Скачать 38.66 Kb.
|
Приложение № 3. Урок-деловая игра по теме «Отмена крепостного права в России» (8 класс). Тема «Отмена крепостного права» в 8 классе изучается на протяжении двух уроков. Первый урок традиционен, он предусматривает знакомство с основными положениями крестьянской реформы 1861 г.. Второй же урок, посвящённый углублению и закреплению знаний и развитию умений и навыков, мы обычно проводим в форме деловой игры. Цели урока:
Материалы для работы на уроке:
На предыдущем уроке учащимся даётся домашнее задание – изучить п. 21-22, 32 в учебнике и записи в тетради, сделанные в процессе усвоения материала на уроке, выполнить задание 2 в рабочей тетради (пользуясь данными статистической таблицы, определить позицию помещиков разных губерний по отношению к крестьянской реформе). Также класс заранее делится на пять групп, причём в группу экспертов желательно выделить учеников с высоким темпом мыслительной деятельности, наиболее способных к анализу и оценке большого объёма информации. Ход урока:
2. Этап учебной деятельности учащихся: выполнение заданий в группах. Задание группе «Дворянское собрание Смоленской губернии»: А) Как строились отношения крестьян и помещиков вашей губернии до 1861г. – преимущественно на основе барщины или оброка, у кого было больше земли – у крестьян или у помещиков? Б) Какие трудности вы, как помещики, стали испытывать в результате отмены крепостного права? В) Как вы пытаетесь решать возникшие проблемы? Г) Какая помощь со стороны правительства вам нужна? Оформите результат работы в виде обращения к государю императору. Задание группе «Сельский сход села Воскресенского Ярославской губернии»: А) Как строились отношения крестьян и помещиков вашей губернии до 1861г. – преимущественно на основе барщины или оброка, у кого было больше земли – у крестьян или у помещиков? Б) Какие трудности вы, как крестьяне, стали испытывать в результате отмены крепостного права? В) Как вы пытаетесь решать возникшие проблемы? Г) Какая помощь со стороны правительства вам нужна? Оформите результат работы в виде обращения к государю императору. Задание группе «Инспектора уральских заводов»: А) На каких принципах строилась работа уральских заводов до 1861г. – кто работал на заводах, кому принадлежала земля? Б) Какие трудности испытывают уральские заводы после отмены крепостного права? В) Как эти трудности сказываются на развитии уральской промышленности? Г) Какие меры нужно предпринять для вывода уральской промышленности из кризиса? Оформите результат работы в виде официального отчёта. Задание группе «Редакция газеты «Колокол» в Лондоне»: А) Почему в России необходимо было отменить крепостное право? Б) Какие условия реформы кажутся вам приемлемыми и почему? В) Какие условия реформы кажутся вам неприемлемыми и почему? Г) Какие меры нужно предпринять, чтобы освободить крестьян по- настоящему? Оформите результат работы в виде статьи. Задание группе «Эксперты»: А) Проработайте задания всех групп (без оформления результатов работы). Б) Оцените выступление каждой группы с точки зрения содержания. В) Оцените выступление каждой группы с точки зрения формы и стиля. Г) Сделайте общий вывод о проблемах, возникших в России в результате отмены крепостного права. Комментарий для учителя: задания составлены с учётом различия российских регионов к 1861 г.: Ярославская губерния в гораздо большей степени интегрирована в рынок, нежели Смоленская губерния (интересно, кстати, что и в наше время такая диспропорция между этими регионами сохраняется). Урал интересен как промышленный регион, обязанный своим процветанием в XVIII в. использованию подневольного труда. 3. Этап контроля и коррекции: каждая группа представляет результат своей работы, в процессе коллективного обсуждения результат может корректироваться и уточняться. В заключение эксперты дают мотивированную оценку результатов работы групп и делают общий вывод об особенностях реализации крестьянской реформы в различных регионах России, о проблемах, вызванных реализацией реформы. Вывод обсуждается классом и фиксируется в тетрадях. Помимо вывода о том, что трудности практической реализации заложены в самих условиях крестьянской реформы (которая в конечном счёте ударила «одним концом – по барину, другим – по мужику» (Н.А. Некрасов)), учащиеся, как правило, делают вывод о стереотипности мышления крестьян, помещиков и заводовладельцев как одной из причин экономических проблем пореформенной России. |
Урок истории "Реформы в России. Отмена крепостного права. Александр... Познакомить детей с историческими событиями времен правления Александра II и Николая II | Тема: Отмена крепостного права в России Высшее и послевузовское профессиональное образование" раздела "Образование" классификации расходов бюджетов на совершенствование... | ||
Тема урока «Отмена крепостного права» Фрагмент урока с использованием картины «Чиновник разъясняет крестьянам манифест Александра ii» художника В. Карпущенко, из коллекции... | Урок обобщения и систематизации знаний. По основному способу проведения Урок – деловая игра по теме: «Применение производной в различных областях науки» | ||
Урока. Тема урока «Отмена крепостного права» План урока Актулизация... Работа с информационными средами на основе баз данных и баз знаний, позволяющие осуществить как прямой, так и удаленный доступ к... | Урок деловая игра по теме: "Площади плоских фигур". 8-й класс Учитель: Засимова Татьяна Николаевна, моу сош №5 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Климовск | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок по теме: «Подготовка отмены крепостного права (проблемно-проектная дискуссия с элементами игры)» | Билет Эпоха Александра II. Подготовка реформы по отмене крепостного права Причины отмены крепостного права. Подготовка крестьянской реформы. Негласный (Главный) комитет по крестьянскому делу и губернские... | ||
Календарно-тематическое планирование уроков истории в 11 классе Настроения в обществе. Личность Александра II. Начало правления Александра II. Смягчение политического режима. Предпосылки и причины... | Ролевая игра, деловая игра ... | ||
С писок литературы по правовому воспитанию Аминов, A. M. Деловая игра «Гражданином быть обязан»: [Игра по правовым знаниям] // Преподавание истории и обществоведения в школе.... | Деловая игра «Музыка чувств младшего школьника» Игра предназначена для родителей второклассников, проводится в течение учебного года с целью выяснения эмоционально-эстетического... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: -роль отмены крепостного права в общественно- политическом и экономическом развитии России | Урока, Дата (планир/ фактич) Тема Форма проведения, тип урока О причинах отмены крепостного права в России, основных положениях крестьянской реформы 1861 г | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, квн, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т п | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, квн, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т п |