Программа учебной дисциплины история





Скачать 171.18 Kb.
НазваниеПрограмма учебной дисциплины история
Дата публикации06.07.2013
Размер171.18 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > История > Программа
Департамент образования Вологодской области

БОУ СПО ВО «Череповецкий химико-технологический колледж»


ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
История

2011 г.

 Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования (далее СПО) по специальности

220703Автоматизация технологических процессов и производств;

240107 Химическая технология неорганических веществ,

140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Организация-разработчик: ГОУ СПО «Череповецкий химико-технологический колледж»

Разработчики:
Беляева Ольга Сергеевна- преподаватель высшей квалификационной категории

СОГЛАСОВАНО с

методической комиссией

Руководитель

_______________/Беляева О.С. /

рекомендована к применению


СОДЕРЖАНИЕ





стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




7

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




10

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




14


1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

История

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям

СПО 220703Автоматизация технологических процессов и производств

СПО 240107 Химическая технология неорганических веществ

СПО 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

1.2.Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина «История» относится к общепрофессиональному циклу основной профессиональной образовательной программы.

1.3. Цели и задачи дисциплины –

-развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами; ---освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

- формирование исторического мышления, способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам современности.

Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- основные тенденции развития международных отношений после Второй мировой войны;

- основные направления развития ключевых регионов мира во второй половине 20-начале 21 вв.;

- сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце 20-начале 21 веков;

- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

- назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

- о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных государственных традиций; - содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.

Уметь:

-ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

-выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.

-осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

-соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

-извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения.

-формулировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории;

-осуществлять эффективный поиск и анализ информации из различных источников;

-применять полученные знания на практике.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося58 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;

самостоятельной работы обучающегося10 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

58

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:




практические занятия

24

контрольные работы

4

итоговый контроль - зачет

1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

10

в том числе:




систематическая проработка учебной и специальной литературы;

подготовка к семинарским занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя,

оформление практических работ.

8

2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

«История»

Наименование тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень усвоения

Раздел № 1 СССР и мир после Второй мировой войны.

Тема №1 Холодная война: причины, этапы и их содержание; итоги.

Содержание

Основные тенденции глобального развития и место России в мировом сообществе после Второй мировой войны. Холодная война: понятие, причины, этапы и их содержание; итоги. ООН. НАТО.ОВД.СЭВ.: образование, функции, деятельность.

2


4

2


2

Практическая работа

" Этапы холодной войны и их содержание"

« Роль международных организаций в регулировании отношений между государствами»

Самостоятельная работа

Изучение дополнительной литературы и подготовка к семинарскому занятию по теме: «Холодная война: причины, этапы и их содержание; итоги».

2

2




Раздел № 2 Страны Западной и Восточной Европы, США в 80 -е -90 - е гг. 20 века.







Тема № 2

СССР и мировое сообщество середины 1980-х – начала 1990-х годов

Содержание

М.С.Горбачёв. Провозглашение политики «перестройки» и гласности. Национальная политика. «Новое мышление» и советская внешняя политика середины 1980-х – начала 1990-х годов. Возобновление советско-американского диалога. Улучшение отношений с Западной Европой. Вывод советских войск из Афганистана. Межнациональные отношения и конфликты. Начало «парада суверенитетов». Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Отношения между союзными республиками и Центром. Провозглашение независимости союзными республиками. Распад СССР. Образование Содружества Независимых Государств (СНГ). РФ и ближнее зарубежье. Международные отношения середины 1980-х – начала 1990-х годов XX века. Локальные конфликты.


4

2




Практическая работа

«Сущность и причины межнациональных конфликтов в конце 80-х – начале 90-х гг.»

2

2




Самостоятельная работа

Изучение дополнительной литературы и подготовка к семинарскому занятию по теме: «Сущность и причины межнациональных конфликтов в конце 80-х – начале 90-х гг.»

Поиск информации из различных источников и подготовка доклада на тему (по выбору): «Новое мышление» и советская внешняя политика середины 1980-х – начала 1990-х годов», «Парад суверенитетов».


2

2




Контрольная работа по теме Страны Западной и Восточной Европы, США в 80 -е -90 - е гг. 20 века.

1

2

Раздел № 3 СССР и мировое сообщество в 80 -е -90 - е гг. 20 века.







Тема № 3

Страны Западной и Восточной Европы, США в 80 -е -90 - е гг. 20 века.


Содержание

Общие черты экономического и политического развития стран Западной Европы и США. Неоконсерватизм. Неолиберализм. Общие черты экономического и политического кризиса стран «реального социализма». Оппозиционные движения в странах Восточной Европы. Влияние «перестройки» на внутриполитическое развитие этих стран. «Бархатные революции» конца 1980-х годов в странах Восточной Европы. Распад «Восточного блока» и преодоление биполярности мира. Экономические и политические последствия распада социалистической системы. Национальные конфликты. Рыночные реформы. Страны третьего мира. Япония. Китай.

3

2

Практическая работа

«Бархатные революции» конца 1980-х годов в странах Восточной Европы».

" Сравнительная характеристика политики неоконсерватизма и неолиберализма в странах Западной Европы и США"

" Основные тенденции в развитии стран третьего мира во второй половине 20 века"

6

2

Самостоятельная работа

Изучение дополнительной литературы и подготовка к семинарскому занятию по теме: : «Бархатные революции» конца 1980-х годов в странах Восточной Европы».

Изучение конспектов и составление тематической таблицы по теме: « Особенности политического и социально-экономического развития стран Восточной Европы в 80-90-е годы 20 века»

Изучение дополнительной литературы и подготовка индивидуального проекта по теме:

«Последствия распада социалистической системы»

" Влияние политики неоконсерватизма на ход рыночных реформ в России в начале 90-х гг.20 века"

2

2




Контрольная работа по теме «СССР и мировое сообщество в 80 -е -90 - е гг. 20 века.»

1

2

Раздел № 4 Россия и мир на рубеже веков.

Тема № 4

Становление новой России.

Содержание

Провозглашение курса на создание в России гражданского общества и правового государства. Б.Н.Ельцин. Формирование основ рыночной экономики. Два подхода к перспективам преобразований. Конфликт двух ветвей власти: исполнительной и законодательной. Политический кризис осени 1993 года. Основные политические силы. Выборы в Государственную Думу и принятие новой Конституции 12 декабря 1993 года. Внешняя политика: основные тенденции и события. Основные положения Конституции Российской Федерации. Курс на стабилизацию. Проблема отношений между федеральным центром, республиками и регионами. Два варианта разрешения противоречий между Центром и регионами: Татарстан и Чечня. Чеченская проблема. Политическая жизнь в стране после 1993 года. Развитие многопартийности в России, её особенности. Выборы в Государственную думу 1995 года и президентские выборы 1996 года. Изменение в расстановке политических сил. Финансовый кризис 1998 года и его последствия. Изменения в социальной структуре общества.

3

2

Практическая работа

«Этапы становления рыночной экономики»;

« Становление основ правового государства и гражданского общества в РФ»

" Основные направления внешней политики России в 90-е гг.20 века"

6

2

Самостоятельная работа

Изучение дополнительной литературы и подготовка к семинарскому занятию по теме:

«Становление рыночной экономики»;

Изучение дополнительной литературы и подготовка к коллоквиуму по теме: « Становление основ правового государства и гражданского общества в РФ»

1

3

Тема № 5 Российская Федерация и мировое сообщество: новые рубежи в политике и экономике.

Содержание

Парламентские выборы 1999 года и президентские выборы 2000 года: новая расстановка политических сил. В.В.Путин. Стабилизация экономического и политического положения страны. Экономические преобразования. Формирование новой властной вертикали. Новая концепция внешней политики. Участие России в международной борьбе с терроризмом. Сбалансированная многополярная система международных отношений. Основные направления во внешней политике в конце XX начале XXI. вв.: отношения со странами дальнего и ближнего зарубежья.

3

2

Практическая работа

«Новая концепция внешней политики»

"Основные векторы развития современной России"

2

2

Самостоятельная работа

Изучение дополнительной литературы и подготовка к семинарскому занятию по теме:

"Основные векторы развития современной России"


1

3

Тема № 6

Мир на пороге XXI века.

Современная мировая цивилизация: пути развития. Россия в системе международных экономических отношений. Интеграционные процессы в Европе и других регионах. Глобализация. Глобальные проблемы современности. Политическая ситуация в мире. Расширение блока НАТО. Отношения России с НАТО. Проблемы ядерной безопасности и ликвидации локальных войн и конфликтов. Международные организации и движения. Роль ООН в современном мире.


4

2

Практическая работа

"Проблема национализма, сепаратизма и экстремизма в современном мире".

"Международная интеграция: проблемы и перспективы"

2

2

Самостоятельная работа

Изучение дополнительной литературы и подготовка к семинарскому занятию по теме:

«Евросоюз: предыстория возникновения и перспективы развития»

Изучение дополнительной литературы и подготовка доклада на тему (по выбору): «Терроризм как глобальная проблема современности», «Отношение России к проблеме расширения НАТО»,

«Роль ООН в современном мире».


1

3

Тема № 7

Духовная жизнь в конце 20 – начале 21 века.

Содержание

Основные тенденции развития постсоветской культуры. Интеграционные процессы в сфере культуры. Перспективы развития мировой культуры.

1

2

Практическая работа

«Пути преодоления бездуховности общества»

2

2

Самостоятельная работа

Изучение дополнительной литературы и подготовка к семинарскому занятию по теме:

«Пути преодоления бездуховности общества»

Изучение дополнительной литературы и подготовка индивидуальных творческих проектов на тему «Молодёжные субкультуры» (по выбору)

1

3




Контрольная работа по теме «Россия и мир на рубеже веков».

1

2




Итоговый зачёт.

1

2


КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,. тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

- ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

-выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.

-осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

-соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

-извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения.

-формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории;

-осуществлять эффективный поиск и анализ информации из различных источников;

-применять полученные знания на практике.



Оценка устных ответов

Оценка тестирования,

Оценка индивидуального проектного задания

Оценка домашней работы,

Оценка контрольной работы

Знания:


- основные тенденции развития международных отношений после Второй мировой войны;

- основные направления развития ключевых регионов мира во второй половине 20-начале 21 в в;

- сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце 20-начале 21 веков;

- основные процессы ( интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

- назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

- о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных государственных традиций; - содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.


Оценка устных ответов

Оценка домашней работы

Оценка тестирования

Оценка индивидуального проектного задания,

Оценка практической работы,

Оценка контрольной работы


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий по Правовым основам профессиональной деятельности

Технические средства обучения:

- Интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

-Телевизор с видеомагнитофоном и DVD - плеером;

-Диапроектор

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Основные источники:

Большая историческая энциклопедия для школьников и студентов. M. 2005

О.В.Волобуев, В.А.Клоков, М.В.Пономарёв, В.А.Рогожкин «Россия и мир, 11 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений, 6-е издание, стереотипное, Москва, ДРОФА, 2007год.

А.В.Игнатов « Методическое пособие к учебнику О.В.Волобуева, В.А.Клокова, М.В.Пономарёва, В.А.Рогожкина Россия и мир XXвека», Москва, «Новый учебник», 2007 год.

Дополнительные источники:

Гареев M.А. Неоднозначные страницы войны (Очерки о проблемных вопросах Великой отечественной войны). M. 1995.

Геллер M.Я. Утопия у власти: история Советского Союза с 1917 года до наших дней. В 3-х книгах. M. 1995.

Голубев А.В. Тоталитарный режим в СССР: теория, споры, реальность // Преподавание истории в школе. 2001. № 2.

Голотик С.И., Зимина В.Д., Карпенко С.В. Российская эмиграция 1920 – 1930-х гг. http://nivestnik.rsush.ru/2001

Данилов А.А. Из истории партий и общественно – политических движений в россии и СССР: Многопартийность в россии: распад и возрождение (1917 – 1992). M. 1992.

Дидактические материалы А.Г.Колосков «История России XXвек. 11 класс», 2-е издание, стереотипное, Москва, ДРОФА, 2001 год.

Ершова Е.Б. Революция, реформы и российская творческая интеллигенция в первой половине ХХ века // Вопросы истории. 2001. № 6.

Зубкова Е.Ю. Общество и реформы. 1945 – 1964. M. 1993.

Загладин Н.В. История России и мира в ХХ веке. M.2002.

Загладин Н.В., Дахин В.Н., Загладина Х.Т. и др. Мировое политическое развитие: век ХХ. Пособие для учащихся и учителей старших классов школ, гимназий и лицеев.

Исторические корни политики большевиков. M. 1998.

История России. 1861- 1917. M. 1996.

История России. Советское общество. 1917 – 1991. M. 1997.

История России. Учебный минимум для абитуриента. Под редакцией В.В. Керова. M. 2001.

История современной России. 1985 – 1994. M. 1995.

История Росии. ХХ век. Энциклопедия для детей. Т. 5. Ч. 3. M. 1995.

Курскова Г.Ю. Тоталитарная система в СССР: истоки и пути преодоления. M. 200

Медников В.В., Маховникова Г.А. Экономика России: путь реформ (1917 – 1995). СПб. 1997Учебное пособие для 11 класса.

Нежинский Л.Н. Пути и перепутья внешней политики России в ХХ столетии // Отечественная история. 1999. № 6. Россия.

Пантелеев M.М., Саватеев А.Д. Современный мир.

Реформы и контрреформы в России: Циклы модернизационного процесса. M. 1996.

Российское государство и общество. ХХ век. M. 1999.

Россия (СССР) в локальных войнах и военных конфликтах второй половины ХХ века. Под редакцией В.А. Золотарева. M. 2000.

Россия в ХХ веке: Проблемы национальных отношений. M. 1999.

Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Брянск. 1996.

Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал. Т. 1 – 2. M. 1997.

Советская внешняя политика в ретроспективе. 1917 – 1991. Под редакцией А.О. Чубарьяна. M. 1993.

Хачатурян В.M. История мировых цивилизаций. M. 2000.

Хрестоматия по истории России: ХХ век. Сост. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. M. 2003.

Энциклопедический словарь юного историка. M. 1993.

Энциклопедический справочник. M. 1998.

Материалы сайта www.zavuchinfo.ru

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебной дисциплины история iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 02 История социальной педагогики (указывается...
Целью учебной дисциплины «История социальной педагогики» является формирование представлений об собенностях становления в обществе...
Программа учебной дисциплины история iconПрограмма учебной дисциплины история
Рабочая программа учебной дисциплины «История» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее...
Программа учебной дисциплины история iconТематический план учебной дисциплины Учебно-методическое обеспечение...
Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Программа учебной дисциплины история iconРабочая программа учебной дисциплины основная образовательная программа...
Рабочая программа учебной дисциплины «История предпринимательства России» составлена в соответствии с требованиями ооп 030900. 62...
Программа учебной дисциплины история iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Программа учебной дисциплины история iconУчебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины огсэ. 02 История разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Программа учебной дисциплины история iconРабочая программа учебной дисциплины история Черногорск
Программа учебной дисциплины «История» предназначена для изучения истории в учреждениях начального и среднего профессионального образования,...
Программа учебной дисциплины история iconРабочая программа дисциплины история политических и правовых учений...
Рабочая программа учебной дисциплины «История политических и правовых учений» подготовлена Федоровым В. Е., к ф н., доцентом, доцентом...
Программа учебной дисциплины история iconРабочая программа учебной дисциплины б. 4 «история и методология юридической науки»
Рабочая программа предназначена для преподавания учебной дисциплины «история и методология юридической науки» студентам всех форм...
Программа учебной дисциплины история iconГ. М. Белоусов рабочая программа дисциплины «история»
Рабочая программа учебной дисциплины «История» предназначена для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки...
Программа учебной дисциплины история iconПрограмма учебной дисциплины история 2013-2014 гг
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – фгос) по специальности...
Программа учебной дисциплины история iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «История науки (математики,...
«История математики». Программа-минимум соответствующей части кандидатского экзамена«История и философия науки». 32
Программа учебной дисциплины история iconПрограмма учебной дисциплины История является
Задания домашней контрольной работы по учебной дисциплине История разработаны на основе программы и «Учебно-методического пособия...
Программа учебной дисциплины история iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) История...
Пооп подготовки бакалавра филологии, как «История», «Философия», «Культурология», «Введение в литературоведение», «История русской...
Программа учебной дисциплины история iconПрограмма учебной дисциплины (модуля) История России (до ХХ в.)....
Целями освоения дисциплины (модуля) «История России (до ХХ в.)», являются изучение основных этапов истории России
Программа учебной дисциплины история iconПрограмма дисциплины Наименование дисциплины История государства и права зарубежных стран
В рамках учебной дисциплины осуществляется подготовка студентов к следующим видам профессиональной деятельности


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск