Тема: Отмена крепостного права в России





Скачать 64.45 Kb.
НазваниеТема: Отмена крепостного права в России
Дата публикации03.09.2013
Размер64.45 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы


Тема: Отмена крепостного права в России
Ключевые слова: крепостное право, барщина, оброк, месячина, Крымская война 1853-1856 гг., реформа 19 февраля 1861 г., личное освобождение, сельская община, временнообязанные, уставная грамота, выкупные платежи, отрезки.

Цели урока:

  1. Доказать, что к 80-м годам 19 века в России назрела настоятельная необходимость в отмене крепостного права.

  2. Изучить основные направления реформы Александра II.

  3. Показать половинчатость реформы, её незавершенность.

  4. Выделить положительные и отрицательные последствия отмены крепостного права в России.

  5. Развить познавательную активность обучающихся и интерес к истории России.

  6. Развить такие свойства личности как воображение, логическое мышление, память, коммуникативность.

Используемые технологии:

  1. Элементы развивающего обучения (постановка в начале урока проблемно-познавательной задачи).

  2. Элементы информационных технологий.

План урока:

  1. Вступительное слово учителя: постановка проблемно-познавательной задачи.

  2. Необходимость отмены крепостного права.

  3. Основные положения реформы 19 февраля 1861 г.

  4. Последствия отмены крепостного права в России.

  5. Рефлексия.



  1. Вводное слово учителя:

Проблема: Александр II, прозванный «Освободитель», 19 февраля 1961 года, на 6-летие своей коронации подписал реформу об отмене крепостного права в России.

На Александра II несколько раз устраивали покушения. 1 марта 1881 года в результате террористического акта народовольцев Александр II был убит.

Как соотносятся эти события, факты из жизни одного человека? Мы должны найти ответ на эту проблему в конце урока.

  1. Необходимость отмены крепостного права.

Учитель организует беседу с учащимися по вопросам:

  1. Кто такие крепостные крестьяне?

  2. Кому принадлежала земля в России?

  3. Какие повинности несли крестьяне?

  4. Почему крепостные были плохими работниками?

  5. Хорошие ли покупатели крепостные крестьяне?

  6. Достаточно ли в России было свободных рабочих рук?

На основании беседы делаем выводы вместе с обучающимися:

  1. Крепостное право безнравственно.

  2. Труд крепостных крестьян малопроизводителен, это мешало развитию сельского хозяйства.

  3. Крепостное право тормозило развитие промышленности, т.к.

  • не хватало рабочих рук,

  • крепостные – плохие покупатели, это сужало внутренний рынок.

Для определения ещё одной причины, толкавшей Александра II на отмену крепостного права, знакомимся с фактом: Александр II, выступая в Москве перед предводителями дворянства, заявил, что «лучше начать уничтожение крепостного права сверху, нежели ждать того времени, когда оно начнет само собою уничтожаться снизу». Учитель просит ребят прокомментировать это высказывание и сделать вывод.

  1. Александр II опасался крестьянских волнений.

Далее учитель просит вспомнить ребят основные причины поражения России в Крымской войне 1853-1856 гг. Учитель подводит обучающихся к выводу: крепостное право диктовало стране крайне замедленные темпы развития. В ближайшее время Россия могла перейти в разряд второстепенных держав.

Важное значение на решение Александра II произвела книга И.С. Тургенева «Записки охотника».

Заранее подготовленный обучающийся (это было опережающее задание) зачитывает фрагменты рассказа «Малиновая вода», персонаж Степушка, рассказа «Ермолай и Мельничиха», персонаж Арина.

  1. Основные положения реформы 19 февраля 1961 г.

Данный вопрос урока изучается с использованием презентации, подготовленной обучающимся (опережающее задание). Обучающийся представляет свою презентацию, обращая особое внимание на следующие моменты:

  1. Крестьяне по реформе получили личную свободу.

  2. Реформа определяла гражданские права крестьян.

  3. Образование сельских обществ-общин.

  4. Временнообязанные отношения крестьян.

  5. Составление уставной грамоты. Мировые посредники.

  6. Выкупные платежи и отрезки.

Обучающиеся делают краткие записи в тетрадь (презентация прилагается). Приложение1.

  1. Последствия отмены крепостного права.

Обучающиеся работают со схемой «Последствия отмены крепостного права». На основании схемы составляется таблица «Положительные и отрицательные последствия отмены крепостного права». Приложение 2.

  1. Рефлексия.

Учитель возвращает ребят к проблеме, поставленной в начале урока.

Вместе с ребятами делается вывод:

Отмена Александром II крепостного права в главном оставила всё, как было. Основная масса земли по-прежнему принадлежала помещикам, а крестьянам выделялись небольшие наделы из худших господских земель. И за них надо было платить выкуп, который прикреплял крестьян к этим наделам. Юридически – крестьянин стал свободен. А на деле – нет, т.к. денег на выкуп не было. Понятно почему народовольцы за такую «свободу» тайно приговорили Александра II к казни и 1 марта 1881 года смертный приговор исполнили.

К XX веку крестьянство было доведено до такого голода и отчаяния, до такого безвыходного положения, что ему ничего не оставалось, как начать революцию.

Учитель благодарит ребят, подготовивших опережающие задания. Оценивается работа обучающихся.

Приложение 1

Основные положения реформы 19 февраля 1861 г. (5 марта 1861 г.)

  1. Личное освобождение крестьян, получили личную свободу и гражданские права.

Дееспособность: заключать договоры, вести свободную торговлю, содержать фабрики, торговые лавки, заниматься ремеслом, выступать в судебных процессах, участвовать в собраниях, в выборах. Переходить в другие сословия, выбирать место жительства, поступать в общественные учебные заведения.

  1. Образование сельских обществ – общин.

а) Сельский сход.

б) Староста – выбор должности на 3 года, из крестьян.

в) Несколько общин – волость.

г) Во главе волости – волостной старшина.

  1. Временнообязанные отношения.

  1. Помещичья собственность на землю сохранялась.

  2. Крестьянин пользовался чужой землей  барщина, оброк.

  3. Временнообязанные – лично свободные крестьяне, несущие повинности в пользу помещика.

  4. Временнообязанные отношения сохраняются, пока крестьяне не выкупят землю. По поводу выкупа земель составлялась уставная грамота: документ, в котором указывался размер и цена выкупаемой земли и повинности крестьян.

  5. Составлял мировые грамоты мировой посредник – это третье лицо в отношениях между помещиком и крестьянином. Его назначал Сенат, из дворян. Он подчинялся только закону.

  1. Выкупные платежи и отрезки:

1/5 – сразу единовременно платили крестьяне, остальное банк (49 лет крестьянин расплачивался).

Черноземье – надел на душу населения стал меньше, чем был до реформы. У крестьян уменьшили отрезки (иногда это леса, луга, выгоны).

Вывод:

  1. Обнищание крестьян, т.к. они не могли включится в товарно-денежные отношения.

  2. Нет частной собственности крестьян на землю – нет фермерского хозяйства.

  3. Помещичье землевладение, община – пережитки феодализма.


Приложение 2

Отмена крепостного права в удельной государственной деревне

(Реформы 60-70-х гг. XIX в.)
































Последствия отмены крепостного права



























Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Отмена крепостного права в России iconУрок истории "Реформы в России. Отмена крепостного права. Александр...
Познакомить детей с историческими событиями времен правления Александра II и Николая II
Тема: Отмена крепостного права в России iconТема урока «Отмена крепостного права»
Фрагмент урока с использованием картины «Чиновник разъясняет крестьянам манифест Александра ii» художника В. Карпущенко, из коллекции...
Тема: Отмена крепостного права в России iconУрок-деловая игра по теме «Отмена крепостного права в России»
Первый урок традиционен, он предусматривает знакомство с основными положениями крестьянской реформы 1861 г Второй же урок, посвящённый...
Тема: Отмена крепостного права в России iconУрока. Тема урока «Отмена крепостного права» План урока Актулизация...
Работа с информационными средами на основе баз данных и баз знаний, позволяющие осуществить как прямой, так и удаленный доступ к...
Тема: Отмена крепостного права в России iconУрока, Дата (планир/ фактич) Тема Форма проведения, тип урока
О причинах отмены крепостного права в России, основных положениях крестьянской реформы 1861 г
Тема: Отмена крепостного права в России iconКалендарно-тематическое планирование уроков истории в 11 классе
Настроения в обществе. Личность Александра II. Начало правления Александра II. Смягчение политического режима. Предпосылки и причины...
Тема: Отмена крепостного права в России iconБилет Эпоха Александра II. Подготовка реформы по отмене крепостного права
Причины отмены крепостного права. Подготовка крестьянской реформы. Негласный (Главный) комитет по крестьянскому делу и губернские...
Тема: Отмена крепостного права в России iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: -роль отмены крепостного права в общественно- политическом и экономическом развитии России
Тема: Отмена крепостного права в России iconСодержание программы по истории России Россия в XVII веке
Пресечение династии Рюриковичей. Борис Годунов. Установление крепостного права. Династические, социальные и международные причины...
Тема: Отмена крепостного права в России iconСценарий «Урока космоса»
России: исполнится 150 лет отмене крепостного права; 70 лет назад началась самая кровавая в нашей истории Великая Отечественная война;...
Тема: Отмена крепостного права в России iconТематический план по курсу Тема Предмет философии права 2 часа Тема...
Философия права – наука о роли права в жизни людей, в человеческом бытии. Два уровня философии права: философский и юридический....
Тема: Отмена крепостного права в России iconВарианты рефератов по истории
Соборное уложение 1649 г. Закрепление крепостного права и сословных функций. Особенности сословной системы Московского царства
Тема: Отмена крепостного права в России iconЧто было одной из причин отмены крепостного права?
Какой срок был установлен для внесения крестьянами выкупных платежей за землю
Тема: Отмена крепостного права в России iconТесты по истории России XVIII века
Отмена смертной казни, удаление немцев с высших должностей, восстановление прокурорского надзора относится к царствованию
Тема: Отмена крепостного права в России icon«Россия накануне отмены крепостного права». (Слайд №4)
Содержание: Биография и личность Александра II, причины крестьянской реформы, процесс подготовки реформы
Тема: Отмена крепостного права в России iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок по теме: «Подготовка отмены крепостного права (проблемно-проектная дискуссия с элементами игры)»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск