Аннотация: представленная игра способствует обобщению и углублению знаний обучающихся 9 классов по истории, формирует патриотическое сознание на основе усвоения исторических национальных духовно-нравственных ценностей. Помогает вовлечь всех ребят в плодотворную работу, наглядно показывает им необходимость глубоких и прочных знаний по истории символики родного государства, области и города.
Мероприятие, в рамках которого будет реализован сценарий: день конституции Российской Федерации. (12 декабря).
Предмет: история
Возрастная группа (класс): 9 классы
Название сценария: «Символы России!» Цели и задачи мероприятия:
обобщить знания учащихся об истории создания гимна, герба и флага России, области, города;
воспитать уважение к государственной и общественной символике как проявлению уважения к своей стране;
сформировать патриотическое сознание на основе усвоения исторических национальных духовно-нравственных ценностей и стремление воплощать их в повседневной практической деятельности;
привить учащимся потребность в использовании государственной символики при проведении различных мероприятий;
способствовать развитию коммуникативных умений и навыков учащихся
Оборудование урока:
наглядные пособия: государственная символика Росcии;
выставка творческих работ учащихся – рисунков, поделок, сочинений;
интерактивные устройства;
грамоты для награждения участников.
Ведущие, выступающие и помощники: учитель истории, учащиеся Время реализации занятия: 45 минут.
Форма проведения урока: урок-игра.
Этапы урока-игры:
Вступительное слово учителя, объяснение правил игры деление класса на команды.
Вопросы первого ряда «Герб»
Вопросы второго ряда «Флаг»
Вопросы третьего ряда « Правитель»
Вопросы четвертого ряда «Гимн»
Подведение итогов игры.
Авторский медиапродукт: презентация из 28 слайдов (среда PowerPoint) Целесообразность использования медиапродукта на занятии:
Развитие понятийного мышления за счет возможности и необходимости самостоятельно обобщать материал, выделять смысловые группы, систематизировать весь предлагаемый материал
Формирование информационной культуры и компетентности обучающихся.
Развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности.
Ход игры
Вступительное слово учителя, объяснение правил игры, целей, задач урока. В викторине принимают участие 2 команды. Каждая из команд в ходе игры будет выбирать цену вопроса и соответственно на него отвечать. Если команда, верно, отвечает на вопрос, то получает, то количество баллов, которое они выбрали. В ходе игры идет работа по обобщению и повторению темы “Символы России”. Выявляется победитель (команда). Побеждает команда, набравшая больше баллов. Ученики, активно принимавшие участие в игре, получают оценки. Жюри ведет подсчет баллов, подводит итоги в конце игры и называет победителя. Состав жюри: родители или учащиеся класса.
Вопросы зачитывает ведущий, желающие смотрят на презентацию, подсказками служат иллюстрации, дополнительная информация.
2.Ряд №1 «герб».
Вопросы первого ряда
10баллов - Что держит в лапах орел, изображенный на современном гербе Р.Ф?
20баллов - Какой герб был принят в январе1924года?
30баллов - Назовите имя автора Томского герба
40баллов - Когда и кем был утвержден герб г. Стрежевой?
50баллов - В каком году был принят герб в царствование Александра111?
80баллов - Назовите имя автора герба принятого в 1919 году
3.Ряд №2 «Флаг».
Вопросы второго ряда
10баллов - Что означают цвета на современном флаге Р.Ф
20баллов - В каком году была принята конституция РСФСР?
30баллов - Какой флаг был утвержден Петром Великим?
40баллов - С какими государствами объединилось РСФСР в 1922г?
50баллов - Какого числа отмечается государственный день Рос. флага?
80баллов - Что обозначает серебряный конь на флаге города Томска?
4.Ряд №3 «правители».
Вопросы третьего ряда
10баллов - Указом, какого президента России были утверждены современные символы России?
20баллов - Назовите имя правителя, при котором впервые использовалась изображение двуглавого орла?
30баллов - Назовите имя императрицы, при которой всадник, изображенный, на гербе России получил имя?
40баллов - В годы правления, какого царя на гербе России применялся «голгофский крест»?
50баллов - Назовите имя первого царя, при котором впервые появился первый флаг России?
80баллов - При каком императоре был введён чёрно-жёлто-белый флаг России?
5. Ряд №4 «Гимн».
Вопросы четвертого ряда
10баллов - В каком веке возник первый гимн России?
20баллов - Назовите автора музыки гимна современной России?
30баллов - Назовите авторов слов гимна Советского Союза?
40баллов - После каких исторических событий использовался гимн Марсельезы?
50баллов - При каком Российском императоре впервые исполнялся гимн Молитва Русских?
80баллов - Как называется гимн не принятый в 1917 г на слова Бальмонта?
6. С завершением игры ведущий подводит итоги, в то время пока члены жюри подчитывают баллы, учитель предлагается всем вместе подвести итоги мероприятия.
Жюри подводит итоги викторины. Команда победитель в игре награждается почетной грамотой. Наиболее отличившимся участникам команд выставляются оценки.
Итог урока:
Символы государства – это и история страны, и её сегодняшний день. Они выражают особенности исторического пути страны, её отличия от других стран. Ко всем существовавшим и существующим ныне символам государства надо относиться с уважением, чтить их как памятники прошлого и достояние современности.
Анализ проведенного мероприятия.
В ходе занятия были достигнуты основные задачи. Играя, школьники получили дополнительную информацию, и одновременно оценивался уровень усвоения основного фактического материала.
Игровое занятие способствовало:
обобщить знания учащихся об истории создания гимна, герба и флага России;
воспитать уважение к государственной и общественной символике как проявлению уважения к своей стране;
способствовать развитию коммуникативных умений и навыков учащихся (высказывать свою точку зрения, работать в группе, прислушиваясь к мнению других ее членов).
повышению интереса к предмету, творческому восприятию исторического материала;
развитию у детей внимания, памяти, способности к анализу и синтезу;
воспитанию у обучающихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычке к самопроверке.
Значимость игры «Своя-игра» заключается в том, что она позволяет обучающимся вспомнить и сопоставить исторический материал, пройденный в 7-8 классах, в какой-то мере систематизировать его. Игра не просто предлагает ответить на вопросы по истории, она помогает воспитать чувство патриотизма и гражданственности у ребят.
Список использованной литературы:
Барабин А. Как появился двуглавый орёл в гербе России // Наука и жизнь, 2001, № 3.
Голубева Т.С. Государственная символика России // Начальная школа, 2001, № 7.
Каменцева Е.И., Устинов Н.В. Русская сфрагистика и геральдика. – М., 1974.
Кармаков П.К. О символах и эмблемах // Ступени. Вожатый, 1991. 3 9-10. с.20 – 28.
Мамаев К. Флаги рассказывают. – Л., 1972.
|