Оценочные и диагностические средства





НазваниеОценочные и диагностические средства
страница1/14
Дата публикации11.03.2015
Размер1.31 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


Приложение № 1


Оценочные и диагностические средства


для итоговой государственной аттестации

выпускников вузов по специальности 031300 – Социальная педагогика
Материал разработан в Учебно-методическом объединении по специальностям педагогического образования, в Московском педагогическом университете член-корреспондентом РАО д. п. н., профессором А.В. Мудриком, к. п. н., доцентом Т.Н. Мельниковым.
1. Государственным образовательным стандартом по специальности 031300 «Социальная педагогика», утвержденным Минобразования России 02.03.2000 г. (регистрационный № 686), предусмотрена государственная аттестация выпускников в виде:

а) защиты выпускной квалификационной работы;

б) государственного экзамена.
2. Методика определения содержания государственного экзамена
2.1. Виды деятельности выпускников и соответствующие им задачи профессиональной деятельности:

  • научно-методическая,

  • социально-педагогическая,

  • воспитательная,

  • культурно-просветительская,

  • коррекционно-развивающая,

  • управленческая.

2.2. Квалификационные требования, необходимые для выполнения каждой из указанных выше профессиональных задач:

  • выпускник, получивший квалификацию «социальный педагог», должен быть подготовлен к формированию общей культуры личности и способствовать социализации обучающегося, осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ;

  • использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения и воспитания; осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией прав ребенка;

  • систематически повышать свою профессиональную квалификацию, быть готовым участвовать в деятельности методических объединений и социальных служб, осуществлять связь с родителями (лицами их заменяющими);

  • выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

  • обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.


Выпускник, получивший квалификацию социальный педагог, должен знать:

  • Конституцию Российской Федерации;

  • законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования;

  • Конвенцию о правах ребенка;

  • основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения социально-педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;

  • педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену;

  • требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений;

  • средства обучения и их дидактические возможности;

  • основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; основы права, научную организацию труда, правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Выпускник по специальности 031300 – «Социальная педагогика» подготовлен для работы в образовательных учреждениях различного типа.
2.3. Соответствие профессиональных функций и требований к профессиональной подготовке выпускника


Требования к профессиональной подготовке

выпускника

Профессиональные функции

научно-методическая

социально-педагогическая

воспитательная

культурно-просветительская

коррекционно-развивающая

управленческая

Отбирать адекватные социально-педагогическим задачам методы диагностики



+



+



+






+



+

Прогнозировать последствия принятия педагогических решений



+



+



+



+



+



+

Стимулировать развитие внеурочной деятельности учащихся с учетом психолого-педагогических требований, предъявляемых к образованию и обучению


+


+


+


+


+


+

Анализировать собственную деятельность с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации


+


+


+


+


+


+

Выполнять методическую работу в составе школьных методических объединений и социальных служб


+


+


+


+


+


+

Поддерживать контакт с родителями учащихся и оказывать им помощь в осуществлении семейного воспитания

+

+

+

+

+

+


2.4. Требования к профессиональной подготовленности выпускника, необходимые для выполнения им профессиональных функций, и соответствующие виды государственных аттестационных испытаний


Требования к профессиональной подготовленности выпускника

Вид аттестационного испытания

Примечание

гос.экз.

защита ВКР

Отбирать адекватные социально-педагогическим задачам методы диагностики


+


+




Прогнозировать последствия принятия педагогических решений

+

+


Если ВКР содержит описание ситуаций и случаев из социально-педагогической практики

Стимулировать развитие внеурочной деятельности учащихся с учетом психолого-педагогических требований, предъявляемых к образованию и обучению



+



+

Если ВКР содержит описание такого типа деятельности

Анализировать собственную деятельность с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации


+


+




Выполнять методическую работу в составе школьных методических объединений и социальных служб





+

Если ВКР содержит описание такого типа деятельности

Поддерживать контакт с родителями учащихся и оказывать им помощь в осуществлении семейного воспитания





+

Если ВКР содержит описание такого типа деятельности


Примерные темы выпускных квалификационных работ:


  1. Субъект-объектный подход к исследованию социализации.

  2. Субъект-субъектный подход в исследовании социализации.

  3. Роль национального языка в процессе социализации.

  4. Социальная структура общества и ее особенности в регионе проживания студентов.

  5. Взаимодействие общества и государства в процессе социализации.

  6. Урбанизация и ее роль в жизни общества и социализации человека.

  7. Специфика социализации в конкретном поселении.

  8. Потребления продукции СМК населением города, в котором живут студенты.

  9. Особенности семейной социализации в регионе проживания студентов.

  10. Религиозные организации в регионе как фактор социализации.

  11. Особенности межпоколенных взаимоотношений в регионе и возможности их оптимизации.

  12. Интеграция влияния микрофакторов социализации.

  13. Быт и жизнедеятельность воспитательных организаций интернатного типа.

  14. Самообразование как условие жизненного успеха.

  15. Характеристика и анализ авторской воспитательной системы одного из современных педагогов-практиков.

  16. Человек-конформист в современной западной и отечественной литературе.

  17. Проблема мигрантов в современном мире.

  18. Человек как жертва неблагоприятных условий социализации.


2.5. Перечень дисциплин образовательной программы, обеспечивающих получение соответствующей профессиональной подготовленности выпускника, проверяемой в процессе государственного экзамена
Для удобства и наглядности материала, целесообразно пронумеровать показатели профессиональной подготовленности выпускника:

  1. Отбирать адекватные социально-педагогическим задачам методы диагностики

  2. Прогнозировать последствия принятия педагогических решений

  3. Стимулировать развитие внеурочной деятельности учащихся с учетом психолого-педагогических требований, предъявляемых к образованию и обучению

  4. Анализировать собственную деятельность с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации

  5. Выполнять методическую работу в составе школьных методических объединений и социальных служб

  6. Поддерживать контакт с родителями учащихся и оказывать им помощь в осуществлении семейного воспитания.





Дисциплины образовательной программы

Требования к профессиональной

подготовке

1

2

3

4

5

6

Иностранный язык

+

+

+

+

+

+

Физическая культура

+

+

+

+

+

+

Отечественная история

+

+

+

+

+

+

Культурология

+

+

+

+

+

+

Политология

+










+




Правоведение

+

+

+

+

+

+

Русский язык и культура речи







+

+

+

+

Социология

+

+

+

+

+

+

Философия










+

+

+

Экономика

+




+




+




Математика и информатика

+

+




+

+




Концепции современного естествознания

+

+




+

+




Технические средства и аудиовизуальные средства обучения

+




+

+

+




Педагогика (разделы)



















Введение в профессию

+

+

+

+

+

+

Общие основы педагогики

+

+

+

+

+

+

Теория и методика воспитания

+

+

+

+

+

+

Теория обучения

+

+

+

+

+

+

Педагогические технологии

+

+

+

+

+

+

Коррекционная педагогика с основами специальной психологии

+

+

+

+

+

+

Психология (разделы)



















Общая психология

+

+

+

+

+

+

Педагогическая психология

+

+

+

+

+

+

Психолого-педагогический практикум

+

+

+

+

+

+

Возрастная анатомия, физиология и гигиена

+

+

+

+

+

+

Основы медицинских знаний




+

+




+

+

Безопасность жизнедеятельности

+

+

+

+

+

+

Социальная педагогика

+

+

+

+

+

+

История социальной педагогики

+

+

+

+

+

+

Социальная политика

+

+

+




+

+

Управление системой социальной защиты детства

+

+

+




+

+

Основы социальной работы

+

+

+

+

+

+

История образования и педагогической мысли

+

+

+

+

+

+

Педагогическая антропология

+

+

+

+

+

+

Основы профориентологии

+

+

+

+

+

+

Методика и технология работы социального педагога

+

+

+

+

+

+

Методология и методы психолого-педагогических исследований

+

+

+

+

+




Возрастная психология

+

+

+

+

+

+

Социальная психология

+

+

+

+

+

+

История психологии

+

+

+

+

+

+

Основы психологии семьи и семейного консультирования

+

+

+

+

+

+

Психолого-педагогическая диагностика

+

+




+

+

+

Основы психоконсультирования и психокоррекции

+

+

+

+

+

+

Военная подготовка







+




+






2.6. Перечень вопросов, выносимых для проверки на государственном экзамене (программа государственного экзамена):

  1. Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи, категориальный аппарат.

  2. Цели и задачи педагогических программ в сфере дополнительного образования разного уровня. Приоритетные направления развития педагогической науки в современных условиях.

  3. Дополнительное образование в современной системе образования в России. Образование как ценность.

  4. Педагогические идеи В.А. Сухомлинского.

  5. Формирование научного гуманистического мировоззрения личности. Религия и школа.

  6. Социальная педагогика как отрасль педагогического знания.

  7. Содержание общего образования. Государственный образовательный стандарт.

  8. Кризис образования в современном мире и особенности его проявления в России.

  9. Классный руководитель в воспитательной системе школы.

  10. Педагогическое наследие П.П. Блонского.

  11. Инновационные процессы в образовании.

  12. Управление образовательными системами.

  13. Предмет и принципы коррекционной педагогики.

  14. Современные технические средства обучения. Информатизация учебного процесса.

  15. Основы методики социального воспитания.

  16. Педагогическая система А.С. Макаренко.

  17. Закономерности и принципы обучения.

  18. Образование как открытая общественно-государственная система.

  19. Обучение в целостном педагогическом процессе: сущность, структура, динамика, движущие силы и противоречия.

  20. Межличностные отношения в педагогическом процессе, их диагностика и проектирование.

  21. Система методов обучения в школе.

  22. Педагогические взгляды Д. Локка

  23. Типология и многообразие организационных форм обучения.

  24. Интеграция институтов воспитания и социализации личности.

  25. Система методов воспитания в целостном педагогическом процессе.

  26. Педагогическое наследие Я.А. Коменского.

  27. Принципы воспитания: персонификация, природосообразность.

  28. Человек как субъект социализации.

  29. Образование как педагогический процесс.

  30. Процессы интеграции и дифференциации в современном специальном образовании.

  31. Современная трактовка принципов социального воспитания.

  32. Психолого-педагогическая сущность компенсации аномального развития.

  33. Педагогическое взаимодействие.

  34. Социализация и составляющие ее процессы.

  35. Современные дидактические концепции.

  36. Макро - и микрофакторы социализации.

  37. Сущность, закономерности и принципы целостного педагогического процесса.

  38. Объяснительно-иллюстративное, программмированное и проблемное обучение.

  39. Образование как социокультурный феномен. Ценностные приоритеты образования.

  40. Педагогическая теория И.Г.Песталоцци.

  41. Гуманистические концепции воспитания.

  42. Педагогическое наследие С.Т. Шацкого.

  43. Коллектив как объект и субъект воспитания.

  44. Педагогические идеи Ж..-Ж.. Руссо.

  45. Личностно-ориентированные педагогические технологии.

  46. Профессиональная деятельность и личность педагога.

  47. Методология, методы и логика педагогического исследования. Методологическая культура учителя.

  48. Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования.

  49. Национальная доктрина и модернизация образования в России.

  50. Воспитательная система: сущность, структура, этапы развития.

  51. Педагогическая теория К.Д. Ушинского.

  52. Семья как фактор воспитания и социализации личности.

  53. Развитие, социализация и воспитание личности.

  54. Школа как педагогическая система и объект научного управления.

  55. Педагогические технологии: сущность, виды, тенденции развития.

  56. Педагогические идеи И.Ф. Гербарта.

  57. Педагогическая теория Л.Н. Толстого.

  58. Педагогическая антропология ребенка.



2.7. Методические рекомендации по формированию оценочных средств – педагогических контрольных материалов (с примерами типичных контрольных материалов)
Вопросы контрольных заданий должны быть разноплановыми: один из вопросов билета по истории социальной педагогики, а второй по общей педагогике, дидактике или педагогической психологии. Например:

Билет 1. 1. Современная трактовка принципов социального воспитания.

2. Психолого-педагогическая сущность компенсации аномального развития.

Билет 2. 1. Развитие, социализация и воспитание личности.

2. Типология и многообразие организационных форм обучения.

Билет 3. 1. Основы методики социального воспитания.

2. Закономерности и принципы обучения.

Билет 4. 1. Социальная педагогика как отрасль педагогического знания.

2. Система методов обучения в школе.
Перечень примерных контрольных вопросов и заданий

для самостоятельной работы на государственном экзамене.


  1. Дайте определение социализации и обоснуйте его.

  2. В чем сущность процесса социализации?

  3. Охарактеризуйте составные части процесса социализации.

  4. На примере одного из этапов социализации покажите, какие факторы, агенты, средства и механизмы влияют на развитие человека.

  5. В чем основные отличия воспитания от стихийной социализации.

  6. Всвязи с чем человека можно считать объектом социализации?

  7. Благодаря чему человек является субъектом социализации?

  8. Покажите, какие возрастные задачи стоят перед человеком в детстве, отрочестве, юности.

  9. Какое внутреннее противоречие процесса социализации может превратить человека в ее жертву? Покажите это на примере одного из возрастных этапов.

  10. Как человек может стать жертвой неблагоприятных условий социализации?

  11. Почему принцип гуманистической направленности воспитания раскрывается в рамках этой темы?

  12. Кратко охарактеризуйте мегафакторы социализации.

  13. Как сказываются глобальные процессы и проблемы на социализации подрастающих поколений?

  14. Какова современная трактовка принципа природосообразности?

  15. Что позволяет отнести страну к макрофакторам социализации?

  16. Как менталитет этноса влияет на социализацию человека?

  17. Проанализируйте известные вам этнические стереотипы и их влияние на социализацию человека.

  18. Покажите на примерах проявление имплицитных концепций личности и воспитания.

  19. Охарактеризуйте проблемы социализации в современном российском обществе в связи с его изменением.

  20. Как отражаются современные реалии российского общества на межпоколенных отношениях?

  21. Охарактеризуйте воспитание как социальный институт.

  22. В чем принципиальные различия семейного, религиозного, социального и коррекционного воспитания?

  23. Охарактеризуйте государственную систему воспитания и проблемы ее современного состояния.

  24. Раскройте современную трактовку принципа культуросообразности воспитания.

  25. Охарактеризуйте регион своего проживания как мезофактор социализации.

  26. Разработайте основные задачи региональной политики в сфере воспитания, культуросообразные условиям региона своего проживания.

  27. Охарактеризуйте тенденции влияния СМК на жизнь и развитие человека.

  28. Спроектируйте способы медиа-образования в воспитательных организациях различного типа.

  29. Охарактеризуйте особенности подростково-юношеской субкультуры в вашем городе.

  30. Дайте сравнительный анализ образа жизни в деревне, городе, малом городе и поселке.

  31. Покажите позитивные и негативные возможности для формирования мобильности личности в вашем городе, а также варианты осуществления ею выбора.

  32. Спроектируйте возможные пути оптимизации муниципальной системы социального воспитания в вашем городе.

  33. Покажите взаимосвязь мезофакторов социализации на примере своего города.

  34. Проанализируйте семью как фактор социализации человека на различных возрастных этапах.

  35. Охарактеризуйте семейное воспитание.

  36. Роль соседства в социализации детей, подростков, юношей.

  37. Каким образом группа сверстников влияет на каждого своего члена?

  38. Раскройте социализирующие функции религиозных организаций.

  39. В чем состоят особенности религиозного воспитания?

  40. Покажите двойственную роль воспитательных организаций в процессе социализации.

  41. Охарактеризуйте социальное воспитание.

  42. Дайте характеристику микросоциума, в котором вы проходите практику.

  43. Сформулируйте проблемы, требующие социально-педагогического решения, характерные для различных категорий жителей этого микросоциума.

  44. Спроектируйте способы организации позитивной жизнедеятельности различных групп сверстников в конкретном микросоциуме.

  45. Воспитательное пространство как педагогическое явление.

  46. Охарактеризуйте различные варианты создания воспитательного пространства в микросоциуме.

  47. Дайте современную трактовку принципа коллективности социального воспитания.

  48. Раскройте понятие социальный опыт.

  49. Покажите, как быт воспитательной организации влияет на социальный опыт ее членов.

  50. Покажите потенциал каждой сферы жизнедеятельности для развития членов воспитательной организации.

  51. Спроектируйте варианты организации группового, межгруппового и массового взаимодействия применительно к отдельным возрастным группам воспитуемых и покажите возможности их сочетания.

  52. Проанализируйте взаимосвязь стиля руководства и соотношения управления с самоуправлением и самоорганизацией.

  53. Спроектируйте варианты обучения взаимодействию в различных сферах жизнедеятельности в воспитательной организации определенного типа.

  54. На примере конкретного типа воспитательной организации раскройте содержание и способы обучения, просвещения и стимулирования самообразования.

  55. Спроектируйте ситуации оказания индивидуальной помощи в жизнедеятельности воспитательных организаций.

  56. Проанализируйте локальную воспитательную систему в организациях, где вы проходите практику.

  57. Раскройте принцип центрации социального воспитания на развитии личности.

  58. В чем сущность принципа диалогичности социального воспитания?

  59. Чем отличается понимание социализированности в субъект-объектном подходе к социализации от субъект-субъектного?

  60. В чем различия обыденного и социально-педагогического понимания воспитанности?

  61. Охарактеризуйте соотношение социализированности и воспитанности.

  62. В чем сущность и каковы причины мобильного характера социализированности?

  63. В чем различия между жертвой социализации и жертвой неблагоприятных условий социализации?

  64. Что понимается под неблагоприятными условиями социализации?

  65. Охарактеризуйте основные типы потенциальных и реальных жертв неблагоприятных условий социализации.

  66. Покажите виктимогенные обстоятельства, имеющиеся в вашем городе и в конкретном микросоциуме.

  67. Какие субъективные обстоятельства способствуют виктимизации человека?

  68. В чем сущность коррекционного воспитания (на примере конкретного типа жертв)?

  69. Раскройте задачи и основные направления исследований в рамках социально-педагогической виктимологии.

  70. Дайте сравнительный анализ различных определений социальной педагогики.

  71. Раскройте содержание социальной педагогики.

  72. Покажите взаимосвязь социальной педагогики и других отраслей педагогики, человеко- и обществознания.

  73. Покажите возможности использования принципа дополнительности в социальной педагогике.


3. Методические рекомендации по проведению Государственного экзамена

В ходе итоговой аттестации целесообразна проверка интегрированности теоретического и практического знания выпускников – через примеры, иллюстрации по вопросам билета, показ проявления положений теории в социально-педагогической практике.

Большое значение для высокой итоговой оценки имеет способность выпускника соотносить разнопредметные знания и устанавливать связи между различными дисциплинами образовательной программы.

При проведении госэкзамена, целесообразно сочетание устной и письменной форм.

Наибольшую ценность имеют понимание выпускником положений, идей, концепций и его готовность свободно оперировать знаниями при решении конкретных социально-педагогических задач.

Итоговый междисциплинарный экзамен по специальности 031300 «Социальная педагогика» учитывает предъявляемые к выпускнику требования в соответствии с ГОС ВПО, обозначенные в пункте 2.3., к выполнению профессиональных функций, пункт 2.4.

Длительность устного ответа по трем вопросам междисциплинарного экзамена должна составлять примерно 30 минут.

Нормативный срок подготовки выпускника к ответу на Государственном экзамене – 1час.

При определении требований к оценке междисциплинарного экзамена предлагается руководствоваться следующим:

  • Оценки «отлично» заслуживает выпускник, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, а также усвоивший взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии.

  • Оценки «хорошо» заслуживает выпускник, обнаруживший полное знание учебного материала, показавший систематический характер знаний по дисциплинам.

  • Оценки «удовлетворительно» заслуживает выпускник, обнаруживший знание основного программного материала, но допустившего погрешности в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий.

  • Оценки «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении заданий.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Оценочные и диагностические средства iconОмская государственная областная научная библиотека имени А. С. Пушкина
Оценочные и диагностические средства итоговой аттестации и учебно-методическое обеспечение их проведения
Оценочные и диагностические средства iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Социолингвистика» Направление подготовки
Оценочные и диагностические средства итоговой аттестации и учебно-методическое обеспечение их проведения
Оценочные и диагностические средства iconДисциплина «Финансовый иностранный язык» Оценочные средства (ОС):...

Оценочные и диагностические средства iconОценочные средства (ОС) Оценочные средства для промежуточной аттестации...
Организация проекта: организационные структуры компаний, выполняющих проекты; офисы управления проектами
Оценочные и диагностические средства iconКонтрольно-оценочные средства по учебной дисциплине
Контрольно-оценочные средства (кос) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу...
Оценочные и диагностические средства iconЛитература 14 >10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:...
Целью изучения является : приобретение теоретических знаний и практических умений и навыков в области товарного менеджмента, приобретение...
Оценочные и диагностические средства iconДисциплина «Иностранный язык делового общения» Оценочные средства для входного контроля

Оценочные и диагностические средства iconПрограммный комитет
Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения учебной дисциплины 28
Оценочные и диагностические средства iconВ. В. Любимцев 2007 г
Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения учебной дисциплины 28
Оценочные и диагностические средства iconОтчет о лабораторной работе Сети ЭВМ и средства телекоммуникаций по теме
Диагностические утилиты, сети, сетевое оборудование оборудование, tcp/IP, arp, hostname, ipconfig, nbstat, nslookup, ping, route,...
Оценочные и диагностические средства iconРоссийской федерации
Оценочные средства текущего контроля: модульно-рейтинговая технология оценивания работы студентов
Оценочные и диагностические средства iconЛ. М. Струминская контрольная работа по дисциплине
Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения учебной дисциплины 28
Оценочные и диагностические средства iconРоссийской федерации
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 13
Оценочные и диагностические средства iconОценочные средства по учебной дисциплине
Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации
Оценочные и диагностические средства iconЧерез ограниченность к совершенству
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной итоговой аттестации студентов д/о и з/о
Оценочные и диагностические средства iconОценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной...
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск