Скачать 99.93 Kb.
|
Структура сценария педагогического проекта «Творчество зарубежных композиторов» Автор проекта: Петрова Елена Валентиновна Место работы автора: Детская музыкальная школа № 20(структурное подразделение пос. Савинский Архангельской области) Тема проекта: «Творчество зарубежных композиторов» (предметное направление) Предмет: «Музыкальная литература» Целевая аудитория: учащиеся 11-12 лет, 5 года обучения(7-ми летний курс обучения) и 2 года обучения(5-ти летний курс обучения) Номинация: Краткосрочный практико-ориентированный педагогический проект Актуальность проекта Проблема изучения творчества зарубежных композиторов на сегодня действительно есть. Многие дети тяготеют к современной эстрадной, поп и рок музыке, а интерес к композиторам классикам постепенно снижается. Это связано и с тем, что многие дети перегружены школьной программой, мало читают, не посещают концерты, стараются следовать модным тенденциям. И в тоже время многие книги, издания, программы, методические пособия устарели и не соответствуют требованиям новых подходов и методик музыкального воспитания детей. Музыкальное искусство обладает удивительным свойством: оно помогает человеку прикоснуться к чувствам, мыслям, переживаниям тех людей, которые жили много веков назад. В связи с этим именно творчество зарубежных композиторов призвано удовлетворить познавательные потребности учащихся, раскрыть и развить музыкальные способности, музыкальный вкус, любовь к классической музыке, способствует их творческому саморазвитию. Сегодня современный учитель в музыкальной школе должен знать и уметь адекватно воспринимать инновации в музыкальном образовании, подготовленные на уровне интеграции теории и практики. Сегодня для учителя считается вопрос как? - как вызвать интерес к западноевропейской музыке? - как научить понимать и любить музыку? - как добиться активности на уроке и одновременно обеспечить усвоение материала? - как эффективно использовать в работе новые инновационные технологии, применимые к предмету музыкальная литература? Таким образом, учитель должен находиться в постоянном поиске путей совершенствования учебно - воспитательного процесса. Поддерживать интерес детей традиционными формами и методами сегодня сложно. Приобщение детей к игровой, поисковой деятельности при помощи современных технологий является одной из форм обучения на уроках музыкальной литературы. Это позволит определить, развить интеллектуальные и творческие способности. Необходимость изучения творчества зарубежных композиторов связано с тем, что сегодня имеет место: - недостаточное качество знаний фактов из жизни и творчества композиторов - недостаточность учебной, научно - познавательной, методической литературы, электронных обучающих пособий - отсутствие восприятия классики - нежелание учащихся поступать в музыкальные учреждения Актуальность выбранной темы заключается в том, что преподаватель, используя современные музыкально-компьютерные технологии, учитывая индивидуальные особенности возраста, вызовет интерес к композиторам - классикам, эмоциональный отклик. Игровое задание - способствует установлению психологического контакта - способствует гармоничному развитию межличностных отношений - способствует позитивному настрою, развитию воображения - способствует раскрепощению учащегося Функции игрового задания а) Обучающая - развитие памяти, внимания, восприятие информации различной сложности б) Коммуникативная - объединение в коллектив, установление эмоциональных контактов. в) Релаксационная - снятия эмоционального напряжения при интенсивном обучении г) Развивающая - гармоничное развитие личностных качеств Актуальность проекта для школы Одной из основных задач предмета музыкальной литературы является: освоение знаний о музыке как виде искусства, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка и образности, о лучших произведениях классического наследия и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов, о роли и значении музыки в синтетических видах творчества. В ходе проекта будут выявлены активные, заинтересованные учащиеся, так называемых «музыкальные эрудиты», что в дальнейшем позволит им обладать музыкальными знаниями, ценить красоту в жизни и искусстве, выбрать профессию преподавателя музыкально-теоретических дисциплин. Проект представляет интерес для учителей и учащихся ДМШ и ДШИ по предмету: « Музыкальная литература». Цель: - Расширение знаний о зарубежных композиторах - Создание условий для формирования системы музыкально - эстетических ценностей подрастающего поколения в условиях массовой культуры с опорой на знание эволюции музыкального искусства, его стилей и жанров. Задачи проекта: - активизация познавательной деятельности учащихся - создание условий для успешного усвоения учебного материала - подготовить активных слушателей и любителей музыки - содействие развитие интереса учащихся к творчеству западноевропейских композиторов - формирование эстетического вкуса - расширение кругозора учащихся - развитие навыка работы в группе Процесс реализации проекта Этапы проекта: 1. Подготовительный 2. Творческий 3. Рефлексивный Подготовительный Были определены цели и задачи проекта. Для реализации проекта были прочитаны и приобретены необходимые книги, пособия, дидактические материалы. По творчеству каждого композитора был проведён тест, просмотрены презентации по стилям Барокко, Классицизм, Романтизм. Были проведены музыкальные викторины по произведениям композиторов-классиков И.С. Баха, Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шуберта. Творческий Преподавателем были подобраны интересные вопросы по творчеству зарубежных композиторов. Были подготовлены беседы о жизни и творчестве композиторов, разобраны эпохи, стили, музыкальные произведения XVII-XIX веков. Преподаватель разработала программа по предмету «Музыкальная литература» (второй год обучения «Классики западноевропейской музыки») с целью интересного ознакомления с творчеством композитора. Многие учащиеся сами находили дополнительный материал о творчестве композиторов. В рамках проекта были пройдены музыкальные произведения и закреплены знания музыки при помощи музыкальных викторин. Рефлексивный Проведение контрольных, обобщающих уроков, тестов, бесед, музыкальных викторин, просмотр презентаций по творчеству композиторов: а) способствовало расширению представлений у учащихся о стилях, жанрах музыки. Беседы, уроки сопровождались показом репродукций художников, скульпторов, архитекторов, дающих представление о жизни, обычаях людей, эпох Барокко, Классицизм, Романтизм, в которых были созданы музыкальные шедевры. б) музыкальные произведения обогатили впечатления детей и запомнились надолго. в) уроки, проведённые в рамках проекта, способствовали приобщению к музыкальному искусству, формированию музыкальной и общей духовной культуры, развитию мышления, ценностного отношения к музыке. План
Межпредметные связи: а) специальность (игра на инструменте музыкальных тем произведений) б) МХК и Изобразительное искусство (просмотр картин, памятников архитектуры и скульптуры, интерьера изучаемой эпохи) Материально-технические условия: доска, телевизор, видеоплеер, магнитофон, проигрыватель, компьютер, проектор. Ожидаемые результаты Практико - ориентированный проект представляет игровое задание, в котором отражены темы 5 года обучения(7-ми летний курс обучения) и 2 года обучения(5-ти летний курс обучения) предмета музыкальная литература в ДШИ и ДМШ. Результат-продукт: мультимедийное игровое пособие «Творчество зарубежных композиторов». Основной слайд № 2 «Игровое поле» На нём находятся номинации: а) эпохи, композиторы, жанры, музыкальные произведения, сравнения. б) вопросы: 5, 10, 15, 20, 25 баллов. Чем баллы выше, тем вопросы сложнее. Для учёта баллов и правильных ответов преподаватель может раздавать разноцветные жетоны (например: красный-25 баллов, синий-15 и т.д.) После завершения проекта учащиеся смогут: 1. Владеть биографическими фактами из жизни композиторов 2. Узнавать музыку композиторов 3. Расширят словарный запас по теме проекта 4. Полученные знания, музыкальная эрудиция, хороший вкус, потребность в качественной музыке окажутся востребованными в жизни, даже если учащиеся не станут профессиональными музыкантами. 4. Смогут создать реферат, презентацию, доклад по творчеству композитора, эпохи.
Перспективы дальнейшего развития Выражаются в следующем: - способность детей ценить красоту в жизни и искусстве через знакомство с произведениями зарубежных классиков; - учащиеся, посещавшие все мероприятия в рамках проекта, получают возможность повысить свой уровень знаний и подготовиться к изучению творчества русских композиторов в следующем учебном году; - в соответствии с программой по предмету можно запланировать мероприятия по творчеству русских композиторов; - обобщив опыт проведения мероприятий в рамках проекта, учащиеся могут высказать свои предложения, а преподаватель при составлении плана на следующий год учтёт интересы и возможности детей; Информационные источники: 1.Акимова Л.Ю. Музыкальная литература: Дидактические материалы. Вып.2.-М.:РОСМЭН - ПРЭСС,2002. 2.Брянцева В.Н. Музыкальная литература зарубежных стран: учебник для 5 –го класса ДМШ: Второй год обучения.- М.:Музыка,2001. 3.Калинина Г.Ф. Игры на уроках музыкальной литературы. Вып.2. Зарубежная музыка. М.: Калинина Г.Ф., 2008. 4.Калинина Г.Ф. Музыкальная литература. Тесты по зарубежной музыке. Вып.2.М.: Калинин Г.Ф., 2008. 5.Островская Я., Фролова., Цес Н. Музыкальная литература в определениях и нотных примерах: Учебное пособие для ДМШ: 2 год обучения.- СПб.: Валери, 2008. 6.Тихонова Н. Как преподавать музыкальную литературу. Сборник статей.: М.: Классика-ХХI, 2007. 7.Шорникова М. Музыкальная литература. Развитие западноевропейской музыки: Второй год обучения. Учебное пособие.- Ростов на Дону: Феникс, 2008. Интернет-ресурсы Романтизм [www документ]- URL http://ru. wikipedia.org Бах И.С. Токката и фуга ре минор [звукозапись]- URL http://www.bisound.com Портреты композиторов [картинки] – URL http://images.yandex.ru Моцарт[видеозапись]/ реж. А. Попова, в ролях: В. Демчог; Россия, документальный,2008 г. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Темы вашего учебного проекта Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания. Познавательные... | ||
«Осень в творчестве русских композиторов» Расширить знания о творчестве русских композиторов («Времена года» П. И. Чайковского), отрабатывать познавательные навыки пения на... | План график изучения курса «Управление проектами» по специальности пгс Основные понятия: проект, программа, цели и стратегии, структура проекта, управление проектом Критерии успехов и неудач проекта,... | ||
Урок музыки по теме «Л. В, Бетховен и И. С. Бах. Жизнь и творчество» Цель урока: сравнить биографии двух великих композиторов, привить любовь к классической музыке; учиться сопереживать | Положение общероссийского педагогического конкурса "Лучшая разработка... Настоящее положение о Общероссийском педагогическом конкурсе " Лучшая разработка сценария праздника в доу 2014-2015 учебного года... | ||
Памятные даты по искусству июль, август, сентябрь Народная артистка СССР. Стажировалась в Италии. С 1964 года солистка Большого театра, на сцене которого исполнила партии из опер... | 1. Разработка сценария Оформление кабинета истории согласно сценария.... Данная работа знакомит учащихся с творчеством наиболее выдающихся поэтов Серебряного века. Разработка к каждому семинару включает... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Поэтому педагогический процесс в группе построен с максимальной заинтересованностью семьи. В результате проекта проведено 19 мероприятий,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оформление урока: фотопортрет Б. Пастернака, пластинка (подписное издание) «Страницы русской поэзии xviii—xx вв. Б. Л. Пастернак»... | ||
Конкурс на лучший инновационный проект бизнес-инкубатора тгу название... Программы развития деятельности студенческих объединений Национального исследовательского Томского государственного университета... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Календарь памятных дат на 2013 год (юбилеи отечественных и зарубежных композиторов, музыкантов, деятелей искусства и литературы)... | ||
Краткое содержание проекта Проект формирует представление о новом... Труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость) являются составляющими списка... | Календарный план реализации инновационного проекта сетевого взаимодействия... Тема проекта: «Совершенствование профессиональных возможностей педагогического коллектива в условиях сетевого взаимодействия как... | ||
Протокол заседания педагогического совета Мастер-класс по организации экспериментальной деятельности педагога и оформлению материалов педагогического инновационного проекта... | Министерство образования и науки российской федерации Федеральное... Настоящее Положение о проведении всероссийского сетевого педагогического Проекта «Авторский дистанционный урок. Система moodle» (далее... |