Любим ли мы свой музей?





Скачать 53.46 Kb.
НазваниеЛюбим ли мы свой музей?
Дата публикации02.09.2014
Размер53.46 Kb.
ТипВопрос
100-bal.ru > История > Вопрос
Уроки патриотизма

Открывая историю малой Родины
Любим ли мы свой музей? Любим ли его настолько, чтобы, хорошо изучив все стенды, не упустить возможности прийти еще раз и открыть для себя что-то новое в уже вроде бы известной истории края? Не говоря о посещении новых выставок… Сколько ответят положительно, можем догадываться, но последний майский краеведческий урок в Ловозерском музее, проведенный заведующей Галиной Александровной Кулинченко и учителем истории и обществоведения Светланой Юрьевной Окружновой для учащихся 8-а класса Ловозерской школы-интерната, показал: любящих музей, малую родину с ее историей, патриотов станет больше.

По статистике 60% учителей предпочитают традиционную форму урока, когда учитель сам формулирует тему, излагает материал, подводит итоги, и в этом случае можно было провести такой урок. Но в настоящее время в условиях введения новых Федеральных образовательных стандартов, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина учитель должен владеть современными образовательными технологиями и так организовать урок, чтобы включить каждого ученика в творческую познавательную деятельность - тогда учиться будет интересно. При этом предполагается большая самостоятельность детей: они сами формулируют тему, ищут информацию и делают выводы, усваивая материал, приобретая навыки самоорганизации и работы в команде.

Такой урок по краеведению в форме «квест» (путешествие) и прошел в музее, и в нем приняли участие не только восьмиклассники, но и учителя истории, для которых он позже продолжился работой уже на своем семинаре в ЛШИ. Никто не знал о теме общения, но юные экскурсанты по сценарию должны были сами определить ее, а значит, уже с начала урока - анализировать все, что говорили ведущие урок. Открывая его, Галина Александровна рассказала о личности саамского писателя, поэта Аскольда Алексеевича Бажанова - патриота края, саамского народа, который через всю жизнь пронес чувство любви к родной земле, запечатлевшееся в литературном творчестве. Писатель запросто приходил и в музей на встречи с земляками, подпитываясь новыми темами, радушием земляков.

Для современников стал расхожим такой посыл: «Родина там, где мне хорошо, и это необязательно место рождения». Но Светлана Юрьевна обратилась к стихотворению Михаила Лермонтова «Родина»:

Люблю Отчизну я,

Но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой…

То есть поэт рассудком понимает, что любить страну, в которой крепостное право формально отменят только через 20 лет, в которой трудно жить не только простому народу, но и мыслящим кругам общества, трудно, но настоящее чувство любви к своей родине - это когда не находишь ответа, за что любишь, когда переживаешь все потрясения, когда стремишься вернуться на родную землю, следуя народной поговорке «Хоть одной ногой да на земле родной».

В ходе размышлений восьмиклассники сформулировали предполагаемую тему общения на уроке, которая образно называлась "Люблю Отчизну я». А чтобы ответить на основной вопрос, каким высоким словом можно назвать преданность и любовь к Отечеству, учащиеся, объединившись в пять групп, должны были пройти трудный путь познания истории Ловозерья, своей малой родины.

Каждая группа, отправляясь в путь со своей станции, где она искала на экспозициях, порой с помощью станционных смотрителей (работников музея) ответы на два вопроса по истории края, посетила по пути-кругу еще четыре с новыми вопросами, и в итоге, буквально обегав весь музей за считанные минуты, каждая группа нашла ответы на 10 вопросов. Но и это не все: из ответов-слов юные краеведы, следуя подсказкам в заданиях с вопросами, находили кодовые буквы, из которых и появилось… высокое слово «патриотизм».

Наблюдая за ходом поиска, я могу уверенно сказать: далеко не каждый взрослый за считанные минуты справился бы с этим заданием - нужны навыки скорочтения, ориентации в тексте, анализа. Озадаченные «путешественники» справились с непростым поиском и в качестве награды получили замечательную патриотичную песню в исполнении своего товарища – Никиты Симагина. Поскольку Никита - еще и выпускник Ловозерской детской музыкальной школы, все дружно поздравили его и друзей-выпускников - Надежду Огаркову и Андрея Пчелина.

Известно: патриотизм граждан способен творить чудеса, и в высоком смысле - спасать и возрождать государства. Так что значит быть патриотом? Вот как отвечали будущие выпускники в дискуссионной части урока:

- Патриот - это человек, который любит свою страну и сделает все возможное для ее благополучия.

- Это - тот, кто, если нужно, постоит за нее, отдав свою жизнь. Это - «фундамент» страны.

- Патриот - это гражданин, который не может прожить без Родины, кто делает хоть одно малое доброе дело для других.

- Патриот - это тот, кто никогда не предаст свою Родину.

- Как оказалось, патриоты - это мы все с вами, ребята,- сказала Светлана Юрьевна Окружнова, подводя итог обмену мнениями. - Вы все были искренни: и прав тот, кто сказал, что патриот - это тот, кто любит свою семью и своих родителей. История убеждает: мы - великая страна, и когда нужно встать на защиту Родины, мы объединимся и защитим ее. Мы - великая нация, великий народ, который не только свою страну защищает, но и является народом-освободителем других стран. Пришел Наполеон - голову сложил, пришел Гитлер и его победили. Мы должны помнить и уважать историю своей страны.

В завершение урока учащихся пригласили рассмотреть вывешенную шкалу мнений и отметить на ней позицию, свидетельствующую об оценке урока. Все были единодушны в оценке и отмечали следующее: понравилась необычная форма урока - он был интересным, познавательным; такие уроки проходят интересно, заставляют размышлять; такие уроки очень нужны - учат думать. Добрые слова об уроке были сказаны и коллегами:

- Убедилась, что в нашем музее можно каждый раз находить что-то интересное из истории края, страны в целом (Ф.В.Дигурова - заместитель директора ЛШИ).

- И Светлана Юрьевна, и учащиеся отлично подготовлены к работе по новым федеральным образовательным стандартам. Хочется поздравить с успешной работой и Галину Александровну Кулинченко , с которой мы вместе учились и которая тоже является патритом : вся ее жизнь связана с Ловозером, музеем, где нас всегда тепло встречают. Думается, если надо указать одно из интересных мест в стране, то мы, патриоты Ловозерья, могли бы предложить Ловозеро (С.И.Пидгаецкая - заведующая методической службой отдела образования района).

По традиции подошло время оценить работу учащихся, и тут Светлана Юрьевна призналась, что, поскольку у нее есть пробелы в знаниях по краеведению, поэтому принципиально оценить поможет Галина Александровна. В итоге весь класс получил в журнале пятерочный столбец. Принципиально. А пожелание у всех было одно - почаще проводить такие интересные, энергичные уроки.

Уже на учительском семинаре в ЛСШ, где историки в своей творческой лаборатории собрались обсудить «Результаты исследования о сформированности базовых понятий гражданской компетентности учащихся 5, 9 и 11-х классов Ловозерского района», я спросила Светлану Юрьевну, как родилась идея такого урока. Оказывается, подсказал актуальный современный писатель Борис Акунин в своем романе «Квест» (2008 г.), краткое содержание которого можно определить как «битва за мозги». С тех пор такая форма урока как «квест» или «вертушка» регулярно использовалась учителем в разных аудиториях и учащимся нравились мозговые штурмы. Ко Дню Победы, например, учитель проводила квест по улицам села по теме « О чем мечтали граждане и жители села Ловозеро в 40-е годы 20 века?» Ответ, или кодовое слово, учащиеся нашли из истории улиц, открыв для себя много нового. А мечтали тогда все об одном - о Победе.

Ну, а что касается семинара, то учителя детально обсудили проведенные ранее анкеты учащихся с их мнением о таких понятиях, как: гражданин, патриот, родина, малая родина, вера, история, семья. Все участники семинара были единодушны: базовые духовно-нравственные понятия у учащихся 5-11 классов в целом сформированы, но большинство учащихся пока отождествляют веру с религией, историю с наукой, а не с событиями. Отмечено, что немногие обладают диалектическим видением явления, но нам очевидно - таковым не обладает и большинство взрослых. Однако по мере взросления уровень сформированности понятий улучшается. Интересно, что мальчики в этом плане успешнее, чем девочки 5 и 11 классов, но уступают девочкам 9 класса. С. И. Пидгаецкая, подводя итог обсуждению, успокоила всех: «Что бы мы ни говорили, но из наших школ выходят дети со сформированными мировоззренческими понятиями, достойные члены общества, осознающие ответственность за настоящее и будущее страны».

Анна Кузнецова.

«Ловозерская правда» №24 от 14.06.2013 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Любим ли мы свой музей? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мы любим великорусский народ и желаем ему всего самого доброго, любим и изучаем его язык… и русских писателей, великих светочей в...
Любим ли мы свой музей? icon«черноморская жемчужина» Еженедельный сборный тур для индивидуальных туристов
Факультитивно. Для самостоятельного осмотра предлагаем посетить музеи – Художественный музей, Краеведческий музей, Музей Западного...
Любим ли мы свой музей? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обзорные экскурсии в школьный музей «Нет в России семьи такой, где б не памятен свой герой»
Любим ли мы свой музей? iconКонспект игры занятия в средней группе «Экскурсия в музей мячей»
...
Любим ли мы свой музей? iconГражданско-патриотическое воспитание
В школе работает «Этнографический музей народов Среднего Поволжья». Руководитель Гаязова Р. Р. Создан музей в апреле1970 года
Любим ли мы свой музей? icon«У зайчика в гостях»
Музей Екатеринославской школы (далее музей) организует свою работу в целях воспитания, развития, обучения и социализации детей и...
Любим ли мы свой музей? iconКонспект виртуальной экскурсии
Музей Екатеринославской школы (далее музей) организует свою работу в целях воспитания, развития, обучения и социализации детей и...
Любим ли мы свой музей? iconДополнительные интеллектуально-познавательной направленности
Музей Екатеринославской школы (далее музей) организует свою работу в целях воспитания, развития, обучения и социализации детей и...
Любим ли мы свой музей? iconСведения об обеспеченности образовательного процесса
Музей Екатеринославской школы (далее музей) организует свою работу в целях воспитания, развития, обучения и социализации детей и...
Любим ли мы свой музей? iconКонспект занятия по развитию речи в младшей группе
Музей Екатеринославской школы (далее музей) организует свою работу в целях воспитания, развития, обучения и социализации детей и...
Любим ли мы свой музей? iconПрокопович Татьяной Федоровной – старший воспитатель Абрамочкиной...
Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е. Д. Фелицына
Любим ли мы свой музей? iconМузей истории и народного быта села Сушаны и близлежащих поселков...
Музей расположен на 1 – ом этаже школы в двух классных комнатах площадью 72 кв м
Любим ли мы свой музей? iconПоложение о филиале кгбу «Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая»
Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е. Д. Фелицына
Любим ли мы свой музей? iconКонспект занятия по рисованию в 1 младшей группе. Тема: "Снежинка"
Музей Екатеринославской школы (далее музей) организует свою работу в целях воспитания, развития, обучения и социализации детей и...
Любим ли мы свой музей? icon2 Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста
Музей Екатеринославской школы (далее музей) организует свою работу в целях воспитания, развития, обучения и социализации детей и...
Любим ли мы свой музей? iconЯ поведу тебя в музей. Виртуальный
Музей притягивает людей, воспитывает. Но не настырно, – так недавно сказал директор Государственного музея Эрмитаж Михаил Борисович...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск