Скачать 264.24 Kb.
|
Департамент образования города Москвы Северо-Восточное окружное управление образования Ресурсный центр « Воспитание ценностных ориентиров» ГОУ Центр развития ребенка –Д/с № 1837 Авторы: Прокопович Татьяной Федоровной – старший воспитатель Абрамочкиной Ольгой Юрьевной – педагог-организатор Название: «МУЗЕЙ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА» Материал предназначен для старшего воспитателя и воспитателя Музей–место, где хранятся и экспонируются предметы культуры, быта, истории, искусств. Это место, куда приходят люди, чтобы увидеть, узнать что-то редкое, то, чего не увидишь каждый. Это хранилище человеческой памяти. В музей люди приходят, чтобы прикоснуться к чему-то святому, чему-то дорогому, к тому, что хочется запомнить. В музее всё особенное: и экспонаты, и обстановка. И вести себя нужно не так, как можно вести себя на улице или дома. К сожалению, дошкольник, даже живущий в столице, не часто ходит в музеи. И тем самым лишается возможности приобщаться к этой стороне культуры народа. А что если музей «принести» ребёнку, поместить его в стенах дошкольного учреждения? Но такой музей должен обязательно обладать целым рядом особенностей, чтобы стать интересным и приятным для него. В нашем дошкольном учреждении организованно два музея: «Народные умельцы» и музей «Путешественника». В музее, прежде всего, следует собрать экспонаты, которые позволят ребёнку больше узнать о своём и других народах, их быте, искусстве, народном творчестве, костюмах, игрушках, орудиях труда, о природе и достопримечательностях. Предлагая ребёнку такие экспонаты, мы стремимся развивать в нём познавательные интересы, социальные чувства и на их основе закладывать основы патриотизма и толерантного отношения к людям других национальностей. Второй особенностью музеев в дошкольном учреждении является то, что каждый экспонат музея доступен ребёнку. Он может его не только рассматривать, но и трогать. Дошкольнику свойственно познавать мир посредством органов чувств. Ему недостаточно лишь увидеть что-то глазами, он больше и лучше запоминает, когда дотронется до вещи, возьмёт её в руки, может быть, подвигается с нею. Увеличивается полнота восприятия, прочность запоминания. Поэтому, приходя в музей, дети, конечно, с помощью воспитателя имеют возможность взять с полки заинтересовавший их предмет и рассмотреть его и даже поиграть, например, посвистеть в свистульку, сложить матрёшку, примерить на себя украшения из сундучка… Работа в музее очень увлекает детей, она естественно стимулирует их творческую мысль, укрепляет и развивает познавательные интересы детей. Все названные особенности делают музей своим для ребёнка. В нашем дошкольном учреждении организован музейный комплекс. В музее «Народные умельцы» дошкольники узнают историю, культуру и традиции своего народа. А музей путешественника формирует у детей представление о Земле, жизни людей на Земле, таким образом, развивает планетарное мышление дошкольников. Дети посещают музеи систематически, они их хорошо знают, ориентируются в них свободно, но экспозиции музея не остаются стационарными, они постоянно обновляются, дополняются тематическими выставками, насыщаются новым содержанием. В последующем мы будем дополнять музеи экспонатами, и создавать новые направления, такие как «Наука и искусство без границ», где познакомим детей на доступном им уровне с достижениями в области науки и искусства; «Настоящее и прошлое предметов», где дети узнают, кто был «бабушкой», к примеру, современной ручки, утюга, электрической лампочки. Предлагаемое читателю методическое пособие предназначено тем дошкольным учреждениям, в которых пока ещё нет музея. На страницах пособия они найдут конкретные рекомендации по оформлению музейных помещений и содержанию экспозиций. Надеемся, что материал пособия будет интересен тем, у кого подобные музеи уже функционируют. Мы разместили не только варианты конспектов работы с детьми в музеях дошкольных учреждений, но и свои взгляды на содержательную часть этой работы. Музеи дополняют ту большую работу, которая проходит в нашем дошкольном учреждении по воспитанию граждан своей страны, патриотов Родины и людей, умеющих относится к другим людям доброжелательно и с интересом. Над созданием наших музеев работал весь педагогический коллектив под руководством старшего воспитателя Прокопович Т.Ф. и музейного педагога Абрамочкиной О.Ю. Методические рекомендации по созданию в ДОУ музея Музей «Народные умельцы». Введение дошкольников в историю Родины, приобщение к прошлому своей культуры в историческом и географическом аспектах является актуальной перспективой для формирования гражданской позиции растущего человека. В нашем дошкольном учреждении данную проблему мы решаем через ознакомление с традициями, обычаями, особенностями русского быта и русского народного искусства. Работа по данному направлению велась в ДОУ не один год. За это время накопилось не только много методических и творческих наработок, но и была собрана большая коллекция изделий русских народных промыслов и предметов быта русских людей. Коллективом ГОУ было принято решение систематизировать и дополнить имеющийся материал и собрать его в едином музее. Оборудованы наши музеи в помещениях БАЛКОНОВ, которые были утеплены, отремонтированы и оформлены для работы с детьми в музейном комплексе. Посещая музей «Народных умельцев» можно увидеть, как русские люди воспевали любовь к Родине, почувствовать красоту простых предметов обихода, украшенных яркой нарядной росписью, в которой оживают природные мотивы. Дети имеют возможность познакомиться с истинными произведениями народного искусства: посудой, утварью, игрушками, свистульками, украшенными гжельской, каргопольской, дымковской, хохломской, городецкой росписями. Где брались экспонаты для музея? Все предметы декоративно-прикладного искусства являются подлинными и приобретались в художественных салонах города Москвы, в центре ЗАО «Элти – Кудиц» и центрах народных промыслов таких, как Павлов - Посад, Сергиев Посад, Гжель, Жостово, где побывали с экскурсиями наши сотрудники и воспитанники с родителями. Многие предметы старинной утвари и посуды были подарены музею взрослыми : педагогами ДОУ и родителями. Куклы в русских национальных костюмах и народов России заказывались в театральной мастерской « ИРМА – ДЕКОР», г. Москва, Земледельческий переулок, дом 12, тел (495) 244-71-02, 244-05-47 Экспозиция музея « Народные умельцы» состоит из нескольких выставочных зон. Мини зона «Старинные предметы быта». В нее вошли следующие предметы-экспонаты: сундук с русскими национальными костюмами, украшениями, головными уборами. Предметы быта: прялка, керосиновая лампа, самовар 1819 года, деревянная и глиняная посуда, захваты, корзины, туеса и др. Мини зона игрового комплекса «Русское подворье», отображает особенности старинного русского быта. Экспозиции в витринах, посвящены Экспозиции в витринах, посвящены народным промыслам России. Так же в нашем музее собрана большая коллекция кукол в русских национальных костюмах – представителей разных губерний России и других народов нашей страны. «Музей путешественника» Воспитанники нашего дошкольного учреждения, как и большинство современных детей много путешествуют. С каждым годом меняются горизонты их странствий – посещение исторических мест Москвы, отдых на даче, на Черноморском побережье сменяются поездками по странам мира. Поэтому одна из задач дошкольного учреждения не только « научить детей и родителей отдыхая, замечать интересные и доступные объекты для наблюдений, но и расширять границы новых знаний, впечатлений и открытий наших воспитанников в рамках проекта « Я – гражданин мира». И успешность решений этих задач мы увидели в создании «Музея путешественника». Посредством детского музея, возможно, не только ответить на многочисленные вопросы ребенка о мире, который пока еще сложен для его понимания, но и удовлетворить потребность ребенка в упорядочении полученной информации от увиденного. Именно в детском музее ребенок может трогать предметы – экспонаты, экспериментировать с ними, таким образом, удовлетворяя свое любопытство, а так же учиться взаимодействию с другими людьми. Где брались экспонаты для музея? По утвердившейся в нашем детском саду традиции, после летнего отдыха дети приносили материалы о своих путешествиях, подготовленные вместе с родителями. Это могли быть фотоальбомы, разнообразные сувениры: монеты, тарелки, магниты с изображением символики и достопримечательностей разных городов и стран, открытки, рисунки и т.д. Эти материалы стали первыми экспонатами музея. И, конечно, самое активное участие в комплектовании экспозиции принял весь коллектив нашего детского сада. Коллекция кукол в национальных костюмах народов МИРА приобретались на фирме « АСИК» - РФ Республика АЛАНИЯ, Владикавказ, ул. Островского, дом 32. Тел: (8672) 76-74-20, Тел. в Москве: 290 – 35 – 96. Таким образом, нами был собран уникальный материал для «Музея путешественника». Экспозиция нашего музея состоит из трех частей, которые располагаются в витринах и нескольких микро-зонах. Центральная часть посвящена городу Москве и нашей стране - России. Здесь собраны экспонаты, связанные с различными городами и областями нашей родины, а также материалы по ознакомлению с Государственными символами, которые являются частью культуры и истории нашей страны. Особое место в музее отведено экспозиции, посвященной воинской славе нашего народа, защитникам Отечества. Здесь представлены такие экспонаты, как: солдатская гимнастерка, фуражка, бинокль, фляжка, книги о полководцах, фотографии дедов и отцов – защитников нашей Родины и коллекция именных наград прадедушки нашей воспитанницы, ветерана войны, которую передали в дар музею. Вторую часть экспозиции мы посвятили странам мира и назвали ее «Предметы со всего света». Предпочтение в выборе представленных здесь зарубежных стран мы отдали тем, в которых уже побывали многие воспитанники. Это Египет, Китай, Испания, Турция, Куба, Англия, Финляндия, Индия и другие. Экспонатами этой части музея являются самые разнообразные вещи: игрушки, музыкальные инструменты, монеты, украшения, статуэтки с достопримечательностями разных стран, атласы, куклы в национальных костюмах, книги о путешественниках, настольные игры и т.д. Третья часть экспозиции включает несколько микро зон. На напольных дисплейных системах расположены две самодельные книги : «МОЯ ОТРАДА», где запечатлены достопримечательности нашего района, нашей малой Родины – «Отрадное». А так же составлены исторические справки с доходчивой информацией для детей об истории названий улиц, на которых проживают наши воспитанники. В «Большой книге маленьких путешественников» собрана информация о некоторых странах, где побывали наши воспитанники: это исторические факты, легенды, сказания, фото коллажи семейных путешествий с записями впечатлений детей от поездок, а также полезные советы родителей для тех, кто собирается на отдых вместе с детьми. В музее путешественника имеется карта мира, где отмечены маршруты семейных путешествий и показаны разнообразные виды транспорта: автобус, машина, поезд, самолет, корабль, верблюд, сани с упряжкой собак и др., на которых возможно совершить эти поездки. Коллекция сувениров на магнитной основе и значков. Особое место выделено для сменных выставок тематических экспозиций, таких как «Головные уборы народов мира», « Семь чудес света», « Где, чей дом?», « Все флаги в гости к нам», « Города – герои России», « Золотые купола» и др. Содержание работы с детьми в «Музее путешественника» несколько отличается от работы в музее « Народные умельцы», так как «Музей путешественника» является связующим звеном в системной работе педагогов нашего дошкольного учреждения по воспитанию гражданина мира. Для детей старшего дошкольного возраста мы организуем серию познавательных экскурсий, цель которых- сформировать интерес у детей к ознакомлению и более углубленному изучению разных стран как на занятиях в группе, так и в групповом уголке путешественника в рамках проекта «Земля – наш общий дом». В то же время, работа в музее путешественника не может не перекликаться с содержанием работы в музее «Народные умельцы». В самом названии «Музей народных умельцев» кроется перспектива его развития. Мы изначально предусматривали, что его содержание не будет ограничиваться только Россией. Нам представляется, что дошкольников необходимо знакомить с уникальными предметами, сделанными руками мастеров разных стран мира. Чеканка из Грузии, солнечный янтарь из Прибалтики, африканские и индийские изделия из кости, якутские металлические украшения, узбекский шёлк – география экспозиций и выставок может быть обширной и разнообразной. К большому нашему сожалению, современные здания ДОУ не всегда предназначены для организации дополнительных воспитательных и познавательных зон. Коллеги из других детских садов, которые последуют нашему примеру, непременно столкнуться со многими трудностями. Хотим поделиться с ними нашим опытом и дать НЕСКОЛЬКО ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ: Начните с помещения. 1.Если вы вынуждены ограничиваться небольшим помещением для создания музея, то: - стройте работу с детьми по подгруппам – не более 10 человек, чтобы экспонаты были доступны для обзора каждого посетителя. - тщательно продумайте мини – зоны, которые соответствуют содержанию музея и формату имеющейся площади; - заранее планируйте порядок сменяемости экспонатов музея и варианты их хранения вне музея (в так называемых «запасниках») 2. Не перегружайте помещение музея витринами и стендами, оставьте место для музейного экспериментирования и организации тематических выставок для интерактивной работы с детьми. 3. Заранее продумайте освещение музея. Лучше всего дополнительно использовать элементы подсветки выставочных шкафов. 4. Не перегружайте помещение музея цветовыми оттенками. Пусть всё внимание будет обращено на экспозицию, а цвет стен и пола целесообразно выдержать в лаконичной гамме. На окна лучше всего подойдут жалюзи – они не отягощают пространства. Продумывая содержание: 1. Заранее подбирайте разнообразные музейные экспонаты и их количество. Например: для проведения выездной экспозиции «музейного сундучка» может понадобиться несколько предметов одного назначения (скалочки, расписные ложки, свистульки и т.д.). В этом случае они не все выставляются витринах, а приобретаются в прок и до времени хранятся в «запасниках». 2. Определяя тематику экспозиций, придерживайтесь правила «постепенной смены»: что-то для детей остаётся знакомым, а что-то новое вносится поэтапно. 3. Если вы на начальном этапе и не имеете разнообразие материала – ни в коем случае не выставляйте его весь. Главная задача музея в дошкольном учреждении постоянно поддерживать к нему живой интерес воспитанников и не допускать скучного однообразия. 4. Обязательно выстройте перспективу работы музея. Не гонитесь за активным обновлением материалов. Отдельные темы и экспонаты будут присутствовать в вашем музее с определённой цикличностью. Это связано с особенностями воспитательного процесса ДОУ: знакомство с отдельными темами проходят у дошкольников поэтапно, с добавлениями и усложнением в зависимости от возраста. Например: знакомство с русским костюмом, с предметами быта. Основные принципы работы в музее. Для осуществления плодотворной работы с детьми в нашем музейном комплексе был разработан ряд основных принципов. 1. Неуклонно соблюдать принцип интерактивности, позволяющий детям на основе чувственных восприятий обогащать личный опыт Например: Знакомясь с деревянными погремушками и свистульками, дошкольники обязательно захотят с их помощью «отогнать злых духов», ведь именно для этого мастерили их русские люди. Если же происходит знакомство с предметами быта, то они должны обязательно «ожить» в руках наших воспитанников: ухват поставит чугунок в печь, в вёдрах на коромысле заплещется вода, стиральная доска опустится в корыто, а керосиновая лампа обязательно будет зажжена. 2. Композиции музея составлены таким образом, чтобы при необходимости они могли использоваться мобильно (например, выносится в отдельные группы в «музейном сундучке») и быть доступными для посетителей для проведения музейного экспериментирования. Например: При ознакомлении с искусством Гжели или Хохломы экскурсовод предлагает детям взять в руки экспонат и ответить на вопрос, из какого материала он выполнен? Как двигаются Богородские игрушки? Нужны ли нитки и иголки для изготовления тряпичных кукол? |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Руководители проекта: Стаина О. А., директор Центра «Галактика», Карсаков И. А., педагог дополнительного образования, руководитель... | Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» Разработано Щемелевой Ольгой Юрьевной, учителем русского языка и литературы высшей квалификационной категории | ||
В номинации «Видеофильм» Автор сценария Маркелова Лариса Леонидовна, педагог – психолог мкдоу№68 «Белоснежка». Режиссёр, звукооператор, оператор Анисимова... | Любим ли мы свой музей? Ловозерском музее, проведенный заведующей Галиной Александровной Кулинченко и учителем истории и обществоведения Светланой Юрьевной... | ||
Отчет по результатам работы мбдоу №136 за 2011 2012 учебный год Доу «Цветущий город» 5 педагогов: Еремина И. Е. (заведующая), Павловицкая С. В. (старший воспитатель), Николаева З. А. – воспитатель... | Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе... Разработано Щемелевой Ольгой Юрьевной, учителем русского языка и литературы высшей квалификационной категории | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Баврина Н. М.,педагог- организатор, Дурнева О. В., зам дир по вр, Шатохина В. С., педагог доп образования | Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный... Разработано Щемелевой Ольгой Юрьевной, учителем русского языка и литературы высшей квалификационной категории | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Фио автора, должность, предмет преподавания, название учреждения, полный адрес оу: Бровкина Ирина Николаенва, музыкальный руководитель;... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Как помочь ему легче адаптироваться в школе? Эти вопросы беспокоят вас- родителей, и нас педагогов. Разобраться в них нам пришли... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Режим работы группы: 3,5 часа без питания. В течение дня с детьми, в доступной и интересной форме проводят разнообразные игры-занятия... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет), старший воспитатель Орлова Светлана Васильевна, учитель – логопед... | ||
Зачем нужно краеведение в школьной программе? В этом же году музей был паспортизирован, ему присвоено название «Школьный краеведческий музей», выдано свидетельство # 2747. Понятно,... | Г. Лениногорска Республики Татарстан Название музея Название музея Этнографическо– краеведческий музей муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа... | ||
Название музея, его адрес: Музей видного ученого и писателя Мухаммата Гайнуллина Музей основан в 2004 году. Находится на 1 этаже двухэтажного помещения Кзыл-Тауской средней общеобразовательной школы им. М. Х. Гайнуллина.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Участники: учащиеся 1-4 классов, классные руководители, педагог-организатор, родители |