Скачать 53.46 Kb.
|
Уроки патриотизма Открывая историю малой Родины Любим ли мы свой музей? Любим ли его настолько, чтобы, хорошо изучив все стенды, не упустить возможности прийти еще раз и открыть для себя что-то новое в уже вроде бы известной истории края? Не говоря о посещении новых выставок… Сколько ответят положительно, можем догадываться, но последний майский краеведческий урок в Ловозерском музее, проведенный заведующей Галиной Александровной Кулинченко и учителем истории и обществоведения Светланой Юрьевной Окружновой для учащихся 8-а класса Ловозерской школы-интерната, показал: любящих музей, малую родину с ее историей, патриотов станет больше. По статистике 60% учителей предпочитают традиционную форму урока, когда учитель сам формулирует тему, излагает материал, подводит итоги, и в этом случае можно было провести такой урок. Но в настоящее время в условиях введения новых Федеральных образовательных стандартов, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина учитель должен владеть современными образовательными технологиями и так организовать урок, чтобы включить каждого ученика в творческую познавательную деятельность - тогда учиться будет интересно. При этом предполагается большая самостоятельность детей: они сами формулируют тему, ищут информацию и делают выводы, усваивая материал, приобретая навыки самоорганизации и работы в команде. Такой урок по краеведению в форме «квест» (путешествие) и прошел в музее, и в нем приняли участие не только восьмиклассники, но и учителя истории, для которых он позже продолжился работой уже на своем семинаре в ЛШИ. Никто не знал о теме общения, но юные экскурсанты по сценарию должны были сами определить ее, а значит, уже с начала урока - анализировать все, что говорили ведущие урок. Открывая его, Галина Александровна рассказала о личности саамского писателя, поэта Аскольда Алексеевича Бажанова - патриота края, саамского народа, который через всю жизнь пронес чувство любви к родной земле, запечатлевшееся в литературном творчестве. Писатель запросто приходил и в музей на встречи с земляками, подпитываясь новыми темами, радушием земляков. Для современников стал расхожим такой посыл: «Родина там, где мне хорошо, и это необязательно место рождения». Но Светлана Юрьевна обратилась к стихотворению Михаила Лермонтова «Родина»: Люблю Отчизну я, Но странною любовью! Не победит ее рассудок мой… То есть поэт рассудком понимает, что любить страну, в которой крепостное право формально отменят только через 20 лет, в которой трудно жить не только простому народу, но и мыслящим кругам общества, трудно, но настоящее чувство любви к своей родине - это когда не находишь ответа, за что любишь, когда переживаешь все потрясения, когда стремишься вернуться на родную землю, следуя народной поговорке «Хоть одной ногой да на земле родной». В ходе размышлений восьмиклассники сформулировали предполагаемую тему общения на уроке, которая образно называлась "Люблю Отчизну я». А чтобы ответить на основной вопрос, каким высоким словом можно назвать преданность и любовь к Отечеству, учащиеся, объединившись в пять групп, должны были пройти трудный путь познания истории Ловозерья, своей малой родины. Каждая группа, отправляясь в путь со своей станции, где она искала на экспозициях, порой с помощью станционных смотрителей (работников музея) ответы на два вопроса по истории края, посетила по пути-кругу еще четыре с новыми вопросами, и в итоге, буквально обегав весь музей за считанные минуты, каждая группа нашла ответы на 10 вопросов. Но и это не все: из ответов-слов юные краеведы, следуя подсказкам в заданиях с вопросами, находили кодовые буквы, из которых и появилось… высокое слово «патриотизм». Наблюдая за ходом поиска, я могу уверенно сказать: далеко не каждый взрослый за считанные минуты справился бы с этим заданием - нужны навыки скорочтения, ориентации в тексте, анализа. Озадаченные «путешественники» справились с непростым поиском и в качестве награды получили замечательную патриотичную песню в исполнении своего товарища – Никиты Симагина. Поскольку Никита - еще и выпускник Ловозерской детской музыкальной школы, все дружно поздравили его и друзей-выпускников - Надежду Огаркову и Андрея Пчелина. Известно: патриотизм граждан способен творить чудеса, и в высоком смысле - спасать и возрождать государства. Так что значит быть патриотом? Вот как отвечали будущие выпускники в дискуссионной части урока: - Патриот - это человек, который любит свою страну и сделает все возможное для ее благополучия. - Это - тот, кто, если нужно, постоит за нее, отдав свою жизнь. Это - «фундамент» страны. - Патриот - это гражданин, который не может прожить без Родины, кто делает хоть одно малое доброе дело для других. - Патриот - это тот, кто никогда не предаст свою Родину. - Как оказалось, патриоты - это мы все с вами, ребята,- сказала Светлана Юрьевна Окружнова, подводя итог обмену мнениями. - Вы все были искренни: и прав тот, кто сказал, что патриот - это тот, кто любит свою семью и своих родителей. История убеждает: мы - великая страна, и когда нужно встать на защиту Родины, мы объединимся и защитим ее. Мы - великая нация, великий народ, который не только свою страну защищает, но и является народом-освободителем других стран. Пришел Наполеон - голову сложил, пришел Гитлер и его победили. Мы должны помнить и уважать историю своей страны. В завершение урока учащихся пригласили рассмотреть вывешенную шкалу мнений и отметить на ней позицию, свидетельствующую об оценке урока. Все были единодушны в оценке и отмечали следующее: понравилась необычная форма урока - он был интересным, познавательным; такие уроки проходят интересно, заставляют размышлять; такие уроки очень нужны - учат думать. Добрые слова об уроке были сказаны и коллегами: - Убедилась, что в нашем музее можно каждый раз находить что-то интересное из истории края, страны в целом (Ф.В.Дигурова - заместитель директора ЛШИ). - И Светлана Юрьевна, и учащиеся отлично подготовлены к работе по новым федеральным образовательным стандартам. Хочется поздравить с успешной работой и Галину Александровну Кулинченко , с которой мы вместе учились и которая тоже является патритом : вся ее жизнь связана с Ловозером, музеем, где нас всегда тепло встречают. Думается, если надо указать одно из интересных мест в стране, то мы, патриоты Ловозерья, могли бы предложить Ловозеро (С.И.Пидгаецкая - заведующая методической службой отдела образования района). По традиции подошло время оценить работу учащихся, и тут Светлана Юрьевна призналась, что, поскольку у нее есть пробелы в знаниях по краеведению, поэтому принципиально оценить поможет Галина Александровна. В итоге весь класс получил в журнале пятерочный столбец. Принципиально. А пожелание у всех было одно - почаще проводить такие интересные, энергичные уроки. Уже на учительском семинаре в ЛСШ, где историки в своей творческой лаборатории собрались обсудить «Результаты исследования о сформированности базовых понятий гражданской компетентности учащихся 5, 9 и 11-х классов Ловозерского района», я спросила Светлану Юрьевну, как родилась идея такого урока. Оказывается, подсказал актуальный современный писатель Борис Акунин в своем романе «Квест» (2008 г.), краткое содержание которого можно определить как «битва за мозги». С тех пор такая форма урока как «квест» или «вертушка» регулярно использовалась учителем в разных аудиториях и учащимся нравились мозговые штурмы. Ко Дню Победы, например, учитель проводила квест по улицам села по теме « О чем мечтали граждане и жители села Ловозеро в 40-е годы 20 века?» Ответ, или кодовое слово, учащиеся нашли из истории улиц, открыв для себя много нового. А мечтали тогда все об одном - о Победе. Ну, а что касается семинара, то учителя детально обсудили проведенные ранее анкеты учащихся с их мнением о таких понятиях, как: гражданин, патриот, родина, малая родина, вера, история, семья. Все участники семинара были единодушны: базовые духовно-нравственные понятия у учащихся 5-11 классов в целом сформированы, но большинство учащихся пока отождествляют веру с религией, историю с наукой, а не с событиями. Отмечено, что немногие обладают диалектическим видением явления, но нам очевидно - таковым не обладает и большинство взрослых. Однако по мере взросления уровень сформированности понятий улучшается. Интересно, что мальчики в этом плане успешнее, чем девочки 5 и 11 классов, но уступают девочкам 9 класса. С. И. Пидгаецкая, подводя итог обсуждению, успокоила всех: «Что бы мы ни говорили, но из наших школ выходят дети со сформированными мировоззренческими понятиями, достойные члены общества, осознающие ответственность за настоящее и будущее страны». Анна Кузнецова. «Ловозерская правда» №24 от 14.06.2013 г. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мы любим великорусский народ и желаем ему всего самого доброго, любим и изучаем его язык… и русских писателей, великих светочей в... | «черноморская жемчужина» Еженедельный сборный тур для индивидуальных туристов Факультитивно. Для самостоятельного осмотра предлагаем посетить музеи – Художественный музей, Краеведческий музей, Музей Западного... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обзорные экскурсии в школьный музей «Нет в России семьи такой, где б не памятен свой герой» | Конспект игры занятия в средней группе «Экскурсия в музей мячей» ... | ||
Гражданско-патриотическое воспитание В школе работает «Этнографический музей народов Среднего Поволжья». Руководитель Гаязова Р. Р. Создан музей в апреле1970 года | «У зайчика в гостях» Музей Екатеринославской школы (далее музей) организует свою работу в целях воспитания, развития, обучения и социализации детей и... | ||
Конспект виртуальной экскурсии Музей Екатеринославской школы (далее музей) организует свою работу в целях воспитания, развития, обучения и социализации детей и... | Дополнительные интеллектуально-познавательной направленности Музей Екатеринославской школы (далее музей) организует свою работу в целях воспитания, развития, обучения и социализации детей и... | ||
Сведения об обеспеченности образовательного процесса Музей Екатеринославской школы (далее музей) организует свою работу в целях воспитания, развития, обучения и социализации детей и... | Конспект занятия по развитию речи в младшей группе Музей Екатеринославской школы (далее музей) организует свою работу в целях воспитания, развития, обучения и социализации детей и... | ||
Прокопович Татьяной Федоровной – старший воспитатель Абрамочкиной... Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е. Д. Фелицына | Музей истории и народного быта села Сушаны и близлежащих поселков... Музей расположен на 1 – ом этаже школы в двух классных комнатах площадью 72 кв м | ||
Положение о филиале кгбу «Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая» Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е. Д. Фелицына | Конспект занятия по рисованию в 1 младшей группе. Тема: "Снежинка" Музей Екатеринославской школы (далее музей) организует свою работу в целях воспитания, развития, обучения и социализации детей и... | ||
2 Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста Музей Екатеринославской школы (далее музей) организует свою работу в целях воспитания, развития, обучения и социализации детей и... | Я поведу тебя в музей. Виртуальный Музей притягивает людей, воспитывает. Но не настырно, – так недавно сказал директор Государственного музея Эрмитаж Михаил Борисович... |