актуализирует знания учащихся, обращаясь к ним:
Вера, веришь ли ты , что мы изучаем историю Европы средних веков?
Саша, веришь ли ты , что к 11 веку в Европе прекратились переселения и завоевания?
Алексей, веришь ли ты , что рост населения в Европе свидетельствует об ухудшении жизни европейцев?
Лена, веришь ли ты , что сельское хозяйство включает в себя земледелие и скотоводство?
Ольга, веришь ли ты , что экономика (хозяйство страны) включает в себя только сельское хозяйство и торговлю?
Николай, веришь ли ты , что в 11 веке в Европе произошли значительные перемены в хозяйстве?
|
Да
Да
Нет
Да
Нет
Да
| 3. Актуализация знаний учащихся
| Педагог обобщает высказывания учащихся, подводя их к самостоятельной формулировке темы и задачи урока :
Действительно, ты прав, в Европе произошли кардинальные перемены и в политике и в экономике, о чём мы говорили на прошлом уроке. Сегодня на уроке мы с вами должны познакомиться ещё с одной переменой, появлением в Европе новых явлений и тема нашего урока будет формулироваться как «Образование средневековых ……..»
Но что именно новое появилось в Европе , вы сможете определить ,поработав с кроссвордом, слово по вертикали и будет тем явлением, которое мы с вами будем изучать.
( слайд 1).
Давайте запишем тему урока «Возникновение средневековых городов».
Вас ничего не смущает в формулировке темы, говоря об 11 веке . н.э. мы говорим об образовании городов?
А что должно стать задачей нашего урока? (Выяснить причины появления большого количества новых городов в средневековой Европе)
| Учащиеся включаются в деятельность , работают над кроссвордом (задание№1.), затем по очереди выходят и записывают понятия в кроссворд на экране Интерактивной доски .
На экране появляется понятие «город». Записывают тему урока «Образование средневековых городов».
Формулируют задачи урока.
| 4. Формирование новой образовательной среды
| А что было раньше ? Если не было городов, как жило население Европы?
Городов было немного и те находились на территории бывшей Римской империи и были разрушены в период нашествия варварских племён и великого переселения народов. Население проживало в деревнях.
Город и деревня, а чем они отличаются?
А теперь , давайте сравним ваши предположения с определением этих понятий в энциклопедических словарях ,представленных на экране.
( слайд 2)
Город - населённый пункт, жители которого заняты как правило ,вне сельского хозяйства, при этом критерий численности населения города различается от 250 человек в Дании до 30 тысяч в Японии
Деревня- небольшое поселение ,первоначальный перевод «место, очищенное от леса», отсюда и основное занятие деревенских жителей – сельское хозяйство
Какое главное отличие города от деревни?Выделите основную мысль маркером.
| Предполагают, что жили в деревнях
Предполагают отличия города от деревни.
Читают тексты понятий на экране и выявляют критерий: занятия жителей, выделяют его маркером
| Чтобы выяснить причины появления городов в Европе , давайте вернёмся с вами в средневековую деревню, в которой проживало европейское население и посмотрим какие изменения там произошли.
( слайд 3)
Что изображено на рисунке ? Обозначьте одним , двумя словами
Поместье феодала. Докажите что это поместье феодала?
В этом замке живёт сеньор или вассал?
Эта земля сеньоров или вассалов?
Выделите маркером землю крестьян и землю сеньора.
|
Описывают рисунок
Высказывают предположения
Выделяют маркером объекты.
| А если представим деревню в виде другой , более сложной схемы, вы сможете её описать?
( слайд 4)
Обобщает сказанное :
Это натуральное хозяйство, где крестьянин одновременно занимается и сельским хозяйством и земледелием. Но в 11 веке в деревне произошли изменения, и эти изменения можно представить в виде другой схемы.
( слайд 5)
| Описывают схему
Высказывают предположения .
| Что произошло и почему. Я предлагаю вам самим найти причины этих изменений в деревне.
Для этого часть учащихся ( 6 человек) пересядет на компьютеры, где им даны подсказки в виде разбросанной схемы. Ваша задача , подумав , собрать эту логическую цепочку. Можете обращаться друг к другу за помощью.( 3 -4 мин. для работы)
Остальные учащиеся , используя материалы задания №2, предложенного на столах, попробуют определить сами причины изменений, произошедших в деревне.
| 6 учащихся продвинутого уровня работают за компьютерами, выстраивая логическую схему.
Остальные читают документ, выделяют нужные мысли ,
анализируют , делают выводы (текст задания №2.)
| Присаживаемся на свои места.
Педагог организует беседу с учащимися:
Ваши предположения ? Каковы причины изменений, произошедших в деревне в 11-12 веках.
Те, кто работали за компьютером, согласны с высказанными суждениями? А теперь давайте проверим их на схеме. Пожалуйста , соберите схему на доске, чтобы мы увидели вашу логику.
( слайд 6)
Педагог обобщает высказывания учащихся и делает вывод: в деревне произошло отделение ремесла от с/х, на земле феодала появились профессионалы- ремесленники.
А скажите повинности крестьян и ремесленников отличались? У кого из них преобладал оброк, у кого барщина?
( слайд 7)
|
Учащиеся высказывают суждения о причинах изменений, произошедших в деревне в 11 веке.
Учащиеся, работая у интерактивной доски, восстанавливают логическую схему.
В случае необходимости оказывают помощь отвечающему у доски
| Педагог организует беседу с учащимися:
Жизнь и крестьян и ремесленников в деревне невыносима, но почему они терпят? Почему не уходят от своего сеньора?
Крестьяне уйти не могут их держит земля,её в карман не положишь и не унесёшь с собой , а ремесленники?
Вот они и бегут из деревни, забрав с собой самое дорогое, а что?
Они ищут место, где поселиться. А каким условиям должно отвечать место, где может остановиться ремесленник? (Безопасность, спрос на товар, место, где много покупателей)
| Вступают в беседу с педагогом. Высказывают предположения.
| А какие это места? Учёные посчитали, что большинство европейских городов, появившихся в средние века имели окончания……
Педагог использует функцию интерактивной доски «Непрозрачный экран»,закрывая часть экрана с рисунками, предлагая учащимся самим перевести окончания названий городов.
( слайд 8)
Ремесленники селились вблизи больших замков, обитатели которых могли явиться потребителями их товаров ,у стен монастырей, куда стекалось много людей на богомолье, в населённых пунктах, находившихся на скрещении важных дорог, у речных переправ и мостов, в устьях рек, на берегах удобных для стоянки кораблей бухт, заливов и т. п.
| Вступают в беседу с педагогом. Высказывают предположения.
| ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ ( ссылка на компьютерную презентацию)
( слайд 9)
| Повторяют предложенные на экране упражнения для глаз
| Педагог демонстрирует карту средневековой Европы, используя функцию интерактивной доски «Лупа»:
Постепенно в течение 11-12 веков на карте Европы появилось большое количество городов, и она стала выглядеть таким образом. Давайте найдём эти города на карте, легко это сделать?
А если возьмём лупу?. Я показываю город, а вы определяете место его появления.
( слайд 10)
| Учащиеся следят за «Лупой» и определяют на каком месте был создан показанный город.
| Педагог создаёт проблемную ситуацию, демонстрируя фрагмент фильма «Жанна Д-Арк», в котором представлена осада средневекового города.
Постепенно образовывались поселения ремесленников , куда стекались и крестьяне за товаром , они обрастали стенами и становились центрами ремесла и торговли. Но не всё было так просто .
Я прошу вас, посмотрев фрагмент фильма , предположить какие проблемы возникали у вновь возникших городов.
( слайд 11) ( гиперссылка на фильм ).
С кем и из-за чего могли воевать города?
А если я напомню фразу «Нет земли без сеньора».
| Учащиеся отвечают на вопросы, делая вывод о нападении сеньоров на города.
| Педагог формирует новые знания:
Феодалу было выгодно, что города росли на его земле , выгодная торговля и поначалу, когда города появлялись феодалы давали им льготы, не требовали больших повинностей.
Но постепенно, они начинали ужесточать свои требования и желали получать больше оброка Города сопротивлялись. Часто это выливалось в длительную, кровопролитную войну. Многие города Европы в результате упорной и ожесточённой борьбы со своими феодальными сеньорами добились свободы, подписывали договор с феодалом и стали называться КОММУНЫ, и могли выбирать городское самоуправление.
|
| 5.Рефлексия
| Педагог выявляет сформированность знаний , ценностных установок и убеждений, через использование приёма «Бином»:
Итак, мы вместе с вами на одном уроке смогли рассмотреть процессы, которые происходили в течение столетий. Чтобы подвести итог урока и выявить уровень вашего понимания изученного материала, мне хотелось бы вам предложить следующее задание «Бином»:
( слайд 12)
На экран я поместила основные понятия, рассмотренные нами на уроке:
Город
Деревня
Ремесленники
Бегство
Сеньор
Повинности
Защита
Торговля
Соберите пары из двух понятий, связанных по смыслу и составьте предложение, в котором будут звучать оба слова. Я начинаю: «Ремесленники отказывались платить тяжёлые повинности»
| Учащиеся выполняют задание, перемещая объекты на экране , соединяя основные понятия урока, демонстрируя уровень усвоения содержания урока
| 6.Домашнее задание.
( в печать на принтер)
| ( слайд 13)
Домашнее задание &18.
Задание по желанию:
К каждой выбранной вами паре слов задать вопрос, в котором будут соединяться эти слова ( 4 вопроса ).Вопросы могут начинаться:
Простые: как, кто, что, где?
Сложные: почему, докажите, сравните и т.д?.
|
|
Приложение№1
Копии слайдов интерактивной доски
Функции доски
| Первоначальный вид слайда
| Слайд с внесёнными коррективами
| ( слайд 1) Интерактивная функция доски. В реальном времени заполнение кроссворда учащимся у доски с помощью маркера, исправление и дополнение его ответа классом.
|
|
| ( слайд 2)
Информационная функция . Выделение основных мыслей маркером
|
|
| ( слайд 3) Интерактивная функция доски. Учащиеся делают пометки поверх рисунка с комментариями
|
|
| ( слайды 4-5) Информационная функция . Демонстрация динамических процессов,
происходящих в деревне.
|
|
| ( слайд 6)
Интерактивная функция доски. Перемещение объектов на доске для создания логической схемы
|
|
| ( слайд 7)
Интерактивная функция доски Внесение комментариев и дополнение схемы
|
|
| ( слайд 8)
Интерактивная функция доски
Использование электронной шторки.
|
|
| (слайд 9)
Интерактивная функция доски
Повторение движений , предложенных в презентации с целью разминки глаз.
|
|
| (слайд 10)
Интерактивная функция доски Использование «Лупы» для акцентирования внимания на нужных объектах
|
|
| (слайд 11)
Информационная функция
Просмотр видео с целью выполнения опережающего задания.
|
|
| (слайд 12)
Интерактивная функция доски Предоставление свободы выбора учащимися пары понятий.
|
|
| (слайд 13)
Информационная функция . Информация по домашнему заданию, выпуск в печать для желающих.
|
|
|
Приложение№2 Задания к уроку «Возникновение средневековых……………..» Задание №1.
Задание №2. Успехи в сельском хозяйстве и ремесле к XI веку
Сельское хозяйство
| Ремесло
| Увеличились посевные площади (за счет вырубки лесов, осушения болот, обработки пустошей).
Появилось большое количество орудий труда из железа.
Шире стал применяться тяжелый колесный плуг, который глубже вспахивал почву и переворачивал пласт.
Возросли урожаи (за счет увеличения посевных площадей, лучшей обработки земли).
5. Появились водяные и ветряные мельницы, обеспечившие более быстрый помол и лучшее качество муки.
Увеличилось количество скота (так как увеличилось количество корма).
Лошадей стали использовать не только в военном деле, но и в хозяйстве — для перевозки грузов и вспашки земли (это стало возможным после появления хомута и подков).
| Возросла добыча железной руды, усовершенствовалась плавка и обработка металла, так как металла требовалось больше.
Стали использоваться разнообразные приспособления, и повысилась квалификация ремесленников в связи с необходимостью изготавливать сложные вещи.
3. Появились ремесленники-профессионалы.
|
|