Становление и развитие педагогического образования в казанском императорском университете (1804





Скачать 383.32 Kb.
НазваниеСтановление и развитие педагогического образования в казанском императорском университете (1804
страница1/3
Дата публикации24.08.2014
Размер383.32 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > История > Автореферат
  1   2   3


На правах рукописи

НЕФЕДОВА Мария Владимировна

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАНСКОМ ИМПЕРАТОРСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ (1804 1917 гг.)


Специальность 13.00.01 – Общая педагогика,

история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Казань

2013

Работа выполнена на кафедре педагогики

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Научный руководитель Ратнер Фаина Лазаревна

доктор педагогических наук, профессор

кафедры немецкого языка Института языка

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Официальные оппоненты: Трегубова Татьяна Моисеевна

доктор педагогических наук, профессор,

заведующая лабораторией компаративных исследований профессионального образования Института педагогики и психологии профессионального образования РАО
Шакирова Лилиана Рафиковна

доктор педагогических наук, профессор,

заведующая кафедрой теории и технологий преподавания математики и информатики ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбург
Защита состоится «7» ноября 2013 года в 10.00 часов на заседании

Диссертационного совета Д 212.081.02 при ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» по адресу: 420021, г. Казань, ул. М. Межлаука, д.1, ауд.28.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им. Н.И.Лобачевского ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет».

Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте Казанского (Приволжского) федерального университета www.kpfu.ru и на сайте ВАК www.vak.ed.gov.ru
Автореферат разослан «____» октября 2013 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат педагогических наук,

доцент В.П.Зелеева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Современная система отечественного образования переживает важный этап своего развития. Одна из основных целей российского педагогического образования — вхождение в мировое образовательное пространство. Задачи, определяемые процессами модернизации образовательной системы, требуют от педагогического образования как компонента непрерывной системы поиска оптимальных механизмов их реализации. В связи с этим представляется целесообразным и весьма важным изучение исторического наследия педагогического образования в России и специфического опыта российских университетов, отражающего как общероссийские тенденции, так и региональные. Это позволит избежать возможных негативных последствий, откорректировать их, а также сопоставить решения, принимаемые в системе педагогического образования, с историческим опытом и оценить их целесообразность.

Российские университеты, в том числе Казанский Императорский университет, накопили богатый опыт в развитии образования в целом и педагогического в частности. Особый интерес представляют механизм взаимодействия государственной, общественной и частной образовательных инициатив, поиски решения проблем в сфере становления и развития педагогического образования. Изучение развития педагогического образования в Казанском Императорском университете, анализ его структурных компонентов и способов организации способствуют установлению исторических закономерностей развития российского педагогического образования.

Проблемы развития педагогического образования в России освещались в трудах историков педагогики, в обобщающих работах А.Н. Джуринского, Е.Н.Медынского, Е.Г.Осовского, А.И.Пискунова. В них вопрос подготовки педагогических кадров освещен общо, в основном представлены фактологические материалы.

Ряд основополагающих идей по вопросу развития педагогического образования содержится в работах P.P. Исхаковой, А.И. Когай, И.Ф. Плетневой, Т.В. Шуртаковой, И.В. Утробиной, Г.И. Королевой, в которых в различных аспектах раскрываются специфика и особенности развития педагогического образования в Казанском крае во второй половине XIX — начале XX вв.

Представляют интерес исследования, в которых анализируются деятельность учебных заведений и процесс подготовки учителя в них. В частности, работы Н.Н.Булича, Н.П.Загоскина, М.К.Корбута и др.

Однако становление и развитие педагогического образования в Казанском Императорском университете с 1804 по 1917 г. не являлись предметом специального исследования. Краеведы и историки уделяли внимание отдельным вопросам развития педагогического образования, выявляли особенности развития и становления научных школ и направлений в Казанском университете.

Различные аспекты деятельности руководства университета, научно-педагогическая деятельность отдельных ученых рассматриваются в диссертациях, монографиях, статьях Б.В.Болгарского, Е.А.Вишленковой, В.Ф.Кагана, В.С.Королева, Г.И.Королевой, Т.В. Костиной, Б.Л.Лаптева, С.М.Михайловой, М.Т.Нужина, Ф.Л.Ратнер, А.Г.Сафиной, Н.А.Старшинова, О.А.Хабриевой, Я.И.Ханбикова, Л.Р.Шакировой, А.С.Шофмана, Т.В. Шуртаковой, Ю.Н.Штретер и др. Однако в работах этих авторов нет целенаправленного исследования проблемы становления педагогического образования: содержания, форм, методов подготовки учителей в Казанском учебном округе.

Анализ состояния изученности вопроса о формировании структуры педагогического образования в Казанском Императорском университете свидетельствует о наличии значительного интереса к нему со стороны исследователей. Однако такие важные для педагогической науки вопросы, как становление, развитие и содержание педагогической деятельности Казанского Императорского университета, его роль в подготовке преподавательских кадров, а также вклад ректоров, попечителей и известных педагогов университета в развитие педагогического образования в регионе до сих пор недостаточно изучены. Таким образом, возникла потребность в системном, комплексном осмыслении педагогического образования в Казанском Императорском университете.

Актуальность данного исследования обусловлена противоречиями:

­- между необходимостью использования богатого исторического опыта в развитии педагогического образования в России и отсутствием целостного научного исследования особенностей его становления и развития в Казанском Императорском университете;

- между имеющимся опытом создания и функционирования учебных заведений по подготовке педагогов, с одной стороны, и отсутствием комплексного теоретического обобщения основных идей и педагогического опыта в истории педагогики, с другой.

Вышеупомянутое противоречие определило проблему исследования, которая заключается в научном обосновании особенностей становления и развития педагогического образования в Казанском Императорском университете с 1804 по 1917 г. с целью выявления приоритетных направлений совершенствования современной системы педагогического образования.

Непрерывно повышающаяся актуальность рассматриваемой проблемы, ее практическая значимость и недостаточная разработанность послужили основанием для определения темы исследования: «Становление и развитие педагогического образования в Казанском Императорском университете (1804 ­– 1917 гг.)».

Объектом исследования является педагогическое образование в Казанском учебном округе в XIX ­­– начале XX вв.

Предмет исследования – структурные компоненты и основы содержания педагогического образования в Казанском Императорском университете, основные аспекты деятельности органов государственного управления, руководства университета и его профессуры по развитию педагогического образования и реализации подготовки педагогических кадров в Казанском учебном округе.

Цель исследования – комплексный анализ основных особенностей становления и развития педагогического образования в Казанском Императорском университете в 1804 — 1917 гг., определение его роли для развития педагогического образования на современном этапе.

Поставленная цель предполагала решение следующих задач:

  1. Выявить основные особенности становления и развития педагогического образования в Казанском Императорском университете в период с 1804 по 1917 г. и формы его практической реализации, а также региональные особенности образовательной политики.

  2. Выявить специфику этапов развития педагогического образования в Казанском Императорском университете с 1804 по 1917 г. и охарактеризовать деятельность образовательных учреждений, созданных при Казанском Императорском университете, по подготовке педагогических кадров в Казанском учебном округе, а также исследовать организацию в них учебного процесса, учебно-воспитательную работу и материальную базу.

  3. Проанализировать организационно-педагогическую деятельность попечителей Казанского учебного округа и ректоров университета, в частности Н.И.Лобачевского, и определить их роль в становлении и развитии педагогического образования в Казанском Императорском университете; педагогическую деятельность ученых и педагогов университета, раскрыть специфику форм и методов их работы и определить конкретный вклад в развитие педагогического образования в Казанском учебном округе.

  4. Определить структурные компоненты и выявить основы содержания педагогического образования в Казанском Императорском университете и обосновать их роль в совершенствовании современной системы педагогической науки.

Теоретико-методологической основой исследования является системный подход к изучаемой проблеме, требующий систематизации различных позиций отечественных ученых (М.В.Богуславский, В.В.Краевский, Н.Д.Никандров и др.). В основе исследования лежит методологический принцип историзма - диалектическое единство и взаимосвязь объективного и субъективного (С.Ф.Егоров, Е.Г.Осовский, А.И.Пискунов и др.), который позволяет раскрыть социальные и гносеологические корни исследуемого явления.

Значительное место в работе занимали концептуальные идеи методологии историко-педагогических исследований (М.В.Богуславский, А.П.Булкин, Н.Е.Воробьев, А.Н.Джуринский, В.И.Загвязинский, И.А.Колесникова, Г.Б.Корнетов, В.Я.Струминский и др.).

Для решения поставленной цели и исследовательских задач был использован комплекс методов исследования, включающий сравнительно-исторический анализ (позволивший выявить состояние разработанности проблемы при изучении архивных и современных источников, определить ключевые идеи исследования), историко-ретроспективный анализ (устанавливающий соответствие между многообразием исторических фактов, их общепринятой интерпретацией и предметом диссертационного исследования), конструктивно-генетический анализ (актуализирующий явления и события прошлого, имеющие высокую теоретическую и практическую значимость для теории и практики современного российского образования); обобщение, систематизацию и классификацию информации, полученной при работе с источниками.

Источниковедческую базу диссертационного исследования составляют опубликованные и архивные источники. К первым относятся источники нормативного характера: законодательные акты правительства, циркуляры и распоряжения Министерства народного просвещения. Они дают представление о направлениях образовательной политики государства, внутренней структуре и организации образовательных учреждений. Сводные данные о численности школ, учащихся и студентах представлены в опубликованных отчетах Министерства народного просвещения, попечителя Казанского учебного округа, а также в изданиях справочно-статистического характера.

Основную часть источников составляют неопубликованные материалы из фондов Национального архива Республики Татарстан, отдела рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Н.И.Лобачевского Казанского (Приволжского) федерального университета, учебно-программная документация.

Делопроизводственная документация представлена протоколами педагогических советов, журналами заседаний, деловой перепиской, отчетными документами, учебными планами, программами, расписаниями занятий и свидетельствами. Эта группа документов позволила проанализировать позицию властей в вопросе педагогического образования, механизмы реализации управленческой деятельности, а также внутреннюю жизнь учебно-педагогических заведений.

Источниковедческая база диссертации, состоящая из 251 наименования, включает в себя разнообразные по количеству информации и по характеру материалы. Комплексный анализ указанных групп источников позволил провести историческое исследование развития педагогического образования в Казанском Императорском университете в 1804 – 1917 гг.

Географические рамки исследования – Казанский учебный округ как образовательное пространство, обладающее своеобразием и особенностями.

Хронологические рамки исследования охватывают XIX – начало XX вв. (до 1917 г.). Именно в этот период произошло становление и развитие системы педагогического образования в Казанском учебном округе.

Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа:

– на первом (поисковом) этапе (2010–2011 гг.) осуществлялся теоретический анализ литературы по проблеме исследования, определялась степень разработанности исследуемой проблемы, формулировались исходные концептуальные положения, определялся категориальный аппарат исследования;

– на втором (научно-исследовательском) этапе (2011–2012 гг.) осуществлялись анализ и пополнение первоначального круга источников, систематизация собранного материала;

– на третьем этапе (2012–2013 гг.) проводились теоретическое обобщение и оформление результатов исследования, формулировались научные выводы и практические рекомендации.

Научная новизна представленной работы заключается в следующем:

– впервые представлены результаты комплексного анализа организации педагогического образования в Казанском Императорском университете как важной части российской системы образования, что существенно дополняет и обновляет сложившиеся представления об истории педагогического образования в Казанском учебном округе;

– выявлены основные особенности становления и развития педагогического образования в Казанском Императорском университете: утверждение воспитывающего характера обучения будущего учителя; развитие многообразия предметного содержания обучения; создание различных учебных заведений для подготовки учительских кадров; использование разнообразных приемов обучения и воспитания; основательная практическая подготовка; профессиональный отбор будущих педагогов как основание для формирования конкурентоспособных специалистов; общеобразовательная, педагогическая и методическая подготовка будущих учителей; развитие педагогического образования как условие повышения уровня профессионализма педагогов; выявлены также приоритетные задачи педагогического образования (формирование у учащихся критического мышления и развитие исследовательских умений); определены этапы развития педагогического образования в Казанском Императорском университете (1804 –­ 1917 гг.);

– раскрыты особенности педагогического образования в Казанском Императорском университете в XIX – начале XX вв.: увеличение объема общеобразовательных знаний в системе подготовки учителей для школ, практическая направленность обучения, основательная методическая подготовка, интегрирование педагогической и психологической наук;

– исследованы организационно-педагогическая деятельность попечителей Казанского учебного округа и определена их роль в становлении и развитии педагогического образования в Казанском Императорском университете. Установлено, что степень и характер участия попечителей в жизни высшей школы были обусловлены не только их научными интересами и воззрениями на методы руководства университетом, но и их личными качествами; это касалось и организационных, и научных, и учебных вопросов: преподавание в соответствии с возрастом учащихся, взаимное обучение, введение активных форм и методов преподавания и др. (М.Н. Мусин-Пушкин, М.А.Салтыков, В.П. Молоствов и др.); активное воздействие попечителей на жизнь университета имело ряд негативных последствий: ограничение университетской автономии, не всегда удачное участие в формировании профессорско-преподавательского и студенческого составов (например, в период попечительства М.Л. Магницкого);

– проанализирована педагогическая деятельность ректоров Казанского университета, в частности Н.И.Лобачевского как организатора образовательного процесса в университете и Казанском учебном округе (определена роль Н.И.Лобачевского в совершенствовании подготовки преподавателей и учителей; систематизированы педагогические взгляды ученого, выявлены приоритетные направления в его деятельности по руководству университетом: подготовка педагогических кадров; мероприятия по повышению материального положения учителей и их методической подготовленности и т.д.);

– определен конкретный вклад известных педагогов в развитие педагогического образования в Казанском учебном округе в XIX – начале XX вв.; описаны и проанализированы основные педагогические идеи, возникшие в указанный период в Казанском Императорском университете (психологическое обоснование процесса обучения Н.А.Бобровникова, его новая система проведения урока, разработка вопросов обучения и воспитания В.Н.Ивановским, методические взгляды А.А.Красновского) и определившие стратегию построения и основу содержания педагогического образования в университете: практикоориентированная направленность педагогического образования, взаимосвязь и взаимообусловленность психолого-педагогических основ построения педагогического образования;

– представлены результаты комплексного анализа деятельности учебных заведений педагогической направленности, созданных на базе Казанского Императорского университета: Педагогического института, Учительского института, педагогических курсов, кружков, Педагогического общества, исследована организация учебного процесса в них; педагогическая подготовка, включавшая овладение теоретическими знаниями, самостоятельную работу по закреплению полученных знаний, овладение практическими приемами преподавательской деятельности;

– введены в научный оборот архивные данные и материалы периодической печати, затронуты такие малоизученные темы, как характеристика педагогического состава учебных заведений, анализ взаимодействия руководства учебного округа по вопросам подготовки учителей и организации учебно-воспитательного процесса в высшей школе.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Становление и развитие педагогического образования в казанском императорском университете (1804 iconПрограмма роль Общества археологии истории и этнографии в исследовании...
...
Становление и развитие педагогического образования в казанском императорском университете (1804 iconНовости образования
Образовательные программы компании аскон в Казанском государственном техническом университете / 09. 03. 2008
Становление и развитие педагогического образования в казанском императорском университете (1804 iconСтановление и развитие педагогического образования в зауралье во...

Становление и развитие педагогического образования в казанском императорском университете (1804 iconЛаборатория поликультурного образования и этнопедагогики
Приглашаем Вас принять участие в работе Международной научно-практической конференции, которая состоится 1 ноября 2013 г в Казанском...
Становление и развитие педагогического образования в казанском императорском университете (1804 iconНародов поволжья
Конференция состоится в Казанском государственном университете культуры и искусств по адресу: г. Казань, ул. Оренбургский тракт,...
Становление и развитие педагогического образования в казанском императорском университете (1804 icon1724 1804 философ-идеалист, родоначальник немецкой классической философии....
Потом в этом же университете Кант был доцентом с 1755 г по 1770 г и, наконец, профессором с 1770 г по 1796 г. Именно в Кёнигсбергском...
Становление и развитие педагогического образования в казанском императорском университете (1804 iconУчебное пособие по курсу «философская мысль в казанском университете»
Работа публикуется по рекомендации учебно-методической комиссии философского факультета. Кгу. Протокол №2 от 18 марта 2009 г
Становление и развитие педагогического образования в казанском императорском университете (1804 iconСтановление и развитие в россии педагогической конфликтологии и ее...
Работа выполнена на кафедре общей педагогики Таганрогского государственного педагогического института
Становление и развитие педагогического образования в казанском императорском университете (1804 iconСтановление и развитие медиаобразования в канаде
Д-212. 208. 04 по защите диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук в Южном федеральном университете по...
Становление и развитие педагогического образования в казанском императорском университете (1804 iconСредняя и центральная азия в колониальных планах германской империи в
Д 212. 081. 01 в Казанском государственном университете им. В. И. Ульянова-Ленина по адресу: 420008, г. Казань, ул. Кремлевская,...
Становление и развитие педагогического образования в казанском императорском университете (1804 iconСвязь противовоспалительной активности пектинов с их структурой
Защита состоится 26 марта 2009 г в 13. 00 на заседании диссертационного Совета д 212. 081. 08. при Казанском государственном университете...
Становление и развитие педагогического образования в казанском императорском университете (1804 iconИстория великого княжества литовского в отечественной историографии XIX начала XX века
Защита состоится 2008 года в часов на заседании диссертационного совета Д. 212. 081. 01 в Казанском государственном университете...
Становление и развитие педагогического образования в казанском императорском университете (1804 iconОглавление общие положения
«Высшая школа экономики» и «Положения об организации и проведении практики студентов в Национальном исследовательском университете...
Становление и развитие педагогического образования в казанском императорском университете (1804 iconДоцент юридические науки в казанском университете после закрытия юридического факультета
Освещаемые нами вопросы имеют прямое отношение к проблематике системы наук, преподававшихся на юридическом факультете Казанского...
Становление и развитие педагогического образования в казанском императорском университете (1804 iconФестиваля, включает встречи с актерами и мастер-классы маститых режиссеров,...
Казанском федеральном университете пройдет Международный симпозиум «Выдающиеся просветители Тюркского мира: Мехмет Акиф Эрсой и Габдулла...
Становление и развитие педагогического образования в казанском императорском университете (1804 iconОценочные и диагностические средства
Материал разработан в Учебно-методическом объединении по специальностям педагогического образования, в Московском педагогическом...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск