Скачать 0.64 Mb.
|
Министерство образования и науки Удмуртской республики Управление образования АМО «Воткинский район» МОУ «Камская средняя общеобразовательная школа» МОУ ДОД «Центр детского творчества» Воткинского района Организация внеурочной краеведческой работы в общеобразовательной школе (на примере Камской школы Воткинского района)) Автор:Новосёлова Наталья Юрьевна, учитель истории, педагог дополнительного образования по краеведению МОУ ДОД «ЦДТ»Воткинского района; Адрес: Воткинский район, с.Камское, ул. Молодёжная, д.1 – кв. 2; ИНН – 180400086704; Паспорт: серия 9403, №141445, выдан УВД г.Воткинска 21.04.03 С.Камское 2009г. Пояснительная записка Задумываясь над сущностью педагогической деятельности, я вспоминаю слова немецкого философа, педагога Дистерверга: «Ребенок не сосуд, который надо заполнить, а факел, который нужно зажечь». В этих простых словах заключен глубокий смысл. Полный сосуд, каким бы ценным ни было его содержание, остается только заполненной емкостью. Горящий же факел дарит всем, кто его окружает, свет и тепло. Он не только приносит пользу, но и сам живет яркой, светлой жизнью и находится в постоянном движении. Для меня школа - это творческая мастерская, которая создает условия для самореализации и творческого развития личности. Моя школа для ребенка - это второй дом, где он проводит большую часть времени, это мир, в котором он живет и, как губка, впитывает весь уклад и традиции предыдущих поколений. И это от меня зависит, полюбит ребенок школу и будет с теплыми чувствами вспоминать ее или возненавидит навсегда. Увидеть в каждом ученике индивидуальность, понять и принять его самоценность, научить его размышлять, отстаивать свою точку зрения, решать проблемы - вот моя педагогическая задача. Думаю, что это задача и современной школы. История - это ключ к пониманию современности и ориентир на будущее. Как никакая другая наука, она способствует развитию мыслительного творчества, так как ребята могут, изучая предмет, анализировать, делать собственные выводы, иногда даже опровергая общепринятые мнения. Посколъку одним из источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и навыков является краеведение, то именно оно стало приоритетом в моей работе. Перед современной системой образования также стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит - и сохранение ее в наших детях. Знание истории родного края, традиций и обычаев необходимо каждому человеку. Наше прошлое - это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог плодотворного развития народа в будущем. Конкретная цель работы по краеведению - не просто получение знаний, но и осмысление явлений народной истории и культуры с точки зрения их значения для детей как нравственных и эстетических ценностей. Вторая важнейшая цель направления: развитие исследовательских, проектных способностей детей. Сумма конкретных знаний о прошлом, осмысленная с позиций настоящего, должна привести к конструированию идеала, который детям хотелось бы осуществить в будущем. Это соответственно идеал отношения ребенка к природе; к семье; к народу, родной земле, миру. Практика показала, что добиться глубоких осознанных и конкретных знаний можно путем соединения учебной и внеклассной работы. Использование краеведческого материала на уроках опирается, с одной стороны, на разностороннюю внеклассную работу, а с другой - находит в ней свое продолжение и дальнейшее развитие. Область применения данного материала: на уроках истории и ИКН, внеурочной деятельности (классные часы, памятные даты, школьные акции), дополнительном образовании Возраст обучающихся: 11-16 лет Цель: Обобщение опыта работы по организации внеурочной деятельности педагога по краеведению и школьному музееведению, который может быть интересен другим педагогам, работающих по данному профилю Задачи: - знакомство с основными направлениями и формами внеклассной краеведческой работы; - знакомство с направлениями работы по школьному музееведению; - воспитание любви и уважения к памяти предков, их гармоничному образу жизни; - стимулировать познавательный и исследовательский интерес школьников к изучению истории и культуры своей «малой родины» Содержание:
(музееведение) при МОУ Камская СОШ на 2007-2008 учебный год..…..18
Внеклассная работа по краеведению. Краеведение в Камской школе не ограничивается рамками учебной программы, а продолжается во внеклассной работе. Практика показала, что добиться глубоких осознанных и конкретных знаний по краеведению можно путем соединения учебной и внеклассной работы. Использование краеведческого материала на уроках опирается, с одной стороны, на разностороннюю внеклассную работу, а с другой – находит в ней свое продолжение и дальнейшее развитие. Внеклассная работа по краеведению широка и разнообразна и подразделяется на массовую, групповую и индивидуальную. Массовые формы: вечера, олимпиады, викторины, конференции, краеведческие игры и др. (Приложение №1, №2). Групповые формы внеклассной работы – кружки, экскурсии, походы, экспедиции, выпуск стенгазет и др. Индивидуальная работа по краеведению предполагает написание исследовательских работ по истории края. Формы внеклассной работы находятся в тесной взаимосвязи. Из массовой внеклассной работы вытекает групповая. Индивидуальная работа является неотъемлемой частью и массовой и групповой работы. В соответствии с целями краеведческого образования, мероприятия по внеклассной краеведческой работе можно условно разделить на четыре группы: - мероприятия, на которых участники выступают в роли потребителей информации (традиционные классные часы, экскурсии, встречи с ветеранами, со знаменитыми людьми и т.д.); Мероприятия, продолжающие ученическую деятельность, начатую на уроке (праздники, инсценировки, игры, конкурсы стенгазет, выставки творческих работ и т.д.) - мероприятия, которые позволяют применить знания и умения, полученные ребятами в ходе учебного процесса (защита рефератов, исследовательских работ, олимпиады, конкурсы), - мероприятия, которые позволяют на деле выразить свое отношение к родным деревне городу, краю (акции по благоустройству, охране окружающей среды, лекции, пропагандирующие краеведческие знания, публикации в газете и т.д.). Школьный музей Одной из форм краеведческой работы в школе является музейная педагогика. Организация и деятельность музея в значительной мере связана с краеведением. Именно краеведческие материалы составляют основу школьных музейных экспозиций. Феномен школьного музея состоит в том, что его образовательно-воспитательное влияние на детей наиболее эффективно проявляется в процессе их участия в осуществлении различных направлений музейной деятельности. Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, беседуя с участниками и с очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещественными, изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего края. Они учатся понимать, как история малой Родины связана с историей страны, как различные исторические, политические, социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном районе, селе. Таким образом, конкретизируются и расширяются знания и представления ребят, почерпнутые при изучении школьного курса истории и обществоведения, реализуется региональный компонент образовательных стандартов. Овладение основами музейного дела, знакомство со спецификой различных профессий, ремесел, народных промыслов в процессе краеведческих изысканий оказывают определенное влияние на профессиональную ориентацию учащихся. Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательской работе, встречи с интересными людьми помогают учащимся понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений земляков, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству. Кроме того, именно в школьном музее присутствуют не только моменты восприятия, но и созидания, которые не завершаются с открытием, а продолжают развиваться далее. Третий год в нашей школе работает объединение «Наследие» (музееведение) Районного Центрального Дома Творчества. «Наследие» - это добровольное объединение детей с 11 – 16 лет, имеющих способности и желание к исследовательской и творческой работе. Формы и методы, используемые в работе с ребятами: беседы; проведение ролевых и дидактических игр; посещение музеев; работа в районном и республиканском архиве; встречи со старожилами; экспедиции в исчезнувшие деревни; создание музейных экспозиций; составление и проведение экскурсий; проведение уроков-экскурсий; проведение занятий для учащихся начальных классов и т.д. Стараниями детей, занимающихся в кружке, создан краеведческий уголок в кабинете истории, оформляются экспозиции в музейной комнате. Вашему вниманию автор предлагает программу «Музееведение» Пояснительная записка В нашем стремительно меняющемся мире многое уходит безвозвратно, стирается из памяти людей, происходит это и с историей малой родины. Изменяется уклад жизни, вера, забываются традиции. Особенно заметен этот процесс среди подрастающего поколения. Школьный музей представляет собой идеальную среду для разноуровнего воздействия на подростков музейными средствами. На сегодняшний день школьный музей не только востребован, но и актуален, так как обладает устойчивыми, непреходящими ценностями, на которые стремятся ориентироваться многие педагоги в период поисков идеологических приоритетов. Феномен школьного музея состоит в том, что его образовательно-воспитательное влияние на детей наиболее эффективно проявляется в процессе их участия в осуществлении различных направлений музейной деятельности. Так, например, участвуя в поисково-собирательской работе, учащиеся постоянно соприкасаются с историей края. Исторические же знания, по образному определению С. О. Шмидта, «обладают особым свойством: они воспитывают не только разум, но и душу». Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, беседуя с участниками и с очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещественными, изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего края. Они учатся понимать, как история малой Родины связана с историей страны, как различные исторические, политические, социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном районе, селе. Таким образом, конкретизируются и расширяются знания и представления ребят, почерпнутые при изучении школьного курса истории и обществоведения, реализуется региональный компонент образовательных стандартов. Не мене важно и то, что в процессе музейно-краеведческой деятельности учащиеся овладевают основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой: генеалогии, археологии, источниковедения, этнографии, музееведения и т.п. кроме того, учащиеся овладевают навыками исследовательской деятельности. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общими т.п. Овладение основами музейного дела, знакомство со спецификой различных профессий, ремесел, народных промыслов в процессе краеведческих изысканий оказывают определенное влияние на профессиональную ориентацию учащихся. Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательской работе, встречи с интересными людьми помогают учащимся понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений земляков, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству. Кроме того, именно в школьном музее присутствуют не только моменты восприятия, но и созидания, которые не завершаются с открытием, а продолжают развиваться далее. Объединение «Наследие» (музееведение) при МОУ Камской СОШ – это добровольное объединение детей с 11 – 15 лет, имеющих способности и желание к исследовательской и творческой работе. Цели программы:
Задачи:
Формы и методы
Данная программа рассчитана на три года обучения на базе музейного уголка и музейной комнаты образовательного учреждения. При нагрузке 9 часов в неделю, время распределяется следующим образом: 1) первый год обучения – 2 часа в неделю 2) второй год обучения – 3 часа в неделю 3) третий год обучения – 2 часа в неделю 4) индивидуальная работа – 2 часа в неделю. Итого: 36 недель – 324 часа. В связи с тем, что в этом учебном году ребята поставили цель привести документацию музейной комнаты в соответствии с требованиями, в программе увеличено количество часов, отведенных на изучение раздела «Документация музейной комнаты». Добавлено количество часов на изучение тем экспозиционная и экскурсионная работа, так как в этом учебном году планируется создание новой экспозиции «История школы» и проведение экскурсий в музейной комнате. Расписание занятий Понедельник: 16.00-17.40 – первый год обучения Вторник 16.00. – 17.40 – третий год обучения Среда 15.30. – 18.00. – второй год обучения Четверг 16.00 – 17.40 – Индивидуальная работа Планируемые результаты:
В идеале предполагается, что учащиеся осваивают образовательную программу поступательно от понимания, что такое музей, его профили, до проведения экскурсий и написания исследовательских работ. Данная рабочая программа опирается на знания, умения детей, полученные в образовательной школе (по истории, географии, биологии, обществознанию, краеведению и т.д.) При написании программы были использованы программы Ивониной В.И. «Школа юного экскурсовода» (Ижевск) и Рыбаковой Т.И. «Музей детства: связь времен» (Глазов) при РЦУМ г. Ижевск ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Первый год обучения
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Ученик – это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь». А чтобы «зажечь» каждого ученика на уроке, следует... | Конспект урока по теме «Строение и работа сердца» Девиз урока: «Ребенок – это факел, который нужно зажечь, а не сосуд, который нужно наполнить» Франсуа Рабле | ||
Урок изучения нового материала Видеоряд «Индия» который сопровождается музыкой, можно зажечь ароматические свечи | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Читая эти строки, понимаешь: чтобы быть хорошим педагогом, нужно любить предмет, который преподаешь, и детей, которых учишь. Только... | ||
Пояснительная записка Учебный план А это во многом зависит от нас, работать в этом направлении надо начинать уже с младшего дошкольного возраста. Ребёнок – дошкольник... | 1 Одаренность это системное, развивающееся в течение жизни качество... Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки... | ||
Заменить союзное слово который союзными словами где, куда, откуда;... Причастные обороты заменить придаточными определительными с союзным словом который, поставив придаточное после определяемых слов | Задания Затем 1) выбери тему исследовательского проекта (реферата), который можно написать на основании этих текстов; 2) составь план, который... | ||
Задания Затем 1) выбери тему исследовательского проекта (реферата), который можно написать на основании этих текстов; 2) составь план, который... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Результативный педагогический опыт – это образец педагогической деятельности, который | ||
Л. Е. Иванова Протокол №1 от 29. 08. 2013 г Образовался некий вакуум в эмоционально-ценностном отношении к родной стране, заполнить который необходимо ценностями и традициями... | Программа «Одарённые дети» Одаренный ребенок это ребенок, который... Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа №11 с углубленным изучением отдельных предметов... | ||
Пояснительная записка данная программа составлена ... | План работы методического объединения учителей русского языка и литературы Совершенствование личности педагога, имеющего установку на инновационное развитие, который умеет разрабатывать и реализовывать проекты... | ||
Пояснительная записка «рабочая программа по литературе для 7 класса» ... | Методические рекомендации по выполнению контрольных работ Основной формой заочного обучения является самостоятельная работа студента над учебным материалом. При изучении материала нужно руководствоваться... |