Урок истории в 6 классе Тема «Возникновение средневековых городов»





Скачать 123.78 Kb.
НазваниеУрок истории в 6 классе Тема «Возникновение средневековых городов»
Дата публикации04.07.2014
Размер123.78 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок

Урок истории в 6 классе

Тема « Возникновение средневековых городов»


Учитель истории

МОУ Морткинской СОШ


Терентьева Г.Г.

Триединая цель урока: создание условий для:

Познавательная :

  • усвоения учащимися понятий город, деревня

  • формирования системы знаний о причинах отделения ремесла от сельского хозяйства , значение города как центра ремесла и торговли

  • формирования умений характеризовать состояние хозяйства до 11 века и после 11 века

Развивающая:

  • развития психических процессов: внимания и памяти через просмотр фильма , схем с опережающим заданием, работу с логической схемой, мышления через проблемные ситуации, работу с ДМК, развитие речи через включение в процесс обсуждения

  • формирования ОУУН ( формулирования понятий , обобщения ,анализа , сравнения)

Воспитательная


  • формирования познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приёмов, гарантированность достижения желаемых результатов.

  • формирования исторического мышления — способности рас­сматривать события и явления с точки зрения их историчес­кой обусловленности, сопоставлять различные версии и оцен­ки исторических событий и личностей, определять собствен­ное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

  • использования навыков исторического анализа при критичес­ком восприятии получаемой извне социальной информации;

  • формирования умения анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, схема, аудиовизуальный ряд);

План урока :

  1. Изменения в деревне

  2. Причины появления городов

  3. Места расположения городов

  4. Борьба с сеньорами

Оборудование урока :

  • Мультимедийный проектор

  • Интерактивная доска (StarBoard Hitachi )

  • Раздаточный материал с заданиями

Приложение №1. Копии слайдов интерактивной доски

Приложения №1.Задания к уроку

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

1.Организационный

Приветствие, организация внимания школьников:

  • Здравствуйте , ребята. Присаживайтесь.




2.Мотивационный


Чистый экран интерактивной доски

Педагог мотивирует учащихся ,используя приём неожиданного начала урока, и актуализирует знания учащихся, обращаясь к ним:

  • Вера, веришь ли ты , что мы изучаем историю Европы средних веков?

  • Саша, веришь ли ты , что к 11 веку в Европе прекратились переселения и завоевания?

  • Алексей, веришь ли ты , что рост населения в Европе свидетельствует об ухудшении жизни европейцев?

  • Лена, веришь ли ты , что сельское хозяйство включает в себя земледелие и скотоводство?

  • Ольга, веришь ли ты , что экономика (хозяйство страны) включает в себя только сельское хозяйство и торговлю?

  • Николай, веришь ли ты , что в 11 веке в Европе произошли значительные перемены в хозяйстве?


Да

Да

Нет

Да

Нет

Да

3. Актуализация знаний учащихся

Педагог обобщает высказывания учащихся, подводя их к самостоятельной формулировке темы и задачи урока :

  • Действительно, ты прав, в Европе произошли кардинальные перемены и в политике и в экономике, о чём мы говорили на прошлом уроке. Сегодня на уроке мы с вами должны познакомиться ещё с одной переменой, появлением в Европе новых явлений и тема нашего урока будет формулироваться как «Образование средневековых ……..»

  • Но что именно новое появилось в Европе , вы сможете определить ,поработав с кроссвордом, слово по вертикали и будет тем явлением, которое мы с вами будем изучать.

( слайд 1).

  • Давайте запишем тему урока «Возникновение средневековых городов».

  • Вас ничего не смущает в формулировке темы, говоря об 11 веке . н.э. мы говорим об образовании городов?

А что должно стать задачей нашего урока? (Выяснить причины появления большого количества новых городов в средневековой Европе)

Учащиеся включаются в деятельность , работают над кроссвордом (задание№1.), затем по очереди выходят и записывают понятия в кроссворд на экране Интерактивной доски .

На экране появляется понятие «город». Записывают тему урока «Образование средневековых городов».

Формулируют задачи урока.

4. Формирование новой образовательной среды

А что было раньше ? Если не было городов, как жило население Европы?

Городов было немного и те находились на территории бывшей Римской империи и были разрушены в период нашествия варварских племён и великого переселения народов. Население проживало в деревнях.

Город и деревня, а чем они отличаются?

А теперь , давайте сравним ваши предположения с определением этих понятий в энциклопедических словарях ,представленных на экране.

( слайд 2)

Город - населённый пункт, жители которого заняты как правило ,вне сельского хозяйства, при этом критерий численности населения города различается от 250 человек в Дании до 30 тысяч в Японии

Деревня- небольшое поселение ,первоначальный перевод «место, очищенное от леса», отсюда и основное занятие деревенских жителей – сельское хозяйство

Какое главное отличие города от деревни?Выделите основную мысль маркером.

Предполагают, что жили в деревнях


Предполагают отличия города от деревни.

Читают тексты понятий на экране и выявляют критерий: занятия жителей, выделяют его маркером


Чтобы выяснить причины появления городов в Европе , давайте вернёмся с вами в средневековую деревню, в которой проживало европейское население и посмотрим какие изменения там произошли.

( слайд 3)

Что изображено на рисунке ? Обозначьте одним , двумя словами

Поместье феодала. Докажите что это поместье феодала?

В этом замке живёт сеньор или вассал?

Эта земля сеньоров или вассалов?

Выделите маркером землю крестьян и землю сеньора.



Описывают рисунок

Высказывают предположения

Выделяют маркером объекты.


А если представим деревню в виде другой , более сложной схемы, вы сможете её описать?

( слайд 4)

Обобщает сказанное :

Это натуральное хозяйство, где крестьянин одновременно занимается и сельским хозяйством и земледелием. Но в 11 веке в деревне произошли изменения, и эти изменения можно представить в виде другой схемы.

( слайд 5)

Описывают схему

Высказывают предположения .

Что произошло и почему. Я предлагаю вам самим найти причины этих изменений в деревне.

Для этого часть учащихся ( 6 человек) пересядет на компьютеры, где им даны подсказки в виде разбросанной схемы. Ваша задача , подумав , собрать эту логическую цепочку. Можете обращаться друг к другу за помощью.( 3 -4 мин. для работы)

Остальные учащиеся , используя материалы задания №2, предложенного на столах, попробуют определить сами причины изменений, произошедших в деревне.

6 учащихся продвинутого уровня работают за компьютерами, выстраивая логическую схему.

Остальные читают документ, выделяют нужные мысли ,

анализируют , делают выводы (текст задания №2.)

  • Присаживаемся на свои места.

Педагог организует беседу с учащимися:

  • Ваши предположения ? Каковы причины изменений, произошедших в деревне в 11-12 веках.

Те, кто работали за компьютером, согласны с высказанными суждениями? А теперь давайте проверим их на схеме. Пожалуйста , соберите схему на доске, чтобы мы увидели вашу логику.

( слайд 6)

Педагог обобщает высказывания учащихся и делает вывод: в деревне произошло отделение ремесла от с/х, на земле феодала появились профессионалы- ремесленники.

  • А скажите повинности крестьян и ремесленников отличались? У кого из них преобладал оброк, у кого барщина?

( слайд 7)



Учащиеся высказывают суждения о причинах изменений, произошедших в деревне в 11 веке.

Учащиеся, работая у интерактивной доски, восстанавливают логическую схему.

В случае необходимости оказывают помощь отвечающему у доски

Педагог организует беседу с учащимися:

  • Жизнь и крестьян и ремесленников в деревне невыносима, но почему они терпят? Почему не уходят от своего сеньора?

  • Крестьяне уйти не могут их держит земля,её в карман не положишь и не унесёшь с собой , а ремесленники?

  • Вот они и бегут из деревни, забрав с собой самое дорогое, а что?

  • Они ищут место, где поселиться. А каким условиям должно отвечать место, где может остановиться ремесленник? (Безопасность, спрос на товар, место, где много покупателей)




Вступают в беседу с педагогом. Высказывают предположения.

  • А какие это места? Учёные посчитали, что большинство европейских городов, появившихся в средние века имели окончания……

Педагог использует функцию интерактивной доски «Непрозрачный экран»,закрывая часть экрана с рисунками, предлагая учащимся самим перевести окончания названий городов.

( слайд 8)

  • Ремесленники селились вблизи больших замков, обитатели которых могли явиться потребителями их товаров ,у стен монастырей, куда стекалось много людей на богомолье, в населённых пунктах, находившихся на скрещении важных дорог, у речных переправ и мостов, в устьях рек, на берегах удобных для стоянки кораблей бухт, заливов и т. п.




Вступают в беседу с педагогом. Высказывают предположения.

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ ( ссылка на компьютерную презентацию)

( слайд 9)

Повторяют предложенные на экране упражнения для глаз

Педагог демонстрирует карту средневековой Европы, используя функцию интерактивной доски «Лупа»:

  • Постепенно в течение 11-12 веков на карте Европы появилось большое количество городов, и она стала выглядеть таким образом. Давайте найдём эти города на карте, легко это сделать?

А если возьмём лупу?. Я показываю город, а вы определяете место его появления.

( слайд 10)


Учащиеся следят за «Лупой» и определяют на каком месте был создан показанный город.

Педагог создаёт проблемную ситуацию, демонстрируя фрагмент фильма «Жанна Д-Арк», в котором представлена осада средневекового города.

  • Постепенно образовывались поселения ремесленников , куда стекались и крестьяне за товаром , они обрастали стенами и становились центрами ремесла и торговли. Но не всё было так просто .

Я прошу вас, посмотрев фрагмент фильма , предположить какие проблемы возникали у вновь возникших городов.

( слайд 11) ( гиперссылка на фильм ).

  • С кем и из-за чего могли воевать города?

А если я напомню фразу «Нет земли без сеньора».

Учащиеся отвечают на вопросы, делая вывод о нападении сеньоров на города.

Педагог формирует новые знания:

  • Феодалу было выгодно, что города росли на его земле , выгодная торговля и поначалу, когда города появлялись феодалы давали им льготы, не требовали больших повинностей.

Но постепенно, они начинали ужесточать свои требования и желали получать больше оброка Города сопротивлялись. Часто это выливалось в длительную, кровопролитную войну. Многие города Европы в результате упорной и ожесточённой борьбы со своими феодальными сеньорами добились свободы, подписывали договор с феодалом и стали называться КОММУНЫ, и могли выбирать городское самоуправление.




5.Рефлексия

Педагог выявляет сформированность знаний , ценностных установок и убеждений, через использование приёма «Бином»:

  • Итак, мы вместе с вами на одном уроке смогли рассмотреть процессы, которые происходили в течение столетий. Чтобы подвести итог урока и выявить уровень вашего понимания изученного материала, мне хотелось бы вам предложить следующее задание «Бином»:

( слайд 12)

На экран я поместила основные понятия, рассмотренные нами на уроке:

  • Город

  • Деревня

  • Ремесленники

  • Бегство

  • Сеньор

  • Повинности

  • Защита

  • Торговля

Соберите пары из двух понятий, связанных по смыслу и составьте предложение, в котором будут звучать оба слова. Я начинаю: «Ремесленники отказывались платить тяжёлые повинности»


Учащиеся выполняют задание, перемещая объекты на экране , соединяя основные понятия урока, демонстрируя уровень усвоения содержания урока

6.Домашнее задание.

( в печать на принтер)

( слайд 13)

Домашнее задание &18.

Задание по желанию:

  • К каждой выбранной вами паре слов задать вопрос, в котором будут соединяться эти слова ( 4 вопроса ).Вопросы могут начинаться:

Простые: как, кто, что, где?

Сложные: почему, докажите, сравните и т.д?.






Приложение№1

Копии слайдов интерактивной доски

Функции доски

Первоначальный вид слайда

Слайд с внесёнными коррективами


( слайд 1) Интерактивная функция доски.
В реальном времени заполнение кроссворда учащимся у доски с помощью маркера, исправление и дополнение его ответа классом.





( слайд 2)

Информационная функция .
Выделение основных мыслей маркером






( слайд 3) Интерактивная функция доски.
Учащиеся делают пометки поверх рисунка с комментариями






( слайды 4-5) Информационная функция .
Демонстрация динамических процессов,

происходящих в деревне.





( слайд 6)

Интерактивная функция доски.
Перемещение объектов на доске для создания логической схемы






( слайд 7)

Интерактивная функция доски
Внесение комментариев и дополнение схемы






( слайд 8)

Интерактивная функция доски

Использование электронной шторки.





(слайд 9)

Интерактивная функция доски

Повторение движений , предложенных в презентации с целью разминки глаз.





(слайд 10)

Интерактивная функция доски
Использование «Лупы» для акцентирования внимания на нужных объектах






(слайд 11)

Информационная функция

Просмотр видео с целью выполнения опережающего задания.






(слайд 12)

Интерактивная функция доски
Предоставление свободы выбора учащимися пары понятий.






(слайд 13)

Информационная функция .
Информация по домашнему заданию, выпуск в печать для желающих.








Приложение№2
Задания к уроку «Возникновение средневековых……………..»
Задание №1.



Задание №2.
Успехи в сельском хозяйстве и ремесле к XI веку


Сельское хозяйство

Ремесло

  1. Увеличились посевные площади (за счет вы­рубки лесов, осушения болот, обработки пусто­шей).

  2. Появилось большое количество орудий труда из железа.

  3. Шире стал применяться тяжелый колесный плуг, который глубже вспахивал почву и перево­рачивал пласт.

  4. Возросли урожаи (за счет увеличения посев­ных площадей, лучшей обработки земли).

5. Появились водяные и ветряные мельницы, обеспечившие более быстрый помол и лучшее качество муки.

  1. Увеличилось количество скота (так как увели­чилось количество корма).

Лошадей стали использовать не только в воен­ном деле, но и в хозяйстве — для перевозки грузов и вспашки земли (это стало возможным после появления хомута и подков).

  1. Возросла добыча железной руды, усовершенствовалась плавка и обработка металла, так как металла требовалось больше.

  2. Стали использоваться разно­образные приспособления, и повысилась квалификация ре­месленников в связи с необхо­димостью изготавливать слож­ные вещи.

3. Появились ремесленники-профессионалы.







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок истории в 6 классе Тема «Возникновение средневековых городов» iconУрок истории в 6 классе Тема «Возникновение средневековых городов»
Педагог мотивирует учащихся,используя приём неожиданного начала урока, и актуализирует знания учащихся, обращаясь к ним
Урок истории в 6 классе Тема «Возникновение средневековых городов» iconУрок по истории в 6 классе. Тема : повторительно- обобщающий урок по теме «Киевская Русь»
Воспитывать у учащихся интерес к истории нашей страны, любовь и уважение к прошлому нашего народа
Урок истории в 6 классе Тема «Возникновение средневековых городов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Уставный урок «Наш Красноярский край: познаём и любим». Урок посвящается роли учительства, образования в истории Енисейской губернии...
Урок истории в 6 классе Тема «Возникновение средневековых городов» iconУроки по сольфеджио: Тема урока «Работа в тональности»
Преподаватели Косыгина А. С. (урок в 1 классе), Гольева Т. В. (урок в 3 классе), Первушина Н. М. (урок в 6 классе)
Урок истории в 6 классе Тема «Возникновение средневековых городов» iconУрок- презентация по истории в 10 классе Тема: «нэп: за и против»
Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы, помочь развить познавательный интерес у старшеклассников к одному из сложных...
Урок истории в 6 классе Тема «Возникновение средневековых городов» iconУрок геометрии в 9 классе
Методические рекомендации предназначены для глав администраций городов (районов)
Урок истории в 6 классе Тема «Возникновение средневековых городов» iconТема Кол-во учащихся
Урок: «Возникновение христианства. Отношение к взяточничеству в мировых религиях»
Урок истории в 6 классе Тема «Возникновение средневековых городов» iconУрок по истории в 5 -6 клас сах. Тема в 5 классе «Древний Восток»,...
Объясняет новый материал уч- ся 6 кл, контролирует работу с тетрадями, с картами в атласе и учебнике
Урок истории в 6 классе Тема «Возникновение средневековых городов» iconТема: Золотое кольцо России Задачи урока
Оборудование: слайды с видами достопримечательностей городов Золотого кольца, карта путешествия, карточки с названиями городов
Урок истории в 6 классе Тема «Возникновение средневековых городов» iconКонспект урока немецкого языка в 7 классе по умк и. Л. Бим «Немецкий...
Германии. Названия известных учащимся городов закрыты специальными карточками. Дети по желанию выходят к доске, открывают один из...
Урок истории в 6 классе Тема «Возникновение средневековых городов» iconУрок Повторение. Тема Возникновение Киевской Руси. Первые киевские...
Урок Повторение. Тема – Возникновение Киевской Руси. Первые киевские князья. Задание – найти и прочитать материал о возникновении...
Урок истории в 6 классе Тема «Возникновение средневековых городов» iconУрок истории в 9 классе. Тема урока: "Духовная жизнь страны: "Период оттепели"
Разработан учителем истории моу сош с. Баловнево Данковского района Липецкой области Е. В. Рыжковой по учебнику А. А. Данилова, Л....
Урок истории в 6 классе Тема «Возникновение средневековых городов» iconУрок во 2 классе. Тема: «Угол. Виды углов»
Открытый урок в 5 клас-се. Тема: Сложение и вычитание дробей с оди-наковыми знаменателя-ми. ( 3 урок)
Урок истории в 6 классе Тема «Возникновение средневековых городов» iconУрок математики и окружающего мира (истории) в 4 классе
Тема: "Приёмы быстрых устных вычислений. Умножение двузначных чисел на 11. М. В. Ломоносов"
Урок истории в 6 классе Тема «Возникновение средневековых городов» iconУрок по литературе и истории в 11 классе тема урока «Судьбы людей в революции»
Цели урока: показать неизбежность трагичности судьбы человека в переломные моменты истории; понять, как раскрывается человек в ситуации...
Урок истории в 6 классе Тема «Возникновение средневековых городов» iconУрока Тема уроков
Продуктивный уровень: Объяснять значение понятий, со­ставлять описание средневековых памятников по историческим ис­точникам


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск