Иран во внешнеполитической стратегии США (1979 г начало XXI в.)





НазваниеИран во внешнеполитической стратегии США (1979 г начало XXI в.)
страница1/4
Дата публикации12.08.2014
Размер0.55 Mb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > История > Автореферат
  1   2   3   4


На правах рукописи

Кортоев Руслан Юсупович
Иран во внешнеполитической стратегии США (1979 г. – начало XXI в.)

Специальность 07.00.03 – Всеобщая история (новая и новейшая история)
АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук

Краснодар – 2013

Работа выполнена на кафедре всеобщей истории исторического факультета Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Адыгейский государственный университет»

Научный руководитель: Иващенко Александр Стефанович,

доктор исторических наук, профессор,

заведующий кафедрой всеобщей истории

Адыгейского государственного университета
Официальные оппоненты: Смертин Юрий Григорьевич,

доктор исторических наук, профессор,

профессор кафедры зарубежного

регионоведения и дипломатии Кубанского

государственного университета
Назаров Сергей Васильевич,

кандидат исторических наук, доцент, доцент

кафедры всеобщей и региональной истории

Армавирской государственной педагогической

академии

Ведущая организация: Северо-Кавказский федеральный университет

Защита состоится «17» мая 2013 г. в 14 часов 00 минут на заседании Совета Д. 212.101.03 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Кубанском государственном университете по адресу: 350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Кубанского государственного университета по адресу: 350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149 (читальный зал).
Автореферат диссертации разослан «__» апреля 2013 г.

Ученый секретарь

Совета по защите докторских и

кандидатских диссертаций,

кандидат исторических наук, доцент П.П. Матющенко

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования заключается в том, что эволюция американо-иранских отношений с 1979 г. по начало XXI в. являлась одним из определяющих факторов политико-экономического развития как ближневосточного региона, так и международной стабильности в целом. Трансформация американо-иранских отношений после свершения исламской революции в Иране в 1979 г. от союзнических к противоборствующим является ярким примером политико-экономического и идеологического столкновения между государствами западной и восточной цивилизаций в новейшей истории. Американо-иранские отношения с 1979 г. по начало XXI в. представляли собой своего рода политико-экономический барометр, определяющий положение США на международной арене и влияющий на внутриполитическое развитие в самих Соединенных Штатах.

С момента возникновения американо-иранское противоборство вышло за рамки межгосударственного и регионального конфликтов, приобретя более широкое глобальное значение. Исследование внешней политики Соединенных Штатов по отношению к Исламской Республике Иран является актуальной научной проблемой. Это объясняется острой практической необходимостью поиска путей разрешения противоречий в американо-иранских отношениях и теоретической важностью рассмотрения данного аспекта американского внешнеполитического курса.

Таким образом, одной из причин обоснования выбора темы диссертационного исследования является недостаточная изученность американо-иранских отношений в период с 1979 г. по начало XXI в. в отечественной историографии в плане выявления основных противоречий и попыток их разрешения лидерами Соединенных Штатов при формировании внешнеполитического курса в отношении Ирана. Поэтому данную работу можно рассматривать как попытку восполнить в определенной степени этот пробел.

Объектом исследования выступает внешняя политика Соединенных Штатов в отношении Ирана с 1979 г. по начало XXI в.

Предметом исследования является эволюция внешней политики Соединенных Штатов в отношении Ирана с 1979 г. по начало XXI в.

Географические рамки работы включают ареал американо-иранских отношений, в частности территорию США, Ирана и регион Ближнего и Среднего Востока в целом.

Хронологические рамки диссертационного исследования определены периодом с 1979 г. по 2011 г. 1979 г. взят нами за точку отсчета в исследовании проблемы потому, что в этом году в Иране свершилась исламская революция, которая в корне изменила политику Вашингтона в отношении Тегерана с союзнической на конфронтационную. Исследование доводится нами до настоящего времени потому, что процесс по разрешению американо-иранских противоречий до сих пор продолжается. Для сопоставления и прослеживания тенденций развития внешней политики США в отношении Ирана автором приводятся отдельные примеры по некоторым аспектам американо-иранских отношений, относящихся к середине XX в.

Степень изученности проблемы в отечественной и зарубежной историографии.

Важными отечественными исследованиями, раскрывающими внешнеполитический курс Вашингтона в целом, на Ближнем и Среднем Востоке и в отношении Тегерана, в частности, в период с 1979 г. по начало XXI в., являются монографии и статьи А.И. Уткина, И.Е. Федоровой, А.К. Константинова, Г.И. Мирского, А.М. Вартаняна, В. Гусейнова, И.М. Мурадяна и С.Л. Агаева 1.

Анализируя политику Соединенных Штатов в отношении Ирана, российские ученые в основном акцентировали своё внимание на следующих вопросах: поддержке Тегераном радикальных экстремистских организаций в мире, в общем, и на Ближнем Востоке, в частности; развитии ядерной и ракетной программ Ираном; влиянии режима американских санкций на политическое и социально-экономическое развитие ИРИ; выявлении особенностей противоборства и возможных условий нормализации американо-иранских отношений. Так, в трудах В.И. Сажина, М.В. Братерского, А.И. Шумилина, М.Г. Носова, Г. Авдеева и В. Ярёменко отмечается масштаб иранской помощи, оказываемой международным террористическим организациям, на основе данных специальных служб Белого дома2. В исследованиях указанных авторов делался упор на связях руководства Ирана с международными радикальными экстремистскими организациями, в частности, «Аль-Каидой»3 и «Хезболлой»4, которые, по их мнению, представляли прямую угрозу национальной безопасности Соединенных Штатов Америки и усилиям Вашингтона по мирному решению израильско-палестинского конфликта на Ближнем Востоке.

В.И. Мизин, С.Н. Саруханян, А.В. Гольцев, Е.А. Сухих, Е.С. Кузнецова и С.М. Задонский посвятили свои работы одной из наиболее актуальных тем в современной мировой политике, а именно реакции США на развитие Ираном ядерной программы5. В них отмечается фактический провал усилий международного сообщества по налаживанию полномасштабного общения Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и Совета Безопасности Организации Объединенных Наций (СБ ООН) с Тегераном, а также неспособность «Большой 8» и ведущих мировых держав (Великобритании, Франции, Германии и США) предложить по иранской ядерной проблеме адекватные практические механизмы, которые бы устранили опасения среди зарубежных экспертов и политиков в отношении возможного обхода иранским руководством системы гарантий МАГАТЭ, с целью в будущем создать собственное ядерное оружие. В исследованиях предлагаются наиболее реальные механизмы предотвращения такого развития событий посредством создания на территории Исламской Республики Иран международного консорциума по развитию, наблюдению и контролю за иранской ядерной программой.

Следующими работами, в которых отражена история американо-иранских отношений с 1979 г., являются исследования Н.К. Тер-Оганова, В.Н. Юрченко, Н.А. Кожанова, В.И. Месамеда, в них осуществляется глубокий политико-экономический анализ американских санкций против Тегерана6. В исследованиях раскрываются проблемы экономического характера, связанные с определением влияния санкций Соединенных Штатов на социально-экономическое развитие Ирана и позицию иранского правительства в вопросах разрешения американо-иранских противоречий. Авторами ставится вопрос о результативности экономической изоляции ИРИ в рамках международного сообщества Белым домом, так как даже европейские государства, сторонники внешнеполитической стратегии США в военно-политическом блоке НАТО, в отношении Ирана руководствуются, в первую очередь, своими собственными национальными интересами.

Е.Е. Кирсанов, В.В. Евсеев, В.И. Сажин, А.Б. Подцероб и И. Новиков в своих работах уделяли особое внимание рассмотрению вопроса о возможном военном нападении Соединенных Штатов Америки на Иран с целью разрушения иранских ядерных объектов, которые вызывают беспокойство в Вашингтоне в плане производства Тегераном оружия массового уничтожения7. При этом бомбардировка ядерных объектов Тегерана, по мнению Е.Е. Кирсанова, задержит возможное изготовление ядерного оружия Ираном на пять – шесть лет.

В ходе изучения проблемы исследования, для более глубокого понимания развития американо-иранских отношений с 1979 г. по начало XXI в., особое внимание уделялось англо-американской историографии, которая, по сравнению с отечественной, располагает гораздо большим объемом информации, касающейся различных аспектов внешней политики Вашингтона в отношении Тегерана, начиная с момента свершения исламской революции в 1979 г.

Рассматривая американскую историографию по проблеме американо-иранских отношений, следует выделить работы К. Квиллена, С. Каруса, К. Дьюка и Р. Такийха, в которых авторы сосредотачивали свое внимание на позиции Белого дома в отношении развития Тегераном ядерной программы и иранских мотивах создания оружия массового уничтожения8. Американский аналитик по вопросам противодействия международному терроризму и бывший аналитик в области разведки армии США, работающий над проблемами конфликтологии и политического насилия, К. Квиллен считал, что Иран пытался создать ядерное оружие с целью предотвращения возможной американской интервенции и утвердить свое лидерство на Ближнем Востоке. Американский аналитик Центра по изучению механизмов противоборства распространению оружия массового поражения при университете Соединенных Штатов по национальной обороне в Вашингтоне С. Карус констатировал, что развитие ИРИ ядерной программы, а также стремление Тегерана наладить производство межконтинентальных баллистических ракет были мотивированы в начале 1990-х гг., в первую очередь, угрозой исходящей от враждебно настроенного Ирака и возможными военными действиями США и Израиля против Ирана. Американский профессор университета им. Джорджа Масона К. Дьюк и доктор философии из Соединенных Штатов, бывший чиновник государственного департамента США иранского происхождения Р. Такийх считали, что если ИРИ пересечет «ядерный порог», вопреки требованиям США и международного сообщества, то это подорвет принципы Договора о нераспространении ядерного оружия от 1968 г., который является международно-правовым основанием по противодействию распространения ядерного оружия.

Среди научных исследований американской историографии, посвященных вопросам развития американо-иранских отношений в период с 1979 г. по начало XXI в., необходимо отметить работы Д. Кравета, Х. Истелами, С. Фаязманеш, в центре внимания которых находились американские санкции в отношении Тегерана9. Например, доктор философии Колумбийского университета в г. Нью-Йорке Х. Истелами отмечал, что ближневосточная «политика двойного сдерживания»10 и санкции Вашингтона в отношении Тегерана: во-первых, не оказали существенного влияния на изменение политики Исламской Республики Иран по поддержке международного терроризма и развитию ядерной программы и, во-вторых, понизили конкурентоспособность американских компаний в Иране, в результате чего они понесли значительные финансовые потери.

Американский аналитик по региону Ближнего Востока в комитете сената Соединенных Штатов по международным отношениям, родившийся в Иране, У. Самии11 указывал на американо-иранские разногласия в вопросе идентификации международных террористических организаций и отличия их от национально-освободительных движений. В частности, по мнению У. Самии, обвинения Соединенных Штатов в отношении спонсирования Ираном международного терроризма на государственном уровне основываются на том, что Тегеран оказывает помощь организациям «Хезболла», «Хамас»12 и «Палестинскому исламскому джихаду»13, которые Вашингтон считает террористическими. Иран же рассматривает их в качестве освободительных движений.

Бывший иранский диссидент, гражданин США, публицист А. Джафарзадех14 получил свою международную известность за раскрытие существования тайных ядерных объектов на территории Ирана в 2002 г. До 2003 г. А. Джафарзадех осуществлял роль посредника между американским конгрессом и советом национального сопротивления Ирана, оппозиционного действующему правительству ИРИ.

Ф. Халлидей, Б. Милтон-Эдвардс, П. Хинчклиф и А. Ансари являются представителями английской историографии американо-иранских отношений15. Профессор по международным отношениям Лондонской школы экономики, член Британской Академии наук Ф. Халлидей в своих трудах особое внимание при рассмотрении американо-иранских отношений обращал на политико-экономическое развитие Ближнего Востока, который на протяжении длительного времени являлся ареной внешнеполитических вмешательств, межгосударственных войн, политических переворотов, националистических и религиозных движений. Профессор Королевского университета в городе Белфаст (Великобритания) Б. Милтон-Эдвардс, специализирующийся на ближневосточной политике, и ассистент по изучению этнических конфликтов в Королевском университете в городе Белфаст (Великобритания), служивший английским послом в Иордании и Кувейте, генеральным консулом в эмирате Дубай (Объединенные Арабские Эмираты) и верховным комиссаром в Замбии П. Хинчклиф, в своих научных трудах анализировали современную международную политическую ситуацию на Ближнем и Среднем Востоке, в частности, касающуюся арабо-израильского урегулирования и американо-иранских отношений. Исследуя политико-экономическое развитие ближневосточного региона, Б. Милтон-Эдвардс и П. Хинчклиф обращали особое внимание на проблемы, связанные с национализмом, войнами, международным положением и развитием демократии на Ближнем Востоке через призму политико-экономической стратегии Вашингтона по обустройству «мира по-американски»16.

Нами проанализированы некоторые исследования представителей израильской историографии, касающиеся проблем развития американо-иранских отношений в рассматриваемый период. Особый интерес представляет работа Дж. Спайера17, который является доктором наук по международным отношениям в Лондонской школе экономики и бывшим специальным советником по международным отношениям в израильском кабинете министров. В своем исследовании Дж. Спайер обращал внимание на реакцию Вашингтона в отношении связи Тегерана с «Аль-Каидой». Он подчеркивал, что Иран, как полагал Белый дом, предоставлял убежище членам «Аль-Каиды», активно вовлеченных в террористическую деятельность. Заместитель председателя Совета по национальной безопасности Израиля, полковник военной разведки израильских вооруженных сил и старший научный сотрудник в Международном институте по борьбе с терроризмом Ш. Шай18, рассматривая арабо-израильский конфликт отмечал, что Тегеран на государственном уровне оказывал поддержку ближневосточным радикальным экстремистским организациям, в частности, «Хезболле», которые правительством Израиля причисляются к международным террористическим организациям. Ш. Шай в своей монографии детально останавливался на анализе внешней политики Исламской Республики Иран на современном этапе, направленной на подрыв национальных интересов Израиля и США на Ближнем Востоке. Директор Научной школы по исследованию исламистских движений в израильском исследовательском центре по международным отношениям «Глория», израильский ученый, специализирующийся на изучении исламского фундаментализма Р. Паз19 в своей работе делал упор на определении основных причин антиамериканизма среди населения ИРИ. Р. Паз полагал, что антиамериканизм на Ближнем Востоке опирался на радикальный исламизм, идеологи которого с 1990-х гг. рассматривали Соединенные Штаты в качестве самого сильного и основного врага. В своей работе «Исламисты и антиамериканизм» Р. Паз акцентировал свое внимание на определении основ «террористической культуры» в исламских государствах. По мнению Р. Паза, все составляющие элементы пирамиды «террористической культуры» были использованы Р.М. Хомейни в его антиамериканской политике при создании в глазах иранцев «врага номер один» в лице США и попытке «экспорта исламской революции» в ближневосточные государства мусульман-суннитов.

Важными исследованиями являются аналитические материалы отечественной и зарубежной периодической печати и прессы20, которые расширяют представления о развитии американо-иранских отношений с учетом хронологической последовательности, посредством отслеживания существенных событий и фактов, относящихся к американской дипломатии в отношении ИРИ.

Таким образом, для современной российской и зарубежной историографии характерно выявление широкого круга проблем и привлечение в научный оборот новых исследований и источников, относящихся к внешней политике Соединенных Штатов в отношении ИРИ.

Учитывая состояние изученности исследуемой темы в российской и зарубежной историографиях, автор ставит своей целью проанализировать причины, содержание и этапы эволюции внешней политики Соединенных Штатов в отношении Ирана с 1979 г. по начало XXI в., используя оригинальные источники и новейшие исследования.

В соответствии с поставленной целью диссертационного исследования, решаются следующие задачи:

  • определить место и роль Исламской Республики Иран в американской ближневосточной внешнеполитической стратегии;

  • вскрыть степень эффективности воздействия экономических санкций Вашингтона на Тегеран в развитии иранской ядерной программы и поддержке функционирования международных террористических организаций на Ближнем и Среднем Востоке;

  • рассмотреть развитие политической борьбы в процессе формирования политики Вашингтона в отношении Тегерана между исполнительной и законодательной ветвями власти Соединенных Штатов, а также непосредственно в самой администрации и конгрессе;

  • проанализировать действия Соединенных Штатов по «продвижению демократии» и смене правящего режима в Иране и их результаты;

  • выяснить масштабы усилий США по созданию антииранской международной коалиции;

  • выявить отличительные черты внешнеполитического курса США в отношении ИРИ на следующих этапах: 1979-1981 гг.; 1981-1989 гг.; 1989-1993 гг.; 1993-2001 гг.; 2001-2009 гг.; 2009 г. – по настоящее время.

Методологической базой исследования являются принципы историзма, объективности и системности. Принцип историзма дает возможность, в частности, рассмотреть место ИРИ во внешней политике Соединенных Штатов на Ближнем и Среднем Востоке на основе соблюдения хронологической последовательности. Принцип объективности предполагает проведение непредвзятого анализа по эволюции статуса Тегерана во внешнеполитической стратегии Вашингтона. Принцип системности, требующий трактовки всех явлений как внутренне связанных компонентов целостной системы, позволил исследовать американские внутренние политико-экономические компоненты, которые оказывали непосредственное влияние на эволюцию внешней политики США в отношении Ирана.

В диссертационном исследовании использованы следующие методы научного исследования: описательно-повествовательный помог проследить динамику развития американо-иранских отношений; ретроспективный метод применялся при выявлении причинно-следственных связей в ходе комплексного изучения отдельных событийных этапов во внешнеполитической стратегии Соединенных Штатов в отношении Исламской Республики Иран; метод логического анализа дал возможность сделать определенные выводы о сути внешней политики США по отношению к Ирану; историко-сравнительный метод использовался при определении общего и особенного во внешней политике Вашингтона в отношении Тегерана на различных этапах развития; проблемно-хронологический метод предполагал дробление исследуемой проблемы на ряд узких тем, каждая из которых рассматривается в хронологической последовательности; хронологический метод позволил провести анализ внутриполитической борьбы в США вокруг выработки иранской политики в хронологической последовательности; структурно-функциональный метод способствовал выявлению основных элементов конфликтного взаимодействия Соединенных Штатов с ИРИ; процессуально-динамический метод позволил углубить исследование эволюции внешней политики Вашингтона в отношении Тегерана; метод системного подхода позволил исследовать механизм формирования иранского направления в американской внешней политике в процессе борьбы между исполнительной и законодательной ветвями власти Соединенных Штатов; метод исторического синтеза помог обобщить изученный материал и сделать самостоятельные выводы по исследуемой проблеме.

Источниковую базу исследования по видовой принадлежности источников и степени их значимости можно разделить на несколько групп: международные договоры; президентские указы; официальные речи и заявления государственных и политических деятелей; резолюции законодательных органов и международных организаций; материалы слушаний в законодательных органах; делопроизводственные документы государственных учреждений; источники личного происхождения (мемуары).

Алжирское соглашение от 19 января 1981 г.21 являлось многосторонним международным договором между США и ИРИ, заключенным при посредничестве правительства Алжира. Алжирское соглашение от 1981 г. структурно состояло из трех деклараций, которые помимо упоминания взаимных претензий Вашингтона и Тегерана, прописывали меры по их разрешению посредством прямых договоренностей или передачи обвинений на рассмотрение в международный арбитражный суд в Гааге в Нидерландах.

Важными источниками являются указы президентов США22, так как в законодательных актах Белого дома находит отражение конкретно-историческая ситуация в американо-иранских отношениях и прослеживается её трансформация. Законодательные акты президентов Соединенных Штатов в основном относятся к усилению американской политики санкций и политической изоляции Ирана в рамках международного сообщества.

Особый интерес представляют собой официальные речи и заявления государственных и политических деятелей23, которые включают заявления президентов США и представителей их администраций по вопросам развития американо-иранских отношений на различных этапах рассматриваемого периода и отражают мнения американских руководителей по различным проблемам внешней политики Вашингтона в отношении ИРИ.

В свою очередь, резолюции американского конгресса24 отражают позицию большинства сенаторов и членов палаты представителей законодательного органа Соединенных Штатов по различным вопросам внешней политики Белого дома в отношении Тегерана. Резолюции Совета Безопасности Организации Объединенных Наций25, принятые на пленарных заседаниях при рассмотрении различных аспектов внешнеполитического положения в мире, отражают наиболее сложные проблемы американо-иранских отношений и связаны с нарушением Исламской Республикой Иран норм международного права. Резолюции СБ ООН дают представление об американских внешнеполитических действиях на международной арене по политико-экономической изоляции Ирана в формате международного сообщества, а также отражают политическую позицию постоянных членов СБ ООН по вопросам, относящимся к американо-иранским отношениям. Решения СБ ООН в основном касались захвата посольства Соединенных Штатов на территории Тегерана в 1979 г. и «иранского ядерного досье».

Материалы слушаний в законодательных органах26 представлены стенограммой отчетов о деятельности законодательной ветви власти Соединенных Штатов и слушаниями перед специальными комитетами конгресса США или непосредственно сенатом и палатой представителей27. Они являются значимыми официальными документами для детального рассмотрения особенностей внешней политики Вашингтона в отношении ИРИ. В слушаниях в американском конгрессе по формированию иранского внешнеполитического курса Вашингтона участвуют представители демократической и республиканской партий, администрации президента и других органов власти США, что позволяет нам анализировать внутриполитические расхождения во мнениях между американскими политиками-демократами и республиканцами, а так же эволюцию стратегии Белого дома по вопросам развития американо-иранских отношений.

Ценными делопроизводственными документами государственных учреждений являются аналитические доклады, подготовленные исследовательской службой конгресса Соединенных Штатов28, которая занимается научно-исследовательской деятельностью по запросам комитетов и отдельных членов этого законодательного органа США29. Аналитические доклады готовятся для более объективного рассмотрения конкретной проблемы, вынесенной в прения в формате конгресса США и оказывают прямое влияние на мнение американских конгрессменов и государственных служащих, участвующих в выработке внешнеполитической стратегии Белого дома в отношении Исламской Республики Иран.

К заключительному комплексу источников относятся мемуары государственных деятелей Соединенных Штатов, которые по своим должностным обязанностям, так или иначе, влияли на выработку и реализацию внешнеполитической стратегии Белого дома в отношении ИРИ. Так, воспоминания Р. Рейгана30, Дж. Буша-старшего и Б. Скоукрофта31, Б. Клинтона32, М. Олбрайт33, Дж. Буша-младшего34 и Б. Обамы35 содержат информацию о личном восприятии происходящих исторических событий, как в самих Соединенных Штатах, так и относительно внешнеполитических принципов, которыми руководствовались лидеры США, принимая решения по иранскому направлению во внешней политике Белого дома.

По проблеме диссертационного исследования в научный оборот впервые введены многие оригинальные источники Соединенных Штатов Америки и международных организаций. В частности, нами проанализированы и впервые введены в научный оборот следующие оригинальные источники: материалы 10 томов отчётов о работе конгресса Соединенных Штатов Америки, относящиеся к политике Вашингтона в отношении Ирана; текст 9 официальных речей и заявлений американских государственных и политических деятелей по иранской политике Белого дома; содержание 3 резолюций СБ ООН и 4 резолюций конгресса Соединенных Штатов по Ирану; 58 изданий материалов слушаний в конгрессе США по политической стратегии в отношении Исламской Республики Иран; тексты 9 аналитических докладов, подготовленных исследовательской службой американского конгресса о развитии Ираном ядерной программы, производстве межконтинентальных баллистических ракет, поддержке радикальных экстремистских ближневосточных организаций, воздействии санкций и политико-экономических мер Вашингтона на социально-экономическое и политическое развитие ИРИ; 5 источников личного происхождения (мемуаров) лидеров США, касающихся различных аспектов американской внешнеполитической стратегии в мире, на Ближнем и Среднем Востоке, а также в отношении Тегерана.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что внешняя политика Соединенных Штатов в отношении Исламской Республики Иран с 1979 г. по начало XXI в. еще не была предметом комплексного специального научного исследования в отечественной историографии.

1. Показано, что современные политические процессы в мире, в общем, и на Ближнем и Среднем Востоке, в частности, непосредственно в Иране оказывали прямое влияние на американскую внешнюю политику.

2. Установлено, что всесторонне исследована и проанализирована внутриполитическая борьба между Капитолием и Белым домом в процессе формирования внешней политики США в отношении Ирана и позиция американского истеблишмента в отношении американо-иранской конфронтации с 1979 г. по начало XXI в. Иранская внешнеполитическая стратегия во многом определяла и оказывала влияние на возникновение политических разногласий среди американских политиков-республиканцев и демократов в отношении ближневосточного курса США.

3. Сделан вывод о том, что на основе широкого круга оригинальных источников впервые рассмотрены важные стороны американо-иранских отношений с 1979 г. по начало XXI в., в частности, проанализированы следующие вопросы: проблема международного терроризма в американо-иранских отношениях; политика санкций Вашингтона в отношении Тегерана; отношение Соединенных Штатов к развитию Исламской Республикой Иран военной ядерной программы; обозначены наиболее значимые внешнеполитические принципы американского руководства в отношении ИРИ в рассматриваемый период времени.

4. Полученные результаты исследования показывают, что в политической сфере рассмотрена эволюция взглядов руководителей Соединенных Штатов в отношении иранской внешнеполитической стратегии после свершения исламской революции в Иране в 1979 г. В экономической сфере детально рассмотрен механизм реализации санкций Вашингтона в отношении Тегерана, доказывающий их использование американскими властями в качестве инструмента достижения определенных политических и стратегических целей. Подробно рассмотрены усилия США по созданию антииранской международной коалиции. При этом подчеркивается, что правительству Соединенных Штатов не удалось сформировать политико-экономический союз государств, поддерживающих американскую внешнеполитическую стратегию в отношении ИРИ в указанный период.

5. Доказано, что внешняя политика Соединенных Штатов по «продвижению демократии» и смене правящего режима в Иране в обозначенный период не достигла желаемого результата. При этом с целью усиления своих политических позиций иранское руководство всесторонне поддерживало антиамериканские настроения как среди населения Исламской Республики Иран, так и региона Ближнего Востока.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Иран во внешнеполитической стратегии США (1979 г начало XXI в.) iconСовременные военно-политические концепции США
Документы по внешнеполитической стратегии США фиксируют появление новых угроз и, соответственно, новых сценариев применения военной...
Иран во внешнеполитической стратегии США (1979 г начало XXI в.) iconЗагладин Н. В. Всеобщая история. Конец XIX начало XXI в.: учебник...
Тематическое планирование составлено на основе рабочей программы по курсу «История. 2-я половина ХХ в начало XXI в.» для 12 классов...
Иран во внешнеполитической стратегии США (1979 г начало XXI в.) iconПрограмма история России. XX начало XXI века. 9 класс (68 ч)
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по истории для 5-9 классов (М.: Просвещение, 2010) и адаптирована к учебнику:...
Иран во внешнеполитической стратегии США (1979 г начало XXI в.) iconПрограмма история России. XX начало XXI века. 9 класс (68 ч)
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по истории для 5-9 классов (М.: Просвещение, 2010) и адаптирована к учебнику:...
Иран во внешнеполитической стратегии США (1979 г начало XXI в.) iconРеферат на тему: «Криминалистический анализ базового источника информации,...
«Криминалистический анализ базового источника информации, основанный на материалах расследования авиакатастрофы, произошедшей с аэробусом...
Иран во внешнеполитической стратегии США (1979 г начало XXI в.) iconВоенно-технический и научный потенциал Ирана. Проблемы и перспективы...
Во-первых, в отличии от России, Иран не только сумел сохранить свой впк, но и активно его развивал, не жалея средств на модернизацию...
Иран во внешнеполитической стратегии США (1979 г начало XXI в.) iconПетрова Ю. А. История Отечества XX начало XXI века.: Учебник для...
Данная программа на основе программы курсов «История Отечества. XX – начало XXI века. Программа курса и тематическое планирование...
Иран во внешнеполитической стратегии США (1979 г начало XXI в.) iconИсаева Оксана Николаевна 2012 г учебник: История России, XX начало...
Учебник: История России, XX – начало XXI века, А. А. Данилов, Л. Г. Косулина., М. Ю. Брандт
Иран во внешнеполитической стратегии США (1979 г начало XXI в.) iconДанилов А. А., Косулина Л. Г., Брандт М. Ю. История России. XX начало XXI века. 9 класс
А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной 6-9 классы. – М.: Просвещение, 2011. и адаптирована к учебнику: Данилов А. А., Косулина Л. Г., Брандт...
Иран во внешнеполитической стратегии США (1979 г начало XXI в.) iconЭволюция внешней политики США в отношении ирана (1979
Работа выполнена на кафедре новой, новейшей истории и методологии Московского государственного областного университета
Иран во внешнеполитической стратегии США (1979 г начало XXI в.) iconТема Новейшая история. Первая половина ХХ в.(18 ч.)
Х — начало XXI в. Мир к началу XX в. Новейшая история: понятие, периодизация. Мир в 1900—1914 гг. Страны Европы и США в 1900—1914...
Иран во внешнеполитической стратегии США (1979 г начало XXI в.) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Курс «История мира и России в XX – начале XXI века» для 9 класса охватывает период XX – начало XXI вв. Рабочая программа по курсу...
Иран во внешнеполитической стратегии США (1979 г начало XXI в.) iconРабочая программа по курсу «История России XX начала XXI вв.» (11 класс)
На базе Федеральной примерной программы по истории России. М., 2004 и авторской программы А. А. Левандовского, Ю. А. Щетинова, В....
Иран во внешнеполитической стратегии США (1979 г начало XXI в.) iconРабочая программа учебного курса «Новейшая история XX -начала XXI века»
Рабочая программа составлена на основе программы «Новейшая история зарубежных стран XX- начало XXI века» О. С. Сороко-Цюпа. – М.:...
Иран во внешнеполитической стратегии США (1979 г начало XXI в.) iconКандидат политических наук
Состояние и перспективы межгосударственного сотрудничества Кыргызстана и США в 90-е годы xx-го – начале XXI столетия
Иран во внешнеполитической стратегии США (1979 г начало XXI в.) iconЗагладина Н. В. и др., История России XX начала XXI века
Н. В. Загладин, С. И. Козленко, С. Т. Минаков, Ю. А. Петров. (М. «Русское слово»,2009 г ) «Всеобщая история. Конец XIX- начало XXI...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск